Вкус к жизни или запах женщины

Виктория Любая
Случайные неслучайности
====================================

Есть люди, для которых наша жизнь изобилует случайностями (т.е. происходящему нет иного объяснения, кроме «как-то так оно само вышло…» и т.п.). Но есть и те, для кого случайностей не бывает вовсе. Такие люди рассуждают примерно таким образом: «Случается «нечто», только мы, – рассуждают они – не всегда можем это «нечто» правильно истолковать».  Есть и такие, кто предчувствует в случайности некий смысл, но… Чаще, увы, даже уловив некий сигнал, могут его легкомысленно проморгать или, грубо говоря, проигнорировать. По моим ощущениям, сама я принадлежу к этой категории, а собственное «легкомысленное игнорирование» называю попроще: се есть глупость. Угу.  Как бы обидно не звучало, но по факту – она и есть.

Примеров тому (личных, моих) не мало. Ну да речь не о них. Хотелось лишь пояснить: даже когда пишу, что нечто со мной произошло «случайно», сама-то я произошедшее случайным, в принципе, никогда  не считаю. Ну, не хватает ума понять или адекватно выразить как эту «неслучайность» поняла. Иногда и вовсе предоставляю течению (процессу) нести меня, увлекая за собой не весть куда, всецело отдаваясь потоку и, по возможности, не сопротивляясь  и не противясь (насколько уж получается, поскольку не всегда бывает это безболезненно или приятно). А порой, действуя из собственного «недомыслия», могу испытывать душевный дискомфорт и т.д. Очень просто: не понимаю (не верю …), поэтому  и боюсь, цепляюсь, борюсь, сопротивляюсь. И когда надо и когда не надо. Инстинктивно, конечно…

Эх, ну и наконец я добралась до того, о чем, вообще-то, собиралась порассуждать «вслух»))). О <случайно> просмотренном фильме режиссера Александра Котта, воспринятому мною вначале за… трейлер. Чистая правда,  что объяснить довольно легко. Со времен, когда в моём детстве-юности были популярны  короткометражные фильмы, как говорится много воды утекло. Например, кто помнит, в 70- х – 80-х грузинские кинематографисты сняли целую серию короткометражек, ставших некой историей «из жизни компании грузинских рабочих-разметчиков на дороге».  Добрые, с юмором, ироничные и немного грустные. Кстати, там был придуман шикарный «ход»: герои не разговаривали между собой,  вся игра строилась на общечеловеческом «эсперанто»: мимике и жестах, и не нуждалась в переводе!. В нынешнее время такой формат больше эксплуатируется для социальной рекламы или ю-тубовских (популяризаторских, авторских и пр.) шедеврусов. А чтобы полноценная современная кинокартина длилась всего…. 20 минут?… Ровно столько длится фильм Котта.  А что такое, в наше время скайп-конференций и самодельных видео-фильмов, – 20 минут «экранного времени»?!? Начальные и заключительные титры с благодарственным списком-рекламой спонсоров, занимают, иной раз, немногим меньше))).

Но узнала я о режиссере только после того, как посмотрела его фильм. Считаю, что здесь мне, конечно, повезло: обладай этой информацией «до».., - фамилия режиссера, возможно, послужила бы для меня неким заградительным шлагбаумом. Печально известные мне фильмы Ал-ра Котта (раньше был термин «чернуха», но я бы здесь употребила слово «жестокость» и «неприкрытый цинизм»), словно то самое «молоко», обжегшись на котором, «на воду дуют», - рефлексивно отпугнуло бы меня от «Близкого объятья» (так называется этот короткометражный фильм). Предвзято? Каюсь, но именно так, скорее всего, и поступила бы, не «клюнув» даже на блестящий актерский дуэт: Инны Чуриковой и Альберта Филозова.

Но… «Случаю»  было угодно продемонстрировать мне эту незатейливую, в общем-то, короткометражку. Скажу больше. Фильм вполне мог бы быть курсовой работой студента-ВГИКОВца. Такая, своего рода, «зарисовка» (или съёмка «скрытой камерой»): фрагмент повседневности обычных, ничем не примечательных, «оставивших позади свою молодость» и шагнувших в новый период своей жизни, людей (коих – миллионы).


Сюжет фильма от прокатчиков:
----------------------------------------------------
<Это кино-история> «Об отношениях мужчины и женщины, которые, несмотря на испытания, выпавшие на их долю, даже в зрелом возрасте сумели сохранить вкус к жизни и веру в любовь. Их чувства пережили боль потери и разлуки, но все же не потеряли своей силы. И хотя поначалу герои пытаются спрятать свои эмоции и переживания, обманывают не только друг друга, но и самих себя, в результате любовь побеждает и ставит все на свои места…».


Краткость – сестра таланта?
====================================

Как я поняла из интервью с режиссером (по поводу совсем другой его картины), Александр Котт всё более и более входит во вкус к формату историй, по типу: «додумай недостающее себе сам». Чем, вероятно, объясняется и его тяга к написанию собственных сценариев к таким фильмам.

На мой взгляд, повествование о героях данной короткометражной киноленты снято именно по такому принципу. На этом, собственно, и держится «интрига» фильма. В тоже время, сам фильм, безусловно, существует за счёт высокопрофессиональной игры главных исполнителей, которые «вытягивают» не только отсутствие (наверняка) чётких характеров своих персонажей, но и, собственно, режиссуры, что видно невооруженным глазом (не считать же монтаж и количество дублей – основой «режиссерского почерка»!).

«Хорош» (как обычно) и сопроводительный к фильму текст. (Особенно для тех, кто хотел бы узнать, о чём – новое кинопроизведение скандально-модного режиссера). Такое ощущение, что писавшие мини-релиз – некое альтер-эго Александра Котта: мы мол, тут кое о чем написали, а зритель уж сам чего-нибудь придумает к сказанному или увидит, благодаря данному тексту ТО, чего там и в помине НЕТ.

Велик соблазн начать пересказывать просмотренное, чтобы не голословно, а на примерах обосновать высказанное и то, о чем бы хотелось сказать далее. Но… 20 минут! Стоит ли? Уж лучше (если выдастся у вас менее получаса свободного времени и будет соответствующее желание) потратить 20 минут и самому сравнить «рекламу» и фильм.

Впрочем, можно пойти по пути, к которому  подталкивает зрителя сам автор фильма. А именно. Начать сочинять историю за историей, строить догадку за догадкой (поскольку написанный «синопсис», как вы уже, наверное, поняли, всего лишь одна из таких же «версий»). Действительно, а почему бы и нет?! Но – нет. Во всяком случае, для меня, как зрителя.


«…эль карноваль»
=============================

Старшее поколение и мои ровесники прекрасно помнят песню в исполнении Л.Гурченко в фильме Э. Рязанова «Карнавальная ночь». В песенке поётся о том, что «пять минут не так уж мало» и множество судьбоносных решений могут быть приняты человеком всего за пять минут. А тут – четыре раза по пять – просто уйма времени! Мда. При условии, конечно, если каждая минута будет нашпигована смыслами …  «под завязку». Или, хотя бы, последние пять минут.
 
Однако, на мой взгляд, ничего подобного здесь нет. Режиссер, с интервалом в несколько минут, и в самом деле «раскидывает» некие знаки-пазлы, которые, надо полагать, сами (в те самые последние пять минут!) волшебным образом сложатся у зрителя в вполне ясную картинку.  Увы. Пазлы не состыковываются. Кроме того, единой картинки – тоже не вырисовывается (если таковая вообще «собирается-складывается», как в другой, более современной  песне «…из того, что было….»). Т.е.: сколько не «складывай», каждый раз показанная (рассказанная) история оказывается разной и неоднозначной. Возможно, режиссером «так и было задумано», но зритель чувствует, мягко говоря, досаду. «Что это было?» - спрашивает себя зритель, но  ответ ему является не скоро…
 
Выскажу ещё одну крамольную мысль. Амбициозный режиссер совершенно напрасно пригласил на главную роль профессионалов такой величины. Там, где нет четко прописанного сценария и приличествующей кинопроцессу режиссуры, такие актёры сами в состоянии сымпровизировать «рисунок роли» и блестяще сыграть то, что… может идти вразрез со смутными чаяниями автора фильма. Только не надо им мешать.)))

Так оно, в принципе, и произошло. Как зритель, я с вниманием и интересом следила за игрой Чуриковой и Филозова, но только когда кино закончилось, поняла, что… 20 минут смотрела бесплатный мастер-класс от корифеев своей профессии.  На что это было похоже?   Например, на то, как мастера на своём примере показывают студентам-новичкам, что такое этюд «на такую-то тему». Объяснили, продемонстрировали, но очевидно, что каждая новая пара студентов покажет свою «версию» на тему: «Вот так они и жили: спали врозь, а дети были»… Да. Короче, о чём эксперимент Ал-ра Котта, мне утверждать негоже. Не знаю. Но: Инна Чурикова играет вовсе не одинокую (!)(как написано в релизе-пояснительной «записке»), а свободную от брачных уз, нашедшую в себе недюжинные силы, чтобы продолжать жить, женщину, что не каждой женщине – с огромной болью в сердце (!) – по силам. Если бы «героиня» не сумела найти в себе  душевно-духовных и витальных ресурсов, то… некого было бы в этой киноистории играть. Возможно, «последние пять минут» киношного времени она (то есть, конечно, её героиня) использовала как раз на то самое <судьбоносное решение>.  Допустим, ей наконец-то удалось… искренне простить. О! Ведь это, действительно, невероятное счастье: высвободить сердце, долгие годы лежавшее под тяжелым камнем непрощения, вдохнуть полной грудью радость жизни, вместо проглатываемых годами горьких, выжигающих душу, слёз. 

А кого играет Альберт Филозов? Постаревшего, но так и не поумневшего, вышедшего на пенсию, но всё ещё молодящегося (не путать с молодостью души и мудростью духа!) профессора-преподавателя в каком-то вузе. Да, природа сотворила с человеком злую шутку, когда лишила его адекватного восприятия самого себя. Таков и герой Филозова: старик, разменявший свою жизнь, как пацан, на кучу блестящих фантиков. В нём давно нет никакой любви, но его это, похоже, не печалит, поскольку он и не способен (уже или вообще, по жизни) заметить коварной подмены. Да. Зато он по настоящему гордится тем, что мужские «возможности» всё ещё не оставили его. (То есть, любви в человеке/мужчине нет, но инстинкты дают о себе знать). И он, убеленный сединами, проживший, как минимум, лет шестьдесят, говорит об этом с гордостью, на полном серьёзе, считая <это> – самым главным (!) в отношениях между мужчиной и женщиной.
 
Вопрос на засыпку: какое будущее ждёт этих людей?.. (Предлагаю подумать, исходя не из того, что мелькает в качестве «краткого содержания» к фильму, а исходя из вышесказанного).

Согласна, об этом нужно снимать новый...  20-и минутный фильм.  Могу только пожелать удачи столь радикальному режиссеру на выбранном им, весьма зыбком, стоит заметить, пути.


ПС: Вот только фильм придётся снимать уже с другими актёрами, ибо данный «мастер-класс» – вполне законченная история…


ПС2: Я не призываю вас соглашаться или спорить со мной относительно кинодетища (да и  всей его творческой работы) Александра Котта. Смотрите, размышляйте самостоятельно и делайте собственные выводы. Это интересно!



«Близкое объятие»
=========================
жанр - короткометражка, мелодрама
режиссер - Александр Котт
сценарий - Александр Котт
оператор - Петр Духовской
композитор - - - -  - -продюсер - Сергей Сельянов
художник - Эдуард Галкин
монтаж - Дмитрий Думкин

время - 20 мин.
год - 2009
страна - Россия


В главных ролях:
=================
• Альберт Филозов
• Инна Чурикова

И др.