Мир психов-типов. Фобии

Олларис
Существует такое утверждение, что очень сложно ставить условия собственным условным рефлексам. Если люди на что-то реагируют тем или иным способом, то это данность, и поделать с этим ничего нельзя. Так же и у кролика Альфреда. Был бы он родственником Хичкока, и его точно ничего бы не могло испугать или ввергнуть в панику, а так у него прослеживаются стойкое беспокойство, постоянная боязливость, беспрестанная дрожь, повсеместная мнительность и, как следствие, оторопь. А если по-простому, то у Альфреда имеется целый букет фобий, и если попытаться его как-то обозначить, то, наверное, он фобофил? Или фобофоб? В общем, прошу любить и жаловать, ну, или недолюбливать и морщить нос.

Если наплевать на статистические данные и аналитические справки разных НИИ, то можно практически с уверенностью сказать, что, скорее всего, у каждого из нас есть какая-то своя пусть и мелкая, но фобия. Все мы чего-то боимся. Для кого-то это неудобство, а кому-то - практически смертельная угроза. Но всё же стоит заметить, что все страхи живут у нас в головах, а не в наших квартирах. Но как уже не раз говорилось, страх – штука дико иррациональная. А плюс отсутствие доводов опровержения, умноженное на длительность проистекания, и, как говорится, корреляция на лицо: опасение превращается в боязнь, затем в часто повторяющийся перепуг, и вот они – здравствуй, паника, виват, безумство!

Несмотря на схожесть симптомов, каждый из многочисленных «альфредов» имеет свою неповторимую и любовно взращенную фобию, и их разнообразие порою превосходит по крутости фантазии писателей-фантастов середины ХХ века. Чего только стоит страх отверстий или же боязнь химических соединений. Сложно представить, как именно боятся этого «альфреды», но факт есть факт. Более миролюбиво выглядит эргофобия, так называемая боязнь работы. И здесь идет речь не о лодырях и бездельниках, а о тех, кто реально на физическом и ментальном уровне боится любого вида работы или любых действий, которые требуют от человека профессиональных умений, знаний и навыков. В общем, все мы немножечко эргофобы. Особенно начиная с понедельника. Так что… давайте сегодня уже будет пятница. Спасибо. И вам хорошего вечера, зайчики. А пока продолжим.

Фобии вообще-то оказывают довольно пагубное, я бы даже сказал, разлагающее воздействие на людей. Вот в точности как факторы внешней среды на онтогенез организма. Но бывают довольно забавные фобии, которые даже не знаешь как понять. Допустим: страх перед мышлением, страх двухколесного транспорта или же страх бороды. Знал бы, у кого есть последняя фобия, обязательно попугал бы своей небритостью. Забавно, наверное, выглядят люди с боязнью снега, особенно если живут они в Гималаях или в Якутии, а также было бы интересно увидеть приступ неконтролируемой паники у людей с эниссофобией, то есть с боязнью критики. Вот тут бы каждый из вас поизмывался вот над таким «кроликом альфредом». Зуб даю! Коренной. Металло-керамический.

Не скажу, что это легко, но если поймать вот такого невротика Альфреда, незаметно проникнуть к нему в зону комфорта посредством втирания в доверие, заикнувшись, что и у вас есть своя фобия, то можно узнать много интересного. Допустим, что он боится садиться на тёплый ободок унитаза. Потому что сразу же вспоминает, что живет-то один… По той же причине он до ужаса боится неполных кружек кофе. Ведь отпить или откусить кусок от бутерброда с колбаской просто некому. И правда, жутковато услышать «будь здоров» после чиха, если кроме кота у тебя в квартире давно никто не появлялся. Тем более если ты и не чихал вовсе.

Ночами «альфреды» не смотрят в окно, когда в комнате включен свет. Тут, думаю, комментарии излишни. Мы в определённом состоянии тоже побаиваемся окон. Особенно если сами в этот момент находимся на улице, а из нашего окна кто-то на нас смотрит. Еще «кроликам альфредам» становится жутко от песен или просто музыки, которую крутят задом наперед. Непонятно для чего, но некоторые, и правда, подобное проделывают. Такие особи жутко не любят, когда прохожий слишком медленно идет позади них. Даже если это день. Даже если это сосед. Ещё они боятся, когда маленькие незнакомые дети смотрят им в глаза. Сложно сказать, с чем это связано и как это объяснить, но люди с такой фобией реально от страха цепенеют, когда ребёнок подбегает и начинает как бы подглядывать, искать зрительного контакта. Кто-то из «альфредов» может запросто испытывать фобию при виде пряничного человечка. Ну, конечно, как тут не обхезаться? Эти леденящие душу имбирные ребята действительно круто пугают, не знаешь, чего от них и ожидать: то ли они прямо с подноса поднимутся и достанут из своих нарисованных штанишек по пистолетику, то ли ночью проберутся из столовой в спальню и, пока вы спите с приоткрытым ртом, пуская бульки, захотят залезть к вам в горло! «Альфреды» по натуре вообще непредсказуемы, и их восприятие мира порою пугает больше, чем какие-то реальные ужасы. Им даже надувные шарики в форме улыбающихся зверей кажутся невероятно жуткими. Особенно если они кучей. В парке. Развеваются на ветру. В руках у клоуна…

В такие моменты мне хочется взяться за собственную пульсирующую голову и спросить: Альфредики, миленькие мои, как же вы живёте со всеми этими насекомыми в головах?! И вообще, как же вас всех одновременно выпустили? С таким состоянием мозгов и тела вам только в депрессии за диваном лежать в окружении клочков шерсти вашего кота, крошек чипсов и закатившихся сюда же двух таблеточек феназепама.

Конечно, «альфреды» тоже не пальцем деланые и не такие уж мямли, как могло бы показаться, они боятся только своих строго регламентированных фобий, а в свободное от них время они умеют дерзить и язвить. Ведь им ничто не стоит дать нам отпор. Допустим, высокомерно спросив: «А я вот не понимаю, как вы вообще живете без неуверенности. Чем занимаетесь? Принимаете решения целыми днями? А без страхов? Вы только и делаете, что совершаете беспонтовые подвиги?»

И что им на это ответить? Наверное, просто улыбнуться. Ведь все мы прекрасно знаем, что специально для таких симптоматично-иррационально-неконтролируемо-боязливых людей с нестандартной, но очень тоненькой душевной организацией построено много симпатичных домов отдыха. Ведь им, сердешным, нужно отдыхать от действительности, кушать таблеточки и просто расслабляться. Главное, чтобы они не расслабились совсем, до полного состояния овоща. И именно поэтому очень часто мы сами готовы вступить в неравный бой с их фобиями, стараясь быть если не соратником на поле боя, то хотя бы сестрой милосердия, которая при необходимости и наличии бинта и ватки окажет хоть какую-то помощь. Но помните, все мы временами немножечко социофобы, и нам очень нужно побыть наедине с самими собой. И интроверт – это не модное слово в собственной анкете или просто категория в психологии. Это человек, который лезет сугубо в свои дела. Не мешайте ему. Просто посидите на другой стороне дивана и почитайте вслух «Портрет Дориана Грея», или просто включите по TV «Похороните меня за плинтусом». Возможно, кто-то из вас двоих что-то поймет. Или запутается окончательно. Кстати, после всего этого состояние наморщенного в непонимании лба и вялой прострации - это нормально. Вы ж не Ералаш смотрели. И помните, фобии - заразная штука. Мойте руки и проветривайте головы. Храни вас папа римский.

****************
художник-иллюстратор: Лис