Пожизненно не лишают

Иван Атарин
(продолжение рассказа «Агностик»)

    Как и обещал мой друг дядя Вася, что придёт и расскажет почему такой большой штраф дали нашему Земляку-рыбаку немецкие инспекторы-законники, а вот билет Рыбака и разрешение на рыбалку у него не отняли, хотя, если бы у нас в СССР, то это сделали бы в первую очередь.
Или, что тоже возможно, за такую "кучу", хоть и непреднамеренных, но зверских нарушений его бы, в лучшем случае, на каторгу загнали, а если взялись бы по-серьёзному и переквалифицировали в преднамеренные действия - расстреляли бы ночью безжалостно, чтобы знал и больше никогда не спал, если пришел на рыбалку.

Встретились мы с дядей Васей на том же самом берегу, но спускаться вниз к реке не стали: уселись на скамейку, оглядывали окрестности и выжидали кто первым заговорит: у нас с ним такая «волевая игра» - давно знаемся.

В чужой стране поговорить на своём языке особо-то и не с кем: все вокруг чуждоязычные и надо уметь говорить на их языке или на том, который оба собеседника знают в достаточной мере, чтобы понять суть разговора. Поэтому, когда встречаются земляки, то каждый хочет сказать-рассказать о своём, хоть и абсолютно похожем на рассказы собеседника, но никто никому не уступит и постарается быть первым. Но в нашем случае, я всегда ему уступаю - он постарше меня и у него побольше опыта скитаний по разным странам, да и груза тоски в душе накопилось поболее моего.

- Ничего не меняется, - тяжело вздохнув, сказал, наконец-то, дядя Вася, осмотрев  окрестности и закончив крутить головой. - И рыбак тот же и там же, и речка, и небо с солнцем на закате и тоска по Родине в груди вечная и  непроходящая, тоже на месте...
- Это у тебя, дядя Вася, еще ничего - везёт тебе, а если б тебе моя ностальгия, давно б свихнулся! Проблем у тебя нет, вот и лезет в твою голову «черти что» и...

- Есть проблемы, Ваня! - радостно перебил он мою речь. - Этот велосипед. - Он ткнул пальцем в направлении своего велика, будто бы я его не знаю или другие тут есть.

- Я понял, Ваня, что велосипед - это самая ненадёжная техника передвижений человека в мире! Ты его мне летом весь отрегулировал, а его снова надо регулировать: задние шестерёнки путает и главные тоже ошибаясь переключает...
- Хорошо тебе, дядя Вася, мастер рядом, да еще и в друзьях ходит! Ты рассказывай: почему в Германии штраф за рыбу такой большой дают, столько много пунктов нарушений, а документа на рыбалку не лишают? Хотя бы и на какой-то срок, как в автонарушениях? Отвёртка у меня с собой - не успеешь рассказать, как я этот велик прикончу!


***
- Нельзя человека лишать надежды! - первое, что сказал дядя Вася. - Даже в самом тяжелом случае, когда человек нарушил - он должен иметь надежду в будущем быть снова таким же, как все граждане и, что ему вернут право на всё, что он потерял, оступившись случайно или даже преднамеренно. Конечно, это дискуссия, но это моё личное, субъективное мнение, а в случае с нашим рыбаком-земляком и совсем просто, но начинать надо с предыстории о рыболовной отрасли.

Я молчал, кувыркнув его велик «на спину» и высматривая, что этому аппарату надо.

- В рыболовном бизнесе ФРГ «крутится»  8 - 9 миллиардов евро в год и эти миллиарды не государство даёт, а как раз такие вот рыбаки приносят, как наш земляк: он сдал экзамен из шести сот вопросов и на это ушло у него примерно 250 евро, если всё удачно обошлось и с первого раза.
Кто-то его учил, кто-то напечатал книги для познаний и вопросы-ответы, провел экзамен,  в общем, со всем этим, это обошлось ему в не менее, как 300 евро: а сколько таких рыбаков сдаёт экзамены в год? Это большие деньги и я не слышал еще ни разу, чтобы кто-то не сдал экзамен на билет рыболова!?

Кто не сдаст с первого раза, тот придёт еще раз, принесёт снова 60 евро за экзамен и сдаст его. Ну, а не сдаст - будет носить деньги бесконечно пересдавая, пока, наконец-то не сдаст и ему наконец-то дадут этот драгоценный билет-мечту!

Что потеряет страна, река, природа оттого, что билет дадут человеку, который всё же не сдал экзамен, а ему сделали поблажку и всё же дали билет? Ничего абсолютно! Рыбы в речке три штуки на квадратный километр или триста килограммов? Никто не знает сколько и толи он её поймает, а толи нет, что скорее всего и будет, но тоже никто не знает, но знают, что он теперь будет постоянно носить им деньги, покупая ежегодно разрешение на рыбалку - это сразу 60 евро, потом снасти, инвентарь, подкормки и прикормки, грузила, блёсна и крючки для червей и опарышей и... конца нету тому, что он должен напокупать, чтобы приходить рыбачить на эту речку раз-два в неделю, а может и в месяц.

Дядя Вася сделал передышку, а я ржал так, что он даже обиделся вроде и добавил:

- Ты у нашего земляка снасти видел? Удочки, катушки и прочее? Мы живём в «век понтов» - он, когда начнёт рассказывать, что за удилище у него или катушка, то у него пальцы расшапериваются в разные стороны, как у блатных на скандальной стрелке - такие они у него будто бы дорогие и редкие, что ни у кого таких больше нет! Может и так, но я не знаю, отличает ли рыба рыбаков по цене удочек, но думаю, что рыбам без разницы какие у кого удочки!
Вот за эти свои понты рыбаки приносят рыболовному бизнесу по тысяче евро с каждого за год, а то и побольше - тут у кого круче пальцы загибаются, но не меньше, потому что я не считаю авто, чтобы до речки доехать, бензин и продукты питания с пивом «от пуза» и на свежем воздухе!

Теперь и дядя Вася ржал, над своими издевательскими речами, но добавил:

- И ты еще спрашиваешь «...почему у него не отобрали билет?». Если у всех, кто нарушает, отобрать билет, то с чего тогда будет жить, аренду, налоги платить и зарплату работникам Рыболовное общество?

У немцев  есть «Объединения рыболовов», где всего-то 10-20 человек, которые имеют водоёмы,  принадлежащие только им и годовой взнос с человека 300 евро за год, а для чужих, чтобы порыбачить недельку на их озёрах, до 1500 евро: и таких деньгоносов разве можно исключать из своих рядов за какие-то нарушения, типа «...оставил удочки без надзора»?
Его, нашего земляка, надо пожизненно принять в своё объединение и не отпускать никогда, а рыбе он ничего плохого не сделает, даже и захочет если...

- Говорят, что они её ловят и назад отпускают. Ты слышал про такое, дядя Вася? Вроде, как природу сохраняют для потомков.
- Для потомков лучше всего деньги оставлять надо, а не рыбу. Может быть и отпускают какие-то природолюбы, но и тут надо уметь поймать и правильно отпустить - это не всякий знает как, и, не зная можно не только эту рыбку загубить, но и все рыбы, которые рядом с ней, вымрут от такой спасённой рыбёшки.

В Англии был такой здоровенный карп или карпиха ли, Бенсон звали, так его ловили и отпускали 60 (шестьдесят) раз, говорят, что от возраста скончался  - старый был. Но и другое говорят: поймал его какой-то рыбак и заразил болезнью от которой знаменитый карп и умер. Это известный случай и каждый, кто хочет назад отпустить рыбку должен знать правила, как ее отпустить, а если видишь, что нарушил хоть одно, то сразу в лоб её оглушить надо и в уху тут же, а иначе, всё может быть и в первую очередь сама эта рыбка будет мучиться от твоей любви, пока не помрёт.  Сачок надо без узелков чтобы связан был, руки чтобы намоченные водой водоёма и тд, и тп. - сто пунктов предохранения еще, чтобы пойманную рыбку назад отпустить и жизнь ей сберечь.

Дядя Ваня почему-то сел на скамью и замолк, расстроенный будто? Потом посмотрел на меня:
- Давай мне двадцать евро и фотокарточку, а я тебе завтра принесу удостоверение инспектора по контролю за рыбаками...
- Я ведь не рыбак и правил не знаю!
- Это не важно, но важно, что ты уже доход Обществу принесёшь в этот год и в последующие и, как-никак, а рыбачки всё же побаиваться и оглядываться станут, а поймаешь кого-то или нет - это не так уж и важно.  Ладно, думай, - он усмехнулся, а потом спросил:
- Ты велик сделал?
- Да! Теперь тебе его до весны хватит...
- И я тоже закончил. И настроение почему-то совсем испортилось и поехал я домой.
- Может еще что расскажешь? Посидим немного.

- Нет, хватит на сегодня, а завтра, если захочешь, то встретимся и я тебе расскажу, ну, например, про вечность автомобильных прав - там тоже пожизненно не лишают, если человек не признанный врачами дурачок. Или про автопромышленность наконец, или о личном автомобиле гражданина Германии - это, вообще, вилы!

Он засмеялся, покачал уже весело головой и добавил:

- Автомобиль в Германии - это ярмо на шею, каторга и самый главный потребитель в  семье, от которого всё время хочется избавиться, но без которого не обойтись никак! - дядя Вася сделал снисходительную мину на  лице. - Как же я был рад когда от него избавился!

- Про это я и сам знаю, но без машины, ты прав, никак. Без работы нельзя, а мне до неё сорок километров туда и столько же назад - за час успеваю, а на электричке - два. Вынужден его держать, а он это понимает наверно и жрёт деньги и жрёт...

- Автомобильная отрасль Ваня, это главное за счёт чего Германия живёт: хоть производство, хоть народное пользование автомобилем, но и особый взнос в казну от желающих стать водителем легковушки.
Стать водителем в ФРГ - это очень недёшево, но и огромные деньги в бюджет, а после, когда уже станет человек водителем - это вечный и надёжный налогоплательщик. Как и у рыбаков всё там устроено, но в десятки раз прибыльнее для государства и точно также отсутствует пожизненное лишение...
- Ладно! Время будет, приду и послушаю. Ты позвони, если соберёшься...

Будто бы и не прощаясь, я даже думал, что он хочет опробовать мой ремонт и вернуться, вскочил дядя Вася на свой велосипед и завертев по-спортивному быстро, резкими тычками, сверкающие никелем педали, моментально исчез из вида...

Иван Атарин.