Уильям Хант. Изабелла и горшок с базиликом

Алина Алексеева-Маркезин
 
         Уильям Хант.Изабелла и горшок с базиликом. 1868
Холст, масло. 187 ; 116 см Галерея искусств Лэнга, Ньюкасл-апон-Тайн

      Есть очень интересные сюжеты, которые веками вдохновляют творцов на создание произведений. Один из таких сюжетов - история об отрубленной голове возлюбленного, сохраняемой влюбенной девицей...

        Одну из таких историй описал в "Декамероне" Боккаччо. Красавица Изабелла, жившая в богатом доме вместе с братьями, полюбила юного Лоренцо, простого слугу. Ее злые братья, мечтавшие выдать сестру выгодно замуж, убили несчастного Лоренцо. Но его дух явился к девушке во сне и рассказал, где зарыто тело. Изабелла раскапывает захоронение, помещает голову Лоренцо в горшок для комнатных цветов, присыпает землицей и выращивает на ней куст базилика. Со своим горшком она почти не расстается, но братья узнали, что там спрятано и испугавшись возможного наказания, похищают горшок и скрываются. А Изабелла, потеряв и любимого, и горшок с его головой, умирает от тоски..

          Работу над картиной Хант начал во время путешествия по Италии со своей беременной женой Фанни Фо. Однако, его жена умерла после рождения ребенка в декабре 1866 года от лихорадки. Хант превратил картину в своего рода дань памяти своей жене, использовав её черты при создании образа Изабеллы.
Он работал над картиной в Италии ещё месяц, после чего вернулся в Англию и закончил картину в январе 1868 года. Картина была куплена и выставлена на обозрение арт-дилером Эрнестом Гембертом.

            Изабелла одета в полупрозрачную ночную рубашку и только что встала с постели, которая видна на заднем плане. Девушка облокотилась на созданный для Лорензо инкрустированный аналой, над которым развешена богато украшенная скатерть. На ней горшок-майолика, украшенный черепами — в нём погребен череп Лоренцо. Богато украшенные волосы Изабеллы лежат вокруг цветущего растения. Китс так описывает эту сцену:

Она забыла солнце и луну,
Она забыла синеву над садом,
Она забыла теплую весну,
Забыла осень с темным виноградом,
Не ведала, когда идут ко сну,
Зарю не удостаивала взглядом,
Сидела у окна, обняв цветок,
Который до корней от слез намок.

        Работа Ханта повлияла на многих более поздних художников, которые перенимали образ главного героя. Наиболее примечательны Джон Уайт Александер и Джон Уильям Уотерхаус. Александер и Уотерхаус заимствовали заглавие Ханта и создали вариации на его композицию. Александер приспособил работу Ханта под уистлеровкий стиль. Уотерхаус перевернул картину, перенес действие в сад, но сохранил главный мотив и тоже украсил горшок черепами.(Использованы мат.Викип.)

Совсем Изабелле становится худо,
И девушка ночи проводит без сна,
Лаская руками поверхность сосуда...
В ночную рубашку одета она.

С постели при свете луны дева встала,
И в крике безмолвном рот девичий сжат –
Тоскливо к горшку с базиликом припала,
Вокруг него волосы пышно лежат.

Все думы о милом порою ночною,
О нём Изабелла печалится днём...
Сосуд же покоится на аналое,
И череп отчётливо виден на нём –

Как символом смерти, горшок им украшен,
Слезами омыт весь, и с ним – аналой...
А взгляд Изабеллы безумен и страшен –
Сжимает в тисках душу сумрак ночной...
                Иван Эсаулков.