Три посвящения Белле Ахмадулиной

Елена Грислис
                А Ахмадулиной орбита и движенье?
                Эльф пластики одических затей,
                В которых чувство кроткого сомненья
                Над свойством воли у игры страстей.

                Е.Грислис "Время перемен".




      Белла Ахмадулина стала по-настоящему знаменита сразу и навсегда. Никто не писал, как она. Лауреат Нобелевской премии Бродский считал Беллу Ахмадулину «несомненной наследницей Лермонтовско-Пастернаковской линии в русской поэзии», поэтом, чей «стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы; синтаксис - вязкий и гипнотический — в значительной мере продукт ее подлинного голоса».

      Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве в смешанной татарско-русской семье. Ее отец Ахат Валеевич Ахмадулин (1902-1979) был по национальности татарином. Мать, Надежда Макаровна Лазарева, была родной племянницей известного революционера, представителя "ленинской гвардии" Александра Митрофановича Стопани (1871-1932), родом из Италии. Его сестра, то есть родная бабушка Беллы, была итальянкой. Не отсюда ли любовь к Югу, любовь Кавказу и Крыму?! Что касается последнего, то ее перу принадлежат стихотворения: "Воспоминание о Ялте", "Как двадцать лет назад", "Как долго я не высыпалась", "Пререканье с Крымом", "Зима на юге",  "Стихотворение, написанное давным давно".

     Наверно, и простым смертным, и гениям писать о подобной личности, тем более поэтессе очень непросто. Тем более, признаюсь откровенно, что в юности я не понимала ее стихов и только со временем  открыла  для себя как поэтессу откровения и искренности неземной. И многое раскрыло о ней телевидение. Всегда облаченная в черное, со множеством колец на тонкой руке, Белла Ахатовна Ахмадулина всегда казалось мне  похожей на свои стихи. Некоторые из пишущих о ней допускали, что и причудливые, со странным сцеплением слов ахмадулинские строки не стали бы объектом столь страстного поклонения, если бы не ее поразительная скифская красота.

            Думаю, однако, что все же были и есть еще великие, которые не могли "взлететь" так высоко, как Белла Ахмадулина. И, совершенно неважно, что когда в 1955 году в журнале "Октябрь" вышла первая публикация "школьных" стихов начинающей поэтессы, советские критики нашли "неактуальными", "пошлыми" и "банальными". Ведь в историю большой поэзии попала именно она: у читателей юная поэтесса сразу завоевала огромную популярность, а в литературном институте, где она училась с 1955 по 1960 годы, "дитя-великаншу" особо выделит признанный корифей поэтического слова П.Г.Антакольский. В 1962 году при его посредничестве будет  издана первая книга Беллы Ахмадулиной «Струна». Высоко оценивая поэтический дар Ахмадулиной,Антокольский впоследствии написал в посвященном ей стихотворении: «Здравствуй, Чудо по имени Белла, / Ахмадулина, птенчик орла!»

             Становлению Ахмадулиной в начале 1960-х годов, как публичной поэтессы, способствовали поэтические выступления вместе с А. А. Вознесенским, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественским. Они обычно проходили в Политехническом музее, Лужниках, Московском университете и собирали огромную аудиторию.  Искренняя, проникновенная интонация, артистизм самого облика поэтессы определяют своеобразие ее исполнительской манеры. В ней изысканность и возвышенная духовность граничили с некоторой надменностью, легким привкусом декаданса. Вытянувшись в струнку и воздев подбородок к небу, она могла часами читать свои стихи наизусть. И,конечно, завораживал сам голос поэтессы, подобный серебряному колокольчику. Его ликующе-хрустальный тембр обволакивал и вводил в транс. Позднее, в 1970-е годы Ахмадулина скажет об обманчивой — «По грани роковой, по острию каната» — легкости этих выступлений («Взойти на сцену»).

          Я посвятила этой поистине необыкновенной "шахерезаде поэзии" три отдельных стихотворения. Перед их сотворением, я буквально изучала её "избранное". После самого наивнемательнейшего прочтения двухтомника ее стихов, я решилась на невозможное - проникнуть в суть гениальной Беллы, утонченность и хрупкость той единственной тональности, которая, кажется, и не поддается определению. Вливаясь в ткань ее мыслей и стилевых особенностей, я постигала этот тонкий и высокий мир. Процесс не кратковременный, но творчество Беллы стоило того!  И в какой-то момент родилось первое посвящение...

                ПРОНИКНОВЕНИЕ.
                Посв. Белле Ахмадулиной.

                Ты богиней глядишься земной.
                Твоя странная речь, как запой.
                Все пластично в тебе и в стихах –
                Тонких, нежных, текучих в волнах.
                Протяженных, как вечность, но в них
                Хрупкой зябкости чудится миг.
                Так в зрачках, столь подвижных,
                как ртуть,
                Вижу я гениальности суть –
                Наполняюсь волненьем тиши
                Онемевшей от страсти души.
                Я молю тишину: снова будь!
                А душе прошепчу: приголубь.
                И как в детстве в плену очутясь
                Ласки нежной, отдам, не смутясь,
                Все – вне круга таинственной веры,
                Скрытой в сердце больном Изабеллы.
               
                21.04.98   

            Этот момент совпал с выступлением Беллы по телевидению. Я схватила, как птицу, её глаза, о которых здесь пишу. Если в молодости она была красавицей, то здесь я увидела богиню. Такое возвышение над миром и его суетами! И это был не просто родник, из которого читатель мог зачерпнуть живой водицы, но и настоящий оазис для Души читателя! Так родилось мое второе стихотворение...

                Прозренье

         
                Б. Ахмадулиной.

                Твои глаза – неистовый магнит –
                Двух полных лун израненные птицы.
                Твои уста восстанут… и убит
                Извечной пошлости злой дух. Водицы –
                Той голубой, которой в мире нет,
                Хлебну и окуну лицо слепое.
                Прозрею я! И отблеском ланит
                Вес темноты и горя перекрою.
                Святым признаньем, о, признаньем, да,
                Ответят мне израненные птицы.
                И голова моя светла, но в ней искрится
                Все ж этот сон, все только это снится!
 
                2002






                Причем, не так давно я смотрела - по годам - когда и какие именно стихи она писала. Оказывается список не так велик по количеству (иногда по два стихотворения в год), но по качеству - грандиозен. Ведь почти все стихи на устах у любителей поэзии. Не случайно на её стихи написаны и самые пронзительные и красивые романсы, особенно «По улице моей» и «А напоследок я скажу».  Особая атмосфера, благодатное Пространство, щедро наполненное сердечной энергией, энергией Любви и восхищения позволили мне написать оду уникальной поэтессе. Мне захотелось как можно вернее не только уловить волшебную музыку стихов , но и продлить ее сквозь время...



                Ода Ахмадулиной

               

                Как будто я, превысив чин ума,
                Посмела фамильярничать с Вселенной.
                Б. Ахмадулина.


                Она взросла как ласковый цветок,
                Восточной прелести терпенье и удача.
                Как роза, где невинный лепесток
                В душе склонялся и смеясь и плача,
                То лепетал о чем-то, о своем…
                Неведомом, болезненно страдальном.
                И я, уткнувшись в книгу зимним днем,
                Ловила смысл невнятный с пониманьем.
                О, неужели это обо мне
                Неровным млеком робкое признанье?..
                В молитвенно глубокой тишине
                Мне чудилось прерывное роптанье.
                Закладывало уши от высот,
                Куда цветок неудержимо рвался.
                Вдруг закружил неистовый полет
                Флюидов в опьяненье контрданса!
                Слог, пенье, танец…- все переплелось,
                Все перепуталось в искрящемся потоке.
                Захвачена до кончиков волос,
                Я ощущала высь в мерцанье токов,
                Идущих из воздушного шатра…
                А голос Розы иль Шахерезады
                Звал за собой до самого утра
                Стихами упоенную плеяду.
               
                26.01.06.

             Евгений Евтушенко так писал о своей чудесной подруге и первой жене, как поэтессе: "Усвоив ассонансную "евтушенковскую" рифмовку, она резко повернула в совершенно другую сторону - в шепоты, шелесты, неопределенность, неуловимость. Однако я не согласен с точкой зрения Вольфганга Казака, который называет ее поэзию "аполитичной". Аполитичность как бы подразумевает политическое равнодушие. Поэзия Ахмадулиной, да и ее поведение скорее антиполитичны. У ее стихов "Елабуга", "Варфоломеевская ночь", "Сказка о Дожде" не отнимешь ее особой, я бы сказал, интимной гражданственности, проникнутой презрением ко всему тому, что есть политика, унижающая и уничтожающая людей. Хрупкая, нежная рука Ахмадулиной подписала все письма, которые только можно припомнить, в защиту диссидентов и многих других попадавших в беду людей. Ахмадулина ездила в ссылку к Сахарову, найдя мужество пробиться сквозь полицейский кордон. Ахмадулина пишет элегантную прозу, выше сюжета ставя тонкость языка, как, впрочем, и в поэзии. В 1989 году ей, убежденно антиполитическому поэту, присуждена Государственная премия СССР. Ахмадулина - почетный член американской Академии искусств." (Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск-Москва, "Полифакт", 1995.)

           В последние годы Белла Ахмадулина тяжело болела, практически ничего не видела и передвигалась на ощупь. Скончалась вечером 29 ноября 2010 года в машине скорой помощи. По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечно-сосудистого криза. Прощание с Беллой Ахмадулиной состоялось 3 декабря 2010 года в Центральном Доме литераторов в Москве. В этот же день она была похоронена на Новодевичьем кладбище.  Окончился жизненный и творческий путь великой поэтессы,  родившейся через сто лет после гибели Александра Сергеевича Пушкина и покинувшей земной мир через столетие после ухода Льва Николаевича Толстого.

                В 2017 году Россия отметит 80-летие со Дня рождения Беллы Ахмадулиной... Поэт никогда не уходит совсем и навсегда: остаются стихи, в которых - его бессмертная душа продолжает быть зрима в реальном мире.


__________________________

Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (10 апреля 1937, Москва — 29 ноября 2010, Переделкино) — советская и российская поэтесса, писательница, переводчица, один из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Награждена многими премиями и медалями. В мае 2012 года в память об Ахмадулиной и с учётом её итальянских корней по инициативе Бориса Мессерера учреждена российско-итальянская премия «Белла» для молодых поэтов в возрасте от 18 до 35 лет. Присуждать премию будут за стихотворения на русском и итальянском языках, а также в номинации «Литературно-критическое или биографическое эссе о современной поэзии». 9 февраля 2013 года, выступая на первом Съезде родителей, президент РФ В.Путин призвал включить стихи Ахмадулиной в обязательную школьную программу по литературе Посмертно ей открыты памятники в Тарусе(сентябрь 2013 г.) и в Москве(ноябрь 2014г.).