Репортаж с вершины Ичкерии

Гунки Хукиев
      
                Из гор Ичкерии далёкой
                Уже в Чечню на братный зов
                Толпы стекались удальцов...
                М. Ю. Лермонтов.
       
    От моего родного села до вершины Ичкерии всего 30 км. 
Название "Ичкерия" произошло от кумыкского «ич» – середина, «гери» – равнина среди гор. Эта восточная часть Чечни. Следует отметит, что образование топонимических названий  мест, рек здесь произносятся на старинном кумыкском языке.
Произошло это по двум причинам, во первых, как признают сами историки, здесь и на плоскостной части Чечни, нет мест, где бы не проживали сами кумыки. В древности этот народ вёл, как бы кочевой образ жизни.

А во вторых, здесь, как всем известно, в горах Дагестана посыльной Всевышнего нёс кувшин с языками и споткнулся о камень. Кувшин разбился в дребезги, языки рассыпались, разбежались кто куда. От чего стали возникать рядом два села, совершенно не понимая друг друга.
 И тогда кумыкский язык, входящий в тюркскую языковую группу, на протяжении долгого исторического периода стал языком межнационального общения народов Северного Кавказа, что имеет свое логическое объяснение. С периода Великого Шелкового пути народы Северного Кавказа, использовали данный язык, в основном, для общения при ведении торговли с купцами, и народы Кавказа постепенно стали использовать его, как языком межнационального общения. Наличие множества топонимов в Чечне кумыкского происхождения, скорее всего, является отголоском того периода.
Ведь недаром говорили наши старики, что кумыкский язык (г1умкийн мотт) являлся в былые времена «языком базара» (базаран мотт).

Настало время, когда кумыкский язык в здешних местах, стал усиленно вытесняться другим более мощным языком. Итак выполнив свою миссию один ушёл в отставку и  в горах появился свежий русский язык.

Если объявить по скромному сыновья благодарность языку кумыков-, хотя то время я не застал, но язык этот оставил массу дипломатических высказываний, типа: "На чей арбе сидишь- тому и пой",- что значить, сидишь на арбе кумыка, то пой по кумыкский. 
Только язык России требует к себе особого почтения, поэтому, на всякий случай, скажем: Да Здравствует, Великий, Могучий русский язык. Организатор и вдохновитель всех наших побед. Можно так сказать хотя бы, потому что эти слова не то что на кумыкском, я не знаю, как произнести на моём родном языке.
Теперь, следуя логике кумыков, лично я могу петь, иногда думать по русский. А ещё чаще хочется быть даже самим русским, в сложно - скрученных чеченских отношениях. Когда у русских, в таких случаях, проще пареной репы, послать нахала куда следует. 

Правда, русский язык, со дня появления в горах, принёс с собой горе и страдания народам, больше разъединял их чем объединял. Так ему было легче управлять ими. Особенно, если где нибудь прольётся кровь:
"Тогда начинался длинный ряд кровомщений, канлы, ведущий к истреблению целых семей и аулов. Не лишнее сказать здесь, что обычай кровомщения, бывший причиной постоянных междоусобий на чеченской земле, был лучшим союзником русских, которые нередко прямо пользовались им, как средством бросит в страну семена розни и внутренней вражды".  (В. А. Потто, Кавказская война, т.2 1V- Чечня. 1867 г.) 

Если вырвать и отбросит мой ироничный, паршивый язык, было бы неблагодарно с нашей горской стороны, не отдать дань уважения  прекрасному русскому языку. Он поистине заслуживает сказанные выше эпитеты.
Через него мы получали знания, стали приобретать образования, нам стала доступна мировая культура. А то что языком владеют всякие жулики, тираны, троцкисты и террористы это не Его вина, а беда наша, всеобщая, человеческая.

Это я к тому, откуда есть пошло слово Ичкерия, которое так неудачно пытались использовать Дудаев и иже с ними, и так незаслуженно стараются зачеркнут из памяти ныне. Но бывший неприятель, за давностью времени,  ставший нашим кунаком Лермонтов, увековечил само название "Ичкерия".
И слава Богу, что мы не можем изменит текст его бессмертного творения "Валерик".  Отсюда действительно в низину "стекались толпы удальцов", об этом он объявил раз и навсегда. Потому он удостоился единственного памятника в Грозном.   

 А сегодня на вышине Ичкерии понастроили великолепный, в историческом стиле, архитектурный ансамбль, боевая сторожевая башня, установили памятные доски. Где надписи на чеченском и русском языках.
На одном такая надпись:
 "Здесь на священной вершине "Кхеташонан корта",
до провозглашения Имамата Шамиля заседал
нахский Парламент- "Мехкан кхеташо" и Суд страны-
"Мехкан Кхел", первым председателем  которого,
 был легендарный предок центороевцев
Вуьса Тинаев (Тини Вуьса).
На втором :
                Кхеташонан корта.
 1169 шарахь дуьйнан 1920 шо кхаччалц кху меттахь
гуллуш хилла нохчийн къоман векаллийн
                Кхеташо-Мехк-Кхел.

  "Цонтари-выходцы из аула Нашахэ. Первый из них,
 имя которого было Сунтар, основал Центароевский
аул лет 700 тому назад. Цонтари расположен при
 притоке р. Аксая, на горе, по соседству с которой, на
 юге, находится гора Кеташ-Корт. Гора эта по преданию
 служила сборным пунктом людей всех обществ, для
установления адата-обычая, вызванного стремлением
 первых здешних обитателей к социальной жизни".
                Ив. Попов "Ичкерия", 1869 г.
 
В центре села Центорой, напротив мечети установлен маленький обелиск  с мемориальной доской, где надпись на чеченском:
"Участнику Кавказской войны, знаменитому
военноначальнику Шоип- мулле Центороевскому,
 с любовью и уважением установлен этот памятник. 2014 год".

Шуаиб-мулла Центороевский ( так  его имя значится в интернете) был назначен мудиром Мичиковской волости в конце 1840 г.
Мудир - тот же Жуков Г. К. командующий фронтом, он же и заместитель Верховного Главнокомандующего, только в малых масштабах.  А если ещё взять во внимание, что вся царская армия тогдашнего времени, прошла через Кавказский театр боевых действий, то и масштабы те же и мудир Шуаиб- мулла Центороевский, безусловно заслуживает маршальского жезла.
Ну а два Восточных имама Сталин и Шамиль, каждый в свои времена были Верховными Главнокомандующими в течение 25 лет в своих имаматствах. Если учесть, то что Сталин сумел стать бесспорным Верховным только к концу 1920 годов.   

Уважаемые, коллеги, обратите внимание на дату: с 1169 по 1920 год, здесь заседал чеченский общенародный "мехкан кхеташо"- парламент страны и Верховный суд- "мехкан -кхел".
Это священное место всех чеченцев, независимо от тейпа и тукхума.
Где в течение 751 лет заседали их предки, здесь на съезде присутствовал от каждого тейпа свой векиль (депутат), а также был выборочным сам тамада (председатель). Система объединенных самоуправляющихся тейпов столетия назад выработала единый орган Совет страны.
Он выполнял функции единого военного командования, формировал общественные отношения, функции государства как способа человеческого общежития и самообороны,   но не имели тюрьмы. 

Так это нечто иное, как первый мировой эксперимент по достижению демократического общества. И где вы раньше видели такого?
 
"Это был отдельный независимый мир, в котором адат (обычай) заменял закон, а старший в роду был в одно и то же время военным предводителем, судьей и первосвещенником". (В. А. Потто, Кавказская война, т.2 1V- Чечня. 1867 г.)

И Лермонтов знал, что Генштаб Ичкерии заседал здесь и вопрос войны и мира также решался на этой вершине. И сама река Валерик протекает отсюда на расстоянии около ста км. Но когда читаю его строки:
                И дики тех ущелий племена.
                Им бог – свобода, их закон – война…,
недоумеваю, почему "дикие", почему "хищники", как часто выражается его старший собрат Пушкин? 
"Великий поэт так писал о кавказских племенах, слова красиво рифмованы, использованы художественные приемы, аллегории и т. д.. Понимаем, уважаем поэта, творчеством его восхищаемся. Но когда  ученые историки пишут о кавказцах как о диких племенах, без сомнения кроме недоумения и удивления, ничего не вызывает". Сокрушается аварец Ахяд Ибрагимов. Мой "дикий" собрат, туземец из села Ботлих горного Дагестана.

"Для восстановления спокойствия ичкеринцы собираются на кургане около аула Центари, выбирают из себя сто умнейших человек для составления условий о водворении спокойствия в стране. Сто избранных дают обет не сходить с этого места, не успокоив страну; они в продолжение десяти месяцев, не сходя с высоты, составили доныне существующие в Ичкерии правила Адата. В память такого благодетельного события курган этот и теперь уважается народом и называется «кетиш-корта», т.е. «сборная высота». (Умалат Лаудаев, чеченское племя Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1872. Вып. 6.).

 Самое главное в своде законов внутри Ичкерии- запрет, перешагнув через это правило человек навлекал позор на весь свой тейп. А осрамит тейп может последний негодяй. Он становится изгоем общества и тянет за собой своих родных и близких.
А это хуже царской каторги и Советской зоны строгого режима, хотя здесь не было не тюрем, ни зон. Ограничит человека свободой движения не имел право даже такой высокий суд. Эти отбросы общества, как принято говорит у русских, становились лихими людьми, абреками, грабили как своих, так и чужих. Пока, где нибудь не сложат буйные головушки свои.
Вся "правда" о горцах была выткана с "подвигов" подобных людей. Ну, как бы историю России мы списывали с одного Степана Разина. 

Вот такими "хишниками" были наши предки. Жизнь в горах продолжалась 700 лет под этими правилами, пока Советская власть, которая манипулировала именем народа, так ничего лучшего не произвела на свет, но положила свою грязную лапу на этот старинный институт демократии.
Вся борьба России по отношении к Чечне, столетиями основана на уничтожении из памяти чеченцев их собственной истории. И эта задача, к сожалению, ей удалась. Теперь, когда появилась возможность, кинулись все кому не лень выдавать историю на гора и делают это крайне недобросовестно.   

    Прежде всего я хотел быть благодарным времени, сказать спасибо сайту Проза, и чтобы эти строки увидели мои сослуживцы из Советской армии. Которые мне, и таким как я, говорили в 1971 году, якобы мы спустились с гор за солью, а тут нас поймали и отправили в армию.
Хочу ещё предупредит, в сложившейся демократии и гласности в нашей стране, что  "отныне невежество вместе с дикарством, беру как солдат на прицель" (Расул Гамзатов). И без всяких на то комментариев. Конечно, без винтовки, а словом.

Село Центорой на территории, которой расположено это место - старинный населённый пункт в горной Ичкерии, является родовым гнездом каждого человека из тейпа центоро, и он знает, что его предки когда-то вышли отсюда.

 Сегодня на равнине, в разных районах расположены два крупных селения под названием Центорой, которые были основаны выходцами этого аула.
 А также почти во всех сёлах Чечни живут представители этого тейпа.

Тейп центорой настолько расплодился, словно дети Адама и Хавы, что переженились друг с другом. Так, мои родители и моя супруга являются из этого старинного тейпа. Правда, мать родилась и выросла здесь на вершине Ичкерии, отсюда и репрессирована в Среднюю Азию, где встретила моего отца. А наши предки с отцом, ещё с незапамятных времён вышли из этого села и переселились на плоскость. Род идёт только по отцовской линии, значит являемся центороевцами.

Поэтому отец считал, что мать наша действительно спустилась с гор за солью и он осчастливил её своей женитьбой. Хотя их встрече руку приложил сам товарищ Сталин.
    
Все чеченцы знают кто они,  из какого тейпа, знают с детского возраста: аллеро, бено, гордало и т. д. Не знать с какого ты тейпа...ну, просто этого не может быть. Это позор.

В настоящее время в горном Центарое коренных жителей немного, всего 10-12 семьей. Последние события в Чечне окончательно доконало их.
Но тем не менее благодарные потомки построили к с селу дорогу, провели газопровод, электричество, построили школу, спортзал.  Любой житель Чечни, независимо от родоплеменных принадлежностей, может себе построит дачный дом, жить в этой прекрасной местности с романтическим названием - Ичкерия.
Где, как сказал Михаил Юрьевич Лермонтов, воздух действительно "чист как слеза ребёнка".
     Как противник всяких войн, не пацифист (не люблю этого слово), я думаю почему мы, всё время в военном положении с Россией.  И сегодня суют справа и слева палки в колёса Путина: "Не корми волка, он всё равно в лес смотрит". Как было во время боевых действий в Чечне, нашей молодёжи говорили: "Почему ты не воюешь?" Хором боевики и федералы.
Без ложного самообмана и рады истины, давайте разберёмся и попытаемся найти причину, а с ним исключит в будущем бессмысленные жертвы, разрухи.
Может мой рассказ откроет нам тайну над животрепещущими вопросами "Кто виноват?" и "Что делать?", чтобы в дальнейшем исключить всякие разборки между народами внутри нашей страны. Здесь нет крови, трагического финала. Достаточно пролито крови и люди видели ужасы. Хотя, чтобы эти жертвы были не напрасны, постараемся услышать друг друга. Услышать и понять. Не пытайтесь в моём стиле языка искать вскрытые экстремистские нотки, как обычно это делают, когда слышать правду. А без этого не добиться положительных результатов.

 Итак, во дворе 2001 год, идёт так называемая антитеррористическая операция, а проще говоря вторая чеченская война. Настолько обнаглели эти боевики, что начали ночами взрывать жилые дома по всей России и даже зацепили её сердце-Москву. 
     За всё время наведения Конституционного порядка и антитеррористической операции  в Чечне,  четыре раза всем селом мы выдержали обширный наркоз, то есть окружение села, оцепления каждого дома. Это полномасштабная операция по вытряхиванию из всяких щелей боевиков и сочувствующих элементов. В таких случаях, любого человека  могли забрать за одни пятнистые штаны, затерявшиеся посреди домашнего хлама. До сих пор неизвестны судьбе тысячи с лишним людей, потерявшихся с тех зачисток в Чечне.

       Когда их делали, солдаты обычно ходили по дому в грязных ботинках и было непонятно кто из них офицер, кто солдат. Они вели себя одинаково нахально все. В таких случаях мы пытались ходит за каждым солдатом, разделившись в семье, чтобы не подкинули компрометирующий  предмет. А для этого достаточна пустая гильза. 
А они переворачивают в доме всё, выкидывают вещи на пол. Классический метод ведения обыска ещё в царской жандармерии, освоивший на оценку пять сотрудниками НКВД, но те хоть для видимости имели на это документ.

 А эти делали обыск, словно, у подозреваемого преступника, как будто имели полные юридические права. Но мы, лишенные всяких юридических, человеческих прав, побаивались спросит, на каком основании делается обыск, воинами , призванными в Чечню наводит Конституционный порядок.

Обыск делается в доме у человека, у которого существует только что полученный свежий паспорт  гражданина Российской Федерации.
Ведь прежде чем выдать паспорт, меня фильтровали через компьютер. А он выдавал чистую анкету: не был, не участвовал, не состоял, не привлекался. Допрашивали,  проверяли о причастности к разным НВФ, а у них, уверен, есть агенты свои вокруг любого из нас. Наконец, после длительных мытарств выдали паспорт, признавая этим актом, что обладатель документа гражданин РФ.
В цивильном мире, как нас учат хищников столетиями, государство гарантирует своему гражданину все права и сам президент торжественно клянётся и поклялся. Матерью клянусь!

 Но здесь обычный Российский (раньше Советский) бардак, либо переборщить, либо недоборщить, но никак не сделать по среднему, по гуманному. Принцип, научи дурака Богу молиться...
Во время таких зачисток, моих сверстников,  внуков Советских абреков, держали по два дня с мешками на голове:
 - почему ты не бандит как твой дед.
Я избёг этой участи лишь, потому что являюсь внуком Советского абрека по материнской линии, а нынешнее ЧК усвоила традиции горских народов. Такой дед, когда дело касается кровной мести, здесь становиться чужим дядей.

  В общем, я не выдержал и сделал робкую попытку, что то вякнут проверяющему в этом роде, и в ту же секунду  пожалел о своём опрометчивом шаге. Федеральный воин спросил: «-папаша, ты я вижу чересчур умный, а вот скажи мне, сколько стоить твой сын?» 
«Да отсохнет мой скверный язык»-  это же на нашем фронтовом жаргоне означает или мы заберем его с концами или выкладывай «бабки».
 Я выложил триста рублей, воин ухмыльнулся и гаркнул: « - ты, что издеваешься надо мной!?».
"В здешних местах особо развито чадолюбие!"- воскликнул Народный артист Вицин в каком то фильме и пытался срубит бабло у богача Дортмонда, умыкнув его сына. Видимо этот воин насмотрелся американский сюжет Советского фильма. 

Это я издеваюсь над ним. «Почему бы и нет»,- где- то в глубине души подумал я. Дело ведь было в 2001 году, значить прошло 140 лет со дня отмены крепостного права в России, но сам дух раба и работорговца не отменит там ни один царь, император и даже президент Российской Федерации, такой как Путин. Которого мы так любим и обожаем.

В общем, своё бесценное чадо я сумел выкупить, а стоил он всего 500 рублей.
Так дёшево? но я был рад и этой маленькой победе.
Мои потери были самыми минимальными в селе после таких федеральных зачисток.

Вот за это мои предки воевали в далёкие 1840 -ые годы.
Хотя и не на русском языке, но они знали цену словам русского офицерства того времени, таким как "Честь имею!"
   Излишне говорит, что людские отбросы, собранные со всех свалок России, в формате "контрактники" и отправленные в Чечню, имели понятия о чести, о достоинстве, когда они отцу продавали собственного сына, за две бутылки водки. А на что они ещё потратят эти деньги?
 И почему всего 500 рублей? Потому что больше не было не у меня, ни у моих родных и близких, а эти воины прекрасно знали о наших возможностях. Да они и не такие уж кровожадные, как нам кажется. Многого им не надо. Я с ними служил, вернее с их папашами, в Советской Армии.

В знак доказательств моих слов, сегодня видим, как делают те же воины политику в Сирии. Русские солдаты заворачивают сирийских детей в тёплые одеяла, раздают тёплые лепёшки. Ведь могут же проявить гуманизм и прочие человеческие чувства, могут. Верю, что они это делают от души.
Лишь бы инструктаж был. А без этого она молчит. Совесть.