Мкс-21 глава 41 встреча

Махно Евгений
… Газ-51 мчался по просторам Семипалатинской степи… Водила Толя вертел «баранку» стараясь попасть  в ритм вибраций…  Землю трясло…
Мальчишки в кузове грузовика притихли, поняв, что случилось что-то по серьёзному  не доброе… Сквозь открытый тент, как от распахнутой дверцы печи шёл жар…
Невыносимо жгло губы и кожу… Как от солнечного загара горело лицо и открытые участки тела…

Не доехав до села , машина была остановлена солдатами , в противогазах и плащ-палатках…Сквозь щель в брезенте тента Максим  видел совсем рядом как взмыленный конь плясал под всадником , и дико косил глазами на него, на Максима, хрипел и ухмылялся, роняя белую пену…
- Дальше , нельзя! – зло прокричал один из солдат, сняв противогаз – Туда нельзя! Там авария!!  Разворачивайтесь! Разворачивайтесь!...
Он не успел докричать…Какая то мощная неведомая сила мотнула и солдата, и машину…Как будто конь брыкнул ногами- и  поскакало всё кругом в адской круговерти…
Толя ,,дал по-газам,,…  машина прыгая по кочкам…понеслась в ,,слепую,, … Повсюду сквозь огненные всполохи, дым …сквозь желтовато- серый туман из пепла, доносились ржание коня,  крик и стоны…Со стороны гор нарастал зловещий гул…
Пробив заграждения, машина попала в таинственный бункер…даже не бункер, а в штольню метро… Где на всей скорости она  и врезалась в каменную стену бункера,… и остановилась……Мальчишкам повезло, они находились в кузове… Водитель Толя и так не проснувшийся Тиханыч, были завалены, замурованы в эту метало-каменную груду обломков…
- Ребята вовремя  выбрались из машины…- Раздался взрыв,… похоронивший  в кабине  и Толика и пьяного экспедитора…
У Максима болела ушибленная осколком горной породы спина…У Толегена ранение было посерьёзнее -  ему придавило ногу ,нога как-то невероятно быстро опухла…
Немного попривыкнув к темноте, сквозь дым и пыль они смогли рассмотреть мигавшие красные лампы ведущие вниз в тоннель… Обнявшись, помогая  друг другу они пошли на тусклый свет  ламп…
- Знаешь, Макс, я сейчас вспомнил сказку,  один дед рассказывал…- как-то загадочно промолвил Толеген, - В той сказке была страна, где люди жили любя друг-друга… Там не было злобы… Там не обманывают… И знаешь почему?
- Кончай мне сказки рассказывать! – прошептал Максим, - надо как-то выбираться отсюда!
- А потому, что в той стране люди были одноногие!- воскликнул Толеген.
-Как? Не по-онял?! … Инвалиды что ли?!
-Да, нет… Одноногие:  один с левой ногой, другой с правой… и поэтому ходить они МОГУТ  ТОЛЬКО ОБНЯВШИСЬ!... ПОЭТОМУ ОНИ И ЦЕНЯТ ДРУГ ДРУГА, КАЖДОГО …Помолчали. Максиму  вспомнилось  как попал он в безвыходное положение там в интернате, и как вовремя пришла помощь , вернее пришёл вот этот самый Толеген , хромающий рядом с ним, закусив до крови губу…превознемогая боль …

А началось всё с того , что Максим  «угостил»  «Самого старшего Старшека» нашпигованной спичечными головками сигаретой…
На всю жизнь Максим запомнил испуганное лицо …даже не испуганное, а граничащее с обмороком лицо великовозрастного оболтуса, терроризирующего малышей интерната…
Сделав пару затяжек он был ошарашен взорвавшимся «подарком»… да так, что даже обоссался, по-настоящему намочив штаны… И, что самое обидное для него – это видели многие…
Так, вот за эту «шутку» Рыжика долго ловили, а поймав – подвесили за ноги в уборной во дворе интерната…
И как он мучаясь , сквозь слёзы, с каким-то остервенением развязывал верёвку, и вот комок отчаяния уже сжимал горло и казалось –всё выхода нет так и будет висеть он в вонючем сортире до самой смерти, покуда не «произойдёт оттёк мозга» и не «парализуется сознание» как говорили пацаны…И как пружинистой походкой вошёл Толеген.  И как  он просто перерезал верёвку перочинным ножом …И как ушёл он не проронив не слова…

Зато на всю жизнь Максим запомнил это дурацкое выражение на лице «Старшака»… и испуг, и безпомощность, и какая-то  незащищённость, даже мольба в его испуганных глазах …ЭТО СТОИЛО ТОГО!!!
……..
-Понимаешь –ЦЕНЯТ КАЖДОГО!!!... – повторил Толеген.- КАЖ-ДО-ГО!
-Сам придумал? – восхищенно спросил Максим, - Клёво!! Точно сам! Ну, блин сказочник!!!
-Да нет, дед этот рассказывал, странный, кстати дед,..
Его все в селе уважали , и старики и молодежь…Он и его род почитаемы в наших краях, правда детей его расстреляли или пересадили… точно не знаю. Один он остался, из всего рода ОДИН… А у нас… В наших местах все горы были чьи-то… то есть принадлежали какому-нибудь роду…
Чьи-то были и ущелья, леса, рощи …пастбища… Мой род, богатый род- произнёс Толеген с гордостью,- байский… И самая высокая гора – гора нашего рода… Хотя, как потом оказалось, гора рода вот того деда была всё таки выше…У нас об этом не принято было рассказывать. Это была тайна… Но слышал я…ходит такая легенда, что когда приехали топографы или картографы, не знаю как правильно они называются…короче, когда составлялись карты Российской Империи, это ещё до Революции было… Мои предки были переводчиками, потому как единственные в наших краях «мал-мал» знали русский… В общем , как там было никто не знает, но поговаривают, что сумели они уговорить этих картографов, чтобы сделали они на карте «нашу гору» выше…и те сделали на двадцать один метр выше…Рассказывали, двадцать одного барана отдали за это… по барану за метр… и белого скакуна…

Эта карта , в золотой рамке под стеклом висела в главной юрте у моего дяди… с родовой тамгой и какими-то грамотами…А дед этот один из рода остался, не знаю жив он . Ему тогда уже за восемьдесят было … Сейчас значит…- Толеген задумался и произнёс:
-Чую , говорил дед, идёт по степи что-то страшное, чего и объяснить не могу…
Толеген замолчал. Максим тоже молчал, смотря на друга. А тот, нахмурился, как бы припоминая слова, продолжил…
-Дед говорил : - Не нужна , Толегжан, мне их грамота, эта прасвищение…НЕ НУЖНА!...Они все умные, вон у них на карте ваша гора выше моей горы получилась, а на самом деле –то она ниже  и все знают об этом…Да  и не это главное сынок, хочешь я подарю тебе эту гору …Ты один в роде своём остался и я один…ты молодой ,  я старый, но тебе учиться надо…смудрости набираться…
- - Толеген ухмыльнулся. – А я , говорил дед, не хочу… С их грамотой степняк слабый становится…КОРНИ ТЕРЯЕТ!... Вот,  наш председатель. Как начнёт говорить- ничего не понять… « КОП СОЗ…»…Глупый…Глаза свои в книжке оставил…Стоит бывало кричит, весь красный, кипятится…одни очки блестят…Глупый…Мудрость она тишину любит…и за ней толпой не ходят…Нет, калкам, не надо мне она…
Их грамота учит бояться!... А нас учили помогать друг-другу…Потому как одноногие все…просто не сразу разглядеть это можно… не сразу...
Мой дед говорил.:.- ,,Если люди не будут помогать друг другу, тогда зачем они живут?,, -
              Горловина туннеля спускается и ныряет под землю, на тридцатиметровую глубину…( туннели  разветвляются и пересекаются, имеются транспортные площадки – развязки… скрытыми коммуникациями город соединялся с заводами и стратегическими хранилищами, тоже подземными)… Толеген и Максим двигались медленно, нога Толегена  болела – он не мог на неё ступить…
Мальчишки после совсем недолго пребывания под землёй, стали терять ощущение времени, ощущение реально пройденного, ощущение пространства...

Вдруг, возле них, не столько испугав, сколько удивив , остановился подъехавший по рельсам электровоз. Абсолютно бесшумно, как бывает, наверное, только в детском сне... Подъехал, двери плавно отворились, и пред ними предстал седой, несколько лохматый мужчина в странной спецодежде…
Он спокойно, даже тихо, сказал… не сказал , а как бы приказал – Садитесь!
Мальчишки зашли в маленький салон электровоза…двери закрылись, мигнул свет. И они безшумно поплыли всё глубже и глубже в подземелье…
Профессор, а это был Темирболатов, ничего не говоря, не объясняя уверенно молчал…  управляя машиной…
Остановились они в каком-то странном, сказочном мире, где было много зелени, но зелень была не лиственная, а какая – то …толи кораллы, толи лишайники- все стены заросли ими…
Пройдя следом за ,,Седым,, они  оказались в помещении какой -то больницы или клиники. Ослепительно белые стены, пол и потолок…Белый коридор. В конце коридора- небольшой холл с зимним садом, бассейном с живой рыбой, белыми же креслами и столиками…и огромным телевизором на всю стену… По холлу летали птицы и бабочки…
К Толегену  безшумно подкатила коляска,, на электродвигателе… Санитар весь белый, во всём  белом, помог ему сесть в неё… и они уехали по коридору направо, вглубь клиники…
Максим прошёл за профессором  дальше в застекленную комнату …
И там!...ТА-А-АМ!!!...
 …Он навсегда запомнил, как сжалось и так сладко, сладко заныло его сердце… от предчувствия…   этой Богом предназначенной встречи –
но  ПАПКА- ЖИВОЙ ПАПКА стоял перед ним!!!!…
С полминуты они с отцом молча глядели друг на друга какими-то остекленевшими глазами, а потом…

-ПОТОМ - ,,НЕМТЫРЬ,, ЗАГОВОРИЛ!!! – Максим ! Максим! –сыночек мой.!...- слова которые столь долго он пытался сказать теперь звучали ровно и громко, отдаваясь эхом в этих стеклянных катакомбах…

Слёзы набегали на глаза Максима, и он не мог с ними справиться. Сквозь них, как-то расплывчато и зыбко совсем неясно, он увидал сильно изменившегося , похудевшего, осунувшегося… но живого Папку  Волосы его горели, горели и глаза.
Они обнялись, крепко, крепко!!!...
Костя отметил, про себя, как сын подрос и окреп за это время…и ещё: что обнялись они крепко по-мужски, первый раз в жизни!   Какой он уже большой!.. Как вырос!!!
Перед Костей промелькнула вся жизнь сына, с пелёнок, первых зубов, прививок и первых шагов… Как быстро пролетело время!...
…. Взглянув на отца, размытым слезами взглядом Максим прошептал:
- Ты . ведь больше не будешь пропадать, пра-авда , пап?!
- Конечно! Сыночек!..- крепко прижав сына, с дрожью в голосе , произнёс Костя…- НИ-КОГ-ДА!!... Я же тебя так долго ждал!
- Никогда-Никогда?!
- НИКОГДА!!
Из глаз Максима текли слёзы, он не стеснялся … и не смахивал их, а всё смотрел, да смотрел… Мысли радости и восторга мешали ему говорить…
 Он сбивчиво рассказал отцу о похоронах матери, дяди Андрея, тёти Тони…. О детдоме, о новых друзьях и знакомых. Он не мог совладеть с собой!
Несколько раз он, прервав рассказ, бросался на шею отцу - крепко обнимал его, прижимался к его щетинистой щеке…
-Ты меня любишь?
 - Да, конечно
 - Очень- О-Очень?
 - Очень – Очень!!
-Пап, а мне Бочка говорил…-начал было Максим , но отец его перебил:
-Кто говорил?
-Бочка!...Это Бабочкин! – весело пояснил Максим.- Элем! Элем Бабочкин ! С КОНечки… Мой Друг! Мы вместе в лагере отдыхали…
-А как в лагере было? Тебе понравилось?
- ЗДО-О-ОРОВО! Можно обзавидываться!!- восхищался Максим, - Мы там в «индейцев» играли…у нас свой штаб был… купались…Здорово! Боча мне компас всамоделишный подарил…военный!  Правда его спи…сви…своровали потом  в детдоме…но клёвый был…
 -Ну а как детдом?!- спросил отец.
- Детдом?-Ах,да!- отвечал Максим, краснея при одном воспоминании.- Нормально! Одни фикусы чего стоят! Да и режимчик ещё тот!...Зона для малолетних преступников! – Максим вздохнув, промолвил с досадой. -  « шаг влево, шаг вправо - побег, прыжок на месте –провокация!»... Вот мы с Толегеном и «подорвали»…, «смылись»… «дёрнули» оттуда…
Спустя полчаса, немного успокоившись, они  беседовали.
-Папа, а правда, что грибы в лесу выращивают комары?...Они так на людей охотятся…это приманка для людей – мне Бочка, то есть Элем рассказывал…
А ты знаешь , что простой таракан может прожить с отрезанной головой несколько недель?!- Боча говорил..
...Хочешь  я тебе расскажу?... А ты видел?- Они говорили обо всём: Максим спрашивал, и спрашивал, хвалился и хвалился…- Ведь это был папка, его папка! Он понимал всё!...
Только теперь Максим осознал насколько ему не хватало отца!...Как он его любит, и какой он  у него хороший…САМЫЙ ЛУЧШИЙ!!
- Пап, сказать, почему зелёнка и йод вызывают жжение раны?!... Сказать?...Да, потому, что микробы умирают и напоследок кусаются!!...
Максим хвастал умением разжечь спичку, чиркнув об оконное стекло или об штанину… Умением делать «дымовушку» из вьетнамских пинг-понговских шариков, завернув их в фольгу… и как делать «бомбочки» из магния… «гранаты» из бутылок с карбитом… «ракеты» из киноплёнки…
И что любимый тележурнал вызывает душевный трепет, при одном  бодром произношении слов: « Орешек знаний твёрд! Но всё же мы не привыкли отступать! Нам расколоть его поможет киножурнал  «ХОЧУ! ВСЁ! ЗНАТЬ!»

Костя любовался сыном…
-Молодец сынок! Помнить нужно хорошее, запоминать… Память , если её…
Максим отметил, как трудно говорить отцу, он говорил с отдышкой. Часто останавливаясь,…Костя и сам заметил, что с некоторых пор стал быстро уставать. Стали болеть ноги , плохо слушаются – не ходят. Колени и суставы ломит и крутит… « Ета радияция вызывает головные боли в кИшках, мышецах и в костях!... и разжижает стул!» - прозвучал из недалёкого прошлого голос Витька, соседа по палате…там в клинике…
- Знаешь?! Память… - продолжал отец, - это две собаки , злая и добрая… которые живут в тебе…И они постоянно грызутся!!!
- Грызутся?!- Максим живо представил этих собак: одна белая-белая, другая чёрная… -А кто победит?- спросил он.
-А вот это уж зависит от тебя!...Кого ты кормить будешь больше! Но добрую собаку нужно кормить добрыми воспоминаниями, а злую- злыми…
И если ты больше кормишь злую память – БЕДА!... Она забирает,…пожирает самое дорогое, что есть у человека: его светлую память о детстве, маме, радостные и счастливые моменты твоей жизни…- И ты становишься злопамятным!...
ОЧЕНЬ не просто жить людям злопамятным…
Ведь зло заполнило всю их память,  и она стала злой собакой!...
Вот однажды человек просыпается и понимает, что всё о чём он не подумает – это плохое, злое… плохие моменты его жизни, несчастья и беды: как когда-то он упал с карусели и получил сотрясение мозга, или сломал руку, как его побили мальчишки во дворе или он получил сразу две двойки… как он потерял копившееся долгое время деньги или их у него украли…словом, одни гадости, которых немало в жизни у каждого.
И вот, он уже не может вспомнить ничего хорошего из своей жизни!... ЭТО-БЕ-ДА! Настоящая беда!

Корми свою добрую собаку , добрыми воспоминаниями, сынок!…
 Собаки они преданные существа!... Как, впрочем, и память!
Вот мы с твоей мамкой прожили всего двенадцать лет, а я помню только хорошее…И вспоминаю каждый день!... Как мы встретились, как полюбили друг друга…как родился ты…-СОЛНЫШКО НАШЕ! …Ведь дети это лучшее…главное доказательство любви!
И чем чаще вспоминаю, тем легче мне…Я как будто проживаю заново те мгновения…
и вот « секунды счастья» становятся минутами, минуты – часами, часы-сутками…
Максим слушал отца и вспомнил как в детсадике у него спросили ,,Для чего ему две руки?,,...а он ответил – « Одной рукой маму держать, а второй –папу!»…и как все смеялись тогда над ним, а ведь он был прав…ОН ОКАЗАЛСЯ ПРАВ!...

                *******

И теперь когда наверху всё рушится, весь район испытаний, весь полигон, как спичечные коробки горят дома, в городах и сёлах, горят люди,, - думал Егор вслух, - а внизу, здесь, по гигантским бетонным артериям таинственного города течёт жизнь… ходит метро, горят лампочки… звучит музыка…
Он шёл наугад… интуиция вела его к ,, профессору,, злость кипела в нём: как ловко он скрывал своё влияние на ход испытаний, как ловко прикидывался ,,кроликом,,… имея потайные ходы-выходы из любой  ,,точки,, на полигоне… получается и правда ОН НАДОПЫТНЫЙ…- ведь он так и говорил!!! – эта мысль поразила Егора… Получалось он не врал! Просто Егор не всё понимал в сказанном…просто он не правильно понял… Егор зацепился за это предложение:  …как это НЕ ПРАВИЛЬНО ПОНЯЛ…  ведь или ,,понял,, или ,,не понял,,…, а НЕ ПРАВИЛЬНО ПОНЯЛ  это значит, просто НЕ - ПО-НЯЛ!!!