378 Французская история Пиллау 27 03 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 379. Балтийское море. БВМБ Балтийск. Часть 4. Французская история Пиллау. 27.03.1974.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет:

Образ гавани и берега Пиллау перед пришествием французский войск Наполеона. 1807. 

27 октября 1806 года армия Наполеона оккупировала Германию и начала экспансию на восток. Прусский король Фридрих Вильгельм III был вынужден укрыться в Кенигсберге и обратится за помощью к русскому императору Александру I, который выдвинул свои войска к границе Пруссии.

Чтобы не допустить захвата прусской казны французами, в Пиллау пришёл линейный корабль под шведским флагом. В гавани уже стояли загруженные ценностями «прусской короны» суда, ожидая эскорта. Под покровом строжайшей тайны, «серебряный флот» покинул порт Пиллау, взяв курс на Копенгаген, куда благополучно прибыл. Командовал переходом опытный лоцман Пиллау – Иоганн Штенке.

1 июня 1807 года первые отряды французской армии появились на Фрише Нерунг, а через два дня Старый Пиллау уже был в их руках. Для усиления береговых войск к Новому Пиллау подошёл французский флот. Корабельные пушки французов начали обстреливать крепость, однако гарнизон не желал сдаваться. Командовал крепостью семидесятишестилетний полковник фон Германн.

Источник данных: Recent Entries Archive Friends Profile. История Пруссии. Пиллау - Балтийск. Part 2 - Записки о времени, о жизни, о судьбе. Shadowerstark. 19 August 2011. 10:09 pm.

Источник дат и данных по истории Пиллау: Сайт: «Балтийск-Пиллау» и его источники. Copyright © 2006-2012 Ю&Н Каллиниковы.


В предыдущем:

В сентябре 1762 года «русские войска и корабли Балтийского флота выведены из Восточной Пруссии, из крепости и из гавани Пиллау».


В 1769 году в истории Пиллау «зафиксировано наблюдение падения метеорита».

Осенью 1793 года «для защиты от песка площадь между крепостью (Пиллау) и горой Пфундбуденберг была сначала покрыта глиной, которую брали с вершины горы, а затем здесь началась посадка ивы».

В 1799 году в Пиллау «была эпидемия оспы».

3 ноября 1801 года на рейде Пиллау «бушевал сильнейший шторм, принёсший много разрушений». Буйство стихии Балтийского моря было такой разрушительной силы, что «в память о нём в Кёнигсберге была отлита медаль».

В 1805 году «на горе Швайнсберг (район «старого кладбища» Балтийска) была сооружена ветряная мельница, которая, как и Ландмарк на горе Швальбенберг, служила прекрасным ориентиром для моряков».

В 1806 году закончено восстановление крепости Пиллау.

В 1806 году «на горе Швальбенберг (гора «Прохладная», Балтийск) для безопасности плавания был установлен специальный знак, служивший более века навигационным ориентиром в светлое время суток». Проект этого специальный знака-здания «из красных камней в виде раскрытой книги разработал известный немецкий архитектор Карл Фридрих Шинкель», его было видно издалека в море.
 
14 июня 1807 года победа французских войск над русскими войсками у Фридланда (г. Правдинск).

16 июня 1807 года «французские войска подошли к Кёнигсбергу и, после отхода войск генерала фон Рюхеля, оккупировали его».

18 июня 1807 года по приказу Наполеона «французские войска заняли гору Пфундбуденберг и церковный двор Старого Пиллау». «Пилауская крепость» французам не сдалась.

26 июня 1807 года Тильзи;тский мирный договор, который разрабатывался с 13 (25) июня по 25 июня (7 июля) 1807 в Тильзите (Советск, Калининградская область) между российским императором Александром I и французским императором Наполеоном после «Войны четвёртой коалиции» 1806-1807 годов, в которой Россия помогала Пруссии, завершился его подписанием. Только три крепости Пруссии и в Польше не сдались французам: Пиллау, Кольберг и Грауденц (г. Грудзендз, Польша).

В 1807 году «русско-прусский экспедиционный корпус под командованием генерала Н.М. Каменского участвовал в обороне косы Фрише-Нерунг (Пиллау) от наполеоновских войск».

В феврале 1809 года в Пиллау создан магистрат – начальствующий сословный орган городского самоуправления, избрано 27 депутатов.

17 января 1811 года «разбушевавшееся Балтийское море швыряло ледяные глыбы по городу (Пиллау) до самого рынка (остановка «Пирс», Балтийск), а вода на улицах поднялась до 75 сантиметров, крыши многих домов были сорваны (ветром), были и человеческие жертвы».

30 апреля 1812 года «в крепость Пиллау вошли французские оккупационные войска». Французская оккупация Пиллау принесла его жителям много горя и бед. Поражение Наполеона в войне с Россией усилила напряжённость между французскими оккупантами и местными жителями-прусаками.

5 января 1813 года «русские войска вошли в Кёнигсберг.

7 января 1813 года «на возвышенности у Старого Пиллау появился русский отряд из 300 платовских казаков под командованием подполковника Е.И. Бедряга». Русские казаки «перешли по льду залива на южную оконечность косы и двинулись далее на Данциг (Польша).

7 февраля 1813 года в Пиллау явились передовые части русского осадного корпуса генерала фон Сиверса, угрожающего французскому гарнизону «взять крепость (Пиллау) штурмом».

8 февраля 1813 года французы-оккупанты «со всем своим обозом стали уходить из крепости и города (Пиллау) – путь их лежал по льду залива на Бальгу». «Бургомистр и горожане (Пиллау) с необыкновенным ликованием встретили русские войска. К вечеру весь город был празднично освещён и дан блестящий бал для офицеров (русского) гарнизона. На другой день русские ушли».

В 1813 году в Пиллау построено новое здание «для лоцманской комендатуры и лоцманской службы». «Для защиты от песка между морем и шоссе (ведущего в город Пиллау) были посажены ивы, сосны, берёзы, каштаны, плодовые деревья и полевые цветы. Между деревьями проложены широкие дорожки для прогулок».

В 1815 году в Пиллау «открыта школа для девочек».

В 1816 году «на набережной Морского бульвара завершено строительство маяка (1805-1816). Этот маяк является самым западным маяком современной России.

Вероятным автором проекта маяка «является выдающийся новатор европейской архитектуры XIX века Карл Фридрих Шинкель, по другой версии — инженер-гидротехник Шульц, а строителем маяка был Иоганн Фридрих Петерсон, который родом из Зеефельде в Гольштинии».

Высота маяка Пиллау 33,2 метра над уровнем моря и его огонь виден на расстоянии 16 морских миль (29,63 км). Фундамент маяка Пиллау сложен «из гигантских гранитных блоков, обнесённых полуметровыми сваями, стянутыми для прочности коваными цепями». При этом сам маяк «выглядит лёгким и стройным, похожим на высокий минарет».

«До конца Второй Мировой войны вблизи маяка Пиллау стоял памятник «Великому курфюрсту Фридриху I Вильгельму».

Маяк Пиллау не был разрешено во время Второй Мировой войны, потому что советские и фашистские лётчики ориентировались по нему. При отступлении немцы заминировали маяк Пиллау, но он случайно сохранился.

Маяк Пилаау был восстановлен и запущен в работу 2 сентября 1945 года, при этом «разборка развалин и строительство маячного городка продолжалось до 1953 года».

Источником яркого света на маяке Пиллау изначально был светильник с растительным маслом. В 1874 году масло заменили на керосин. В середине XIX века на маяк Пиллау установили специальную автоматическую газовую лампу (впервые в Европе). С 1913 года свет маяка Пиллау испускала специальная маячная электрическая лампа-светильник.

Маяк Пиллау (Балтийска) работает так: «9 секунд — свет, 3 секунды — отсутствие света». В период от начала работы до 1930 года цвет маяка Пиллау был естественный, белый, но «в канун Второй мировой войны верхнюю часть маяка покрасили в красный цвет, оставив белой нижнюю».

В 1967 году маяку Балтийска (Пиллау), который теперь называется «Балтийский маяк» присвоен «первый класс». При Балтийском маяке «находится центр маячной службы Балтийского региона».

Центр маячной службы Балтийского региона «обеспечивает навигационную безопасность в акватории Балтийского порта, контроль за работой огней, створных знаков, которые находятся на всех молах и на северо-западной дамбе Балтийска».

В 1816 году впервые в письменных источниках упоминается селение Нойхойзер (посёлок Мечниково). На городской ратуше Пиллау «появилась башенка с часами, и высоко над коньком крыши завертелся флюгер - коронованный осётр, символ города». (Здание ратуши сгорит во время штурма Пиллау в 1945 году).

В 1817 году в Пиллау «капитаном лоцманов Штенке основана типография «Пиллаусский корабельный лист». (Типография находилась сначала «в здании маяка Пиллау, а затем в доме рядом, на улице Лоцманов, дом №7»).

17 января 1818 года «во время сильнейшего шторма, разбушевавшееся море швыряло ледяные глыбы до самого рынка, а на улицах (Пиллау) уровень воды превышал 15 сантиметров». Ветер сломал «железный шпиль ратуши с железным осётром наверху, были и человеческие жертвы».

В 1822 году в Пиллау «открылась навигационная школа».

В августа 1822 года в Пиллау «прибыл первый колёсный пароход «Коперник», паровую машину которого изготовили в Англии». Пароход «Коперник» совершал рейсы по заливу Фрише-Хафф, «перевозя пассажиров, почту и грузы».

В 1823 году пароход «Анна-Мария» открыл «постоянное сообщение между Пиллау и Кёнигсбергом».

В 1830 году «для повышения образования моряков, в 1822-1823 годах в Кёнигсберге открыта Навигационная школа, которая в 1830 году была переведена в Пиллау и разместилась на Кёнигсбергер Штрассе, дом 3».

В 1831 году в Пиллау отмечена «вспышка холеры, от которой умерло 68 человек». «Недалеко от крепости, у деревни Тенкиттен (Лётное), поднялся величественный крест святого Адальберта. Он был изготовлен из чугуна, высотой около девяти метров, по заказу польской графини Випольска. Крест стоял на четырёх гранитных тумбах и имел надпись: «Бишоф святой Адальберт пал здесь мученической смертью в 997 году, отдав свою жизнь за свет веры христовой».

В 1836 году «для защиты города от песчаных заносов и прорывов вод Балтики, были посажены вдоль моря деревья и кустарники, и эти посадки соединились с посадками крепости и Нойхаузена, при этом район посадок деревьев стал называться «Плантацией». Древья сажали все жители Пиллау «в обязательном порядке и по строгой норме».

В 1836 году в Пиллау «отменили ограничения о выходе на морское побережье Пиллау, существовавшие со времён властвования Тевтонского ордена.

В июле 1839 года из Пиллау, «спасаясь от кредиторов, тайно, без документов, выехал знаменитый композитор и дирижёр Рихард Вагнер с женой на паруснике «Тетис», по направлению к Лондону».

«Сильный шторм вынудил парусник искать убежища в норвежских фиордах. Эхо в гранитных скалах, крики команды, морская болезнь и страх перед бушующей стихией, оставили сильные впечатления в душе Рихарда Вагнера. Впоследствии они выразились в поэтическо-музыкальную форму в опере «Летучий голландец». Это событие стало сюжетом для написания картины, выставленной в современном музее Вагнера в Германии».

В 1839 году в Пиллау открылась начальная городская школа.

В 1840 году в Пиллау начато строительство «Северного мола» (1840-1883).

В 1842 году «обновлено дорожное покрытие между Новым и Старым Пиллау». «По обеим сторонам мощёной дороги появились тротуары для пешеходов и посажены пирамидальные липы. В вечернее время улицы в Пиллау освещались газовыми фонарями».

В 1843 году к навигационной школе Пиллау, где обучали штурманскому делу, «примкнула школа юнг». Навигационная школа Пиллау «подчинялась директору навигационных школ Восточной и Западной части Пруссии и Померании, находящемуся в Данциге».

Зимой 1845 года «температура воздуха в Пиллау понижалась до минус 35 градусов Цельсия».

В 1848 году вышла в сет первая еженедельная городская газета Пиллау - «Пиллауские огни». Издатель газеты «Пиллауские огни» - Эдуард Занвальд. Газета вышла по инициативе «простого горожанина-учителя А. Эрнста».

В 1848 году «у пиллаусского побережья появилась российская эскадра». Гарнизон крепости Пиллау «не проводил никаких действий против русского флота, а спустя три месяца военное противостояние закончилось».

В 1848 году «революционное движение, охватившее всю Германию, пришло и в Пиллау». В городе был создан «Демократически-конституционный клуб». Одновременно консервативные круги Пиллау объединились в «Прусский союз». Из-за морской блокады со стороны Дании в Пиллау «возникли экономические трудности, началась безработица».

В 1849 году «между городом Пиллау и деревней «Старый Пиллау» проложена шоссейная дорога» (в будущем - главная магистраль Балтийска – проспект Ленина). Эта дорогоа ускорила объединение этих двух районов в единый город.
 
В конце марта 1850 года «на побережье залива Фрише-Хафф началось быстрое таяние снега, которого за эту зиму накопилось очень много». «Хлынувшие в залив потоки воды вызвали сильное течение, которое не только разрушило песчаную отмель в проливе, но и углубило его с четырёх до семи с половиной метров. Это природное явление позволило заходить в Пиллау самым современным кораблям».

7 марта 1856 года в Пиллау родился писатель Ганс Генрих Парлов (умер 18 декабря 1928 года в Гренаде (Испания). Г.Г. Парлов являлся репортёром немецких и швейцарских газет в Испании, которая стала ему «вторым домом».

В 1925 году Г.Г. Парлов посвятил родному Пиллау своё стихотворение «Есть город на море Балтийском …». Дирижёром военно-морского оркестра Арно Кюном создал музыку к этим стихотворению Г.Г. Парлова и оно стало гимном города под названием «Пиллауская песня».

В 1860 году в Пиллау «появилось первое уличное освещение - 12 керосиновых фонарей». В этом году Пиллау принял 4111 торговых судов «под флагами ведущих морских держав, в том числе, и из России». В Пиллау привозили сельдь, древесину, рис, металлы, уголь, овёс и строевой лес. Их Пиллау отправляли зерно, лён, коноплю, паклю, пиво, целлюлозу. «Из-за нехватки складских помещений в порту Пиллау, большое количество грузов лежало под открытым небом».

В 1865 году из-за пуска железной дороги «Кенигсберг – Пиллау» образован «курорт Нойхойзер» (посёлок Мечниково). Сначала возникли отдельные виллы богатых людей из Кенигсберга, затем всё поселение Нойхойзер превратилось в цветущий курорт.

11 сентября 1865 года по железной дороге «Кенигсберг – Пиллау» прошёл первый поезд, который за 78 минут преодолел путь длиной 46,5 км. Ежедневно по этой железной дороге ходили 3 поезда (в 19111 году было уже 10 поездов в день).

В Пиллау вскоре уже была построена разветвлённая сеть железнодорожных путей. «В 30-е и 40-е годы XX века для доставки иногородних рыбаков и военнослужащих, в большом количестве прибывающих по утрам на вокзал, в Пиллау было введено два местных железнодорожных маршрута».

В 1866 году в Пиллау «вспыхнула сильная эпидемия холеры, было много жертв».

В зимние месяцы 1866-1868 годов в Пиллау «было три наводнения».

В 1867 году «купец Фридрих Краузе открыл в Пиллау на улице Раулештрассе, дом 7 (3 причал) отель «Ильскефалле». «Этот отель был самым знаменитым в Пиллау. Он стоял на историческом месте –  именно здесь в XVII-м веке была курфюрстская верфь, основанная Рауле».

«В 1702-1719 годах на месте нового отеля «Ильскефалле», принадлежащем «Английскому товариществу», стояла пивоварня (здание сгорело 23 мая 1742 года). На вывеске отеля «Ильскефалле» был изображён хорёк».

«До Первой Мировой войны в прославленном отеле «Ильскефалле», как в английском клубе, собиралась избранная публика и офицеры гарнизона Пиллау; они называли себя «хорьками».
 
В 1868 году в Пиллау начала издаваться газета «Пиллауские известия», но она скоро закрылась.

В 1869 году «на косе Фрише Нерунг (Балтийская коса или Вислинская коса) построен форт «Западный», входивший в фортификационный пояс Пиллау».
 
В 1869 году в Пиллау «построен форт «Восточный» для укрепления подступов к цитадели (крепости) Пиллау».
 
В 1869 году в Пиллау «проведены первые соревнования Кенигсбергского яхт-клуба «Рил», которые с 1880 года стали проводиться регулярно».

В 1870 году «на улице Лазаретштрассе в Пиллау построен гарнизонный лазарет». Здесь в рахзные годы советской истории Балтийска (Пиллау) это здание занимали: Главный госпиталь ДКБФ, гидрографическая экспедиция, а теперь «штаб соединения кораблей Балтийского флота в военно-морской базе Балтийск».

В 1870 году в Пиллау издаётся газета «Pillauer Merkur» («Пиллауский Меркурий», 1870-1921). «Вначале не политическая газета «Пиллауский Меркурий» с местными известиями и объявлениями, юмористическими рассказами и историческими новеллами выходила один раз в неделю, а затем – три раза в неделю».

В июне 1871 года в Пиллау были сильные заморозки и выпал снег.

В 1880 году в Пиллау создана добровольная пожарная команда. «Добровольная пожарная дружина Пиллау размещалась на улице Ам Грабен, дом 18 (позже там разместился сиротский приют) и команда пожарников имела свою специальную водокачку и подсобные помещения». В водах залива городским пожарным «помогал своими помпами лоцманский катер «Пилот». «В случае пожара на ратуше звонил колокол. В районе города-селении «Старый Пиллау» пожарная команда была образована в 1888 году».

30 июня 1883 года «завершено строительство Северного мола, который, вместе с Южным молом,  по праву можно назвать морскими воротами Пиллау (Балтийска).

Строительство Северного и Южного молов «имело целью защитить пролив от занесения песком, сдерживать выходящий водный поток, обладающий большой разрушительной силой и углубить фарватер до необходимых пределов».

«Первая попытка сооружения Южного мола была предпринята в 1767-1768 годах инженером Лилиенталем, но примитивное сооружение продержалось недолго, и было разбито волнами».

«В 1871 году началось новое строительство Северного мола, при этом высота мола над уровнем моря равнялась 3,14 м, ширина - 8 м. На оконечности мола установили железную круглую башню с красным огнём, а вдоль мола были проложены железнодорожные рельсы».

В 1885 году Пиллау «получил своего духовника».

В 1886 году «на собранные пожертвования, поступившие из Голландии, Англии и Шотландии, в Пиллау была построена реформистская кирха из красного кирпича» (Кафедральный Свято-Георгиевский морской собор Балтийского флота, 1991).

3 сентября 1887 года «закончено сооружение и состоялось торжественное освящение Южного мола». На оконечности Южного мола установлен зелёный огонь. «Расстояние между огнями Северного и Южного молов составляет 361,6 м. На Южном молу со стороны канала имеется маленькая бухточка (Карантинная гавань, бывшая Шнеппханхафен), которая возникла ещё на начальном этапе строительства в результате внезапно образовавшегося большого прорыва вод».

В 1887 году старую ветряную мельницу на горе Швайнсберг (район старого кладбища) убрали, так как здесь началось строительство форта «Штиле».

В сентябре 1888 года «состоялось открытие памятника выдающемуся немецкому архитектору Готгильфу Хагену, почётному гражданину города Пиллау, укрепившему и построившему гавань Пиллау».

Памятник Готгильфу Хагену «сложили из гранитных валунов, которые использовали при строительстве гаваней Пиллау и его украшал бронзовый барельефный портрет Г. Хагена работы Э. Люрсена». «Чудом уцелевший полсе Второй Мировой войны монумент сохранился и был обновлён в 2005 году 33-м судоремонтным заводом Балтийска).

В 1888 году в Пиллау открыта новая городская почта.

В 1888 году в Пиллау «построена береговая артиллерийская батарея (вытянутые вдоль берега постройки оборонительного характера)».

В 1889 году в Пиллау «построен форт «Штиле», названный в честь генерала Фридриха Вильгельма фон Штиле». «Форт Штиле являлся третьим, самым большим из фортов города Пиллау. 26.01.1945 года форт Штиле был разрушен в результате взрыва бомбы.

В 1889 году «фирма «Шихау» из Эльбинга построила в Пиллау плавучий док и судоремонтные мастерские для военных кораблей (эти мастерские стали основой при создании 33-го судоремонтного завода Балтийска).

Фирма «Шихау» строила в Пиллау «торпедные катера, которые проходили здесь же ходовые испытания, но 4 октября 1929 года Пиллауский филиал фирмы «Шихзау» был закрыт».

В Пиллау «было несколько верфей, которые занимались ремонтом и строительством судов небольшого водоизмещения и рыбацких катеров». «На Хольцвизе, в нижней части гавани Грабен (Крепостной канал), в XIX веке находилась верфь, где строили и ремонтировали парусные суда. В 1817 году её перенесли вдоль гавани Инненхафен (канал из аванпорта во Внутреннюю гавань), севернее прежнего места, и назвали «Строительной площадкой».

В 1889 году в Пиллау «впервые начал работать телеграф».

В 1892 году «началось строительство Кенигсбергского канала, которое продолжалось до 1902 года».

В 1895 году «у вокзала Пиллау построено паровозное депо».

В 1897 году «в ознаменование 900-летней годовщины Пиллау был обновлён крест святого Адальберта, его обнесли изящной железной оградой с роскошными цветниками по периметру».

Так закончилась «французская» или общеевропейская история Пиллау XIX века. Впереди была национальная германская история Пиллау – военно-морской базы ВМС Германии.