внук

Елена Николаенко 2
          Виталий - старший и любимый внук. Мама назвала его так потому, что модно было. И только потом узнала значение этого имени - жизненный, стойкий.  И правду говорят, что имя программирует жизнь его носителя. Это проявится в его жизни много раз.

           Лет ему уже тридцать, и родился он тринадцатого числа в декабре. Вернее, то было в полпервого ночи, и как мама ни просила записать его двенадцатым числом, врачи сказали, что судьбу не перехитришь.

Виталий среднего роста, под метр восемьдесят. Похож на отца, все говорили - одним штампом отштампованы. Глаза -светлозеленые, волосы, если их отпустить, вьются барашками, поэтому Виталий стрижется очень коротко: не любит кучерявых. Мама называет его шатен. Вообще, он симпатичный парень, а соседки по дому говорят - 'красавец!'

В школе учился средне,  были и тройки. Закончил даже музыкальную школу, благодаря маминым стараниям и старому бабушкиному пианино, доставшемуся в наследство. Пытались даже сочинять, записывать было лень, так все и кончилось.

           Папочка оставил их с мамой, когда Витальке было одиннадцать лет. Сейчас у него есть где-то сестра, ей уже семнадцать. Все эти годы они жили с мамой вдвоём, она заставляла сына хорошо учиться,  и вместе они мечтали о будущем - военной карьере. Поэтому поступил Виталик в военное ракетное училище, проучился там три года,  но не смог терпеть муштру и тупость начальства, и сделал все, тобы уйти на свободу. Однако, пришлось откупиться ещё полугодием службы на севере в ракетной  части на болотах.
            С тех пор Виталий давно на гражданке, с прошлым покончено навсегда. Даже мама, плакавшая об испорченной карьере, теперь не нарадуется, что сын не стал военным. Неучем он не остался. Окончил институт бизнеса и права, экономист он по специальности, менеджер.
      
             И вот Виталий,полный сил и желаний, а главное честолюбивых стремлений, кинулся в трудовую жизнь. Что совпало с 'ельциновской' эпохой, когда неразбериха, хаос  и галопирующая  инфляция, как фантастический монстр, пожирала, проглатывала все результаты тяжелого, унизительного труда. Его брокерство в частной коммерческой фирме за полгода звонков, переговоров, договоров, уговоров, сложилось в единой реальной сделке, за что он реально получил копейки, а  фирма кое-что.
           Такая бесполезная погоня за призраком, ловля ящерицы за хвост, не могла его устроить. Хотелось реального дела, с результатом, отдачей. Но,увы!  Фирмы справа, фирмы слева были один к одному его 'Деловое агенство'. В стране не выполнялось главное право человека - право на труд. Оно и сейчас не ценится, потому и воруют везде.


            В это самое время у всех на работе стало туго с деньгами, зарплату задерживали надолго. Случалось это и в конторе мамы.
            И тогда распрощались они с любимым пианино, продали как старинный инструмент, что было настоящей правдой,  имелась даже бумажка-расписка о продаже одним давнишним хозяином его другому в тысяча девятьсот первом году. Настоящий немецкий 'Рениш'.
          Ещё мама продала бабушкины золотые часы с браслетом и кольца ( сдала в скупку за бесценок). И стала она, как многие, -челноком.

          Мать уезжала в Польшу, сын встречал ее ночной поезд,  на машине привозили нехитрый товар в клетчатых сумках и коробках. Два-три дня они объедались вкусными вещами: сыром в дырочках, сухой колбаской,  'Рафаэллой' и ещё чем-то необыкновенным, чего ещё мало было в наших ларьках. Все ещё только начиналось, 'все было впервые и вновь'.
           Потом начинался процесс реализации. Вот здесь и подключался Виталий, сначала, чтобы немного помочь маме быстрее продать, а потом серьёзно и довольно долго он занимался этим бизнесом. Он приобретал навыки маркетинга в наших реалиях. Уже многие предприятия города знали его, молодого коробейника с сумкой. Женщины всех возрастов встречали его как родного, потому что его постоянные посещения позволяли ему применить свою систему расчёта, с отсрочкой платежа. И вот они в новых кофточках щеголяют, а  Виталий ещё деньги за них не получил.

           Так можно было работать недолго. Платежи задерживались, к поездке мама не успевала собрать нужные деньги и потихоньку такая система отпала, изжила себя.
            И вот он работает в полукоммерческой фирме снабженцем или менеджером, по новому. Работа его связана с командировками, и ездил он с удовольствием и в Можайск за сантехникой, и на разные другие заводы, отгружая товар на свою фирму, или выбивая оплату с покупателей.

            Сыночек уехал в Чимкент. Обещал вернуться к субботе, до неё было ещё далеко. Поехала мать навестить Виталькиного дедушку, своего отца. Отец жил один после смерти второй жены. Приехала она с ночевкой, убрать, сварить обед. Хотя он прекрасно со всем управлялся.
           Вот сидят они на кухне, она ещё не сняла пальто. Стал отец ее спрашивать, где Виталик.
          
           - Папочка, Виталик по работе поехал в командировку, должен приехать в субботу.
           - Ты точно знаешь, что он уехал?
           - А в чем дело, почему ты не веришь?
           - А у него есть девочка Лена из Александровки?

Своими странными вопросами он заинтриговал дочь.

            - Что случилось? Почему ты спрашиваешь? Кто-то звонил?
            - Да нет, тут случилась история.. Но ты не бойся, уже прошло все, все хорошо, я тебе расскажу, только ты не нервничай.
Вместо этого она подскочила в немом вопросе.
            - Да что случилось?

Вот что она услышала.
             Вчера, вернее, этой ночью,  во втором часу, когда дед уже спал, в дверь позвонили. Дед испугался ночного звонка, подошёл к глазку- два милиционера. Спрашивает: Кто?
               
            - Здесь живёт Николаенко Виталий?
Когда он услышал это, открыл дверь. Вошли два молодых милиционера, спросили, кто он. Узнали, что дедушка, а Виталик в командировке, только вчера уехал.
         
          - А вы точно знаете,что уехал?
          - Я его не провожал, но он улетел в Чимкент и должен вернуться в конце недели.
          - А есть у него девушка по имени Лена , что живёт в Александровке?
Он ответил, что парень встречается с девушкой, но имени он ее не знал.
          - Ну, в общем,  дед, ты не волнуся, но, наверное, твой внук в морге,  и его надо опознать.
Дед так и повалился на стул.
          - Его и девушку трамвай перерезал, и оба они погибли. Девушку уже родственники  забрали, а вот Николаенко Виталия вам надо опознать.
           Они сказали, куда ехать,  и ушли.
А дед сидел, ничего не понимая. Налил себе вина, выпил рюмку, другую, соображая, что надо делать.Дочери сообщать не хотел, боялся ей звонить, сам решил проверить, но так как духу не хватало, надумал поехать к отцу Виталика.
      
          Дед вышел в гараж, завёл свой старенький 'Москвич', сел и поехал по старому адресу, где когда-то жила дочка с мужем, а  теперь живёт он с другой семьёй.
          Вышел он, долго смотрел на деда,  узнавая его , ничего не мог понять.
           - Что случилось?
Рассказал ему дед все.Отец быстро собрался, поехали в морг. В машине бывший тесть снова рассказал ему, что надо опознать сына в морге, что случилась такая беда... А на самом деле Виталик сейчас в командировке.
          Когда они подъехали к моргу, дед не смог выйти из машины.  Зять пошёл сам. Его долго не было. Но, когда он вышел, то сказал:
           - Это не он. Лица, правда, нет, но одежда незнакомая, и грудь в тёмных волосах. У Виталия вроде нет такой растительности. Он говорил, убеждая деда и себя. Нет, это не он.
Но сомнения его терзали, и  у дежурного он выспросил все.
Тот ему сказал, что трое молодых людей, два парня и девушка ехали на такси, вышли и хотели перейти дорогу. Это было на Нариманова. Один остался прикурить, а  Виталий с девушкой перебегали дорогу, чтобы успеть на автобус. Но он подбил их и бросил на трамвайные пути, как раз трамвай делал круг,  и обоих зарезал.
Все произошло так быстро, что их товарищ не успел даже прикурить. Он все это видел.
           Ну, а дальше скорая, милиция. И этот парень сообщил имена пострадавших: Лена и Виталий Николаенко тысяча девятьсот семидесятого года рождения. Скорая забрала этого парня в больницу, так как он был в шоковом состоянии.
             Чтоб убедиться, кто все-таки под колесами трамвая нашел смерть, отец решил поехать в больницу. Там им сказали, что был такой парень, его привели в чувство, и он уехал домой. Дали адрес его, и отец с дедом  поехали туда.
            Отец позвонил в дверь.Ему открыли сразу. Было еще около пяти часов утра, но вся семья не спала и сидела на кухне, обсуждая происшедшее. Стал отец Виталика  спрашивать парня, кто с ним был, как  он выглядел,какой он. И только когда парень внятно произнёс фамилию того Виталика - Николаев, только тогда он догадался, что милиция неправильно записала фамилию. А по справочному столу дали адрес его сына.

            Теперь все становилось на свои места. Отец твёрдо знал, что в морге не его сын. От сердца отлегло. Но была последняя точка в этом деле.
             Все поехали в милицию, де отец Виталика выложил все, как есть, что они ошиблись, и надо скорей искать адрес настоящего пострадавшего-Николаева.
              А вообще, как можно непроверенную информацию нести в дом?  А если б со стариком инфаркт случился?
Он не ушел, пока в отделении  при нем не связались по своей связи с Чимкентом. Их милиция соединилась с гостиницей, и там сообщили, что действительно проживает с понедельника Николаенко Виталий Валентинович из города Ростова-на -Дону.

           Вот теперь они, наконец, вздохнули с облегчением. Покурили вдвоём, тесть и зять, постояли возле машины молча. Было утро. И они поехали по домам.

           Маму била мелкая дрожь.
          - Доченька, успокойся! Ты же поняла, что все ннормально. Наш Виталик жив и здоров!

           Он был возбуждён, пересказывая сумасшедшую ночь, а дочь сидела, точно каменная.
           До субботы было ещё три дня.