Ведуны и ворожеи сибирские и их козни

Алексей Малышев Сказитель
                ЗОЛОТЫЕ СКАЗЫ СИБИРИ               

                ВЕДОВСКИЕ СКАЗЫ
               
                ВЕДУНЫ



      В Сибири много места для всех. Создан бескрайний простор наш для разных людей. Больше, конечно, живет у нас хороших набожных тружеников. Но скрывались в иных деревнях и тайные приверженцы колдовства и темных сил. Называли их добрые люди ведунами и сторонились.

Злые ведуны хранили черные книги, по которым с наступлением темноты в свете полной луны ворожеи гадали, колдовали, превращались в животных, заклинали погоду и вызывали недобрых духов.

 
На селе внешне они ничем не выделялись, и сказать про их чернокнижие точно было трудно, больше было догадок. Главным их признаком, пожалуй, можно назвать равнодушие ко святой церкви, мстительность и зависть чужому счастью, которое они всегда мечтают присвоить.

Ведуны могут изредка приходить и в церковь, но только со своими черными целями, чтобы даром попользоваться божественной благодатью. Как говорят про колдунов церковные священники, что колдуны, это злодеи, злоба у которых дошла до обрядов, называемых в народе ведовством.
      И добрые люди ничего бы о них никогда не узнали, если бы не хитрости ведунов.

Старые охотники предупреждали молодых о кознях нечистой силы, ожидающих их в тайге.
Например, опытный таежник никогда не выходил в ветреную и пасмурную погоду. Считалось, что в бурю может случиться любая беда. Мало того, на тропу может упасть дерево или тяжелая ветка. Но и нечистая сила чаще нападает на человека  особенно в бурные вечера и ненастные ночи.


Темная сила в наших краях являлась не просто так. Была на ее действия веская причина. Помогала и вызывала нечисть злая воля хитрых волшебников.
Так, например,по словам старожилов, в деревне Татьяновке Рыбинского уезда местная колдунья ночами оборачивалась огромной свиньей и с наступлением полночи выбегала на темные сельские улочки, где от нее одинокому прохожему деться было некуда. Жуткая белая свинья набрасывалась на человека и пытаясь его загрызть, кусая до крови.    


      Видели также в Татьяновке и дикую белую лошадь с распущенной гривой, нападавшую из темноты и бившую прохожего копытами.
Эти колдуны так много заговаривали погоду, что доходило до смешного. В самые сильные летние дожди над деревней Татьяновкой стоял круг чистого голубого неба и на село не падали мочившие всю округу дожди. Причин такому явлению кроме колдовства просто не могло быть.


Похожие странности случались и в деревне моего прадеда Ивана Сергеевича.
      Колдуны любили жить рядом с хорошими православными людьми и внимательно следили за их  семьями. Почему-то они желали, чтобы добрые и церковные люди женились на их дочерях. При том добрые люди были простодушны и не вникали в подпольную жизнь, которую вели эти тайные язычники, занимающиеся всякими бесовскими кознями.
   
      Поэтому ведуны всячески старались поссорить и развести семьи таких честных и работящих мужиков, чтобы подарить их своим вредным дочерям. Для этого они много колдовали и главное, постоянно следили за добрыми семьями.
  Но однажды Иван Сергеевич сам убедился в их существовании и удивительных недобрых способностях.


Отправившись на охоту в тайгу, Иван Сергеевич с ружьем на плече шел по лесной тропе, иногда пересекаемой замшелыми колодами и буреломами.
Вдруг впереди на ровной тропе он увидел сидящего маленького серого котенка. Надо понять, как удивился сибиряк, увидев кошку в дикой тайге. Дело в том, что кошек в Сибири тогда не было. Их привозили купцы по особому заказу из России на подводах.


Не могло быть и речи о том, чтобы котенок мог убежать в лес. До деревни было слишком далеко. К тому же сердце Ивана Сергеевича забилось в  смутной тревоге, словно за этим маленьким существом таилась большая опасность.
      Но пожалев редкого зверя, Иван взял его на руки, и решил положить зверька в заплечную сумку. Он решил подарить его своей жене и детям.


      Вдруг, пройдя несколько верст на обратном пути в родное село, Иван Сергеевич с удивлением обнаружил своего котенка, сидящего далеко впереди по дороге. Как зверек мог сбежать из сумки и далеко обогнать своего хозяина?
Сильно удивившись, молодой охотник снова посадил это существо в сумку, закрыл ее и пошел дальше.


Уже на подходе к деревне его ждало странное чудо. Его котенок как ни в чем ни бывало сидел впереди на тропе и страшно смотрел на Ивана большими огненными глазами. Сумка была по-прежнему крепко закрыта, но никакого котенка там не было. Только тогда Иван Сергеевич понял, что это никакой не котенок, а колдовское существо, за чем-то посланное в лес ведунами.
      Старики потом объяснили ему, что ведуны завидуют уму и образованности Ивана и стараются всячески следить за ним с помощью таких призраков.


На следующий раз недалеко от родной деревни на Ивана неожиданно налетела стая ворон. От неожиданности охотник растерялся и едва не лишился зрения. Озверевшие птицы норовили клюнуть его прямо клювом в глаза. Едва отбившись от злобных птиц, охотник побежал в родное село.

       После этого случая исклеванный черными воронами Иван по совету старожилов всегда оставлял два патрона от охоты для защиты от ворон. Как чувствовал, что вскоре нашлют на него призраков в птичьем облике.

 
      Однажды Иван Сергеевич возвращался домой с охоты.
Вдруг в лесу стало темно и страшно, подул холодный ветер, а седые вековые ели закачались и зашевелились, как живые. И хотя путник прибавил шагу, но никак не мог увернуться от низко склонившихся над тропой широких еловых лап, шевелившихся как живые.


Внезапно большие еловые лапы, словно сговорившись, все стали доставать и хлестать путника по лицу, по плечам, и как он не уворачивался, не мог совладать с обезумевшим живым лесом. Разорвав одежду и расцарапав лицо, заколдованный охотник медленно продирался сквозь сплошной шевелящийся и хлещущий лапник, преодолевая боль и уже опасаясь за свою жизнь.
Наконец, после больших усилий очарованный кем-то странник выбрался на открытое место без леса.  Вздохнув с облегчением, он увидел, что осталось уже совсем немного пройти до родной деревни.


Но вдруг сверху раздалось угрожающее карканье, и большая стая черных ворон налетела на идущего Ивана Сергеевича. Вороны с каждой секундой опускались все ниже, угрожающе прицеливаясь в голову одинокому путнику. Среди ворон казалось, верховодила особенно большая старая ворона с тяжелым клювом.
Иван Сергеевич смахнул с плеча двустволку и со второго  патрона метким выстрелом убил здоровенную ворониху. Неожиданно для него вся стая рассеялась, а вокруг все стихло. Козни ведунов прекратились.
 
      Спокойно достигнув родной деревни, Иван Сергеевич обнял жену, покушал и лег спать после тяжелого путешествия, вымотавшего все его силы. 
И только спустя несколько дней он узнал, что среди ведунов в день его охоты случилась беда – умерла старая опытная колдунья, занимавшаяся чарами на его семью. 


С тех пор волшебные козни прекратились. Да и Иван Сергеевич стал осторожнее и на охоту в одиночку выходил так, чтобы об этом никто из ведунов не знал. Жена его тоже научилась молчать. И хотя ведуны нарочно заходили к ним и старались побольше выведать об Иване и их жизни, жена строгими словами выпроваживала ворожеев из дому.


 Все приключения укрепили моего прадеда в вере о существовании мира духов и он больше стал верить в Бога, да стремился всегда посещать церковь по воскресеньям.