Преображенское. Часть1. Особняк Е. П. Носовой

Наталия Гурина-Корбова
                Малая Семёновская улица


           Малая Семёновская улица находится на востоке Москвы в районах Соколиная Гора и Преображенское: между площадью Журавлёва и улицей Измайловский Вал.

           Своё название улица получила в XIX веке по бывшему селу Семёновское.

            Малая Семёновская улица начинается от Электрозаводской улицы и площади Журавлёва и проходит на восток параллельно Большой Семёновской, справа к ней примыкают Нижний Журавлёв переулок, Барабанный переулок, Медовый переулок, Мажоров переулок и Семёновский переулок, слева- напротив Медового переулка- улица Девятая Рота.
Заканчивается Малая Семёновская упираясь в улицу Измайловский Вал примерно напротив Ткацкой улицы.

       Совершенно недавно гуляя по этой улице я проверяла наличие тех зданий, которые чудом сохранились с прошлого времени и представляют исторический интерес. Особенно меня поразил дом купца Егорова, который стоит до сих пор целый и невредимый. Деревянная постройка с необыкновенно красивыми лепными наличниками на окнах. А вот салон Рябушинской, о котором далее пойдёт речь, совершенно ни то что не узнать, его просто не видно за крепким металлическим забором какой-то серьёзной организации.

        Итак, богатое своей историей здание на Малой Семёновской улице, дом 1 это особняк В.Д.Носова широко известный в Москве как салон серебряного века Евфимии Павловны Носовой (урожденной Рябушинской).
   
               
        С начала 1880-х годов участок земли между Лаврентьевской (с 1929 года часть Электрозаводской) и Малой Семёновской улицами принадлежал Василию Дмитриевичу Носову- купцу 1-й гильдии, потомственному почётному гражданину Москвы, владельцу расположенной по соседству фабрики Промышленно-Торгового товарищества Носовых , славившейся качеством своей текстильной продукции: платками, пуховыми одеялами и сукном для обмундирования.

        Когда единственный сын Носова Василий женился в 1902 году на Евфимии Павловне Рябушинской- дочери П.М.Рябушинского, и вскоре поселился с женой в главном доме усадьбы Василия Дмитриевича, вероятно пришло решение о строительстве нового дома .
         Это предположение подтверждается и воспоминаниями внука В.Д.Носова, Ю.А.Бахрушина, который писал: «…когда дядя женился, дед мой Носов выстроил себе новый деревянный дом, а старый особняк на Введенской площади подарил сыну».

          Облик особняка (помимо архитектора, конечно) по-видимому определяла жена сына В.Д.Носова Евфимия Павловна. Она была из семьи  Рябушинских  и близка к кругам художественной интеллигенции.
          К выбору Василия семья Носовых отнеслась скептически по той причине, что якобы «за купцами Рябушинскими шел шлейф скандала».    Но сын сумел настоять на своем, и  красавица Евфимия вскоре на правах его законной супруги поселилась в особняке на Малой Семеновской, № 1. Она  сразу показала, кто в доме хозяин: энергичная Евфимия Павловна полностью поменяла интерьеры дома и велела пристроить к нему левое крыло. Особняк стал более комфортабельным, оснащенным водяным отоплением, горячей и холодной водой…
          В своём доме она устроила художественный салон, где ставились пьесы А. Толстого и М. Кузмина.
      Портреты хозяйки дома писали К.А. Сомов и А.Я. Головин, ее скульптурный бюст лепила А.С. Голубкина.

      В коллекции русской живописи Е. П. Носовой были картины Рокотова, Боровиковского, Венецианова, Кипренского. По примеру П.М. Третьякова, Евстафия Павловна собиралась со временем передать коллекцию городу, а сам дом сделать своеобразным музейным экспонатом.
        Архитектор И.В. Жолтовский построил в особняке парадный столовый зал, три стены которого должен был расписывать В.А. Серов. Эскизы росписи, по отзыву И.Э. Грабаря, изобиловали «чудесными деталями и хитроумными выдумками», которые к огромному сожалению воплощены не были – художник вскоре скоропостижно скончался.
 
         Для отделки парадной лестницы Е.П. Носова пригласила М.В. Добужинского.

        Е.П.Носова коллекционировала русскую живопись XVIII — начала ХIХ вв. Осенью 1917 г., после совершения Октябрьской революции, передала ее на временное хранение в Третьяковскую галерею, где и сохранилось собрание шедевров.
         После революции Е.П. Носова уехала за границу и дожила там до преклонных лет.
После революции национализированный особняк Носовой подвергался не раз переделкам, утратив часть росписей, декоративное оформление залов и лестниц, но внешне дом сохранился в основном в том виде, каким он был при Е.П.Носовой.
 Здание является объектом культурного наследия федерального значения.
 

 На фото особняк В.Носова. Слева  картина А.Я. Головина "Портрет Е.П. Носовой" 1914г., справа- К.Сомов" Портрет Е.П.Носовой"





P.S.При подборке материала использованы статьи, сведения, фотографии из интернета без обязательной ссылки на источники. Приношу огромную благодарность авторам.