История русского рока

Мирослав Манюк
Русский рок — рок-музыка с текстами на русском языке или созданная музыкантами из России. Русский рок зародился в СССР во второй половине XX века под влиянием мировой, прежде всего западно-европейской и американской рок-музыки.

В начале 1960-х годов рок-музыка существовала в СССР полуподпольно, оставаясь по преимуществу эстетическим десертом продвинутых музыкальных гурманов, наладивших личные контакты с Западом и имевших возможность получать пластинки американского ритм-энд-блюза и британского «биг-бита» — главным образом «Битлз» и «Роллинг стоунз».

Русский рок — собирательное обозначение русскоязычной рок-музыки, созданной сначала в СССР, затем в России и странах СНГ различными музыкантами и группами.

Слово «рок» иностранное. Оно произошло от английского rock-n-roll, что в дословном переводе обозначает «качаться и крутиться». Однако, «рок» в толковом словаре русского языка обозначает "судьба". Мне кажется, что второе толкование этого слова более близко РУССКОМУ РОКУ, ведь для многих он стал именно судьбой.

После XVI Олимпийских игр в Мельбурне 1956-го года в СССР начал проникать rock-n-roll. Большей частью это была музыка Билла Хейлей, Ферри Ли Льюиса и многих других монстров западного рока. В то время многие пытались гадать, долго ли продержится увлечение этой странной музыкой. Ходило мнение, что скоро рок-н-ролл отомрет, а на смену ему придет что-нибудь еще более дурацкое. Впоследствии стало понятно,  так просто рок-н-ролл не уйдет, да и кто бы мог подумать, что он ляжет в основу такого масштабного течения, как РУССКИЙ РОК.

Как считают многие, в самой основе рок – поэзии лежит убеждение: мир по своей природе бесчеловечен и жесток. Характерные для рок – музыки визжащие, скрежещущие и воющие звуки оправданы именно тем, что рок – крик человека, брошенного в чудовищный, лишённый Бога мир. Это вообще не «наш», а «их» мир. Кто такие они? Мещане, «средние люди», «начальники». Главное, что герой рок – песен здесь посторонний.


                1960-е ГОДЫ

К середине 1960-х в Москве и Ленинграде сформировались бит-группы, на первых порах исполнявшие кавер-версии зарубежных хитов. Среди этих групп были такие звёзды московского рока 1960-х, как «Сокол», «Скифы», «Скоморохи» и англоязычные «Славяне» (группы Александра Градского). Уже в 1965 году группа «Сокол» сочинила первую песню на русском языке. В 1962 году школьники Бари Алибасов и Михаил Арапов создали джаз-квинтет, который в 1965 году трансформировался в бит-квартет «Интеграл», где исполнялась джазовая музыка и композиции в стиле The Shadows и The Swinging Blue Jeans, сочинялись собственные твисты и рок-н-роллы.

Чтобы обеспечить легитимность своего статуса и доступ к многотысячной аудитории первые рок-группы были вынуждены маскироваться под исполнителей «советской эстрады» — так возникали десятки вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) («Веселые ребята», «Поющие гитары»), или под квази-фольклорные ансамбли («Песняры»). В то же время рок-музыка проникала в СССР по каналам культурного обмена из «братских стран» социализма (например, большой популярностью пользовались польские «Скальды»).

На группы русского рока оказали большое влияние также русские авторские песни (самое большое Владимир Высоцкий), исполняемая обычно под акустическую гитару.

Отечественный рок вначале существовал  полулегально. Для властей он  был в лучшем случае бессмысленным  кривлянием, в худшем – идеологической  диверсией. Между тем «диверсанты»  ни о политике, ни об идеологии  не задумывались, они просто хотели играть любимую музыку.

С широким распространением битломании практически в каждой школе создавалась своя рок-группа. Многие из этих коллективов потом стали главными лицами сцены 1970-х («Рубиновая атака», «Удачное приобретение», «Машина времени»). Развитие бит-сцены привело к созданию первого рок-клуба «КМ» (по названию кафе-мороженого, в здании которого он находился)

Однако музыканты независимых бит-групп сталкивались с двумя проблемами, ограничивавшими их деятельность. Первая состояла в недоступности студий звукозаписи, поэтому до нас дошло очень мало записей групп 60-х, среди которых можно особенно выделить записи группы «Скифы», использовавшей разнообразные звуковые эффекты (гитарные примочки). По мнению основателя американской фирмы «Electro-Harmonics», производящей подобные эффекты, изобретения группы «Скифы» по своим возможностям опережали западный рынок на несколько лет, в чём и состоит уникальность звучания этой группы. Вторая проблема состояла в том, что после завершения высшего образования музыканты бывших независимых групп были вынуждены делать выбор: уйти работать по специальности или вступить в профессиональный коллектив, которым на тот момент являлся ВИА (вокально-инструментальный ансамбль).

Но и после распада большинства самых известных команд 1960-х или выезда за рубеж многих их членов, рок-музыка продолжала развиваться за счёт более молодой генерации. В 1972 году московская группа «Оловянные солдатики» записала магнитоальбом «Рассуждения». Позднее «Оловянные солдатики» стали известны тем, что записали песню для мультфильма «Ну, погоди!» — «У попа была собака», хотя ещё в 1968 году группа «Сокол» сделала единственную сохранившуюся запись своего творчества — запоминающийся саундтрек к мультфильму Ф. Хитрука «Фильм, фильм, фильм».

Бит-движение также развивалось и в провинции. 1 января 1966 года в Харькове местными рок-группами был проведён первый сейшн в ДК Железнодорожников. В том же году Сергей Коротков выпустил самиздатовский журнал «Бит-Эхо», который стал первым отечественным рок-н-ролльным журналом. 18 декабря 1966 года в Каменске-Уральском Свердловской области прошёл первый в стране рок-фестиваль, организованный лидером местной бит-группы «Месяцевики» Владимиром Прокиным. В фестивале приняло участие четыре каменских группы. Для московского рока ключевым фестивальным событием являлся Ереванский фестиваль, ежегодно проходивший в 1968—1972 гг., и собиравший самые крупные московские коллективы.

Родоначальником ленинградской магнитоальбомной истории считается Юрий Морозов (1973), о чём сказано в книге Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока», где работы Морозова ошибочно названы также и первыми альбомами советского рока в принципе (это не так, поскольку на год раньше это сделали «Оловянные солдатики», а ещё в 1969 году это пытались сделать «Скифы»). Среди записей ленинградских групп первенство следует закрепить за сохранившимися в хорошем качестве записями бит-группы «Садко», включавшие записи кавер-версий и собственные песни на русском языке, сделанными намного ранее опытов Морозова, в конце 1960-х годов.



                70-е ГОДЫ


На протяжении всех 1970-х годов рок продолжал оставаться маргинальным явлением советской музыкальной культуры, наряду с творчеством т. н. бардов (Булат Окуджава, Александр Галич, Юлий Ким, Владимир Высоцкий) занимая нишу полузапретного феномена. Публичные выступления рок-групп 1970 — начала 1980-х годов проводились чуть ли не подпольно: дома («квартирные концерты», или «квартирники») или в актовых залах столичных вузов. Благодаря неофициальным концертам в институтских дворцах культуры быстро приобретали известность новые команды: «Рубиновая атака», «Цветы», «Удачное приобретение», «Аракс», «Високосное лето» и др., которые в основном исполняли на английском языке «кавер-версии» международных хитов и — редко — песни собственного сочинения.

Несмотря на то, что репертуар ВИА проходил утверждение на худсоветах, состоящих из консервативных пожилых политработников, в начале 1970-х на пластинках-миньонах выходили кавер-версии «Битлз», а на концертах все группы обязательно исполняли сегмент, также состоявший из забойных кавер-версий. Петь свои песни не разрешалось, потому что каждая песня заносилась в программу-рапортичку, за каждый факт исполнения которой автору текста и музыки, обязательно бывшему и членом Союза композиторов, перечислялся гонорар. В случае с иностранными авторами и исполнителями этого было делать не нужно. Группы, которые это не устраивало, предпочитали считаться самодеятельными. Однако это лишало возможности выпускать официальные пластинки. Возможности для концертов это не всегда ограничивало, если группа была прикреплённой к отдельному ВУЗу или факультету, это давало возможность выступать на сцене.

В 1970-е годы расцвело такое специфическое явление для русской рок-культуры, как «магнитиздат», представлявший собой сеть изготовления и распространения записанных в кустарных условиях «мастер-копий» самодеятельных ансамблей. «Магнитоальбомы» распространялись среди сотен фанатов. «Магнитиздат» стал важным фактором развития русского рока, в частности, обусловив равнодушие русских рокеров к сложным акустическим экспериментам. Рок-музыканты, долгое время лишенные возможности пользоваться высококачественными инструментами и новейшим электронным оборудованием для звукозаписи и микширования, выработали у себя и у слушателей привычку к своеобразному музыкальному минимализму. Гитара и незатейливый «бит» ударных — к этому сводилась вся акустическая палитра русского рока, изначально больше внимания уделявшего словесному ряду. Поэтому песни ведущих рок-исполнителей, от Макаревича, Гребенщикова и Цоя до Бутусова-Кормильцева и Шевчука, — это прежде всего стихи напряженного социально-критического и эмоциально-моралистического содержания. Акустические опыты, например, «Аквариума» (введение струнных и духовых инструментов, не характерных для рока) казались неслыханно дерзкими экспериментами.

Самым известным местом выступления рок-групп 1970-х в Москве стал ДК «Энергетик» МЭИ, в котором на одном из концертов вынесли чугунные ворота и вызывали конную милицию для наведения порядка, в то время как хиппи подкармливали лошадей сахаром, «случайно завалявшимся в карманах». В этот период в основном распространялись не альбомные, а концертные записи, которые переписывались как самиздат от одного владельца магнитофона — к другому.

Для московской рок-музыки 1970-х годов было абсолютно нетипичным такое явление ленинградского рока, как квартирник, широко распространившийся в 1980-е годы. В Москве, помимо уже упомянутых групп «Рубиновая атака», «Удачное приобретение», «Машина Времени», также хорошо были известны «Високосное лето» (записавшие один из редких для 1970-х магнитоальбомов), «Автограф», «Воскресение». Рок-группы Ленинграда 1970-х, такие как «Мифы», «Россияне», «Санкт-Петербург», тоже выступали на сцене исключительно в электрическом варианте. Для рок-музыки того времени, требовавшей драйва, выступление в акустическом варианте было бессмысленно. В соответствии с велением времени и доминированием стилей арт-рок, хард-рок и прогрессив-рок группы 1970-х имели соответствующее звучание: это и были уже упомянутые «Мифы», «Россияне», «Рубиновая атака», «Удачное приобретение», «Високосное лето» (в чём можно убедиться в отношение последних двух по сохранившимся записям — «Удачное приобретение Live’74» и альбом группы «Високосное лето» «Лавка чудес» (1978)). Скорее исключением являлся звук групп «Машина Времени», «Оловянные Солдатики», «Воскресенье», черпавших вдохновение непосредственно в стилях 1960-х годов, а потому игравших в более мягком и философском звучании. Это же относится и к ленинградской группе «Аквариум», вдохновлявшейся 1960-ми. К 1980-м годам в мировой музыке проявились менее тяжёлые стили панк, new wave, что по свидетельству первого нью-вейв музыканта Василия Шумова (лидера группы Центр, возникшей в 1980 году) приводило к размолвкам со стороны молодого поколения и представителей более старшей хард-роковой генерации.

Со второй половины 1970-х годов западная популярная музыка (в том числе и рок-н-ролл) проникает в СССР уже вполне официально. Единственная в стране студия звукозаписи «Мелодия» начинает выпускать альбомы «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», в которых наряду со шлягерами из «стран социализма» попадались и хиты западных поп- и рок-звезд от Элвиса Пресли до Тома Джонса. В конце 1970-х годов в Советский Союз на гастроли приезжают Клифф Ричард, Элтон Джон и лидер европейской музыки «диско» «Бони М». Одновременно по телевидению регулярно начинают транслироваться фестивали поп-музыки из польского Сопота и с болгарского Солнечного Берега. В республиках Прибалтики в это время проводятся рок-фестивали, замаскированные под праздники молодежной народной песни («Литуаника» в Вильнюсе, фестивали в Таллине, Тарту и др.). Весной 1980 состоялся «советский Вудсток» — фестиваль «Весенние ритмы-80» в Тбилиси, на котором выступали ведущие рок-группы из Москвы и Ленинграда.


                80-е ГОДЫ

К концу 1970-х — началу 1980-х в СССР сформировалось полноценное рок-движение, которое начало самоорганизовываться (хотя и не без помощи властей). В 1980 году был проведён первый рок-фестиваль «Тбилиси-80», лауреатами которого стали группы «Машина времени», «Магнетик бэнд», «Автограф» и «Интеграл». Некоторые группы получили доступ к радио- и телеэфиру благодаря программе «Музыкальный ринг».

С началом перестройки и гласности у музыкантов появилась возможность выступать на концертах не опасаясь уголовного преследования, например, за тунеядство, как это было раньше. Этот период русского рока можно сравнить с поздними 1960-ми в западной рок-музыке. В СССР были созданы рок-клубы, сформировались известные, и частично по сей день действующие рок-группы, появились журналисты, писавшие о рок-музыке (Артемий Троицкий, Александр Житинский). Прототипом русской рок-музыки 1980-х были англо-американская рок-музыка, включая одно из новейших на то время её направлений — «новую волну».

Начало 80-х годов стало временем неожиданной популярности  группы МАШИНА ВРЕМЕНИ. Человеку, близко не знакомому с рок  культурой тех лет могло показаться, что эта группа возникла ниоткуда, только вчера ее не было, а сегодня о ней заговорили все, включая Л. О. Утесова. Кто бы мог подумать, что МАШИНА уже прошла долгий и сложный путь «андеграунда», в нем выковала себе популярность и, подписав соглашение с Росконцертом, первой из советских неофициальных групп вышла на широкую эстраду. Выход был скандальным. Печально знаменитая статья «Рагу из синей птицы (так назывался альбом)», опубликованная «Комсомольской правдой» в марте 1982 года, не только подчеркнула этот скандал, но как бы санкционировала травлю отечественного рока в других изданиях. Сейчас эта травля не такая масштабная, но отдельные выпады встречаются и сейчас – они будут появляться пока жива рок-музыка.

Андрей Вадимович Макаревич и его группа «Машина времени» решительно изменили соотношение музыки и текста, выдвинув слово на первое место. Их стиль впоследствии стали называть «бард – роком». Макаревич заговорил об общественных и нравственных проблемах.
      
Песни Макаревича звучали повсюду,  от пионерских лагерей до ресторанов. После Макаревича прямое копирование западных образцов было для уважающей себя группы невозможным. Поэт, как в зеркале, отражает человеческую жизнь и позволяет увидеть то, что без зеркала незаметно – например, досадные ошибки, которые люди вновь и вновь совершают.
   
Ансамбль, которому было суждено войти в историю как "Машина Времени", до этого вообще никак не назывался, а в состав входили 2 гитары (Андрей Макаревич и Михаил Яшин), и две девочки (Лариса Кашперко и Нина Баранова), которые пели англо-американские песни.
 
По  настоящему все началось в 1968 году, когда Андрей Макаревич впервые услышал "Beatles". Затем в их класс пришли двое новеньких ребят: Юра Борзов и Игорь Мазаев, которые и влились в состав новоявленной группы "The Kids". Первый состав группы "The Kids" был приблизительно таков: Андрей Макаревич, Игорь Мазаев, Юрий Борзов, Александр Иванов и Павел Рубен. Еще одним был друг детства Борзова, Сергей Кавагое, по настоянию которого и были уволены девочки-певуньи. Через некоторое время записывается первый альбом группы "Машина Времени" (изначально планировавшейся как "МашинЫ Времени", т.е. во множественном числе). Альбом состоял из одиннадцати песен на английском языке. Техника записи не отличалась сложностью - в центре комнаты стоял магнитофон с микрофоном, а перед ним члены группы. Увы, ныне эта легендарная запись утеряна.

В истории русского рока не было (и, пожалуй, вряд ли будет) более яркого, близкого и  понятного явления, чем «Машина Времени». Так уж повелось, все, чем начинает интересоваться публика, рано или поздно перерастает из области музыкальной в область социально-политическую. Авторитет «Машины Времени» остается незыблемым, их музыка всегда желанна.

В конце 1970-х — начале 1980-х на большую сцену профессиональной советской эстрады смогло пробиться немало вчерашних самодеятельных рок-групп заключивших трудовые соглашения и контракты с различными филармониями СССР, таких как «Земляне» (Кемеровская филармония, позднее Ленконцерт и Москонцерт), «Диалог» (Кемеровская филармония), «Автограф» (Москонцерт), «Круиз» (Тамбовская филармония), «Машина времени» (Москонцерт) и других.

Ленинград (Санкт Петербург). В 1981 в Ленинграде был образован Ленинградский рок-клуб, в который вошли такие группы, как Аквариум (Борис Гребенщиков), Автоматические удовлетворители (Андрей «Свинья» Панов), Зоопарк (Майк Науменко), Мифы. Культовый статус среди поклонников получили группы Кино (Виктор Цой), Алиса (московско-ленинградская группа, Константин Кинчев) и ДДТ (Юрий Шевчук), Среди прочих значительных коллективов были Телевизор (Михаил Борзыкин), Ноль (Фёдор Чистяков), а также рок-бард Александр Башлачев. Ленинградский рок представлял собой хорошо организованное сообщество, центром которого был рок-клуб, большинство активных членов которого хорошо знали друг друга. Особую роль в клубе играли Андрей Тропилло, создавший фактически первую в СССР частную студию звукозаписи и Борис Гребенщиков, являвшийся центральной фигурой питерской рок-тусовки. Музыка большинства групп, как правило, представляла собой аранжировки песен в акустическом исполнении, что позволяло без особых проблем исполнять их на "квартирниках" и приближало питерские группы к "традиционному" року 1960-х. В то же время для ленинградской рок-тусовки был характерен большой интерес к другим видам искусства - литературе, театру и кинематографу.
 
Москва, в которой была создана «рок-лаборатория» при Доме культуры имени Горбунова. Известнейшие московские группы: Машина времени (Андрей Макаревич), Воскресение (Алексей Романов), Звуки Му (Пётр Мамонов), Бригада С (Гарик Сукачев), Крематорий (Армен Григорян), Центр (Василий Шумов), Браво (Евгений Хавтан). Для столичной рок-музыки (особенно, ее первой волны) была характерна ранняя коммерциализация, что отчасти объясняло то, что "Горбушка" являлась скорее центром неформальной рок-культуры, нежели некой стержневой организацией для музыкантов. Большинство московских рок-групп существовало сами по себе и формировали свой собственный, ни на что ни похожий стиль, как правило, отличавшейся подчеркнутой несерьезностью и снисходительным отношением к реальности. Эти качества достигли расцвета в 1990-е годы и способствовали популярности таких групп как "Тайм Аут", "Несчастный случай", "Дюна", "Ногу Свело" и др.

Урал и Свердловск (Екатеринбург). В 1980-х был основан Свердловский рок-клуб. Известные группы из региона: Урфин Джюс (Александр Пантыкин), Наутилус Помпилиус (Вячеслав Бутусов), Чайф (Владимир Шахрин), Настя, Агата Кристи, Апрельский марш. Свердловская рок-тусовка была относительно узкой и особую роль в ней играли поэты-песенники Илья и Евгений Кормильцевы. Уральский рок испытал сильное влияние западных групп 1970-х годов (в т.ч. психоделического рока), большую роль играли клавишные, музыка не была предназначена для акустического исполнения, отличалась сложностью аранжировок. Единственной свердловской рок-группой, в 1980-е добившейся всесоюзной популярности, был "Наутилус Помпилиус", тексты которого были ориентированы на массового слушателя.
 
Сибирь: Гражданская оборона (Егор Летов), Калинов мост (Дмитрий Ревякин), Янка Дягилева. Периферийное и не имевшее единого центра сибирское рок-сообщество в 1980-е годы было представлено практически исключительно направлением, которое его участники называли панк-роком. Советский сибирский панк-рок имел куда менее подражательный характер, чем творчество питерских и московских музыкантов и представляет собой отдельное культурное явление, продолжавшее существование в андеграунде и в 1990-е годы и оказавшее большое влияние на молодежную субкультуру этого десятилетия.

О рок-музыке в то время писало достаточно ограниченное число изданий. Один из них был самиздатовский журнал «Рокси». Очень интересно интервью с Георгием Ордановским, лидером группы РОССИЯНЕ. Он рассказал, что впервые взял в руки гитару в тринадцать лет. Толчком к этому послужила музыка группы БИТЛЗ. Надо сказать, что первые рокеры были воспитанниками именно битлов, следующее поколение уже поколение группы PINK FLOYD. Но вернемся к Георгию Ордановскому. В группу РОССИЯНЕ он попал в 71-ом году по рекомендации одной девочки. Его поразило то, что они исполняли свои вещи! Вряд ли кто сейчас помнит такие песни: «Мальчики и Девочки», «Белый Мрак» и многие другие… Очень интересен, на мой взгляд,  ответ Георгия на вопрос о том, чем он занимается в настоящее время. Вот его ответ: «Можно ввести такое понятие: отечественный рок, или русский рок. Сейчас это уже не удивительно, многие стали это делать. Но мы занимаемся этим давно, мы приверженцы этого направления. Раньше считалось: на русском и петь вроде нельзя». Заслуга в том, что многие уже перестали так думать, многих: Корзинина, Рекшана, МИФОВ, Ильченко, потом уже всех остальных…

В разделе «Музыкальная критика» можно было обнаружить такую статейку о малоизвестной группе АКВАРИУМ: «Нет, это еще не клинический случай артистического самодовольства, ибо при всем своем нарциссизме (пусть вас не смущают признания БГ в собственном вырожденчестве и кретинизме – ценит себя безумно) он совершенно не знает, что и как ему делать… Ближайший год  должен разрешить дилемму АКВАРИУМА – коммерческий или никакой. Им как раз  должно исполниться  десять лет. Прекрасные ветераны…»

Однако, русский рок пережил очередной трудный период в 1983—1985 годах, когда по инициативе К. У. Черненко на самодеятельные группы начались гонения, а организация концертов без участия государственного монополиста была приравнена к незаконному частному предпринимательству (нетрудовым доходам) и грозила тюрьмой. Приказом Министерства культуры от 28 сентября 1984 года были запрещены «Альянс», «Гулливер», «Браво», «Примус», «Центр», «Зигзаг», «ДК», «Альфа», «Кросс», «Теннис», «Зона отдыха», «Аквариум», «Мануфактура», «Мифы», «Пикник», «Кино», «Дилижанс», «Акцент», «Хрустальный шар», «Автоматические удовлетворители», «Люцифер», «ДДТ», «Метро», «Урфин Джюс» и другие группы. В этот период от подобных мер особенно пострадали московские группы: «Воскресение», «Браво», «Коррозия Металла»; их концерты прекращала милиция, а отдельные их участники даже побывали под арестом (в частности, Жанна Агузарова («Браво») и Алексей Романов («Воскресение»)). В 1984—1985 годах известными постановлениями ЦК КПСС и Минкульта о рок-группах, рок-жанр был вновь удален из реестра Министерства Культуры. Были расформированы многие профессиональные ВИА, экспериментировавшие в рок-жанре.

Итак, все более и более стало появляться новое для того времени  явление культуры, никак не связанное с той культурой, которую привычно было считать единственно правильной. Тогда это явление считали не более чем дурной модой, пришедшей с Запада, так же как приходящей оттуда модой на тряпки. И вот перед общественностью уже стоял новый вопрос, требовавший немедленного ответа. Почему столь настойчиво представители этой культуры твердят о «русском роке», отказавшись уже петь песни БИТЛЗ и начинают создавать свое.

Только в 1985 году была открыта Московская рок-лаборатория, позволившая столичным группам легализовать свою деятельность. А с началом перестройки и гласности в 1985 году у музыкантов появилась возможность выступать с концертами, не опасаясь уголовного преследования за предпринимательство и тунеядство. Эта «оттепель» дала толчок второй волне русского рока, особенно ленинградским группам в стиле «нью-вэйв» — «Кино», «Алиса», «АукцЫон», «Оберманекен», «Странные игры» и др. Популярными становятся Наутилус Помпилиус, Аквариум, Зоопарк и Бригада С.

В 1986 в США вышел двойной альбом «Red Wave» («Красная волна») с записями ленинградских групп Аквариум, Странные игры, Алиса и Кино, способствовавший развитию русского рока и интересу к советской рок-культуре за пределами СССР. Выпуск альбома стал возможен во многом благодаря Джоанне Стингрей — американке, много бывавшей в СССР и активно интересовавшейся советским роком (она даже была замужем за музыкантами известных групп русского рока). После выхода этого альбома советские рок-группы получили возможность давать концерты, записывать и выпускать альбомы в западных странах, сотрудничать с западными музыкантами. Кино совершили в 1988—1989 турне по Франции и Японии, Звуки Му выпустили в Великобритании альбом «Zvuki mu» (продюсер: Брайан Ино) и ездили в турне по Англии и США. Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков записал в США англоязычный альбом «Radio Silence» совместно с Дейвом Стюартом (Eurythmics) при участии Энни Леннокс (Eurythmics) и Крисси Хайнд (The Pretenders).

И как уже было сказано выше само слово «рок-н-ролл» за четверть века претерпело изменения, превратившись из частного термина в обобщающее понятие глубокого содержания.

Уже в 70-х и 80-х годах в рок музыке было зерно истинного искусства, но было еще и много шелухи, которая не давала возможности глубже понять суть рока.

Понять всю глубину песен того времени (да пожалуй, и теперешних) можно было разными способами, но не все из них были простыми, а порой ими вообще нельзя было достигнуть результата. Например, можно было вчитываться в тексты песен, просматривать критические очерки, но из этого очень часто ничего хорошего не выходило, потому что тексты, на первый взгляд казались глупыми, а критика подчас слишком субъективна. Все-таки послушать музыку или сходить на концерт значительно эффективнее оказывает воздействие на сознание, а вернее сказать на подсознание человека.  Сочетание музыки, голосов, ритма, цвета, слов, наконец, самого вида музыкантов (на концерте), делающих свое дело в экстатическом, изматывающем тело и душу напряжении, - все это покоряло (или подавляло).

Одним из предвестников грядущих времен (хотя и не ярко выраженным) можно считать Ленинградский рок-клуб, бурная и веселая жизнь которого начиналась в то время.

Впрочем, никто не думал, что клуб ленинградских рокеров предвосхищает какие-то перемены в государстве и то, о чем поют со сцены самодеятельные рок музыканты,  через несколько лет можно будет прочесть в центральной прессе.

Тогда создание рок-клуба выглядело, скорее, итогом долгой и изнурительной борьбы рокеров за существование.

Само создание рок-клуба явилось точкой сосредоточения двух противоположных устремлений – устремления молодых музыкантов к каким-то организационным формам, позволяющим хоть как-то профессионально существовать (иметь оплачиваемые концерты, возможность записываться, приобретать инструменты и аппаратуру), и устремления государственных учреждений держать под контролем эту стихийную, плохо организованную массу.

Обе стороны отстаивали свои интересы, обеим приходилось идти на компромисс.

Крупным мероприятием Ленинградского рок-клуба стал первый в стране смотр-конкурс самодеятельных групп. К первому туру конкурса было допущено около сорока групп, зарегистрированных в рок-клубе. Пятнадцать лучших были отобраны на второй тур. Семь стали лауреатами.

Лауреатский концерт смотр проходил в Ленинградском Дворце молодежи при большом стечении публики. Каждая из семи групп-победительныц представила развернутую программу минут на сорок, что составляет среднюю продолжительность звучания альбома.

Группа ЗООПАРК не попала в число призеров конкурса, но Михаилу Науменко (Майк), лидеру команды, был вручен специальный диплом за лучшие тексты.

Сама же группа ЗООПАРК образовалась осенью 1980 г., когда М. Науменко создал собственную группу, которая дебютировала в феврале 1981 г. на  одной из пригородных танцплощадок. Музыкальная ориентация ЗОО на рок-н-ролл и ритм-энд-блюз с тех пор не претерпела изменений.

Одной из первых группа вступила в рок-клуб и участвовала во многих фестивалях, где Майк получал дипломы за лучшие тексты, «за последовательную разработку сатирической темы», а группа в целом стала лауреатом в1986 г.

В последующие после IV фестиваля годы группа много выступала, была непременным участником всех «Битлз-шоу», проводимых Н. Васиным, гастролировала в Москве, Челябинске, Гродно, Симферополе и др., снималась на Ленинградском ТВ, приняла участие в концерте памяти А. Башлачева в Лужниках в ноябре 1988 г.

  На фестивалях Ленинградского рок-клуба неизменно присутствовало жюри. Условно состав каждого жюри можно было разделить на «своих» - членов совета рок-клуба и людей, участвующих в рок-движении, «чужих» – представителей курирующих организаций и «посторонних» – людей со стороны, представляющих творческие союзы, средства массовой информации и пр.

Понятно, что «свои» отстаивали интересы музыкантов, прежде всего их право петь о том, что их волнует, одеваться и вести себя на сцене так, как им удобно. «Чужие» всячески противопоставляли любому проявлению свободомыслия или хотя бы инакомыслия, стараясь вписать «безобразия» хоть в какие-то рамки. Характерно, что наибольшей любовью «чужих» пользовались чисто инструментальные группы, которые могли играть на чем попало и одеваться кто во что горазд, но хотя бы не пели черт знает что.

Надо восстановить историческую справедливость и рассказать о трех женщинах, от которых в те времена зависела если не судьба ленинградской рок-культуры, то судьба рок-клуба, как ее центра. Сейчас многим кажется, что рокеры пробились сами, вопреки всем препонам. Нет, им помогали, в том числе и те, кого они по должности считали врагами.

Прежде всего, надо сказать о директоре ЛМДСТ Анне Александровне Ивановой. Она умела замечательно гасить конфликты, которые возникали то тут, то там. Почти на каждом концерте рок-клуба кого-нибудь из музыкантов  или зрителей «заметали» дружинники и милиция, в больших числах присутствующая в зале.

Не известно на каких высоких «коврах» приходилось стоять Анне Александровне и какие резкие окрики выслушивать по телефону. Не раз и не два клуб был на грани разгона. Но все это как-то устраивалось, гроза проходила стороной, только вот каких нервов это стоило Анне Александровне – остается лишь предполагать. Возможно, она уже тогда осознала всю значимость и историчность создания рок-клуба, которое фактически явилось важнейшим прорывом отечественной рок-культуры.

А. А. Иванова не входила в жюри фестивалей, однако, мы не сомневаемся, что ей приходилось отдуваться в верхах и за работу жюри.

Дом самодеятельного творчества имел в своей структуре и штатные единицы, непосредственно отвечающие за деятельность рок-клуба. Поначалу эту работу по совместительству выполняла заведующая оркестровым отделом Дома, но уже к III фестивалю на должность куратора рок-клуба была назначена Наталья Алексеевна Веселова, а чуть позже появилась и должность, которую заняла Нина Александровна Барановская.

Наталья Веселова, женщина тогда молодая, красивая и партийная, не была «своею» по определению, но она сразу почему-то приняла сторону рокеров, хотя вполне могла принять и обратную или же остаться равнодушной к их заботам.

Веселова, как и полагалось ей по фамилии, вела дело весело и бесстрашно. Наверное, на этой тяжелой работе и нужно было обладать легким и беззаботным характером, но часто так получается, что человек, делающий свое дело легко, не удостаивается почета. Так было и в этом случае.

Нина Барановская, придя в Дом самодеятельного творчества из университетской многотиражки, где ей с большим трудом удавалось изредка публиковать статьи в защиту АКВАРИУМА, очень быстро стала «своей». Ей не помешало даже то, что выполняла она, по сути, работу цензора, то есть литовала лохматые и колкие тексты рокеров и подписывала их на публичное исполнение.

Похоже, что Н. Барановской жилось, как на вулкане, тем более что она прекрасно знала тексты, которые при всем желании залитовать не могла и которые при всем желании залитовать не могла и которые все-таки исполнялись время от времени, каждый раз вынуждая ее объясняться с начальством.

Последний такой скандал случился на IV фестивале, когда Михаил Борзыкин из группы ТЕЛЕВИЗОР спел несколько незалитованных песен. В зале ДК «Невский», где в проходах через каждые два метра стояло по милиционеру в шинелях, обращенному лицом к публике, такая песня не могла не вызвать восторга.

Можно сказать, Борзыкин этой акцией фактически отменил литовку, показав ее бессмысленность. Если уж человеку разрешили вообще разрешили выйти на сцену, то он споет, что ему хочется. Литовка превратилась в пустую формальность, и уже на следующем фестивале рокеры пели все без исключения представленные тексты. А Нина Барановская превратилась в заботливую рок-маму, опекающую наиболее скандальных питомцев.

Второй рок-фестиваль состоялся в начале 80-х годов. Уже знакомый нам ЗООПАРК не стал лауреатом, но Михаил Науменко был упомянут в жюри примерно такой фразой: «Наградить Михаила Науменко грамотой за последовательную разработку сатирической темы». Тогда это формулировалось так, но в песнях Майка скорее было больше лирики, чем сатиры.

Второй рок-фестиваль запомнился уверенным выступлением АКВАРИУМА и ТАМБУРИНА, который был весьма прохладно встречен публикой; сногсшибательным шоу СТРАННЫХ ИГР, неудачей МАНУФАКТУРЫ; запомнился он и открытиями – ТЕЛЕВИЗОРОМ, СЕКРЕТОМ и КИНО. Группа АЛИСА дебютировала тоже, но еще без Кинчева, в то время вокалистом был Борисов и вторым вокалом Слава Задерий.

Венчала фестиваль ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА, которая выступала вне конкурса. Однако, фестиваль был признан не очень удачным.

Несмотря на то, что II фестиваль обошелся без скандалов, в выше стоящих инстанциях работой жюри остались недовольны. Последовал совет изменить состав, в результате чего на III фестивале не оказалось А. Троицкого, Н. Мейнерта и А. Житинского.

Гвоздем III рок-фестиваля стала АЛИСА. Еще до открытия поползли слухи, что в группе новый человек – некто Константин Кинчев из Москвы. Действительно, в темном зале возникло состояние шока, когда на сцену вышли АЛИСА и загримированный молодой человек в черном, производя руками резкие гипнотические пассы, запел:

       «Экспериментатор движений вверх-вниз
       Идет по улице своих построек…»

                («Экспериментатор», Алиса)

С тех пор начался стремительный взлет АЛИСЫ. Сразу же стало ясно, что петь так, как пели они нельзя, запрещено, это противоречит всем идеологическим установкам. Наверное, никто в зале не удивился бы, если бы пение прервал наряд милиции и всех, находящихся на сцене и в зале, отвезли бы в отделение. Но почему? Сейчас это кажется странным. В словах песен не присутствовало прямых политических выпадов, скорее, это были намеки на удушливую атмосферу тех лет. Больше всего потрясала энергетика Кинчева, который доводил зал до состояния, когда в нем вот-вот вспыхнет молния. Этот дар Кинчев не утратил до сих пор. Появление АЛИСЫ связано с расцветом рок-культуры в России, с ее золотым веком. Эта по истине скандальная и прекрасная группа ярко показывает всю скандальность возникновения в России рок-культуры. Когда слушаешь их песни невольно проникаешься энергией и глубиной текста, в старых записях ярко слышится, что текст явно противоречил тогдашним нормам. Становится страшно.

Группа АЛИСА появилась на свет в апреле 1983 года, когда бас-гитарист С. Задерий собрал вокруг себя молодых музыкантов приверженцев рок-н-ролла и «новой волны». Группа сделала программу «Кривозеркалье», в которой мотивы знаменитой книги Льюиса Кэрролла перекликались с современными реалиями общественной жизни. Тогда в составе АЛИСЫ были кроме Задерия еще и А. Шаталин (гитара), П. Кондратенко (клавиши), М. Нефедов (ударные), Б. Борисов (вокал, саксофон).

Настоящий успех пришел к АЛИСЕ весной 1985 года, когда в составе группы появился новый певец и автор песен Константин Кинчев. Чуть позже им были созданы песни, ставшие по истине молодежными гимнами: «Мы вместе» и «Мое поколение». Надо сказать, что песни эти не утратили былой актуальности, как настоящее искусство, которое вечно. АЛИСА трижды становилась лауреатом традиционных Ленинградских рок-фестивалей (1985-1987 гг.).

В составе группы за этот период произошел ряд изменений. В 1986 г. группу покинул С. Задерий. Его заменил бас-гитарист П. Самойлов. В 1988 г. на место А. Шаталина и П. Кондратенко были приглашены москвичи И. Чумичкин (гитара) и В. Осинский (клавиши). Эпизодически в составе группы появлялись и другие исполнители.

Теперь о других группах, которые появились или уже существовали во времена тогдашней АЛИСЫ.

Ленинградская группа МАНУФАКТУРА возникла в 1976 г. и на протяжении следующих пяти лет прошла путь, характерный для школьных и студенческих команд. Костяк группы составляли О. Скиба, Д. Матковский, А. Ушаков.

Выступление на I Ленинградском фестивале планировалось как «прощальное» перед уходом в армию Скибы и Матковского. Совместно с некоторыми другими музыкантами группа подготовила программу «Невский проспект», с которой и стала победителем фестиваля. Однако выступление на II фестивале, как было сказано выше, не было столь удачным.

После возвращения из армии Скибы и Матковского возрождения группы не произошло. Зато бывшие участники проекта организовали свои достаточно популярные в то время группы.

Первое выступление СТРАННЫХ ИГР состоялось 6 марта 1982 г. в ДК имени Ленсовета в качестве разогревающей группы перед АКВАРИУМОМ. Организатором группы был Александр Давыдов.

На I фестивале группа получила приз зрительских симпатий. СТРАННЫЕ ИГРЫ первыми в советском роке взяли на вооружение новые музыкальные формы, соотнесли их с внешним видом и манерой сценического поведения, а также с содержанием текстов, взятых из переводных сборников французских поэтов XX века.

В начале 1984 г. Давыдов и клавишник – Куликовских покинули группу, и выступление СТРАННЫХ ИГР на II фестивале было не очень удачным, несмотря на обилие сценических эффектов. Последним выступлением группы стали концерты III фестиваля. После чего, выпустив два альбома, команда распалась на две самостоятельные группы: АВИА и ИГРЫ. Для многих групп 70-х такая судьба была фактически правилом.

Первый состав группы ТАМБУРИН был набран гитаристом и автором песен Владимиром Леви в начале 1983 г. Состав группы выглядел примерно так: Ю. Данилов, М. Логвинов, Д. Филимонов и, совмещавший игру в ТАМБУРИНЕ с игрой в других группах (АКВАРИУМЕ и других), А. Кондрашкин.

ТАМБУРИН блестяще выступил на I фестивале, стал лауреатом и на II, хотя программа практически не претерпела изменений. Перед III фестивалем группа поменяла состав, выступление было принято весьма прохладно. После этого выступления ТАМБУРИН фактически сошел с рок-клубовской сцены, продолжая концертно-гастрольное существование.

На приведенных выше примерах ярко видно насколько высок для тогдашних фанатов был культ личности в любимой группе. Как только менялся состав происходил резкий переворот в отношении к самой группе. АЛИСА выиграла на перемене, а ТАМБУРИН, СТРАННЫЕ ИГРЫ и многие другие проиграли.

Могло сложиться впечатление, что рок-культура процветала только в Ленинграде, но это далеко не так. Действительно, зародилась рок-культура именно там, но развивалась практически повсеместно. Так что надо закончить разговор о Ленинграде еще одной историей.

АКВАРИУМ был создан в июле 1972 г. студентом ЛГУ Борисом Гребенщиковым и молодым литератором Анатолием Гуницким.

Группа выступала с концертами, сотрудничала с экспериментальным студенческим театром ЛГУ, принимала участие в праздновании традиционных Дней музыки БИТЛЗ, выезжала на рок-фестивали во многие города союза.

В 1981 г. АКВАРИУМ стал членом Ленинградского рок-клуба и принимал участие в первых пяти рок-фестивалях.

В апреле 1988 г. Гребенщиков заключил долгосрочный контракт с американской компанией Си-би-эс на выпуск ряда альбомов в США. В июне 1988 г. АКВАРИУМ посетил с концертами Канаду. 

Далее речь пойдет также о Москве, Свердловске, как о крупных центрах рок-культуры и других более мелких очагах ее возникновения.

Начнем с МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, хотя говорилось о ней уже многое. Группа возникла на рубеже 1968-1969 гг., в то время ее участники еще учились в школе. По началу в репертуар входили только песни БИТЛЗ, но вскоре появились и свои, написанные      по-русски.

С 1976 г., когда МАШИНА занимает первое место на фестивале в Таллинне и знакомиться с АКВАРИУМОМ, начинаются регулярные приезды в Ленинград и концерты с ленинградскими группами. Состав группы постоянно изменялся, но это не оказывало влияния на ее популярность.

Группа много гастролировала, в том числе за рубежом – в США, А. Макаревич участвовал в фильмах «Душа» и «Начни с начала».

Далее о лауреате нескольких фестивалей Юрии Наумове. Он родился в 1962 г., после окончания средней школы поступил в Новосибирский медицинский институт, из которого ушел, не доучившись всего полгода.

В двенадцать лет он впервые взял в руки гитару и стал учиться играть. После 1982 г. Юрий покидает Новосибирск и обосновывается в Ленинграде, где 1987 г. становится членом Ленинградского рок-клуба.

Блестящая самобытная техника игры на гитаре, изощренные тексты песен-баллад, где широко используется игра рифм, привлекла внимание любителей. Наумовым была создана группа ПРОХОДНОЙ ДВОР.

Ленинградская группа ДЖУНГЛИ начинала в 1981 – 1982 гг. как хард-роковая группа, но вскоре стала легче. Первое же выступление на фестивале ЛРК в 1984 г. принесло ДЖУНГЛЯМ звание лауреата, два гитариста были признаны лучшими.

 ДЖУНГЛИ с успехом выступали на всех последующих фестивалях, меняя состав и демонстрируя непрестанный музыкальный поиск.

Высокий профессионализм и нестандартность музыкального мышления обусловили активную работу членов группы в качестве «сессионных» музыкантов в составе других команд.

Следующая группа АВИА (с ударение на И). Ее название указывает на желание музыкантов противопоставить свое звучание затертым штампам ВИА (Анти-ВИА). Группа возникла с распадом в 1985 г. СТРАННЫХ ИГР. Основу АВИА составили Н. Гусев, А. Рахов и А. Кондрашкин. Постепенно коллектив расширился и появился ансамбль сценического движения «имени ВИА».

Первая программа группы «Из жизни композитора Зудова» была показана на VI фестивале ЛРК. АВИА принимали участие в фильме «Рок».

Группа активно гастролировала за границей. В 1993-1995 гг. состоялся грандиозный тур по Европе, причиной которого явилось отсутствие финансирования в России.

Еще одна группа ДДТ существует 1980 г. и постоянно меняет состав с момента своего основания. Единственно неизменным остается участие в ней Юрия Шевчука – автора песен и музыки. Одним из первых он поднял в своих песнях острейшие проблемы времени: засилье бюрократии, бедственное положение «низов», ложь и фальшь официальной идеологии и прочие. В 80-е гг. имя группы стало символом борьбы против официоза и застоя.

В 1982 г. группа стала лауреатом конкурса «Золотой камертон», проводимого газетой «Комсомольская правда» и фирмой «Мелодия», в мае 1983 г. с успехом выступила на фестивале «Рок за мир»

ДДТ произвели сенсацию на VI Ленинградском фестивале, позднее с триумфом участвовал в фестивалях в Подольске, Черноголовке и др. В 1988-1989 гг. группа приобрела широкую всесоюзную известность, ее песни неоднократно звучали по ЦТ, радио, использовались в кинофильмах.

   И вот московская группа ЗВУКИ МУ. Ее лидер Петр Мамонов выступал с сольными концертами с конца 70-х гг. В начале 80-х вместе со своим братом А. Бортничуком и бывшим одноклассником А. Липницким создал группу, которая долгое время выступала от случая к случаю. Расцвет ЗВУКОВ связан с вступлением в Московскую рок-лабораторию, последовавшим осенью 1985 г. В конце 80-х группа гастролировала за границей, где сотрудничала с Брайаном Ино. В 1989 г. вышел их совместный альбом. В октябре того же года  П. Мамонов объявил о роспуске группы.

 Московская группа БРИГАДА С начала свой творческий путь в январе 1986 г., утвердившись в составе: И. Сукачев, С. Галанин, К. Трусов, Л. Андреев. Впоследствии группа распалась, С. Галанин возглавил группу «СЕРЬГА», И. Сукачев - «НЕПРИКАСАЕМЫЕ».

Выход рок-музыки на широкую эстраду, на телеэкраны, радио, площади состоялся в середине (конце) 80-х гг. Эта сфера духовной  жизни общества стала весьма заметной для людей других поколений, другой общественной ориентации.

Сразу же начались споры, ведь раньше рок подвергался публичной ругани, а теперь никто не мог понять, что же надо думать и говорить. Любители рока разделились на три категории. Первая – максималистская: защитники рока утверждают, что он всецело поколенческое искусство, которое не может быть понято «отцами». Вторая – более мягкая: приверженцы рока ищут аргументы, что бы убедить своих противников в старших поколениях в своей правоте. И третья – сомневающаяся: любители рока ставят свою правоту под сомнение, хотят обосновать ее.

Еще одна группа Ленинградского рок-клуба. КИНО организовалась осенью 1981 г. и поначалу называлась ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ. В первом ее составе кроме В. Цоя играли гитарист А. Рыбин и барабанщик О. Валинский. Вскоре барабанщик отпал, и группа начала работу как акустический парный дуэт под названием КИНО.

Песни Цоя привлекли внимание Б. Гребенщикова, который стал продюсером первого альбома. Состав группы стал постоянно меняться: появлялись гитаристы из других групп.

Невиданный успех альбома «Группа крови», а так же участие В. Цоя в фильмах «Игла» и «Асса» привели к тому, что группа КИНО стала одной из популярнейших рок-групп.

К сожалению, в начале 90-х погиб В. Цой. Группа распалась, но популярность ее не растерялась до сих пор.
 
Группа крови на рукаве,
Мой порядковый номер – на рукаве.
Пожелай мне удачи в бою, пожелай мне
Не остаться в этой траве,
Не остаться в этой траве…

                («Группа крови», Кино)
   
НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС берет начало в 1978 г., когда три студента В. Бутусов, Д. Умецкий и И. Гончаров объединились под названием АЛИ-БАБА и выпустили альбом «Али-баба и 40 разбойников»

Название НАУТИЛУС появилось только в 1982 г., когда группа пополнилась лидер-гитаристом  А. Садновым. В 1985 г. добавилось второе слово – ПОМПИЛИУС, чтобы избежать путаницы с московской командой НАУТИЛУС.

В следующем году НАУ произвел сенсацию на I фестивале Свердловского рок-клуба. Фестиваль проходил в Новосибирске, но известен стал как Наусибирск. В том же году вышел популярнейший альбом «Разлука», тексты были написаны И. Кормильцевым. В основном до 1993 г. НАУ эксплуатировал накопленное «Разлукой». Потом были выпущены «Титаник» и «Крылья» ставшие довольно популярными. И все-таки ничто не вечно и в 1997 г. НАУ официально пошел ко дну. В. Бутусов занялся сольной карьерой, а музыканты разлетелись по родным городам начинать свое дело.
 
Круговая порука мажет, как копоть,
Я беру чью-то руку, а чувствую локоть,
Я ищу глаза, а чувствую взгляд,
Где выше голов находиться зад,
За красным восходом розовый закат…

                («Скованные», Нау)

Свердловская группа ЧАЙ-Ф организована в 1984 г. Владимиром Шахриным, Владимиром Бегуновым, Антоном Нифантьевым. Музыка группы берет начало в ритм-энд-блюзе 60-х гг. Группе удалось найти удачное сочетание традиционной музыки, пришедшей с Запада, с народной, почти частушечной манерой пения. Для русского рока это достаточно характерная особенность, первоначально западная культура прорастала в России, а затем она изменялась в соответствии с народными традициями и получалась культура, которую нельзя назвать аналогом западной. Так и рок буквально за несколько десятилетий превратился в самобытную русскую культуру, независящую от Запада. Имидж «дворовой команды» в ЧАЙ-Фе прекрасно сочетается с грубоватыми, полными жизненных впечатлений и здорового юмора текстами Шахрина. Живое гитарное звучание  и вокальная манера лидера ставят ЧАЙ-Ф особняком в школе свердловского рока, приближая его ленинградским традициям.

В русском роке очень не распространен был женский вокал, но есть и исключения. Настя Полева из Свердловска, которая вышла на сцену как рок-певица в 1986 г. Постепенно вокруг нее организовался коллектив, который составил группу НАСТЯ. Эта команда никогда не была супер-популярна, но существует до сих пор.

Многие песни классических русских рок-групп писались и иногда исполнялись под акустическую гитару как авторская песня. Это происходило в первую очередь на неофициальных концертах и «квартирниках». Таким образом, многие коллективы 1980-х были, в некотором смысле, группой сопровождения поэта-песенника. Часто группы формировались вокруг такого автора текстов (а иногда и музыки), который обычно считался «лидером» и, так же как и группа, становился широко известен.

Конец 1980-х был выходом советского рока из подполья. Были сняты несколько фильмов, ставших неотъемлемой частью русской рок-культуры: «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» (1987) с Аквариумом и другими, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым.

С этого момента создавались многочисленные новые группы, дорога которым была уже открыта.

Так, «Кино» совершили в 1988-1989 турне по Франции и Японии. В 1988 «Звуки Му» выпустили в Великобритании альбом Zvuki mu, а затем совершили гастрольные поездки по Англии и США. Наконец, в 1988 лидера «Аквариума» Б.Гребенщиков записал в США англоязычный альбом Radio Silence, не имевший, правда, особого успеха. Выйдя из подполья, рок-музыканты быстро становятся культовыми фигурами: за исполнение главной роли в фильме Игла (1988) лидер «Кино» В.Цой был признан лучшим советским киноактером года. А советский фильм «Такси-блюз» (1989) с солистом «Звуков Му» П.Мамоновым в главной роли завоевал Золотую Пальмовую Ветвь Каннского кинофестиваля.

Несмотря на то, что увлечение рок-музыкой в СССР было повсеместным, к концу 1980-х оформился ряд центров советского рок-движения, заметно отличавшихся друг от друга как по стилю, так и по организационным особенностям. Прежде всего выделяются три крупнейших центра русского рока — Ленинград (Санкт-Петербург), Москва и Свердловск (Екатеринбург)

 В отличие от рок-музыки других европейских стран, оставшейся по преимуществу англоязычной (Голландия или Скандинавия), русский рок отчетливо самоопределяется именно как русский музыкальный феномен. Рано погибший рок-поэт и исполнитель А.Башлачев сыграл важную роль в обращении русскоязычного рока к корням русского музыкального фольклора. Правда, наряду с интересом к русской фольклорной традиции (в частности, в творчестве таких групп, как «Чайф» или «Калинов мост») русский рок увлекается явным китчем «а-ля рюс» (шапки-ушанки, балалайки, гармошки, кирзовые сапоги, косоворотки «Бригады С»).

Тяга к переработке элементов «советской эстрады» и бардовской песни проявилась у необычайно популярной в 1980-е годы группы «Любэ». Одновременно на пике популярности находились такие ретро-группы, как бит-квартет «Секрет», рокабилли-группа «Мистер-Твистер» и особенно «Браво», которое во многом обязано своей популярностью харизматической солистке Жанне Агузаровой, а затем новому солисту Валерию Сюткину.

В среде городских подростков большим успехом пользовались тяжелометаллические группы: «Черный кофе», «Ария», «Черный обелиск», «Железный марш» и особенно яркая «Коррозия металла», чьи выступления превращались в шумные хэппенинги с элементами стриптиз-шоу.

В конце 1980-х годов, на гребне горбачевской «перестройки», рок-группы превращаются в коммерческие проекты, что становится возможным благодаря проведению больших гастрольных турне по городам, аншлаговым стадионным концертам и выпуску «легальных» альбомов на государственной студии грамзаписи «Мелодия». Это относится, прежде всего, к пионерам отечественной рок-музыки («Машина времени», «Зоопарк», «Аквариум», «Кино», «Алиса»).



                90-е ГОДЫ

1990-е годы — период окончательного формирования российской поп-музыкальной индустрии. Некогда проникнутая мощным пафосом нонконформизма и социального или морального протеста против «системы», русская рок-музыка превратилась в конгломерат более или менее коммерчески успешных предприятий. С коммерциализацией русского рока связано и неизбежное его растворение в широком потоке поп-музыки (от Филиппа Киркорова и шоу-группы «На-На» до сладкоголосых вокальных ансамблей вроде трио «Лицей» или «девочки-скандала» Земфиры — коммерческой имитации Жанны Агузаровой).

По своему звучанию русскоязычная рок-музыка к середине 1990-х приблизилась к тенденциям в мировой музыке, фактически влившись в её различные направления уже без того отставания, которое было неизбежным во времена железного занавеса. Музыку некоторых русскоязычных рок-групп 1990-х и 2000-х иногда характеризуют как «рокапопс», наиболее ярким представителем которого является основанная во Владивостоке группа «Мумий Тролль».

В 1990-х годах многие группы официально переиздавали старые альбомы, раньше выпущенные неофициально как самиздат. Фирма «Мороз Рекордс» выпустила большую серию сборников под названием «Легенды русского рока», в которой вышли ретроспективные сборные альбомы большинства известных советских рок-групп и музыкантов.

Средства массовой коммуникации стали играть большую роль в развитии рок-музыки. Хотя большинство телеканалов и радиостанций почти игнорировало современные русские рок-группы, в 1990-х и 2000-х появились СМИ, специализирующиеся именно на этой музыке — «Наше радио», телеканал «О2ТВ», «Радио Максимум», журнал «Fuzz» и другие.

В российской рок-музыке продолжилось развитие жанров, популярных за рубежом. Появилось большое количество коллективов, исполняющих панк и гранж («Король и Шут», «Пилот», «Наив», «Тараканы!», «Lumen», «7раса», «Небо Здесь») и брит-поп («Мумий Тролль», «Би-2», «Сплин», «Земфира», «Маша и Медведи»). «Тяжёлая» сцена расширилась с появлением исполнителей пауэр- и симфо-метала («Эпидемия», «Catharsis», «Mechanical Poet»).

В середине 1990-х появился русский альтернативный рок. Изначально это были рэпкор и трип-хоп, которые быстро «въелись» в культуру как русского рока, так и хип-хопа. Серьёзный толчок в сторону альтернативы сделали группы «Дубовый Гаайъ» (Дельфин), «Химера», «Кирпичи», а также группа «Сектор Газа», где Юрий «Хой» Клинских использовал рэп-рок в 1990-х. В 2000-х появилась широкая альтернативная сцена, исполнители инди-рока, ню-метала, эмо, металкора — такие как «[AMATORY]», «Jane Air», «Психея», «##### (5diez)», «Tracktor Bowling», «Grenouer», «СЛОТ», «Мои Ракеты Вверх», «STIGMATA», «7000$», «Rashamba» и множество других. До смены главного продюсера в середине 2011 года телеканал «A-One» активно продвигал эту сцену, учредив премию «RAMP».



                2000-е ГОДЫ

С 2000 года постепенно набирает обороты развитие русского блюзового и блюз-рокового направления в музыке. Особенностью его является сохранение традиций и привнесение русских особенностей в исполнительские тенденции. Важным элементом являются глубокие и порой философские тексты. Явлением в русском блюзе стали такие группы как «Peter Pan the Band», «Юкон», «Дорога на Миссисипи», «Блюз Анклав», «Бабушкины сказки».

Фолк-рок получил новое развитие, сблизившись с одной стороны с менестрельской песней («Мельница», «The Dartz», «Theodor Bastard»), а с другой стороны — с так называемым скандинавским фолк-роком («Наследие вагантов», «Тролль гнёт ель», «White Owl», «Tintal»). Часть групп ориентировалась на фольклорные традиции народов России: «Ярос» (славянский фолк-рок), «H-Ural» (хантыйский электрофолк), «Буготак» (бурятский этно-рок), «Лунная Охота» (славянский обрядовый фолк) и др.

С 2000 года начали появляться группы с явным уклоном в готику (дарквэйв, синти-поп), а также активизировались старые отечественные постпанк команды 1980—1990-х. Наиболее яркими представителями так называемой «Русской тёмной сцены» стали группы Пикник, Телевизор, Otto Dix, Roman Rain, Агата Кристи, Глеб Самойлоff & The Matrixx.

С середины двухтысячных годов протестная тематика снова зазвучала в русском роке. Однако единственной группой достигшей определенного коммерческого успеха оставалась лишь Lumen, в то время как остальные группы были мало известны публике. Но политический и философский уклон песен набирал обороты и с 2008 года начинает появляться целый пласт групп, играющих в этой тематике, такие как Louna, РабФак, Веселый Роджер, Icecreamoff, Adaen, Де-факто и другие.



Хотя в русском роке существуют все те же жанры и стили, что и в мировом, у него есть и свои национальные особенности, связанные с использованием русского мелоса. Кроме того, русский рок делает акцент на поэзию и подачу текста. Иногда «русский рок» рассматривают как отдельный жанр в музыке или в поэзии.

Пожалуй, закончить надо тем, что постепенно рок-культура вернется на прежний уровень. Нигде не начинаешь понимать рок-музыку так хорошо, как на концерте, энергетика зала захватывает полностью, что-то в человеке меняется. Я это проверил на себе. Уровень концертов поднялся до высококлассных шоу.

                04.12.16.