Проблемы в садах и школах из-за полио-вакцинации

Надежда Герман
Эта статья написана в помощь родителям дошкольников и младших школьников, которые столкнулись с неожиданным препятствием в посещении дет.сада или школы. Проблема возникает каждый раз в связи с внеплановой вакцинацией детей против полиомиелита.

***

Рассмотрим в рамках действующего законодательства ситуацию, которая начала складываться в ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ начиная с весны 2016 года, а осенью 2016 года получила свое дальнейшее развитие.

Не думаю, что медицинские сестры в школах внезапно и по собственной воле прониклись заботой о непривитых против полиомиелита школьниках.
Скорей всего, по указаниям свыше от них потребовали максимального охвата вакцинацией учащихся. И тут же возникли совершенно абсурдные ситуации, когда администрации школ стали требовать от родителей учащихся выполнения одного из двух условий: либо немедленная вакцинация, либо перевод в другой класс. Еще абсурднее выглядит ситуация, когда при отказе на перевод в другой класс администрация школ пытается принудительно перевести детей на другую форму образования - на домашнее/семейное/дистанционное обучение.

Ситуация 1:
Добрый день Всем! Помогите разобраться в ситуации. Осенью мы пришли в 1-ый класс, не буду говорить, что медсестра школы очень «нас недолюбливает» из-за отсутствия прививок. И 29 сентября нам говорят, что нас переводят в другой класс, так как 25 сентября одноклассника привили «живой вакциной» против полио. У ребенка первый класс - он только начал привыкать к новой обстановке, и на тебе! Медсестра говорит: "- Это вас будет преследовать всю жизнь! Ну, не будем же мы переводить привитого ребенка!»

Ситуация 2:
Здравствуйте!
Нас отстраняют от школы в связи с отсутствием вакцинации против полиомиелита.
Почти вручили приказ, я попросила подумать неделю.
Сказали, что если я напишу отказ и возьму ответственность на себя, они напишут в органы Опеки, из-за того что я подвергаю жизнь моего ребенка опасности. В четверг у нас было собрание по поводу непривитых против полио детей. Выступал глав.врач поликлиники, директор департамента образования, уполномоченный по правам детей в Ярославской области. Все они высказали мнение, что привитых и непривитых детей нужно немедленно разобщать. А если у школы нет возможности разобщить,  то обязать родителей перейти на домашнее образование.

Ситуация 3:
Сегодня ребенок 1 класса принес очередной бланк отказа/согласия от прививок. На словах передал, что в классе будет проводиться прививка против полиомиелита, «живая». И что ребенка предполагается высадить домой на 2 месяца. Насколько я понял, ревакцинации против полиомиелита детям школьного возраста Национальный календарь предусматривает в возрасте 14 лет. В начальной школе никаких ревакцинаций быть не должно?

***

Итак, мы видим, что в данных ситуациях все репрессивные меры направлены на учащихся начальной школы.

Начнем разбираться в этой проблеме с изучения НАЦИОНАЛЬНОГО КАЛЕНДАРЯ  профилактических прививок.

В Приложении №1 к Приказу Министерства здравоохранения РФ
от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении Национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" говорится о том, что в рамках Национального календаря профилактических прививок вакцинация и ревакцинация против полиомиелита проводится в детям в возрасте:
А) Вакцинация против полиомиелита:
- 3 месяца – вакцинация ИПВ вакциной,
- 4,5 месяца - вакцинация ИПВ вакциной,
- 6 месяцев - вакцинация ОПВ вакциной
Б) Ревакцинация против полиомиелита проводится детям в возрасте:
- 18 месяцев – первая ревакцинация ОПВ вакциной,
- 20 месяцев – вторая ревакцинация ОПВ вакциной,
- 14 лет – третья ревакцинация ОПВ вакциной.

И делаем ВЫВОД, что (ре)вакцинация учащихся  начальной школы проводится ВНЕ рамок Национального календаря, а значит, по индивидуальным графикам вакцинации, что означает, что некоторые дети не были привиты в срок по каким-то причинам. Нас совершенно не интересуют причины – здесь главное, что это происходит вне графика, и после этого следуют ограничения в отношении непривитых детей.

Берем следующий документ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

В соответствии со статьей 5 данного Федерального закона мы узнаем, что граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на ОТКАЗ от профилактических прививок.

Отказ от прививок влечет за собой всего 3 (три!!!) ограничения для всех групп населения страны. Вот эти ограничения:

«Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

2. Отсутствие профилактических прививок влечет:
- запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;
- временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;
- отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.»

На основании федерального закона мы видим, что отказ от любой  вакцинации не влечет за собой ограничений на посещение образовательных учреждений, т.е. школы, если только это не касается временного отказа в приеме вновь прибывающих детей в случае массовых инфекционных заболеваний. Если рассмотреть это ограничение на примере полиомиелита, то для того, чтобы вновь прибывающего ребенка не допустили в коллектив образовательного учреждения, требуется чтобы именно заболевание полиомиелитом носило массовый характер среди учащихся. Здесь нужно уточнить одну деталь: заболевания «диким» вирусом полиомиелита в нашей стране не регистрируются с 1997 года, т.е все эти проблемы связаны именно с вакцинным полиомиелитом. Другими словами - некие блага, созданные нашей медициной, используют  для откровенной дискриминации отдельных слоев граждан, которые от этих «благ» имели смелость отказаться.

ОТКУДА же ПОЯВИЛОСЬ ТРЕБОВАНИЕ перевести не привитого против полиомиелита ребенка в другой класс или вообще перевести на другую форму образования?

Прочитаем ИНСТРУКЦИЮ к вакцине против полиомиелита.

ВАКЦИНА ПОЛИОМИЕЛИТНАЯ пероральная 1, 2, 3 типов, раствор для приема внутрь
«Побочные действия:
Побочные действия на введение вакцины практически отсутствуют. У отдельных привитых, предрасположенных к аллергическим реакциям, чрезвычайно редко могут наблюдаться аллергические осложнения в виде сыпи типа крапивницы или отека Квинке. Крайнюю редкость как у привитых, так и у лиц, контактных с привитыми, представляет возникновение вакциноассоциированного паралитического полиомиелита (ВАПП).

Для ограничения циркуляции вакцинного вируса среди лиц, окружающих привитого ребенка, следует разъяснять родителям необходимость соблюдения правил личной гигиены ребенка после прививки (отдельная кровать, горшок, отдельные от других детей постельное белье, одежда и необходимость изоляции привитого ребенка в семье от больных иммунодефицитом)».

Итак, оказывается, существует крайне редкая возможность заболеть вакцинным полиомиелитом. Заметим, что этому подвержены как привитые дети,  так и непривитые дети при контакте с привитыми. Следовательно, применение санитарных правил СП 3.1.2951-11 "ПРОФИЛАКТИКА ПОЛИОМИЕЛИТА" направлено на снижение таких рисков.

В соответствии с требованиями санитарных правил  в разделе IX «Мероприятия по профилактике вакциноассоциированных случаев полиомиелита (ВАПП)» для исключения случаев заражения вакцинным полиомиелитом непривитых детей разобщают с привитыми, о чем гласит пункт 9.5:
«9.5. В медицинских организациях, дошкольных организациях и общеобразовательных учреждениях, летних оздоровительных организациях детей, не имеющих сведений об иммунизации против полиомиелита, не привитых против полиомиелита или получивших менее 3 доз полиомиелитной вакцины, разобщают с детьми, привитыми вакциной ОПВ в течение последних 60 дней, на срок 60 дней с момента получения детьми последней прививки ОПВ.»

Здесь нужно обратить внимание на одну очень важную вещь: до недавнего времени этот пункт применялся только к детям, посещающим детские сады, т.е. к тем детям, которые по возрасту подпадали под сроки вакцинации Национального календаря  до возраста 20 месяцев и для тех, кто по каким-то причинам отстал от графика.
Сейчас же этот пункт стали применять к школьникам! Возникает законный вопрос, почему вдруг? Ответ очевиден – обеспечение максимального вакцинального охвата  вопреки здравому смыслу. И применение пункта 9.5  санитарных правил к школьникам – это один из способов давления на родителей, чтобы они дали согласие на прививку.
Почему вопреки здравому смыслу? – да потому, что даже производители вакцин в Инструкции по применению  пишут о том, что возможность заразиться существует именно у маленьких детей, но никак не у школьников.

Обратите внимание, что по Инструкции относится к соблюдению правил гигиены: отдельная кровать, горшок, постельное белье. Что из этого используется в дет.садах – всё! Что из этих предметов используется в школьных помещениях? – ничего.
К тому же нужно иметь в виду, что школьники уже обучены мыть руки после посещения туалета, они не тянут в рот посторонние предметы и они не пользуются общими игрушками.

Заглянем в санитарные правила еще раз:
«II. Общие положения
2.8. В постсертификационный период наибольшее эпидемиологическое значение приобрели случаи вакциноассоциированного паралитического полиомиелита (далее - ВАПП). ВАПП может встречаться как у реципиентов живой полиомиелитной вакцины, так и у контактных с ними детей. Случаи ВАПП у реципиентов вакцины встречаются крайне редко и связаны, как правило, с введением первой дозы вакцины полиомиелитной пероральной 1, 2, 3 типов (далее - ОПВ).
ВАПП у контактных возникает чаще всего у непривитых детей с иммунодефицитными состояниями при их тесном контакте с детьми, недавно вакцинированными ОПВ. Наиболее часто ВАПП у контактных регистрируется в детских закрытых организациях (домах ребенка, стационарах и других организациях с круглосуточным пребыванием детей) - при нарушении персоналом санитарно-противоэпидемического режима, а также в семьях, где есть дети, не имеющие прививок против полиомиелита, и недавно привитые ОПВ.»

Там указано, что контактный вакцинный полиомиелит  чаще всего регистрируется в  детских закрытых организациях, да и то при нарушениях персоналом санитарно-противоэпидемического режима. Школы к таким учреждениям не относятся – это не закрытая организация. К тому же в год по стране регистрируется всего 12-15 случаев ВАПП – т.е. ничтожно мало по сравнению с общим количеством детского населения. Почти все случаи связаны с иммунодефицитами или у ослабленных детей.

Но не будем голословными и обратимся к следующим документам.

В частности в Методических указаниях МУ 3.3.1.1123-02 "Мониторинг поствакцинальных осложнений и их профилактика" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26 мая 2002 г.) в разделе 4.2. «Расследование поствакцинальных осложнений» сказано:
«… заболевание вакцинноассоциированным полиомиелитом развивается в срок 4 - 30 суток после иммунизации у привитых и до 60 суток у контактных; 80 % всех случаев заболевания связано с первой прививкой, при этом риск развития заболевания у иммунодефицитных лиц в 3 - 6 тысяч раз превышает таковой у здоровых…»

Итак, все действия санитарных правил направлены на защиту непривитых детей от заражения вакцинным полиомиелитом от их привитых сверстников, с которыми они находятся в общих помещениях. То есть, 80% случаев заболеваний у привитых при первой прививке - это нормально по мнению Глав.гос.сан.врача. И вся шумиха, посвященная риску  заболевания вакцинным полиомиелитом, направлена на защиту от него именно у контактных непривитых детей. Что может быть абсурднее?
Заметим, декларируя разобщение привитых и непривитых детей санитарные правила не предоставляют конкретный Порядок разобщения. А это значит, что и привитые и непривитые дети находятся в равном положении при соблюдении пункта 9.5. санитарных правил.

Откуда же такое предвзятое отношение именно к непривитым детям? И кто же виновник того, что складываются такие спорные ситуации?
Отбросим в сторону личные мнения чиновников, озабоченных наибольшим охватом прививками, и потому применяющих все возможные способы давления на родителей с целью получить от них согласие на вакцинацию ребенка.

Обратимся к документам.

В Методических указаниях МУ 3.3.1.1123-02 "Мониторинг поствакцинальных осложнений и их профилактика" )"; в разделе 9.9.1. «Первичные иммунодефицитные состояния говориться»:
 «… детям с первичным иммунодефицитом ОПВ заменяют на ИПВ из-за опасности развития вакциноассоциированного полиомиелита (ВАП). При вакцинации членов семьи, где есть лица с иммунодефицитом, ОПВ также заменяют на ИПВ, при невозможности сделать это больного (или привитого) изолируют на срок не менее 60 дней».

Еще раз повторим: «больного (или привитого) изолируют на срок не менее 60 дней»!
Изолируют привитого «живой» вакциной ребенка, являющегося носителем инфекции, чтобы избежать заражения ослабленного ребенка.

Обратимся к федеральному закону N 52-ФЗ  "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а именно к его статье 33. Меры в отношении больных инфекционными заболеваниями:
«1. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Уточним: носители возбудителей инфекционных болезней… если они представляют опасность для окружающих…подлежат изоляции!

Согласно Международных медико-санитарных правил статьи 1 Определения :
«изоляция - означает отделение больных или зараженных лиц или зараженных контейнеров, перевозочных средств, багажа, товаров или почтовых посылок от других таким образом, чтобы предотвратить распространение инфекции или контаминации; "зараженный" означает лица, багаж, грузы, контейнеры, перевозочные средства, товары, почтовые посылки или человеческие останки, которые инфицированы или контаминированы или же переносят источники инфекции или контаминации таким образом, что это представляет риск для здоровья населения».

ДЕЛАЕМ ВЫВОД:   привитые ОПВ («живой» вакциной против полиомиелита) дети являются зараженными носителями возбудителя инфекционной болезни полиомиелита, представляющей опасность для окружающих их людей, включая непривитых граждан, привитых граждан, но по разным причинам утратившим или не выработавшим антитела (уровень индивидуального иммунитета) к полиомиелиту, граждан с иммунодефицитом, в том числе ВИЧ инфицированных. В соответствии с законодательством РФ требуется обязательная изоляция привитых граждан ОПВ от других таким образом, чтобы предотвратить распространение инфекции или контаминации.

Факт зараженности привитых ОПВ детей подтвержден и отражен в решении Верховного суда от 27 апреля 2011 г - объяснения специалиста главного научного сотрудника Института полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П.Чумакова РАМН, академика РАМН Дроздова С.Г..:
«Вакциноассоциированный паралитический полиомиелит (ВАПП) - это полиомиелит, вызываемый вакцинными вирусами, которые выделяются из кишечника привитого ребенка в течение 1-2 месяцев после проведенной вакцинации оральной полиомиелитной вакциной. Если в дошкольном учреждении проведена вакцинация оральной полиомиелитной вакциной, то в окружающую среду в течение этого времени поступает значительное количество вакцинных вирусов. Даже при идеальном соблюдении санитарных правил избежать контаминации вирусами предметов окружающей среды очень трудно, что создает условия для их циркуляции и возможности инфицирования непривитых детей.»

Здесь нужно обратить внимание, что академик Дроздов С.Г. говорит именно о вакцинации в детских садах. Не потому ли, что 2011 году никому даже в голову не могло придти вакцинировать школьников с 10-летним запозданием от графика при полном отсутствии всяких к этому причин?

И СОВЕРШЕННО ОЧЕВИДНО, почему все эти ограничивающие меры пытаются применять к непривитым детям, а не к настоящим источникам инфекции. Да кто же тогда согласится на внеочередную прививку, если после нее требуется изоляция?

Итак, мы разобрались с причинами и следствиями складывающейся в последнее время практики принуждения школьников к вакцинации против полиомиелита вне графиков Национального календаря  и в применении ограничительных мероприятий в отношении непривитых детей.

***

Рассмотрим проблему в ДРУГОМ РАКУРСЕ. Вспомним, что школа является образовательным учреждением и обязана предоставлять образовательные услуги.

С помощью федерального закона ФЗ-273 «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» познакомимся с основными правами в сфере образования, которые так или иначе нарушают мед.работники  и администрации школ, принуждая к вакцинации или прибегая к ограничениям при отказе от нее:

«Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования
4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность»

Итак, подведем ИТОГИ:

- образовательные организации предоставляют образовательные услуги, которые не должны быть никаким образом связаны с медицинскими услугами;
- каждый гражданин имеет право на образование независимо от своих убеждений , т.е. гражданин может иметь свой собственный взгляд на вакцинацию;
- в сфере образования недопустима дискриминация, т.е предвзятое отношение к непривитым ученикам;
- в сфере образования к гражданину-учащемуся не могут быть применены ограничивающие права нормы, которые не прописаны в самом законе «Об образовании», т.е. перевод в другой класс при вакцинации третьего лица, т.е. одноклассника;
- родители имеют право выбирать форму получения образования, т.е. администрация не может принуждать к смене формы образования в ответ на отказ от вакцинации или отказа от перевода в другой класс из-за вакцинации третьего лица.

* * *

Школа – это образовательное учреждение и кроме предоставления образовательных услуг ничего другого она делать не должна и не обязана.

Итак, ЧТО ДЕЛАТЬ, если вас поставили перед условием: перевод в другой класс на 60 дней при вакцинации одноклассника вашего ребенка или переход на домашнее/семейное образование?

Нужно четко понимать, что ЗАЩИТА от риска крайне редко случающегося ВАПП (вакцинного полиомиелита) НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РАВНА ЛИШЕНИЮ ПРАВА на образование.

Все-таки это слишком разные вещи, чтобы они могли друг от друга зависеть.
 
НУЖНО ПОМНИТЬ, что ограничительные действия, направленные против вашего ребенка:
- создают для вашего ребенка зависимость права получения образования от медицинских процедур, проводимых третьему лицу;
- не соответствуют 2-м федеральным законам и Национальному календарю прививок;
- навязывают вам предвзятый по отношению к вашему ребенку порядок разобщения;
- носят дискриминационный характер по признаку отношения к вакцинации;
- принуждают вас к переходу на другую форму образованию, которую вы не выбирали для своего ребенка.

КОНЕЧНО же, НУЖНО ЗАЩИЩАТЬ права вашего ребенка, опираясь на действующее законодательство.
 
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ  при получении уведомления от администрации школы, что ваш ребенок переводится в другой класс или отстраняется от посещения школы на 60 дней в связи с вакцинацией против полиомиелита в классе, должен быть следующим:
- возникшую проблему администрация школы должна решать с вами, т.е. полномочными представителями вашего несовершеннолетнего ребенка, а не с ребенком, выговаривая ему в присутствии класса какой он «не хороший», или что его не пустят в школу;
- вам нужно предоставить в администрацию школы письменный отказ от перевода в другой класс  и от перехода на другую форму образования;
- отказ вам нужно зарегистрировать у секретаря и получить входящий номер документа;
-  в отказе требовать дать вам письменные объяснения о вводимых против вашего ребенка ограничений права на образование, основанные на федеральном законе «Об образовании»;
- в отказе вам необходимо указать, что для ограничения права на образование необходим письменный приказ об ограничениях от лица директора;
- до получения письменного приказа директора ребенок должен ходить в школу в обычном порядке;
- при физическом недопуске ребенка в школу в отсутствии письменного приказа директора нужно на месте составлять АКТ от недопуске в присутствии двух свидетелей;
- при получении копии письменного приказа директора на руки обращаться в выше стоящие организации: в Департамент образования с жалобой на директора школы, в  прокуратуру с жалобой на директора школы и на начальника Департамента образования;
- при обращении в инстанции требовать давать письменные ответы со ссылками на действующее законодательство в установленные законом сроки;
- последняя инстанция – это обращение в суд.

Хочу обратить ВНИМАНИЕ на один очень важный момент: все действия со стороны чиновников должны иметь документальное подтверждение. Все ваши жалобы и заявления должны быть письменными. Все ответы вам должны давать в письменном виде. Другими словами - у вас должны быть документальные подтверждения нарушения законодательства, чтобы у вас были основания для обращения в выше стоящие инстанции. С чиновниками НЕ НУЖНО «разговаривать разговоры» - они понимают только язык документов и реагируют только на жалобы и претензии, изложенные в письменном виде.

Кстати, нужно напомнить о РЕШЕНИИ Верховного суда в то время, когда еще в старых санитарных правилах было написано про изоляцию непривитого ребенка в период вакцинации против полиомиелита. Верховный суд выступил на стороне родителей, которые были не согласны с отстранением от посещения садика на 60 дней.

Но сейчас действуют другие санитарные правила, в которых про изоляцию не говорится ни слова. Более того - в санитарных правилах ничего не говорится о ПОРЯДКЕ разобщения, т.е. другими словами санитарные правила не регламентируют перевод в другую группу именно непривитого ребенка. И уж совсем ничего нет про изоляцию, которую раньше толковали однозначно, как вывод непривитого ребенка из группы.

И опять нужно напомнить, что санитарные правила с их «разобщением» привитых и непривитых направлены на ЗАЩИТУ именно непривитых детей. Вот только не нужно «защищать» наших детей насильно и карательными мерами.

Так и хочется сказать:
- Не надо закрывать форточку и надевать на моего ребенка шапку, чтобы не продуло уши. Каждый родитель вправе сам разобраться и с форточкой, и с шапкой, и с ушами. Тем более, что законодательство ЭТО позволяет, наделяя родителей несовершеннолетних детей правами решать и выбирать наилучшее для их жизни исходя из своих философских взглядов.

***

А теперь мы обратимся к тем перегибам в ДЕТСКИХ САДАХ, которые то и дело встречаются у «особо усердных» мед.сестер и заведующих садами.

Для начала согласимся, что дошкольный возраст  - это то самое время, когда ребенок проходит полную вакцинацию в соответствии с Национальным календарем прививок. И до поступления в школу даже тем детям, которые выбились из графика по своим семейным причинам, удается пройти вакцинацию в полном объеме по индивидуальным графикам.

Только это их право не должно нарушать нормальный ритм жизни вашего непривитого ребенка, нарушать его психологический комфорт, растягивать до бесконечности адаптационный период, лишать права участия в детских праздниках.

И вернемся еще раз к пункту 9.5 санитарных правил СП 3.1.2951-11 "ПРОФИЛАКТИКА ПОЛИОМИЕЛИТА":
«9.5. В медицинских организациях, дошкольных организациях и общеобразовательных учреждениях, летних оздоровительных организациях детей, не имеющих сведений об иммунизации против полиомиелита, не привитых против полиомиелита или получивших менее 3 доз полиомиелитной вакцины, разобщают с детьми, привитыми вакциной ОПВ в течение последних 60 дней, на срок 60 дней с момента получения детьми последней прививки ОПВ.»

Обратите внимание, что здесь не указано, кого именно нужно переводить в другую группу, и кроме самого «разобщения» здесь не написано больше ничего о каких-либо ограничительных мерах.

С вакцинацией против полиомиелита наблюдается странная картина – последняя ревакцинация в дошкольном возрасте проводится в 20 месяцев, т.е. до исполнения ребенку 2-х лет. Уточним – «до двух лет» означает ясельные группы в детских садах. И каждый понимает, что именно там и существует наибольший риск вакцинального полиомиелита как для воспитанников и привитых и непривитых, так и для взрослых сотрудников. Именно в ясельных группах у детей практически отсутствуют гигиенические навыки – они только учатся им следовать, именно в ясельных группах массово используются детские горшки, именно в ясельных группах, дети часто подбирают с пола и суют в рот посторонние предметы. Общая посуда, общие полотенца, общее постельное белье – всё это создает определенные риски, если только персонал не выполняет строго требования к соблюдению общих и особых правил гигиены. И может быть, именно в ясельных группах разобщение привитых и непривитых детей в период вакцинации против полиомиелита целесообразно и необходимо.
 
Но в детских садах мы повсеместно наблюдаем, как МЕРЫ РАЗУМНОЙ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ превращаются в КАРАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ НАКАЗАНИЯ для непривитых детей во всех возрастных группах.

Это выражается в том, что при разобщении именно их переводят раз за разом из группы в группу в течение года, если прививают другого  ребенка ( напоминаю,  вне графика Национального календаря). Это непривитых трехлеток переводят в старшие группы, где совершенно другие образовательные программы. Это непривитых детей лишают права посещать музыкальные занятия и физкультурный зал в течение 60 дней. Это непривитых детей не пускают на Новогодние утренники и выпускные праздники. Это непривитых детей не выводят на прогулки на общие площадки и держат в группе по 60 дней без права пользоваться другими помещениями садика. Хотя в санитарных правилах о таких методах «наказания» не написано ни слова.

Что ЭТО, как не САМОДУРСТВО мед.сестер и заведующих садов?

ТАК ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, если вашего ребенка настигли такие карательные меры «защиты от ВАПП»?

Нужно помнить, что ограничительные действия, направленные против вашего ребенка:
- нарушают принцип равноправия в детской группе в зависимости от медицинских процедур, проводимых третьему лицу, перемещением именно вашего ребенка в другую группу;
- носят явно дискриминационный характер - применением ограничительных мер к вашему здоровому ребенку и созданием «зеленого света» заразному носителю полио-инфекции;
- навязывают предвзятое отношение персонала садика именно к вашему ребенку;
- лишают вашего ребенка права на полноценное дошкольное образование в соответствии с возрастом;
- наносят вашему ребенку психологическую травму постоянным погружением его в адаптационные условия.

КАК практически можно ИЗБЕЖАТЬ всех этих неприятностей при поступлении в садик:
- запомнить, что за всё в детском саду отвечает только заведующая, а не мед.сестра или приходящий врач;
- знать, что любые административные действия заведующей по отношению к вашему ребенку должны сопровождаться письменными приказами или распоряжениями;
- внимательно изучить текст Договора, который вы подписываете, обратить отдельное внимание на обязанности сторон;
- внести дополнительные пункты, если вы с чем-то не согласны и считаете, что права вашего ребенка могут быть нарушены;
- исключить ситуации, при которых ваш ребенок может быть лишен посещения дополнительных занятий, общих мероприятий и т.д., внесенением в Договор специальных пунктов;
- добиться от заведующей детским садом составления графика вакцинации против полиомиелита на текущий год;
- обязать заведующую детским садом на основании графика вакцинации составить четкий график разобщения, в котором вашего ребенка не переводили бы из группы в группу больше одного раза за год;
- все возникающие проблемы решать только с заведующей детским садом и только в форме письменных заявлений/жалоб/претензий с требованием письменных ответов на все ваши заявления.

Если же не смотря на все предупредительные действия с вашей стороны, вы все же получаете от заведующей детским садом «уведомление» о том, что ребенка опять переводят в другую группу или он выводится из сада на 60 дней, то можно применить такой же АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ, который прописан выше для родителей школьников.

***

Ответ на вопрос, «почему право на посещение детского сада или школы становится зависимым от медицинских процедур?», можно получить, только если согласиться с утверждением, что нами управляют мракобесы от образования и медицины, а чиновники во власти перешли все границы здравого смысла.

Очень трудно приходится родителям, вынужденным бороться за соблюдение прав своих несовершеннолетних детей, когда против них единым фронтом вопреки федеральному законодательству выступают чиновники от медицины и образования.
- Почему? - спросите вы.
- Да потому, что боясь потерять свои рабочие места или «теплые кресла», они выполняют нелепые приказы тех, кто на этом зарабатывает большие деньги.

Для того, чтобы противостоять произволу чиновников самых разных рангов, каждый родитель должен внимательно изучать законодательство в области защиты прав своего ребенка и применять его на практике для решения возникающих проблем, которые случаются на стыке медицинского и образовательного обслуживания.

30 ноября 2016 г.