Курочка Ряба как Библия семейной жизни. Эссе

Семён Герасимов
Посвящается моим родителям.

Эпиграф

…И не надо зря портить нервы.
Вроде зебры жизнь, вроде зебры.
Чёрный цвет, а потом будет белый цвет.
Вот и весь секрет.

                Л. Дербенёв

«Не плачь, Дед. Не плачь, Баба. Я снесу
вам яичко другое, не золотое – простое.»
«Курочка Ряба».
               
                Русская народная сказка.

Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она.

           А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Всем нам читали в детстве сказку «Курочка Ряба». Мы переживали, конечно, за незадачливых Деда и Бабу, не подозревая, в силу возраста, что эта история, в общем-то, совершенно не сказочная. Это – история про нашу жизнь. Не верите? А давайте порассуждаем.

«Жили-были Дед да Баба». Дед и Баба – это молодожёны. В ходе моих рассуждений вы наверняка поймёте, почему я даю такой парадоксальный посыл.
 
Перед дальнейшим рассказом мне следует оговориться, что повествование сие касается только супружеских пар, а не холостяков и незамужних, временных или постоянных (уж пусть они простят меня). Я намеренно не упоминаю «голубых» и «розовых», «агитационные» кампании которых приводят только к опустошению душ и нашей прекрасной Земли. Я говорю о тех, кто, поддавшись власти Гименея, решил заключить брачный союз. Я говорю о тех, кто уже много лет рука об руку идут по жизни, преодолевая все трудности. Они, порой, искренне не понимают (поверьте) тех, кто разводится, с теми, кого ещё недавно считали единственной своей любовью, и этой любовью клялись.

Идём дальше, мои читатели?
 
«И была у них Курочка Ряба». Под этим персонажем кто-то очень мудрый понимал не что иное, как… нашу жизнь. Жизнь ведь – она бывает всякая: и чёрная, и белая, и серо-буро-малиновая в крапинку – в общем, рябенькая наша Жизнь. И она есть у всех, и только у брачующихся она становится общей. Поэтому-то: «и была у НИХ…».

«И снесла Курочка Яичко, и не простое Яичко, а золотое». Тут-то совсем не сложно: Золотое Яичко – это влюблённость молодых, это восторг и счастье от долгожданного взаимного обладания такими вожделенными: она – мужем, он – женою. Это даже, если хотите, страсть. А скорее всего – это взаимная Любовь. До поры…

«Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила». Здесь мы переходим к периоду Притирки (будь она неладна!). Супруги до свадьбы два десятка лет жили и воспитывались в совершенно различных социальных средах. Они выработали свои привычки, склонности и наклонности; они освоили целую систему алгоритмов бытия без зависимости друг от друга… и вдруг пришлось «перестраиваться на ходу», «брать ногу» и требовать того же от своего партнёра. Бывает довольно редко, когда притирка проходит сносно, без особых «тектонических сдвигов». Но чаще всего через несколько лет (а то и раньше – всё зависит от личностных качеств, темперамента и воспитания) муж и жена начинают психовать и ругаться. Как правило такие пикировки заканчиваются примирением, потому что взаимная влюблённость, скреплённая физической близостью – это очень мощная цементирующая основа, разрушить которую способна очень большая сила. В общем, бьют, бьют и не разобьют. И так длится долгие годы. Рождение совместных детей ещё больше скрепляет эту конструкцию, называемую семьёй.

Однако, опасность подстерегает совсем не там, где обычно ожидается. Мы уже почти поверили в то, что конфликтами в семье разрушить её почти невозможно, если она первоначально была «слеплена» из высококачественного «цемента» искренней любви и уважения. Детишки, подрастая, подвышают и качество скреп семьи – ведь жить не только для себя, но и для счастья детей (как бы это высокопарно ни звучало) – это значит закалять ту «арматуру», из которой состоит «каркас» семейства.
 
Но вот сыновья-дочки подрастают, разъезжаются и их родители остаются одни. И этот их неизбежный статус не могут радикально изменить даже пусть и редкие, но регулярные наезды детей и внуков в гости. Можно по-разному относиться к уходу детей из семьи: кто-то вздыхает облегчённо, кто-то начинает тосковать. Неизменно в такое время одно – большинство супругов постепенно и неотвратимо начинают погружаться в серые будни, рутину. Здесь и таится та самая опасность, о которой я заикнулся ранее.

«Мышка бежала, хвостиком махнула…». Мышка, серая невзрачная, маленькая Мышь с противным голым Хвостиком. Под Мышкой в сказке понимаются именно серые монотонные Будни, наполненные в общем-то нужной, но всё же рутинной деятельностью. И они, эти будни, как оказалось, способны разложить «цемент» семейного «гнезда».
 
«Яичко упало и… разбилось». Всё! Кажется, что крах неизбежен! Порой муж с женой надоедают друг другу настолько, что лишь развод видится им единственно приемлемой мерой для обретения спокойствия. И только дети, которые не мыслят своей жизни без родителей, живущих вместе, да ещё и здравый смысл – способны вернуть всё в исходное положение. Самое время вспомнить замечательные «полотна» Владимира Меньшова «Любовь и голуби» и Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна». Драма семейного краха, (временного краха) и его успешного преодоления заставляет задуматься: а стоит ли «дрова ломать»?

«Мужчина (женщина), как трамвай, – рассуждают иные раскрепощённые личности, – уйдёт один (одна), придёт другой (другая)». И только глубоко одинокие люди скажут нам, какова цена этой беспечности, когда уже «замуж – поздно, а сдохнуть – рано».

Но мы возвращаемся к нашей довольно грустной истории: «Дед плачет. Баба плачет». Раздор в семье, как правило, переживается одинаково тяжело всеми её членами.

«А Курочка промеж ними ходит и кудахчет…». А Курочка-то – разное наше житьё-бытьё – никуда от них и не уходила. Она по-прежнему между ними. Жизнь их совместная, со всеми своими заморочками, по-прежнему в них. И она же, эта Жизнь, спокойно, ненавязчиво, без нарочитой назидательности, снова возвращает их друг другу, чтобы они снова начали свою такую привычную и так им надоевшую (как им казалось), но, до боли знакомую, рутинную «бытовуху».
 
«Не плачь, Дед. Не плачь, Баба. Я снесу вам Яичко другое: не золотое – простое».
Привычка. Это слово стало чуть ли не ругательным по отношению к семейной жизни. Но спросите любого из тех милых и очень серьёзных стариков, которых много есть в глубинке: любят ли они друг друга? Они, почти наверняка, ответят вам, что не знают, что такое Любовь. Привычка сильнее Любви?! Да, это Жизнь, и против её законов не попрёшь.

А в глубинах памяти у этих стариков и ночи напролёт под «сумасшедших» соловьёв в обнимку с любимыми, и первый поцелуй, и первая близость, и медовый месяц, и бессонные ночи над колыбельками, и радость воспитания детишек, так похожих на любимого человека, и тепло и уют семейного очага, построенного по совместному «проекту».

Читайте русские сказки. «Сказка – ложь, да в ней намёк».