1. Жизнь
Ромен Роллан пишет о Георге Фридрихе Генделе как о человеке «несокрушимого духа».
Гендель – многонационален. Великий немецкий композитор пишет музыку в итальянской и английской манере.
Гендель усиливает старинную английскую музыку германским духом! Это нравится англичанам, чья держава простирает свою власть на полмира!
Гендель отличается энергичным характером и трезвостью ума, как в жизни, так и в творчестве. Композитор нравится англичанам. Его низвергают, вновь поют хвалу и, в конце концов, ставят при жизни памятник.
Гендель на протяжении 35 лет борется с засильем итальянской оперы в Великобритании.
Гендель мужественен и красив: он – Гектор и Парис в одном лице.
Гендель – автор героической музыки в оратории и красивой в опере.
Гендель пишет развлекательную музыку для светского общества и королевы.
Гендель – один из крупнейших благотворителей среди композиторов. Он выделяет огромные суммы денег малоимущим и больным. Чтобы это делать, нужно быть титаном духа.
2. Оратории и оперы
Гендель – Самсон в оратории.
Мощь, энергия, радость определяют характер музыки ораторий Генделя.
В ораториальной музыке Генделя энергия бьёт ключом, неизменно торжествует радость!
Гендель эмоционально необъятен: он одинаково выразителен в эпико-трагедийных ораториях и лирико-речитативных операх.
Гендель в ораториях грандиозный, в операх – лирический и нежный.
В оперных ариях Гендель возвышен и благороден.
Арии Генделя ниспосылают небесный покой.
Слушая арии Генделя, кажется, что пьёшь утреннюю росу.
Арии Генделя ободряют и очищают душу.
Арии Генделя дышат весенней свежестью.
Если собрать арии Генделя в одно место, то попадём в сад дивных мелодий.
Тем людям, которые никогда не наслаждались ариями Генделя, не доступна Божественная красота.
Скорбная музыка оперы «Ринальдо» Генделя возносит наш дух к Небесам!
3. Среди гениев
Арии Генделя имеют немецкую песенную основу, которую он разукрашивает итальянским виртуозным пением Вивальди.
Насколько Иоганн Себастьян Бах сложен и глубок, настолько Гендель конкретен и ясен: ведь не случайно после смерти Баха его музыку забывают почти на сто лет, напротив, Гендель не перестаёт радовать публику при жизни и и после смерти.
У Баха вера в Бога – духовная, у Генделя – духовно-разумная. Бах обозревает библейскую историю духовным зрением, Гендель – духовно-разумным.
Размеренный ритм музыки Генделя и Баха позволяет видеть в каждом из них мерно шагающего человека. Но в отличие от Баха, Гендель идет по земле, любуясь небом, долинами, каждым цветком у дороги.
Жизнь в операх Генделя возвышенна и одухотворённа. Она приподнята над землёй, хотя она не поднимается до райских садов Люлли.
Люлли в оперном жанре – небесный, Гендель – небесно-земной, Глюк – земной.
Генделевская радость переходит к Гайдну и Моцарту.
От светского Генделя тянутся нити к изысканному Моцарту.
Гендель предвидет музыкальное будущее: в операх он по-моцартовски изящен, в ораториях по-бетховенски могуч.
Гендель – предтеча Бетховена, композитора огромной энергии и воли.
Гендель и Бетховен –оптимисты с ясным и светлым взглядом на мир.
Гендель – один из величайших лириков, Шуберт XVIII века.
В гениальных песнях, Шуберт едва ли не цитирует оперные арии Генделя.
Мощной генделевской энергетикой обладает музыка Бетховена и Вагнера.
Гендель, Бетховен и Вагнер – атланты, держащие на руках музыкальный небосвод Европы!