Встречи с музыкой. Георг Фридрих Гендель

Родионов Виталий Константинович
1. Жизнь

Ромен Роллан пишет о Георге Фридрихе Генделе как о человеке «несокрушимого духа».

Гендель – многонационален. Великий немецкий композитор пишет музыку в итальянской и английской манере.

Гендель усиливает старинную английскую музыку германским духом! Это нравится англичанам, чья держава простирает свою власть на полмира!

Гендель отличается энергичным характером и трезвостью ума, как в жизни, так и в творчестве. Композитор нравится англичанам. Его низвергают, вновь поют хвалу и, в конце концов, ставят при жизни памятник.

Гендель на протяжении 35 лет борется с засильем итальянской оперы в Великобритании.

Гендель мужественен и красив: он – Гектор и Парис в одном лице.

Гендель – автор героической музыки в оратории и красивой в опере.

Гендель пишет развлекательную музыку для светского общества и королевы.

Гендель – один из крупнейших благотворителей среди композиторов. Он выделяет огромные суммы денег малоимущим и больным. Чтобы это делать, нужно быть титаном духа.

2. Оратории и оперы

Гендель – Самсон в оратории.

 Мощь, энергия, радость определяют характер музыки ораторий Генделя.

В ораториальной музыке Генделя энергия бьёт ключом, неизменно торжествует радость!

Гендель эмоционально необъятен: он одинаково выразителен в эпико-трагедийных ораториях и лирико-речитативных операх.

Гендель в ораториях грандиозный, в операх – лирический и нежный.

В оперных ариях Гендель возвышен и благороден.

Арии Генделя ниспосылают небесный покой.

Слушая арии Генделя, кажется, что пьёшь утреннюю росу.

Арии Генделя ободряют и очищают душу.

Арии Генделя дышат весенней свежестью.

Если собрать арии Генделя в одно место, то попадём в сад дивных мелодий.

Тем людям, которые никогда не наслаждались ариями Генделя, не доступна Божественная красота.

Скорбная музыка оперы «Ринальдо» Генделя возносит наш дух к Небесам!

3. Среди гениев

Арии Генделя имеют немецкую песенную основу, которую он разукрашивает итальянским виртуозным пением Вивальди.

Насколько Иоганн Себастьян Бах сложен и глубок, настолько Гендель конкретен и ясен: ведь не случайно после смерти Баха его музыку забывают почти на сто лет, напротив, Гендель не перестаёт радовать публику при жизни и и после смерти.

У Баха вера в Бога – духовная, у Генделя – духовно-разумная. Бах обозревает библейскую историю духовным зрением, Гендель – духовно-разумным.

Размеренный ритм музыки Генделя и Баха позволяет видеть в каждом из них мерно шагающего человека. Но в отличие от Баха, Гендель идет по земле, любуясь небом, долинами, каждым цветком у дороги.

Жизнь в операх Генделя возвышенна и одухотворённа. Она приподнята над землёй, хотя она не поднимается до райских садов Люлли.

Люлли в оперном жанре – небесный, Гендель – небесно-земной, Глюк – земной.

Генделевская радость переходит к Гайдну и Моцарту.

От светского Генделя тянутся нити к изысканному Моцарту.

Гендель предвидет музыкальное будущее: в операх он по-моцартовски изящен, в ораториях по-бетховенски могуч.

Гендель – предтеча Бетховена, композитора огромной энергии и воли.

Гендель и Бетховен –оптимисты с ясным и светлым взглядом на мир.

Гендель – один из величайших лириков, Шуберт XVIII века.

В гениальных песнях, Шуберт едва ли не цитирует оперные арии Генделя.

Мощной генделевской энергетикой обладает музыка Бетховена и Вагнера.

Гендель, Бетховен и Вагнер – атланты, держащие на руках музыкальный небосвод Европы!