Первое сентября

Остров Лесбос
У меня было незабываемое первое сентября в первом классе. Я запомнила его настолько ярко и детально, что даже спустя почти сорок лет, я могу,  не закрывая глаз, увидеть  перед собой в мельчайших деталях школьный двор в тени высокой школы и сценку из моей жизни.
Мама собирала меня в первый класс с душой. Новый портфель,  удобная форма и красивый гипюровый фартук, сшитый на заказ, белые колготы и черные туфли. Счастливая первоклассница могла бы из меня получиться, тем более, что я очень хотела учиться. Детсад мне уже порядком надоел, хотелось новизны.
Я ждала свое первое школьное сентября, как настоящий праздник. Вечером тридцать первого августа мама искупала меня в тазу, что находился в ванне. Утром я встала с очень пышной прической, так как легла спать с влажными волосами. Кое-как мама причесала меня и разрешила одеваться в школьную форму. Я была на седьмом небе от счастья. Форма сидела на мне великолепно, ведь готовилась очень тщательно.
В руки мама дала мне скромный букет из сиреневых и фиолетовых астр. Мой портфель она хотела нести сама, но я не согласилась. Мне хотелось чувствовать себя взрослой. Мы вышли из дома и торопливо зашагали в школу. К ней со всех домов шли взрослые и дети с цветами и портфелями.

- Ой, Лена, я сейчас отведу тебя в школу, там тебя передам твоей учительнице. Я так спешу на работу, что не смогу провести с тобой торжественную линейку и дождаться тебя с первого урока. Я и так опаздываю на совещание, а потом мне надо срочно ехать  в банк, везти документы. Но я договорилась с папой, он тебя встретит, доведет до дома. Так что после урока мира выходи во двор и жди отца. Обязательно дождись, одна не иди домой, - торопливо говорила мне мама.

Мое радужное настроение вдруг затуманилось от предчувствия чего-то нехорошего.

- Ой, я не хочу, чтобы он меня встречал! Можно я сама домой пойду? Я же знаю, где мы живем! Ну, пожалуйста! Или не ходи на работу! – заканючила я.

- Он твой отец! Ты что? Встретит тебя после уроков и отведет домой! Не выдумывай свои страхи и не капризничай! И не вздумай идти одна домой! Мало ли что!

- Ну, мамочка, ну пожалуйста, не хочу, чтобы он меня встречал! Он придет пьяным!

- Лена, хватит! Папа будет тебя встречать со школы! Привыкай. Я не смогу всё время быть с тобой. С чего ты взяла, что он будет пьяным?? Он сегодня с ночной смены приходит! Как он может быть пьяным? Не выдумывай чепухи.

Спорить и доказывать что-либо было бесполезно. Моя мама не видела ничего плохого в своем муже и моем отце. Я же последнее время стала избегать своего отца, так как он уже много раз позволял себе ходить со мной в разные места, будучи сильно пьяным. Его поведение при этом оставляло желать лучшего.  Чаще всего он начинал прилюдно мочиться, не стесняясь ни меня, ни случайных прохожих.
Однажды  за этим делом его застала женщина. Я стояла около лавочки, ждала с потупленным взором, когда пьяный папа выссыт пол-литра водки и два литра пива.  Он даже не зашел в кусты. С деловым видом отец вытащил свой член, стоя прямо на парковой аллее,  и принялся поливать ствол дерева. Женщина стала возмущаться, упоминая маленькую девочку, то есть меня, и общественный порядок. Папа же не обратил на нее никакого внимания. Он никак не мог освободить свой мочевой пузырь. Кажется, тогда стыд пожег мне все внутренности.

Много, ой как много было у меня неприятных воспоминаний. И сейчас я опять ожидала очередного подвоха. Настроение моментально испортилось. Праздник немного потускнел, и я абстрагировалась от его шумного шествия. Меня стали мучать мысли и предчувствия.
Линейка на школьном дворе, знакомство с первой учительницей, первый урок. Всё прошло как во сне. Я вышла из школы, быстро осмотрелась по сторонам. Было многолюдно и очень шумно. Отца нигде не было видно. Моя душа облегченно вздохнула, ноги быстро побежали по ступенькам вниз.

- Л-лен-на, стой! Куда т-ты? – вдруг услышала я пьяный голос отца.

Меня пронзил дикий ужас. Кое-как я повернула голову на его зов. На школьный двор из кустов жухлой акации вылезал мой отец. В черных расклешенных брюках, в синей шерстяной мастерке, в  пыльных туфлях. Он был весь  грязи, ведь там, в кустах,  он сидел на земле и с кем-то отмечал до зеленых соплей мой школьный праздник. Его лицо от возлияний стало красным, почти бордовым. Глаза побелели. В уголках рта образовалась белая пена – явный признак того, что он выпил очень много водки. В свои семь лет я хорошо знала все его признаки опьянения.

Отец, шатаясь и спотыкаясь, шел ко мне. Перед ним расступались родители учеников…отцы в опрятных костюмах. Почему-то именно на них фиксировалось мое внимание.  Я замечала, как удивленные взоры, становились презрительными. Слышались осудительные женские охи. Терпеть такой позор я не смогла. Рыдания вырвались у меня из груди. Я кинулась прочь со школьного двора. Вслед мне неслись  крики отца:

- Лен-н-на, дочка! Ты куда?? Я твой папа! – икая, кричал мне вслед отец.

Пулей я вылетела со школьного двора и побежала через толпу учеников, которые чинно направлялись к воротам. Потом ноги понесли меня по тропинке вдоль детского сада, оттуда через помойные баки, а затем к пятиэтажному дому, к последнему подъезду. Взлетев на четвертый этаж, дрожащими руками я достала ключ, открыла дверь и бросилась в ванну. Рыдания душили меня со всей силой. Мне было невыносимо стыдно за своего отца и за мой побег, но иначе я не могла поступить. Идти с ним, таким пьяным и грязным, готовым в любую минуту помочиться у всех на виду, у меня не было ни душевных сил, ни физических.
Дверь нашей квартиры скрипнула – это отец пришел домой. Я не хотела выходить из ванной комнаты, думала дождаться прихода мамы с работы, но до этого момента должно было пройти еще много часов.

- Лена, иди сюда, - стал он звать меня из кухни.

Я вытерлась от слез и пошла на кухню. Там за столом, почти уронив голову на стол, сидел отец и икал. Кажется, он немного протрезвел от случившегося, но всё равно взгляд его был мутным, а лицо бордовым.

- Ты п-почему меня опозорила?? Я т-тебя звал…я т-твой п-папа, - стал говорить он.
- Ты пьяный! У всех родители трезвые! Чистые!  – снова заплакала я.
- И ч-что такого?? С-сегодня праздник! Я немного выпил с друзьями, чтобы ты уч-ч-чилась хорош-шо.

После этих слов он уронил голову на руки и захрапел. Мне стало противно.

Вечером он жаловался моей маме,  рассказывал, как я его жестоко опозорила. Было видно, что она сочувствует ему, что мое поведение ее расстроило. В то же время она пыталась совестить его и объяснять, что пьяным нельзя было приходить в школу. Отец совсем не понимал ее слов и начинал злиться, доказывать, что он выпил всего ничего и не просто так, а в честь праздника.
 Я перестала прислушиваться к их разговорам и стала собирать назавтра свой портфель в школу. Первый учебный день в моей жизни прошел весьма эмоционально: сначала  радость и свет, а потом слезы, печаль и разочарование.