Саранка

Юрий Панов 2
                Среди трав на опушке лесной,
                У ручья, что звучит как струна,
                Каждый год расцветает весной
                Непонятный цветок – сарана.
                Петр Комаров

                и цвета яркого саранки,
                мгновенно сникшие в руках.
                Б. Ахмадулина



    Цветы нашего детства. Не так уж много таких цветов и саранка – один из них.  Кто из деревенских  ребятишек не ел саранку в детстве? Почти все! Пищевые инстинкты неодолимы. В детстве мы ели не только саранку, но и действительно редкие растения, краснокнижные – луковицы рябчика русского и кандыка. Стыдно было, но ели. И я грешен, уже взрослым выкапывал саранку, чтобы попробовать ее на вкус. Герои Астафьева, мальчишки, наедались луковицами до одури. Дети войны ели саранки во всех видах. Вкус луковицы саранки и есть вкус нашего детства! Удивительно как названия растений тесно связаны с едой. Саранку знают и называют почти одинаково по всей Сибири, от Урала до Камчатки, не за красоту называют, за съедобность! Русские переняли название лилии от татар, у которых слово так и звучит – «sarana». Местные сибирские народы почитали саранку, сбор ее луковиц – важный осенний промысел. Как правило, сам человек ленится копать луковицы, сидящие довольно глубоко в земле, проще ограбить кладовые несчастных  полевок экономок В старых книгах их почему-то называли мышами). В кладовках луковицы лежат чистенькие, спелые, здоровые и просушенные. К  чести аборигенов надо отметить высокую культуру промыслов. Кладовку разоряли не полностью, часть оставляли полевке и не грабили кладовки поздней осенью, чтобы хозяйка норы успевала пополнить  зимние запасы. Этот промысел и даже строение самого растения,  первые исследователи Сибири и Камчатки, например, Крашенинников, описывали особенно подробно. Нравятся саранки не только людям. Каждый раз, фотографируя по дороге из школы саранку в нашей березовой роще, что приютилась среди девятиэтажек, наблюдал я на зеленых мутовках ярко красного с черными ногами жука и уже наивно  думал, что он меня узнает и приветствует. Знатоки насекомых мне объяснили -  это знаменитый жук, обожающий все  лилии и получивший название трещалка лилейная. Во время опасности он издает хорошо различимые звуки – можете его напугать. Хотя любителей в природе есть этого жука мало, он ядовит, и  предупреждает всех своей окраской. За любимыми лилиями этот листоед из Европы отправился еще до войны на пароходе зайцем в Америку вместе с луковицами, теперь его знают по обе стороны океана.Колорадского жука знают все, но журчалка вид не менее интересный, просто ест не картофель, а лилии.
О саранке писать приятно, она действительно, наша, сибирская и по легенде амурских казаков времен походов Ерофея Хабарова  проросла через сердце погибшего казака. Считалось, если прикоснется казак перед отправкой на войну к цветку – обязательно вернется домой, а когда вернется, встретят его девушки букетами саранки. По крайней мере, так утверждал, ссылаясь на   сибирскую  легенду,  Петр Комаров. Действительно холодная, тяжелая луковица этой лилии похожа на сердце.Только почему Комаров называет таежный цветок непонятным?! И даже сибирские говоры усвоили саранку. «Нашел саранку» - говорят об упавшем человеке. «Получил саранку» - значит, уплатил штраф!   Вошла саранка в фольклор алтайцев, даже в загадки о человеке. «Одна саранка на полянке. Что это?» Ни за что не догадаетесь. Оказывается – пупок! А что, похоже!
Саранка красива в любое время года, даже без цветов.  Мутовки  поднимаются вверх как многоярусные вазы. Саранка настоящая лилия и по повадкам. В молодости,  в бутонах и цветах, она поворачивается пестиком вниз. В это время можно наблюдать, как кормящиеся бабочки повисают вниз крыльями на розовых кудрях. За красоту она и страдает. Вряд ли отдыхающий горожанин станет выкапывать луковицу, а букет из лилий составит обязательно. Каждый год, фотографируя саранки возле поселка, я опасаюсь, что на следующий день их уже не увижу. Как правило так и бывает. Идет красивая, счастливая женщина с охапкой саранок в руках и на замечания эколога реагирует возмущенно: «Да у нас в родной деревне саранок – хоть косой коси». Да,  это так в тайге. Крашенинников триста лет назад на Камчатке замечал:  когда на полянах цветет саранка – других цветов не видно. Но это было так давно. Изменился народ, теперь исчезает саранка возле городов не как пищевое растение, из-за красоты. А может и хорошее изменение – стали люди ценить, не полный  желудок, а прекрасное в природе?!