Душе на радость, мозгу на здоровье

Инга Сухоцкая
О том, что человеку очень важно все время узнавать что-то новое, говорится часто. Но обычно это утверждение звучит столь общо и размыто, что воспринимается не слишком серьезно. Конечно, если у человека хорошее настроение и есть силы, — есть и интерес к жизни. А если ни настроения, ни сил? Тут уже не до интереса. Да и что изменится, если завтра я буду знать чуть больше, чем сегодня? Как это скажется на моем самочувствии? Вряд ли прочти я новую книгу, или сходи на выставку — и тут же иммунитет улучшится, и все болячки отступят. Скорей наоборот: попаду под дождь или в пробку, — вот тебе и новые впечатления, и далеко не лучшие. В конце концов, новизна для разума не то же, что пища или сон для организма. Без еды или воды человек испытывает голод и жажду, а без нового, — ну, заскучает. Подумаешь, неприятность какая! Оно, может, и к лучшему. В наш информационный век еще постараться нужно, чтобы так заскучать.

Гораздо чаще люди придумывают, как защититься от избытка информации: кто-то уезжает подальше из города, кто-то занимается философией и практикой, позволяющими разгрузить мозг, — то есть тоже открывают для себя новую информацию, просто очень непохожую  на прежнюю, и позволяющую как бы со стороны взглянуть на те потоки знаний, в которых нам приходится ежедневно вращаться, выбрать главное, отмести лишнее, ведь, как говорил поэт: большое видится на расстоянии. Словом, внешне отдаляясь от утомительного потока знания, человек часто ныряет в волны нового, непривычного.

Мы же говорим о той скуке, которая нападает на человека, когда мозг его усердствует с утра до вечера, напрягается, занят чем-то, но то, чем он занят, давно и до боли знакомо, ничего нового не проникает в его напряженную работу, и ум начинает скучать. Кому не известна та усталость, опустошенность, когда целый день вертелся-крутился, устал, а результатов никаких. Так может, и вправду лучше поскучать.

Поэт И.Бродский говорил, что скука указывает талантам, что пора создать что-нибудь новое. Биологи сказали бы, что мозгу пора узнать что-нибудь новое. Потому что, хоть нам и кажется, что скука — понятие душевное и не очень материальное, на самом деле, потребность в знакомстве с новым, с точки зрения тех же физиологов, столь же врожденная, биологическая потребность, как и потребность в еде и воде.

Физиологи считают потребность биологической, если могут указать тот участок головного мозга, ту группу нейронов, которые связаны с «обслуживанием» этой потребности. Так, за чувство голода и жажды во многом отвечает гипоталамус, за сон -- таламус и эпиталамус. (Кстати, по мере исследований, специалисты все чаще говорят о совместной работе разных участков головного мозга  над решением разных задач).

С человеческим любопытством, конечно, все не так просто. Дело в том, что его обслуживает сразу несколько участков головного мозга, объединенных между собой сложной сетью нейронных клеток, по которым сигналы передаются от участка к участку. И хотя сам путь передачи сигналов отследить очень сложно (да и мозг часто меняет «маршруты»), но участки, вовлеченные в этот процесс, оказываются неизменно одними и теми же (таламус, гиппокапм, субталамус и т.д.) и сам порядок прохождения сигналов не меняется.

Интересно, что те же участки задействуются и в оборонительном поведении человека. Сочетание оборонительного и исследовательского поведения помогло древнему человеку выжить. Ведь по сравнению со другими биологическими видами, человек — существо очень несовершенное: ни тебе крыльев с когтями, ни панциря. Нападать и защищаться нечем. Зато человек мог изучать, анализировать, расширять и передавать свои знания. И тем самым обеспечил себе выживание, безопасность и развитие собственного вида. Да так обеспечил, что на сегодняшний день homo sapiens стал самым многочисленным млекопитающим, далеко обогнав своих прежних когтистых и зубастых соперников.

Но если с древними людьми все ясно, за что бороться современному человеку, какая ему польза от исследовательского поведения? Безопасность давно обеспечивается техническими средствами. А на сложные вопросы можно получить ответ, почти не прилагая усилий, да и возникают такие вопросы не так часто. Наука уже достигла вершин, недоступных обычному разуму. И хотя нам трудно представить жизнь без  мобильного телефона, но кому  в голову придет из простого любопытства вникать в законы и принципы, лежащие в основе технических достижений.

И все-таки чудеса техники не единственный и, я бы сказала, не самый благотворный эффект тяги человека к новым впечатлениям. Удивительны и замечательны вот какие проявления исследовательского поведения:

- Во-первых, вопреки распространенному мнению хорошая работа мозга связана не столько с количеством нейронных клеток, сколько с работоспособностью каждой из них: способностью взаимодействовать с другими нейронами, работать вместе с ними, проводя сигналы. То есть чем «общительнее» будут наши нейроны между собой, тем  позже и слабее скажутся на них возрастные изменения, тем дольше наш мозг сохранит молодость. При этом узнавание нового как раз позволяет клеткам укрепляться в прежних связях и создавать новые.

- Во-вторых, нагрузка на мозг, связанная с познанием нового, заставляет нейроны активнее перерабатывать мусор, очищаясь от «плохого» белка, избыток которого встречается у людей с психическими нарушениями.   
В 2004 г. ученые, изучившие механизмы работы этой «очистительной» системы, —  Авраам Гершко , Аарон Цихановер  и Ирвин Роуз —  были удостоены Нобелевской премии за свое открытие.
Конечно, не все зависит от наших желаний и усилий. Есть и другие «природные» факторы, которые сказываются на крепости нашего здоровья в целом, но если мы можем помочь собственной природе, — почему бы не помочь ей, не помочь самим себе быть здоровее.

- В-третьих, удивление, — а оно всегда сопутствует получению новых знаний, — всегда связано с появлением в организме дофамина («гормона радости»). Мозг взрослого человека реагирует на узнавание нового, — например, слова, — так же как мозг ребенка, получившего новую игрушку. Ребенку надо рассмотреть ее, покрутить в руках, поставить на полочку, чтобы потом присоединить к более сложным играм и представлениям. И все это сопровождается восторгом первооткрывателя, расширяющего для себя мир. Взрослый человек во многом ведет себя так же, задействуя прежние знания и способности. Его мозг должен подумать над новым, сопоставить его с прежними представлениями, узнать в чем это новое только повторяет старое, в чем нет, чтобы встроить это самое новое  в уже сложившуюся картину мира и расширить таким образом свое представление о мире, пока человек радуется этому расширению, поскольку, как мы уже говорили, процесс познания сопровождается выделением «гормона радости».

Таким образом, узнавая новое, мы не только обеспечиваем себе жизненно необходимую нагрузку для мозга, но и привносим радость в собственную жизнь!