Монах Герман. Памяти д-ра А. П. Тимофиевича. 1976

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
Памяти доктора Анатолия Павловича Тимофиевича


В начале поста дошли до нас печальные вести, что наш дорогой Анатолий Павлович, после изнурительной болезни рака, скончался. Для нас, русских изгнанников за правду Божию, он был свой по духу человек, чувствовавший и мысливший по-православному и живший всецело идеалом Св. Руси. Мы, молодое поколение, не бывавшее на Руси, очень ценили его, очень прислушивались к его голосу и восхищались его письменными произведениями. Наше зарубежье знает не многих таких задушевных писателей. Он писал тепло, от души, раскрывая самую сердцевину Св. Руси, людей Божиих, наших отечественных подвижников благочестия, с которыми Господь его сталкивал уже во время после-революционное, когда богоборческая рука коммунистов беспощадно истребляла святость с лица многострадальной земли Русской.
Многие читатели наших монастырских изданий хорошо помнят его книжку под названием «В гостях у преп. Серафима», в которой описано его паломничество в Саров и Дивеево почти перед самым разгромом этих дивных обителей. Написана она превосходно, захватывает всю душу боголюбивого читателя, показывая ушедшую обстановку, где преп. Серафим оставался живым и действующим. Это чувство живой веры сильно передавалось со страниц его книжки.
Другая его работа: «Люди Божии» состоит из нескольких рассказов его встреч с подвижниками 20-го века; тут подлинная Св. Русь. Я помню, как эти рассказы, прочитанные мною в «Православной Жизни», подействовали на меня во дни моего духовного формирования: целыми днями ходил я под впечатлением от «встреч» с угодниками Божьими, с которыми дорогой Анатолий Павлович меня, как с живыми, познакомил. Они стали для меня такими близкими.
Были и еще его записи, увы, немногие. Особенно интересна его поездка на Новый Афон и рассказы об архимандрите Николае Дробязгине, убитом тайными сатанистами, открытыми коммунистами. Этот новомученик имел большую веру в преп. Серафима, помогавшему ему в жизни чудесным образом. Анатолий Павлович также составил Житие пр. Серафима, изданное Ново-Дивеевской обителью в 1953 году, где приведены несколько случаев из жизни С. Нилуса.
Анатолий Павлович был духовным сыном Владыки Андрея и монастырским врачом в Ново-Дивееве. Там его все очень любили, там и его дорогая могилка.
Передо мной фотографическая карточка покойного Владыки Леонтия (Чилийского), еще юношей, и с ним два его друга: один Ваня, впоследствии архимандрит Феодосий, замученный в советских концлагерях, а другой еще молодой студент-медик, - это наш дорогой Анатолий Павлович. На обороте поставлен крестик и написано: «Жизнь наша - путь к небу; все мы спутники во Христе. Без Него естество наше беспорядочно, удобопоползновенно, и немощь наша велика. Соединенные братскою любовью и оставаясь всегда верны ей, будем помогать друг другу изглаждать свои недостатки и выявлять в своей душе светлые черты небесного идеала. От любящего друга и Брата Вани. 1925 г.». И дальше добавление: «От всей души присоединяюсь к словам дорогого брата Иоанна, вполне выражающих и мое отношение, милый Вася (Арх. Леонтий), к Тебе. Никогда не забывай в своих молитвах грешного Толю». Три друга: мученик, архипастырь-праведник и врач-бессребренник!
Спасибо Вам, дорогой Анатолий Павлович, что передали нам, быстро-удаляющимся от истоков свято-русских, живой огонек Св. Руси. Им мы сами греемся, под его лучами растем и зажигаем факелы Святого Православия и озаряем «во тьме сидящих»!
Вечная ему память!

Монах Герман.

(Православная Русь. № 10 от 26 мая 1976 г. С. 15).

Очерк А.П. Тимофиевича "На горах Кавказа (Новый Афон)" читайте здесь:
http://www.proza.ru/2016/11/20/1385