Михаил Васильевич Ломоносов о варягах-россах

Мария Мас
В седьмой и восьмой главе «Древней Российской истории от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого» Ломоносов рассматривает варяжскую проблему:
«Неправедно рассуждает, кто варяжское имя приписывает одному народу. Многие сильные доказательства уверяют, что они от разных племён и языков состояли и только одним соединялись – обыкновенно тогда по морям разбоем».
Название «варяги», по мнению Ломоносова, ведёт своё происхождение от общего названия «всем северным народам».  Шведы, норвежцы, исландцы, славяне и греки употребляли только одно название в исторических книгах.
«И Перинскиольд, переводя на русский язык Стурлезонову историю о королях северных, называет варягов по большей части так же, как по-исландски, варингами, или по латыни северными солдатами; из чего уже следует, что они не были только одни шведы, как некоторые думают, ибо в сем случае употребил бы историк конче собственное их имя, а особливо описывая их дела под предводительством королей шведских, именовал бы их хотя в одном месте шведами, чего, однако, нигде не видно».
Рассуждая о походах варваров на Грецию и Рим, Ломоносов подчёркивает, что Одоакр, Радегаст, и «Рима победитель» Аларих были славянами по происхождению, и что среди готов было много представителей славянских племён.
Варягов не следует рассматривать, как этническое единство, а только как военное. Варяги были на службе у византийских императоров, «воевали по Архипелагу, по Средиземному морю даже до Африки, откуда произошли и служили великим князьям российским африканы, знатных некоторых здешних фамилий прародители».
В землях славян и чуди варяги избрали себе местом службы владения киевских князей, а в его киевских пещерах жили и прятали сокровища ещё до основания Печерского монастыря.
Откуда же взялись варяги-россы? Из Пруссии. До той поры, как в 1255 году Тевтонский орден покорил прусские племена и основал город Кёнигсберг, между россами (русскими) и пруссами было много общего.
«Нестор предал на память, что Рурик призван на владение к славянам из варягов-россов. Новгородский летописец производит его от пруссов, в чём многие степенные книги согласуются». Таким образом, заключает Ломоносов, россы и пруссы показаны единым народом.
В следующем абзаце Ломоносов ссылается на иностранных авторов:
«Из внешних авторов Преторий довольно знать даёт своё мнение, совокупляя руссов и пруссов в одно племя. Положение места тому соответствует… Восточное плечо реки Немени, впадающее в Курский залив, называется Руса, которое имя, конечно, носит на себе по варягам-россам. Сие все еще подкрепляется обычаями древних пруссов, коими сходствует с варягами, призванными к нам на владение».
Ссылаясь на историка Кромера, Ломоносов пишет, что древние пруссы любили в банях париться и в холодной воде после того купаться, что до сих пор русский народ любит.
Но самым главное доказательство единства древних пруссов с варягами-россами – это почитание «одного главного идола по имени, по знаменованию и по обрядам». Прусский Перкун и славянский Перун – одно и то же лицо.