Зачем ты живешь?

Вп Бондарев
Вопрос этот возник в моей жизни в те годы, когда до окончания школы оставалось года полтора, два. Мы с моим тогдашним другом – одноклассником, Сашей, беседовали на эту тему не раз. Разговор сводился к двум направлениям: кем стать и как жить, особенно в материальном плане. Обе наши семьи жили, мягко сказать небогато, по сегодняшним меркам, просто бедно. Как суметь найти свою профессию так, что твоя будущая работа приносила тебе, хотя бы удовлетворение, о большем мы и не мечтали; и так, чтобы мы могли не считать, хотя бы последние рубли до получки, чтобы обеспечить себя и семью. Примеры были перед глазами – наши собственные родители и другие родственники. Не критикую их, они прожили свои жизни, как смогли, но и повторять их судьбы, как-то не хотелось.
Информации о том, как узнать что-либо о будущей профессии, которая могла бы совместить в себе те желания, которые мы для себя сформулировали, не было. Мы уже поработали на подшефном заводе, поняв почти сразу, что никогда работать туда, став взрослыми, не пойдем. Пойти по стопам родителей тоже не хотелось. Нам, как мы считали, хорошо известна профессия учителя, столько лет она была на глазах, но мизерная зарплата и нервотрепка с нерадивыми учениками, не вдохновляли. Да и учеба в педагогическом Вузе, рядом с девушками – «троечницами», тоже не привлекала. Выбрали мы тогда серьезные, престижные технические Вузы, ничего не представляя о профессии инженера и не понимая, чем потом придется заниматься. Знали только, что это интересно, секретно, с хорошей зарплатой. О том, что это твое будущее дело должно соотноситься и соответствовать твоим темпераменту, наклонностям и другим индивидуальным качествам нам и в голову не приходило. И не только нам. В нашем кругу московских выпускников середины 60-х годов об этом и не говорилось и не обсуждалось. Впрочем, может быть, я уже и не помню. Но хорошо помню, что уже тогда были, как и сейчас, Вузы престижные и все остальные. И, что поступить москвичу-хорошисту или отличнику надо не куда-нибудь, а в МГУ, МВТУ, МАИ, МИФИ, МФТИ, МГИМО и что-нибудь подобное. Станкин, МИХМ, Тимирязевка и другие институты были запасными вариантами. Педвузы даже нами и не рассматривались. Для поступления были потрачены значительные усилия и вот заветный студенческий билет. Ты – «бауманец». А через год стало ясно - это не твое, тебе не нравится ни учеба, ни перспективы, в которых ты стал что-то понимать и понемногу разбираться. Помогло то, что учебу пришлось совмещать с работой на предприятии, на котором я прошел путь от лаборанта до инженера. Не мое, это ясно! А что мое?
Мысли о том, что выбранную по ошибке профессию надо менять, не покидали меня несколько лет. Сначала подумалось, что дело просто в месте работы, сменишь его, и все изменится, потом понял, что надо менять не профиль работы, а  все направление деятельности. Почему решил за полгода до получения престижного диплома инженера, что уйду с него, несмотря на то, что на нем уже проработал 4 года, где  стал заметной фигурой? Правда не в своей профессии, а в спорте, став чемпионом по бегу и солистом в ансамбле художественной самодеятельности. Потому что, как не интересно все это было, это было развлечением, а не профессией. А инженера настоящего, а не тянущего лямку и занимающего место, из меня вряд ли бы получилось. Не интересно мне это было. А что же интересно? Как совместить твои довольно обширные знания и умения в разных сферах деятельности с повседневной работой? И где это можно сделать? И тут мне стал, в буквальном смысле сниться, мой первый урок. Как я войду в класс, как стану общаться с учениками. Почему именно этот сон до сих пор не знаю. Может Бог помог, может какое-то наитие?
С помощью моей бывшей учительницы, одновременно директора школы, а в те годы зав Роно, незабвенной Л.И. Панковой, я получил направление в школу. Стать учителем математики с дипломом МВТУ было несложно, это и сейчас вполне возможно. Профессия учителя никогда не входила, да и вряд ли, когда–нибудь, войдет  в перечень престижных профессий для наших выпускников. Почему? Вопрос сложный, многоаспектный, но главным , по- моему, ответом на него, является то, что учась в школе, дети рядом с собой видят всю неприглядную сторону этой профессии, не понимая ее сильных сторон. А это можно понять только став учителем не на один урок на Дне Самоуправления.
Опыт проб в профессии для школьника возможно, хотя и сложно создать в рамках средней школы. Но , уж, по профессии учителя, сам Бог велел. И это есть или было в некоторых школах. Для меня пробой в будущую профессию учителя было ведение занятий исторического кружка в 4-х классах. Мне, тогда восьмикласснику, это занятие было интересно. И тем ребятам, кто ходил ко мне еженедельно, после уроков целых полгода, по- моему, тоже. По крайней мере, их никто не заставлял.
Прошли годы, и я понял, что этот опыт был для меня если и не самым определяющим, то и далеко не лишним. Став учителем, причем сразу попав, как я потом понял, на самый трудный класс не просто в той своей первой школе, но и на самый , видимо, трудный класс вообще в моей практике, я понял, что эта работа моя.
Что дает право мне сделать такой вывод? Наверное, мнение не только тысячи моих непосредственных учеников, которых я учил за долгие годы, как учитель математики, истории, литературы, обществознания, географии и многих дисциплин, не входящих в число основных предметов, но важных для детей. Не только отзывы и отношение ко мне учителей, психологов и других работников школ, с которыми сводила судьба за долгие годы. Все это важно, но не главное. Тогда еще, в самом начале своей работы в школе я почувствовал, что надо поддерживать тот иногда маленький, а иногда и настоящий факел, который горит в каждом человеке. Это огонь ПОЗНАНИЯ, надо его просто помочь раздуть самому человеку, а дальше уже все зависит от него. Способов «раздувания» -  море, но для каждого человека их сочетание индивидуально. Поэтому, как оказалось, мне и интересно работать учителем, каждый раз подбирая к ученикам свой ключик. Всегда ли получается? Увы, не всегда. Иногда не хватает времени, поздно к тебе попадает ученик, но тогда ты стараешься хоть как-то ему помочь. Чаще всего тебе все равно не дано понять окончательный результат твоих воспитательных воздействий. Пусть так, но я знаю, что частичка меня, как старшего товарища моих учеников, давно ставших взрослыми, останется с ними навсегда.
А в этом для меня и есть смысл всей жизни. А еще в постоянном самопознании и совершенствовании тех способностей, которыми наделили меня Бог, природа и родители. Ведь только в школе учитель должен, если может и хочет, быть спортсменом, артистом, режиссером, экскурсоводом, психологом и т.д. Перечень бесконечен. Учитель должен уметь все или почти все, знать все обо всем. Сейчас, слава Богу, Интернет под рукой. Иди вперед, пусть за тобой идут твои единомышленники, а они почти всегда есть, веди за собой детей, веди к счастью, которое для каждого человека все-таки свое. Просто путь к его достижению всегда непрост, но, наверное, в его поиске и есть смысл жизни всех нас.