Поведенческий эксперимент. Дни 5-9

Татьяна Назарова 5
День 5.

Холодильник занял почетное третье место в списке позитивных моментов, он достался мне такой ценой, что я серьезно подумывала- не передвинуть ли мне его на первую строчку моего хит -парада, его влияние на мое хорошее настроение было куда мощнее бассейна и ежедневных прогулок.

С самого утра на нашей улице было затишье , и я пошла побродить по ней до следующего поворота, уперлась в другой аюрведический центр и решила лично познакомиться с конкурентами. Я получила от них рекламные материалы, поболтала с персоналом, посмотрела что и как и ушла. Никто еще не знал меня в лицо и решили, что я просто турист.
Через некоторое время напротив нашего центра с визгом остановился байк , и соскочивший с него индиец очень агрессивно попытался что- то донести до меня, активно жестикулируя . Из всего им сказанного я ничего не разобрала и спросила:
- Who are you?
От этого он разнервничался еще больше , и подоспевший Сэм перевел, что он от конкурентов и спрашивает кто подослал меня подсматривать за ними.
- Таааак,- начала я ответную речь, - на пол тона ниже и дистанцию соблюдаем, где хочу там хожу, еще вопросы?
Также резво он удалился, видимо чем- то мне грозя , потому что я опять не разобрала его английский , и в душном воздухе южного Гоа запахло объявленной нам войной.
До конца дня каждый проезжающий мимо байк с конкурентами пристально меня разглядывал.
- До перестрелки надеюсь не дойдет , не Чикаго ж,- вяло подбодрила я сама себя, обращаясь к нашим терапистам.
Все промолчали.

Клиенты тем временем активно принимали процедуры, что в общем- то и вызывало основное раздражение конкурентов, и для обмена опытом удачной работы ко мне был прислан второй русский член команды, работающий в другом центре, Михаил.
Вновь прибывший был уникальным человеком, проживающим в Индии уже в течении двадцати лет, знающим английский, хинди, санскрит, историю страны, обычаи и бытовые тонкости, работающий ранее переводчиком, гидом, администратором, руководителем и был при этом совершенно не заинтересованным в успехе нынешнего предприятия человеком. Выяснив это сразу мы решили не напрягать друг друга никакими обменами, а просто искренне подивившись- я его унылости при таком жизненном опыте, он моему необоснованному, на его взгляд, оптимизму, продолжили заниматься каждый своим делом.
Однако унылое влияние на меня было оказано, и , сидя на вечерней улице в ожидании закрытия центра , я раздумывала- кому она нужна такая жизнь, в которой нет больше места йоге, чтению, бассейну и другим любимым занятиям из- за отсутствия времени.
День грозил закончиться полным разочарованием в жизни, но в последний момент, вернув ускользающий от меня контроль над ситуацией , я решительно направилась перед сном к бассейну, несмотря на усталость. Сейчас это было дело принципа. Как только по возвращении я рухнула в кровать, сразу прозвенел будильник.

День 6.

Утренние лотосы уже давно сменила придорожная бугенвилия, и не потому что они закончились в озере, закончились мальчишки, таскающие их из воды. Но Лакшми любила бугенвилию не меньше.

Подходило к концу Елизаветино лечение , и она с родителями собиралась уезжать домой, а Сэм все продолжал страдать, не решаясь поговорить с ней:
- А вдруг она не говорит по- английски, - начинал он попытки оправдать свою нерешительность.
- Говорит. Подружись с ней в фейсбуке, а дальше видно будет.
- А вдруг ее нет в фейсбуке..
- Сэм, ты трус. Что значит нет в фейсбуке? Нет, так будет.

Смотреть, как человек гибнет больше не было сил, и , дождавшись конца Елизаветиной процедуры, я взяла Сэма за руку и волоком дотащила до объекта страсти:
- Лиза, Сэм хочет с тобой подружиться в фейсбуке, но стесняется.
- Давай !- радостно сказала она Сэму, они оба вынули телефоны и начали организовывать дружбу.

Теперь Сэм ушел в виртуальное пространство интернета, что было ни чем не лучше его предыдущей комы, но по крайней мере его " минус" кардинально поменялся на "плюс".

От не бог весть какого Вишну я получала информацию с полей, водители всегда в курсе всех дел, как в Индии, так и во всех других местах планеты. Вишну сообщил, что приезжает новая русская девушка, жить будет в одном со мной отеле, работать в другом центре. При нашем графике работы оставалось только надеяться на случайную встречу с ней или рано утром перед работой или же поздним вечером.
Хотя, стоп! Никаких вечером, вечером у меня бассейн! Уж если я взялась организовывать свой досуг... Лишить меня бассейна теперь может только страшный форс- мажор.
Вечером однако я поняла, что форс- мажоры бывают разные, мне выпал будничный и примитивный. Когда я сделала два круга в бассейне, ко мне подошел сотрудник отеля и радостно сообщил:
- Мадам! Вылезайте быстрее, в это время бассейн проходит очистку с хлором, обязательно примите душ.
Вот это удар! Меня лишили вечерних бассейнов, доступное время для плавания было с 9 утра до 18 вечера, что полностью совпадало с моим рабочим днем. Правда у меня было обеденный перерыв , но плавать под дневным палящим солнцем...
Засыпая, я мысленно вычеркнула бассейн из своей жизни.

День 7.

Рано утром, выходя из отеля, я столкнулась с новой русской сотрудницей Галей. Десятиминутной планерки нам было достаточно, чтобы вкратце обсудить все.

Она прилетела в Индию вчера, это была ее первая встреча с Индией в принципе, и не получив времени на знакомство с ней, она сразу же отправлялась на рабочее место. Я не стала ее пугать днем сурка, зачем? А вдруг это окажется то, что ей не хватало в жизни? Кто знает? Возможна же где- то на свете такая нестабильность и разнообразие , от которого не грех и отдохнуть, встав в строй и выполняя одно и то же изо дня в день. Во всяком случае она выглядела свежо и настроена была позитивна, чего я не могла сказать о себе. Все мои мысли были об утраченном вечернем релаксе , да и проработав уже неделю без перерыва, я подошла к точке закипания совсем близко.

Прибежав в отель на обед , я густо намазалась кремом от солнца и пошла нарезать круги в бассейне. Ну что ж? Как вариант, дневное плавание принималось.

Клиенты , процедуры, еще один разбор полетов с конкурентами, чай с молоком. Лакшми увезли на другую точку вместе со свежим пучком бугенвилии. Еще один день подходил к концу.

Перед сном я традиционно пошла в интернет полистать всякую всячину и неожиданно наткнулась на горячее обсуждение супер новости :
- С завтрашнего дня в Индии прекращают хождение деньги в 500 и 1000 рупий, они подлежат обмену в банках до конца декабря для индийских граждан, туристам предлагали обменять " старую" наличку в банках в течении трех дней.
Стоило только приспособиться жить без свободного времени, как следующим пунктом решили забрать деньги. Эксперимент становился все жестче.
Каким образом полтора миллиарда человек поменяют свои хранящиеся традиционно дома наволочки, набитые наличкой , меньше чем за два месяца? И откуда в стране возьмется в раз столько "сторублевок", ведь остальные денежные банкноты решили постепенно заменить, а сейчас просто убрать из обращения.
Целая куча вопросов по теме теперь ждала наступления нового дня.

День 8.

Индийская ментальность диктовала общую реакцию на произошедшее в стране:
- Да ничего страшного, все будет хорошо!
При этом где оно будет хорошо и кому от этого будет хорошо никого не волновало. Туристы однако, отключенные от мира, узнавали обо всем при попытке оплатить счет в ресторане или продукты в магазине, и начинали постепенно паниковать. Теперь им стало не до лечения , и поток желающих оздоровиться к нам резко прекратился.
Это утро на нашей улице также отметилось закрытием обменок, но весь мелкий бизнес решил принимать от отдыхающих и старые деньги и новые и любую валюту, только чтобы не останавливать торговый процесс.

Отъезд Лакшми сказывался.
Чтобы как- то занять себя в отсутствии клиентов, кашмирцы подсаживались ко мне на курсы русского языка. Они и так сносно разговаривали по- русски, но теперь мы совместно разнообразили их речь всякими нюансами.
Приглашают они, к примеру, кого- то в магазин, а туристы отвечают:
- Потом, потом.
- Потом суп с котом,- отвечал теперь Толик, естественно вызывая хохот , и они поневоле возвращались к нему.
Или кто- то на приглашение к шопингу просто говорил:
- Спасибо.
- Спасибо много, 1000 рупий в самый раз.
Народ может и не возвращался, но , конечно , запоминал шутников и следующий раз искал именно их магазин.
После этого мы принялись подробно выяснять историю не простых взаимоотношений Толика и его девушки, живущий в Кашмире, что не мешало ей ежедневно выносить ему мозг здесь, используя удаленный доступ.
- Зачем ты споришь с ней ?- я имела в виду их постоянные разборки по телефону.- Мы, женщины, лучше знаем, как надо жить, слушай ее.
- Даааа уж, ты просто ее не знаешь,- Толик давал классический и старый , как мир, мужской ответ.
Но через какое- то время я уже была готова согласиться с Толиком, я действительно просто ее не знала. В течении трех часов она названивала ему , и , как только он отключался после очередного разговора, не устраивающего ее, она набирала его снова. Каждый раз при этом он на редкость вежливо отвечал:
- Алло.
Дальше шла смесь из кашмирского, хинди и английского языков , но смысл был мне ясен- перечень претензий и следующее за этим- все, хватит, забудь меня, do not worry, be happy.
После отбоя телефон звонил снова и все повторялось.
Но по предыдущим дням я знала, что эта игра устраивает обоих, и завтра все будут снова счастливы.

Сэм переписывался с уже уехавшей домой Елизаветой, но отвечала она ему только первые дни , и сейчас наступила пауза. В связи с этим он был мрачнее тучи, жизнь явно перестала быть для него интересной.
К тому же под контролем Шиама, они с Вишну теперь по утрам занимались йогой на пляже, и по сонному лицу Сэма было видно, что выбора на самом деле у него просто не было, он подчинялся диктату.
Но вирус утренних занятий спортом уже пришел на нашу улицу. Следующими рано утром стали посещать спортзал Толик и его друг. Возвращаясь с качалки они старались есть белковую пищу и были очень горды собою.

Я, поразмыслив, решила, что утро и впрямь не только единственное , но и самое лучшее время для моей йоги тоже и решила во чтобы то ни стало, начать завтра с утра.

День 9.

Утренняя йога, завтрак, выходной.
Гуляя вдоль берега по пляжу я с удивлением отмечала, что знаю в лицо почти всех этих людей.

Вот этот парень здесь давно, он бегает дважды в день, утром и вечером. Я видела его пробегающим мимо нашего центра, теперь я поняла, что это лишь его старт и финиш , а сколько он еще пробегает вдоль берега!

Вот эта женщина всегда одна, на велосипеде, прямая спина, мне нравятся ее наряды, очень простые и элегантные. Она не эмоциональна, никаких бурных " Good morning", слегка заметный кивок головой. Могу поклясться, ей хорошо одной, это видно.

Пожилая пара, британцы , она чуть выше его. Как обычно, улыбаются, общаются со всеми, всем " good morning", вот уж кто точно не хочет быть один.

Муж с женой из Архангельска, у них дома уже -20, она сделала мехди на руку хной, очень красиво!
- Дома закатаете рукава свитера, будет очень эффектно!
Ее муж, театрально закатив глаза:
- На то и рассчитано , что все попадают.
Хохочут вместе.

Тем временем нашлись желающие на полет на параплане, инструктор держит жертву сзади, лодка поплыла , и они взлетают. Особенно интересно наблюдать момент их приземления, они снижаются очень стремительно, и кажется, что сейчас они оба грохнутся на берег. Но лодка замедляет ход, и они парят в воздухе, очень плавно снижаясь, от чего у меня, даже глядя на них дух захватывает.

Под шум волн я размышляю. Даже отдых может превратится в механическую однообразную рутину, ведь это будет тоже последовательность одних и тех же действий изо дня в день, завтрак- пляж- отель- пляж- ресторан- пиво, с небольшими вариациями. Однако и в голову никому не приходит сопротивляться такому однообразию. Ты свободен , и это придает положительный окрас всем твоим действиям. Другими словами, не важно, что ты делаешь, важно свободен ли ты перестать это делать, если пожелаешь. Ощущение свободы выбора. Именно ощущение, потому что чаще всего выбор уже сделан за тебя системой, к которой ты принадлежишь, семьей, ситуацией и тд
И эта иллюзия свободы влияет на весь твой настрой и поведение, и отношение к окружающим, и к себе самому.
Вот пожелай ты прервать свой отдых прямо сейчас- не сможешь , самолет еще только через пять дней. Во всем есть определенное ограничение свободы. Но границы устанавливаешь ты сам.
Для кого- то этими границами будет здравый смысл, для кого- то религиозный устав, кому- то важно, что люди скажут.
Но по- любому в определении границ ты свободен, хотя опять относительно , конечно.
Мысли убаюкиваются волнами, монотонными звуками и жарой.

Во второй половине дня я бродила по улицам, переделывая накопившиеся дела и заодно встречая остальных членов команды.
Михаил сегодня был очень позитивен, прямо сама гармония. Поскольку он и не собирался привлекать на лечение новых клиентов, доктор перевел его в аюрведический магазин консультировать народ по продаваемому товару. То есть, кто сам придет и спросит, тому он и расскажет. И сразу наступила гармония, вот что значит- человек на своем месте.
Он же мне сообщил о близкой к истерике Гале, она не высыпалась, жара, аклиматизация, плохое самочувствие. И существование без интернета в течении нескольких дней, что само по себе уже достаточно, чтобы снести крышу.
Остальной персонал из местных скрипел, как обычно, кто с зубом, кто с животом, кто с температурой.
Я завершила день опять на пляже, пойдя по схеме отель-пляж-пиво, ну чтобы точно убедиться- вот не тянет же прервать такой ход событий? Нет, не тянет.


продолжение следует