БОМЖ

Николай Корнеев Херсон
Поздним вечером Вован шел вдоль речки на юг. Ему очень хотелось увидеть Одессу, город своей детской мечты. В детстве и юности он любил читать об этой морской красавице. Но жизнь сложилась так, что ему не довелось осуществить свою мечту и побывать в этом городе. В их рабочем поселке работа была или в колхозе, или в литейном цехе, изготавливающем чугунные плиты на домашние печки и камфорки на них  Наделенный природой недюжинной силой он, окончив восемь классов, устроился работать грузчиком в литейный цех. Рано обзаведясь семьей он к девятнадцати годам уже был отцом двух дочек и в армии не служил. В двадцать шесть лет, будучи пъяным, он сильно избил мастера цеха, за что получил три года отсидки. Вернувшись из тюрьмы он застал в своем доме нового хозяина – за эти годы жена заочно с ним розвелась и вышла замуж за другого. Напившись он устроил разборки да таким образом, что опять попал на четыре года в тюрьму. Когда вернулся после второго срока на работу в литейный цех его не взяли, объяснив, что нет вакансий. С горя он запил. Жилья у него небыло и он превратился в человека без определенного места жительства, или, как говорят в народе - в бомжа. Он перебрался со свого поселка в областной город. В первое время ему удавалось каким-то образом подрабатывать. Потом его перестали брать на работу. Он стал собирать металлолом, бутылки, макулатуру и на вырученные средства жил.  Но все чаще местом его питания ставали мусорные баки. Это был горбачевский перестроечный период и надеяться на что-то лучшее было просто невозможно. И вот перед очередными майскими праздниками Вован решил  добираться в Одессу. Он взял огромный рюкзак, подобранный возле мусорных баков, несколько дней собирал в него все съестное, что находил, и когда ему показалось, что этого будет достаточно,  двинулся. .До Харькова он доехал электричками. Но после Харькова его, с исходящими от него запахами, дважды высаживали и после Новомосковска дальше он пошел пешком. В дороге он был уже не одну неделю. Ночевал где придется, обычно в каких нибудь кустах. И хоть ночи еще были холодные, но ему было не привыкать.      
Вот и сегодня, время было позднее, где-то около полуночи и можно было бы прилечу поспать. Но ужасно хотелось кушать. Остававшиеся у него запасы хлеба он съел еще утром и надо было что-то придумать. Он уже дошел до большого села и решил пройтись по нему – может найдется где-то что нибудь открыто лежащее съестное. Вован свернул от речки в улицу и пройдя по ней метров двести увидел немалый по размерам сельмаг с тускло горящими витринами в два широких окна. Подойдя к одному из них он при тускло горящей внутри магазина лампочке стал рассматривать его одержимое.  Магазин был просторный, в несколько секций. В секции справа на вешалках висели мужские и женские костюмы, шубы, пальто, куртки. Рядом на полках находилась разная обувь. В секции рядом на полках были всевозможные стиральные порошки и жидкости, посуда. Его внимание привлекла бакалейная секция - холодильная витрина с колбасами, сыром и другими вкусностями. За витриной на полках красовались хлеб, печенье, конфеты и, самое главное,  множество бутылок спиртного.
И Вован не стерпел. Впервые в своей жизни он пошел на кражу с магазина.  Обойдя магазин он решил лезть через окно.  Обмотав кулак рюкзаком он двинул со всей силы по нижнему углу витрины  и отскочил в сторону. Часть витрины рассыпалась так, что он, согнувшись, легко проник в магазин. Буквально за несколько минут он набил рюкзак колбасами, сырами, хлебом, конфетами и вложил в рюкзак несколько бутылок водки. Открыв шухлядку прилавка Вован увидел стопку денег. Не пересчитывая он забрал их и вложил в рюкзак, выбрался из магазина и быстро пошел к речке. Подойдя к речке он пересилил свой голод, решив отойти от села подальше, чтобы не попасться на краже, а там уже покушать и отдохнуть.
В дежурную часть райотдела милиции звонок пришел уже по видному. Поднимая трубку помощник дежурного взглянул на часы – пять сорок пять.
–Ранняя какая-то птица. И в выходной день не спится людям  - подумал он про себя и сказал в трубку:
-Помощник дежурного сержант Климов. Слушаю вас.
-Леша, доброе утро. Это Семенюк. Мне нужна опергруппа. У меня в Радужном кража из сельмага. Вчера только завезли товар и его ночью почти весь вывезли. Серьезная кража, на большую сумму. Я уже вызвал продавцов, они на месте. Никто ничего не видел и не слышал.
-Понял, жди. Но пока они доедут до тебя пройдет около часа. Ты пока поопрашивай соседей, охранников в колхозе. Может кто что скажет. Все, давай. Я буду собирать группу.
Через пятнадцать минут группа выехала на место. Дежурный по телефону набрал начальника райотдела.
- Петр Петрович, доброе утро. У нас кража из сельмага в Радужном. Звонил участковый Семенюк. Говорит, что только вчера в сельмаг завезли товар на крупную сумму и почти весь украден. Следователь, начальник отделения розыска, инспектор розыска и эксперт уже выехали на место. Вы сегодня ответственны от руководства. Будете выезжать? Высылать за вами машину?
- Конечно выеду. Машину присылать не надо, я поеду на своей.
Приехав в Радужное, Коробов подъехал к сельмагу. Там находились следователь, эксперт и две женщины, очевидно продавцы. Отойдя в сторону со следователем Коробов спросил:
- Ну что здесь, Вася? Серьезный ущерб?
- Приличный, Петр Петрович. Вчера только завезли товар Из привезенного пропало три шубы, десяток мужских и столько же женских костюмов, десять пар чехословацких туфлей, куртки мужские и женские, свитера, сорочки, спиртное, касса, примерно тысячу рублей…..
-_Понятно. Версии какие-то уже появились?
- Пока ничего не ясно. Но, думаю, что в деле замешаны люди, знавшие  о завезенном товаре.
- Думай, Вася. А где сыщики, участковый?
- Проводят опрос населения, может найдутся свидетели. Ну и оперативная работа.
-  Хорошо, Вася. Работайте. Я все время на связи. А пока съезжу в Зарю, поговорю там с людьми. Что-то мне подсказывает, что мы сегодня эту кражу раскроем.
Коробов сел в свою “Ладу” и поехал в сторону села Заря. Село  находилось на берегу речки в восьми километрах от Радужного.  Дорога была насыпная, щебенчатая, грейдером её в этом году ещё не проходили, поэтому он ехал медленно, оглядывая пустынный берег речки. Только на излучине, километрах в пяти от Радужного,  растет три вербы. Коробову показалось, что там кто-то лежит. До верб было примерно четыреста метров и разглядеть все было невозможно. Он остановился, достал из бардачка бинокль и начал всматриваться. Действительно, возле верб лежал заросший, давно не бритый, мужчина. Голова его лежала на большом рюкзаке. Возле него, на разостланой газете, виднелись бутылка водки, пол батона колбасы, раскрытая пачка вафель. Коробов по рации вызвал к себе сыщиков и участкового.
- Только тихо, без никакого шума.
Минут через десять УАЗ подъехал и остановился возле Коробова.
- Сергей Андреевич – обратился Коробов к участковому. – Ты садись ко мне
в машину, подъедем и проверим, что это за человек. Ты же всех местных знаєшь?  А вы, Олег Юрьевич, внимательно следите за тем, что у нас будет происходить. Если увидите, что нам нужна помощь – сразу к нам.
Когда машина подъехала к вербам, лежавший человек даже не среагировал. Коробов вышел из машины и подошел к нему. Тот спал, храпя.
- Эй, мужик. – крикнул Коробов. – Просыпайся. Ты Петю с удочками здесь
не видел?
Спящий вскинулся. 
- Чего орешь? Тута глухих нет.   
- Ты Петю с удочками здесь не видел? – повторил свой вопрос Коробов.
- Да нафига мне твой Петя. Я вот шел, устал, прилёг отдохнуть, а ты тута
разорался.   
- Да он тут должен быть на рыбалке и с опохмелом. Потому и ору.
- Ну если хочешь опохмелиться – я тебе налью. Садись.
- Я не сам. Со мной товарищ.   Сергей Андреевич, выходи к нам.
Увидев человека в форме мужик сразу отрезвел.
      - Да я тут ни при чем. Наливайте себе, опохмеляйтесь. А мне уже идти надо.
       - Тебя зовут как, дядя?
       - Да Вован я, Вован.
      - Да пришел ты уже, Вован. Рассказывай, с кем магазин брал? Где все барахло с магазина? Шубы, костюмы, обувь и так далее.
Коробов помахал рукой сыщикам, чтобы те подъехали.
До Вована, а это был именно он, дошло, что ему лучше сразу сознаться, не то – на него накрутят столько, что потом долго придется отрабатывать.
      - Начальник! Сельмаг я выставил. Но все, что я там взял, в этом рюкзаке –      пайка, вакса, взял пять бутылок, одна расчехленная перед вами, я немного  кирнул, лавэ, не знаю сколько, взял сколько там было, фарша у меня был ноль, Мамой клянусь, хавать хотелось до крику.  Жухать и втирать не буду – дважды звонил, две ходки у меня. Но я не в ельне, у меня  хулиганка. С вами бурагозить не буду,  Ну нафига мне клифты, коры…
      - Стоп, стоп… Не надо тут по фене ботать, говори по-русски. Магазин ты взял?
       - Я. Но только жрачку и бухло. Ну немного лавэ.
       - Хорошо. Пакуйте его – сказал Коробов подъехавшим сыщикам. - На месте разберемся.
В опорном пункте, куда они приехали, Вован детально рассказал свою историю, то, как влез в магазин, где и что брал, как вышел оттуда.
Исходя из того, что у него обнаружили при задержании и из его рассказа как-то не сходились обстоятельства крупной кражи из сельмага.  К тому же следователь высказал предположение, что заведующая магазином явно что-то скрывала и врала при допросе. Проанализировав все уже выясненные обстоятельства, было принято решение провести досмотр домов продавцов, которые с экспертом в это время находились возле магазина.
В ходе осмотра дома заведующей магазином в комнате были обнаружены все похищенные из магазина вещи.
В процессе следствия было установлено, что заведующая магазином с мужем в тот вечер были на дне рождения у кумовей. Когда возвращались домой, она заметила что окно магазина разбито. Открыв заднюю дверь (ход в подсобку со двора) они вместе с мужем упаковали в мешки почти весь полученный товар, перенесли к себе в дом и легли спать. Планировали после обеда на следующий день перевезти весь украденный товар в город и сдать перекупщикам. Но задержанный Вован поломал всю их схему. А районный суд определил всем троим надлежащие сроки заключения.