Глава 4

Эльвина Оленева
Февраль 1433 год.
МОСКВА.
В опочивальню Марии Ярославны беззвучно,маленькой мышкой прокралась одна из сенных девушек .
=Княжна!-поманила она пальчиком Марию.-Вам Князь василий грамотку прислал"просил .чтобы никто не видел,как я вам её вручила.
-Спасибо ,отдай скорее!-у княжны бешено забилось сердце.-Не мытарь дущу!
мария не медля не секунды развернула письмо.
"Моя пташка,мой солнечный лучик,который среди чёрных туч,вдруг выглянул средь ненастья,моя Мария,моя красавица,звезда сияющая в ночном небе!Я буду ждать ткбя  на закате в саду,у беседки.Если ты придёшь,то ,словно взойдёт сонце и прогонит мрак ночи.Твой Василий."
Мария поцеловала нежное послание,прижала его к груди.Как заалел багровый закат она засобиралась на свидание.
-Ты куда это собралась,Маша?-всполошилась её нянька.
-Душно в опочивальне.Пойду перед сном в сал прогуляюсь.-бодро ответила княжна и упорхнула.
Дорожка до беседки привела её быстро.Но к её изумления в ней никого не было.
-Мария?-прозвенел рядом женский голосок.Княжна обернулась и встретилась взглядом с незнакомой русоволосой девушкой.
-Ты кто такая?-возмутилась княжна.
-Я та,которая должна быть на твоём месте.Боярышня Прасковья Дмитриевна Всеволожская.Не гоже чужих женихов красть.
-Не понимая о чём ты.
-Мы с Василием давно поладили и вместе.ребёночек у нас будет.Ты гадкая разлучница!
-Ты совсем девка сдурела?думаешь,я твоим словам лживым поверю?ступай прочь!
-Да,я его к тебе и не ревную.Женится он на тебе только по государственной нужде.А любовь его мне принадлежит.
Соперница развернулась и скрылась в зелени деревьев.
-Маша!Ты дождалась меня?Я волновался,что ты уйдёшь.мне задержаться из-за срочный дел пришлось.-в беседке показался василий.Он прижал княжну к себе.
-А мне и следовало бы уйти от сюда!-заявила княжна.-Признавайся,бс боярышней Всеволожской любовь крутил?
-Да,кто тебя такое набрехал?
-Она лично мне поведала.
-Перестань ,голубка моя.У нас свадьба через день.
-Не нужна мне эта свадьба постылая.Эта боярышня призналась,что на сносях от тебя .
-Это уж слишком!-распалился Василий.-не было у меня женщин,кроме тебя ,невесты моей и не будет в жизни.В толк не возьму,с чего Прасковье такое выдумывать обо мне.?Не хочу,чтобы ты перед самой нашей свадьбой кручинилась.Слово даю,наврала она всё.
-Правда?-робко подняла на Василия княжна свои голубые очи.
-Правда!И мы с тобой обручённые и поженимся послезавтра.Согласна?
-Да!-выдохнула княжна.
Перед зеркалом сидела молодая серпуховская княжна Мария Ярославна.Выдают её замуж за восемнадцатилетнего великого князя московского Василия Васильевича.Скоро поведут под венец её.
-Что с вами,княжна,вы опечалены в день своей свадьбы?-забеспокоилась нянька её.-Князь,молодой,хорош собой.
Мария Ярославна заревела ещё пуще.
-Предчувствую беду я.Не нужно мне замуж идти.Несчасоье мне брак этот принесёт.
-Не плачьте!Не ровён час свекровь ваша будущая Софья Витовтовна Вас в таком состоянии застанет.Как оправдываться будете?Суровая она.
Что это за замужество?Княжна вспомнила,как в доме её родном в Серпухове,все вдруг всполошились.Она только с постели встала и спросонья спросила.
-Няня,что там случилось?
-Деточка моя,московский князь с дружиною своею великою Серпухов осадил.-пробурчала няня.-Вот напасть какая пришла нам.
-Господи,спаси и сохрани!-перекрестилась княжна.Не одолеть нам окаянных.
-Всё Москва-выскочка,из яйца вчера только вылупилась и прибрать к себе всё уже хочет.Загребущие руки.
-Княжна,вас дядя требует в горницу пожаловать.-в дверном проёме показался слуга.
Княжна привела в себя в порядок и спустилась по винтовой лестнице в горницу.В ней за столом сидели её дядя и московский молодой государь.
-Ну,что братишка двоюродный сам добровольно под начало Москвы пойдёшь или мечами позвеним?-осведомился государь.
-А что?Москва молодая,красивыя,богатая,с врагами наглая.-размышлял его брат.
-А кому ещё на Руси за старшего быть?-взвился государь.-Киев ослабел,одряхлел и под Речью Посполитой,оккупирован бусурманами,вторая столица Владимир зажрался и бояре не желают зады толстые свои от лавок оторвать и постоять за всю Русь-матушку.
-Значит Москве за старшего быть придётся?А мне тебе Серпухов отдать добровольно?Не мечтаешь ли ты ,самовлюблённый гордец,что я просто,вот так тебе без боя свое Серпухов сдам?.
-Уверен,ты мне вместе с Серпуховым и племянницу свою Марию Ярославовну в жёны отдашь!-усмехнулся государь.
-Ну ,Мария,вот и обручилась ты с московским князем Василием Васильевичем.-обьявил девушке её дядя.
Жених тоже в своих покоях облачался в красный золотом расшитый кафтан.
-Жених!-оценивающе оглядел себя в зеркале в тяжёлой золотой раме князь и пригладил начинающие пробиваться над верхней губой усики.-Жених.
Стоя рядом с женихом перед алтарём невеста слышала крик души своей:"Я Мария Ярославовна,дочь серпуховского князя Ярослава Владимировича и княгини Марии Фёдоровны Кошкиной Голтяевой.В шесть лет в 1426 году осталась круглой сиротой.Мои родители умерли от моровой язвы .И вот я выхожу замуж за великого князя московского Василия Васильевича и стала великой княгиней московской.Что уготовила мне судьба?Какие испытания мне придётся пройти?"Молодых посадили за огромный свадебный стол,ломившийся от явст.Заиграли музыканты,танцоры танцевали,веселя гостей.Стражник зычным басом обьявил
-Князь Юрий Дмитриевич,княжич Василий Юрьевич и княжич Дмитрий Юрьевич пожаловали!
Князь и оба его сына появились в палате и предстали перед государем.
-Наши поздравления счастливым молодожёнам!-поклонился Юрий Дмитриевич.-Пусть брак ваш будет счастливым!Многие лета великому князю московскому Василию Васильевичу и его супруге Марии Ярославне.!
-Ну,брат,прошу за свадебный стол.Будем пировать!
В самый разгар веселья государь вдруг поинтересовался
-Захарий,ты почему всё вокруг меня вертешься постоянно?Глаза мне намазолил уже.Не будь ты родственником моей невесты,давно бы пинка получил от меня.
-Государь,ты внимательно на Василия Юрьевича смотрел?-нашёптывал на ухо Захарий.-Одеяние его хорошенько рассмотрели?
-И что?Для меня не новость,что од один раз кафтан только одевает,а обноски тебе продаёт.
-Пояс то на нём золотой..
-Пояс?-удивился государь.
-А ну,князья и бояре именитые,гляньте в чём Василий Юрьевич на свадьбу явился!-во все услышание заорал Захарий Кошкин.-Пояс золотой на нём нашего князя Дмитрия Ивановича Донского,который у него во время свадьбы с княгиней суздальской Евдокией в Коломне украден был.Вот когда вор обнаружился!
-Да,я узнаю этот пояс!-вскрикнула Софья Витовтовна-Сын мой,этот пояс пренадлежит твоему деду Дмитрию Ивановичу Донскому!Обнаглели совсем,пришли на свадьбу к нам в ворованной вещи.!
-Успокойтесь,матушка,-попытался охладить боевой пыл старой княгини государь.
-Ты знаешь чей это пояс?Деда твоего!-не унималась Софья Витовтовна.Она вскочила бросилась к Василию Юрьевичу и сорвала с него драгоценный пояс.
-Какой позор!-ахнула покрасневшая невеста.
-Гони воров прочь от сюда!-бушевала старая княгиня.
Я обязательно выясню как этот пояс попал к тебе,Василий Юрьевич,кто совершил воровство и примерно накажу вора.По воле Господа нашего,семейная ценность вернулась к законным её владельцам.
-Как смеют моего сына в краже обвинять?-взвился Юрий Дмитриевич.
-Боже мой,какой скандал получился!-Мария Ярославна закрыла ладонями лицо.-на свадебном пиру такой позор!
-Успокойся ,моя ненаглядная!-погладил её государь.
-Это плохая примета ,скандал на свадьбе нашей!-
-Обещаю,что я стану тебе и за отца ,и за мать,и за мужа.
-Конечно,ведь ты вместе с Марией и Серпухов заполучил!-зло огрызнулся Василий Юрьевич.


ЗВЕНИГОРОД
Разгневанный Юрий Дмитриевич стукнул кулаком со всей силы по столу!
-Али я не тоже сын Дмитрия Ивановича Донского,что хана Мамая на поле Куликовом порубил?Али я тоже ,как и дед мой геройский тоже татарву бил нещадно?Оскорблять меня принародно,вором сына моего обзывать?Я ещё не немощен и не одряхлел,хоть и стар.
Его сыновья Василий и Дмитрий послушно кивали отцу головами.
-Отомстим племяннику моему за срам этот.С дружиной многою на Москву пойдём!Мой небесный покровитель -Геогрий Победоносе!Он мне победу в бою принесёт!Племянник мой рьяный,да шибко зенен ещё!Но мать его слишком властная.На том и порешим,сыновья мои.
-Считаешь ли ты себя русским человеком отец?-робко спросил Дмитрий.
-Что за вопросы ,сын?Конечно русский я.-осерчал Юрий.
-А ответь ,отец,почему тогда каждый град русский от другого отделяется,сам себе господином быть хочет?Разве князь киевский Владимир Святославович Красно Солнышко не обьединил все восточные наши славянские племена разрозненные единой верою православной в один единый русский народ,а все земли русские в одно государство?А дед ваш Дмитрий Иванович Донской разве не показал ,что Русь сильна и непобедима ,когда мы рукоять одного меча держим?
Юрий глянул из-под лобья на младшего сына.
-После того,как мой старший брат Василий Дмитриевич усоп ,московский великокняжеский престом мне принадлежать по праву должен,а затем,по смерти моей сыну моему старшему Василию.И я по любому докажу своё право на престол хоть судом,хоть мечом!
-Была бы Русь довольна!-тихо произнёс Дмитрий.
-Тебе бы как и брату нашему младшему Ивану ,что в монастыре почил недавно,в монахи подстричься!-Встрял Василий.-Отец наш верно глаголит.За свои права грызться надо,аки волк.
-Есть ли польза в вечных между усобицах?-не согласился Дмитрий.-Ты ,Василий,понятно,трон от отца унаследовать надеешься,а мне всё равно не княжить.Но я за Русь болею.Литовцы с запада,татаро-монголы с востока Русь в тиски зажали.Личные обиды припоминать друг дгугу.Надобно засунуть их куда подальше и за Святую Русь постоять.
-Нежный ты очень ,сын!Затопчут тебя запросто.-вздохнул Юрий.-Для княжения не годишься!Не будешь зубов иметь и не станешь кусаться,сожрут тебя с потрахами и не подавяться,уверяю тебя.На обочине судьбы окажешься.Исчезнешь,ничего после себя не оставив потомкам.Забвению предадут имя твоё.
-Была бы Русь довольна и не исчезла бы ,и забвению предана не была.-повторил Дмитрий.
-Чистый херувим!-захохотал Василий.
Дмитрий Юрьевич удалился из трапезной и направился в домашнюю церковь.Под её круглыми сводами он пал на колени перед Спасом и осенил себя крестным знамением.
-Господи Иисусе наш,спаси и сохрани рабов твоих -отца моего,Юрия Дмитриевича и брата моего Василия,Русь нашу .Да не погибнут они от стрел вражеских,да не наступит нога их на аспида,сохрани от от слова злого.Аминь!
затем он поднялся по винтовой лестнице на башню и с этой высоты открылись ему бесконечные,необозримые зелёные и голубые дали."Вот оно чудо,Богом нам дарованное!-размышлял Дмитрий.-И нет нигде земли краше!И нашему роду Господь поручил хранить её."

МОСКВА.

Трон московский видел много задов и толстых и худых,которые усаживались на него многострадального.Ещё больше их ему предстояло увидеть ,кряхтеть под их весом либо как невесомоё пёрышко на себе держать.Нынче на нём устроился Василий Васильевич,но не так то и крепко устроился.Необузданным конём трон всё норовил ссбросить с себя хозяина.Но пока на нём сидел Василий Васильевич.А рядом ,на троне поменьше,ссидела Мария Ярославовна.
-К вам наместник ростовский Пётр Константинович Добрынский.-возвестил стражник.
-Проси его!-милостиво разрешил государь.
Груздный наместник ростовский ввалился в тронную палату и запричитал.
-Беда великая,государь!Дядя Ваш ,Юрий Дмитриевич,с дружиной великою на Москву двинулся!Он уже к Переяславлю Залесскому подошёл.А по пути Ярославль разграбил до основания.Защиты просим у тебя ,княже!
-По началу мы миром дело попробуем порешить.Ты ,Добрынский к дяде моему отправишься и от моего имени мир с ним заключи на любых условиях.Худой мир,лучше доброй ссоры.Не удасться мне так быстро рать собрать против мятежника.На тебя уповаю.Как хочешь ,но мир добудь.Ступай!-государь встревожился и это было ясно по его лику.
-Да благославит Вас Господь ,княже.-бухнулся ему в ноги ростовский наместник.
-Неужели ты,Василий ,допустишь,чтоб нас в грязь повергли?-встряла Мария Ярославовна.
-Я твоего дядю отлично знаю,-согласилась с невесткой Софья Витовтовна.-Упрямыц,каких свет не знал ещё.Не пойдёт он на примирение и все переговоры с ним обречны на провал.Крови жаждет.Срочно рать собирай,сын!Дадим ему достойный отпор.
-Наспех войско собранное небоеспособно.-рявкнул государь.
-Без отпора сдаться хочешь?Он тебя не пожалеет.-рассердилась старая княгиня.
В скором времени государь прощался со своей семьёй перед тем как отправится в поход.Он обнял и поцеловал Марию Ярославовну.Прижал её к своей груди.
-Я вернусь живым и невредимым к тебе.
-Вот тебе,Василий ,ладанка от меня,сама её биссером вышивала.В ней иконка и волос мой.-заплакала государыня и надела ладанку на шею мужу.-Она будет оберегать тебя в походе.
Затем государь обнял мать свою.
-Ну,с Богом!-напутствовала его старая княгиня.
Государь вышел из палат наружу,на Красное крыльцо,где столпилась его дружина.
-Воинство моё,отстоим Москву нашу и Русь!Положим головы за единую Святую Русь,которую раздирают на мелкие части .Эти враги ,как черви сидят в наливном зрелом яблоке и точат его изнутри.Единством сильна Русь,как дед мой Дмитрий Иванович показал.С нами Бог!
В теперешнее время нет уже по Клязьме тех непроходимых лесов,где дубы вековые в три обхвата,но тогда между ними была лишь единственная дорога,ведущая через чащобы.По ней и двигалась рать Василия Васильевича.А другая рать Юрия Дмитриевича приближалась  к стольному граду.До Москвы ей оставалось всего двадцать вёрст.На ночь ставили шатёр звенигородскому князю.
.-Княже,кажется кто-то едет к нам.-сообщил Юрию воевода.
-Так тащи его сюда в шатёр волей или неволей,разберёмся!-гаркнул Юрий Дмитриевич.
В княжеский шатёр приволокли толстяка Добрынского.
-Ты чего тут шастаешь,волчара?!-разгорсячился Юрий.
-Я от великого князя московского с миром явился.Пётр Константинович Добрынский я буду..
-Смотрика,на вертел посадили,а как гордо держится.-поразился Юрий.-Что племянник наш от нас хочет?
-Мир с вами заключить.Непотребно родичам враждавать между собой.-заявил ростовский наместник.-Меня вот послал,чтобы уладить недоразумение.
-Что?Этот сопляк мной вертеть желает?-разьярился вовсе Юрий.-Передай племянничку,что отказываюсь я от мира.За оскорбление семьи моей ответ ему держать придётся!Не бывать миру между нами.Выпроводить посла!
В лагерь москвичей гонец добрался под вечер и сообщил государю.
-Отверг дядя Ваш все предложения о примирении.Как же теперь.Войско маленькое у нас не устоит перед звенигородцами.
-Собрах всех,кого сумел.-рявкнул государь.-Раз не избежать сечи не побежим с поля боя.
Утром московское войско ,выйдя на берега Клязьмы столкнулось со звенигородской ратью,которая уже переправлялась через реку на плотах.
-Дружина,к бою!-скомандовал государь и поднял правую свою десницу.
Не на стороне государя оказался Господь в этот день,а на стороне старшего в роду,дяди его.
Мария Ярославна металась по опочевальне в неведение,что с мужем её,там н,а поле брани.
-Вы всяизмаялись княгиня!-хлопотала вокруг неё сенная девушка Просковья.-Вот сбитень выпейте,он успокаивает.
-Главное ,что он горячий!Согревает!Без мужа холодно мне даже.Просковья,сбегай,разведай,нет ли вестей от государя.Мочи ждать более нету.
-Сейчас побегу,узнаю.А Вы ,покуда,сбитень выпейте.Он сил предаст Вам.Я мигом обернусь.-суетилась Просковья.
Но едва Прасковья сунулась в двери,как её сшиб с ног влетевший пущенной стрелой Добрынский.
-Государыня,напасть на нас обрушилась!-взвыл ростовский наместник.
-И ,что это,Пётр Константинович,ты врываешься так к госпоже?-рассердилась государыня.
-Напасть новая,матушка,!Мужа вашего войско его дядя Юрий Дмитриевич уничтожил  на корню,а государя пленил и привёз в Кремль связанного,в темницу заточил.Княгиню Софью тоже в темнице заперли.Вас теперь схватить идут.Спасайтесь,бегите!
-Коли мужа моего,словно крысу в подвал посадили,то и меня к нему в подвал пусть запирают,хоть на семь стопудовых замков.-Мария Ярославовна направилась к дверям.-Я сама выйду к предателю.
Государыня с гордой осанкой покинула опочивальню.Юрий Дмитриевич уже успел занять тот самый вожделенный трон и обновить его.Государыня предстала перед ним без страха.
-Здорова ли будешь,княгиня Мария Ярославовна?-ухмыльнулся Юрий.
-Я то здорова,а вот твоё здоровье под большим вопросом.О соём здоровье пекись лучше!-отвечала государыня.-Ты ,говорят,мужа моего,великого князя в подвале гноишь.Так и моё место там!С ним рядом!
-Я племянника своего не стану губить.Но,пусть пока в темнице.Образумится!И ты с ним.
-Какой щедрый ты!-прошипела Мария.-Вот спасибо большое тебе.
-А завтра,чтобы духу вашего не было в Москве.Вон в Коломну из Москвы!

В княжеских палатах Юрий Дмитриевич выделил себе самые лучшие и удобные покои с изразцовой печью и уютным огромным ложем под бархатным балдахином.Ранним утром новоиспечённый великий князь поднялся с постели и потребовал
-Петька,давай умываться неси мне!
Петька в момент матерелизовался с тазом и кувшином.Ополаскивая лицо своё чистой водой и утираясь расшитым рушником,Юрий принялся пытать Петьку
-Я на днях по Москве проехался везде подводы со скарбом и горожане уезжают,словно неприятель Москву взял.
-Москва пустеет.-подтвердил Петька.-В Коломну все подались,присягать на верность великому князю Василию Васильевичу.Коломна,как стольный град теперь,а москвичи туда паломничество устроили.
-Это бунт?
-Бунт,но тихий.Если так дело продолжится и Вам в Коломну государю кланятся ехать придётся.
-Неслыханная дерзость!Народ мне служить обязан,московскому князю.!-
-Не признаёт Вас народ,самозванцем величают,отказываются служить Вам!
-Что ты несёшь,болван!
-Корона-не шапка!-напомнил Пётр.
А Москва словно вымерла ,как после натиска Мамая.По дороге на коломну тянулис нескончаемые обозы прочь от Москвы.