Сон 6. БАМ

Елена Вознесенская
      Уехали мы с БАМа в 1983 году. Не по своей воле, а по рекомендации врачей – дети часто болели, у старшей дочери  начались проблемы с сердцем, как осложнение от постоянных ангин. Врачи настоятельно рекомендовали поменять климат. Действительно, вернувшись в  Брянск, мы избавили детей от простуд. Но вот совсем расстаться с БАМом не получилось. И мне, и мужу снился БАМ.
      Мне вначале очень часто снился детский сад, который я открыла в посёлке Мостовом.
       Иногда сон приятный: везу из Тынды целую машину оборудования и пособий для детского сада; радостное, долгожданное открытие д/сада;  наш мостоотрядовский плотник  Сулева сдаёт мне выполненный заказ - замечательные, с любовью сделанные кроватки для ясельной группы и стеллажи для игр и хранения игрушек;  наша любимая повар Надежда Ивановна Вайс угощает деток своими фирменными вкуснейшими булочками-обсыпушками; весёлый утренник…и т.д.
      Были и неприятные сны: вновь отстаивала перед начальником Мостоотряда Савкиным Олегом Сергеевичем отопление пола и не смогла отстоять, пока не прилетела в Тынду к начальнику треста Мостострой-10 Блинкову Леониду Соломоновичу, и он решил эту проблему; снова переживала падение от вихря, поднятого работой винта, только что выгруженного из вертолёта пианино и
горевала о невозможности настроить его – в посёлке не было настройщика; переживала из-за замечаний СЭС нашей не очень старательной кухрабочей Диле; замирала от страха, когда, возвращаясь из командировки в Тынду, услышала, что в моём саду от проводки начинался пожар.
Да мало ли  радостей и неприятностей оставили свой след в память об этом детском саде - самом моём любимом из пяти открытых мной.
     После каждого такого сна  целый день  передо мной мелькали, как в калейдоскопе, то радостные, то тревожные воспоминания о годах, прожитых на БАМе.  Да и с мужем творилось то же самое.
       Эти сны вначале снились очень часто. Потом все реже и реже. И наконец, не чаще 2-3 раз в год.  И вот однажды, было это в 1998 или 99 году, мне приснилось, что я иду по нашей улице. Падают медленные крупные снежинки, кружатся в свете фонаря. Во всех домах ярко горят огни, видны украшенные ёлки. У меня праздничное новогоднее настроение. Вот и мой детский сад. Почему нет света в окнах? Вхожу. В нём никого нет – ни детей, ни персонала. Всюду многодневная пыль. Открываю дверь в ясельную группу, а там… стеллажи из неструганых досок, заваленные всяким хламом: изношенные валенки, унты, подшлемники, рваные тулупы и телогрейки, какие-то железки… Я ринулась на улицу, чтобы узнать у соседей, что произошло.
Вышла, а вокруг ни огонька, ни звука. Я одна в тайге. Испугаться  не успела – услышала шум промбазы и, не раздумывая, побежала туда, почему-то твёрдо уверенная в том, что там укладывают бетон в очередную опору. Но на бегу вдруг поняла, что посёлок исчез, и навстречу мне не попалось ни одного человека. Вот тут навалился жуткий страх, и я припустилась бежать ещё быстрее. Прибежала.  Промбазы нет. Вокруг ни души. Стоит полностью построенный мост через Олёкму. Снег не тронут ни одним человеческим или машинным следом. Вместо того, чтобы
метаться в поисках способа возвращения домой, я с жадностью смотрю на мост. Вот он какой! А мы-то уехали от недостроенного! И тут по мосту поехал поезд. Его светящиеся окна слились в сверкающую  ленту, весело стучали колеса… я закричала: «Ура!!!» - и проснулась. С тех пор мне стал сниться только этот сон, 2-3 раза в год.
     А в 2012 году мне приснилось, что я иду с промбазы в поселок, а его нет – только лиственничные сваи, на которых стояли когда-то дома – как остатки скелета погибшего животного. Я нашла скелет бывшего своего дома и напротив – детского сада.  Проснулась с ощущением тяжёлой утраты и к концу  дня  вдруг зазвучали строчки стихотворения. Я его записала:

        Ежегодный сон

  Ностальгия – страшная сила!               
  Я открыла 5 детских садов, но каждый год мне снится
  только детский сад «Олененок», открытый мной
                в пос. Мостовом  на БАМе.

Приснилось мне: я снова в Мостовом
Бреду по улице и ртом ловлю снежинки…
Горят в домах огни и за любым окном
Могу увидеть дружеские лики.

Вот детский сад! Вхожу, но вижу в нем…
Какую-то кладовку всю в завале…
Где дети, люди? Что за хлам кругом?
Где красота, что вместе создавали?

Разруха и убожество вокруг…
Иду на улицу – ни огонька, ни звука…
Одна в тайге я оказалась вдруг!
И тут с цепи сорвалась вьюга.

Прислушалась. Промбаза же гудит!
Должны бетон укладывать сегодня!
Бегу туда. Метель в лицо, мороз трещит
И никого вокруг, а вечер – новогодний!

Дошла. Промбазы нет.Стоит красавец-мост,
Под ним – уснувшая в снегу Олёкма…
И вдруг – гудок и перестук колёс
И сквозь метель мелькающие окна!

И страх ушел – не одинока я:
По нашему мосту идут составы,
Везут и грузы, и людей в заветные края.
А мы другой и не искали славы.
                2012г.


И сны о БАМе прекратились.
        В 2013 году я подключила интернет и, освоив сайт «Одноклассники», нашла сайт «Мостоотряд №46 треста Мостострой-10», автором которого является бывший главный энергетик Мостоотряда Л.Е. Эпельфельд. Вот тут-то я и поняла, что разруха в моём
д/саду стала мне сниться примерно в то время, когда начался демонтаж нашего посёлка Мостового. Видимо, последний сон  был для того, чтобы показать мне, что ниточка, соединявшая меня с нашим незабываемым посёлком Мостовым, оборвана.
 Посёлка больше нет.
        Вот и не верь после этого в вещие сны.