Вены

Вадим Сыван
                ВЕНЫ

      На уроке химии скучал не только я, а практически весь класс, кроме двух девочек-отличниц, внимательно слушавших учительницу химии, и даже умудрявшихся что-то записывать в тетради. Остальные занимались кто чем: кто-то читал книжку, положив её себе на ноги, кто-то резался в «морской бой», кто-то рисовал в тетрадках, кто-то списывал домашку по алгебре, кто-то просто смотрел в окно. А некоторые девчонки переписывали друг у друга якобы умные глупости в девичьи дневники-альбомчики, старательно раскрашенные цветными карандашами, либо с аппликациями – вырезками из открыток. В этих альбомчиках была всякая белиберда про любовь. Нет, чтобы про спорт что-нибудь умное писать в таких альбомчиках, так переписывают всякую бредятину о взаимоотношениях между порядочной девушкой и офигенным галантным принцем, о чувствах, о правилах поведения между Ею и Им, о способах познакомиться, о том, как надо и как не надо на него глядеть, о разных приметах да суевериях… Ха-ха-ха! К своим пятнадцати с лишним годам мне ещё нигде не приходилось встречать таких парней-принцев, которые фигурировали в девичьих альбомчиках. Наивные эти девчонки! Стишки пишут любовные. Умора!.. Хотя, мы, пацаны тоже начали поглядывать на противоположный пол, который стал в последнее время как-то слишком быстро трансформироваться в женский…
      Учительница у нас была приходящая из другой школы, потому что в нашу школу уже второй год не могли подобрать постоянного учителя химии. Надо сказать, что в седьмом классе первые полгода с учителем химии у нас всё было нормально, но потом учительница скоропостижно переехала в другой город со своим мужем-военным, и на всё второе полугодие мы остались без уроков химии. Нас, школьников, это даже вполне устраивало. Ну, зачем нам всякие валентности да реакции с формулами?!.. В восьмом же классе у нас это была уже третья учительница, а между ними – перерывы в обучении химии по месяцу, а то и более. Но ведь по окончании восьмого класса сдаются экзамены, к тому же многие поступают в химические техникумы, коих много в нашем городе, а потому, так или иначе, химию надо было учить или, во всяком случае, иметь отметку в аттестате. С учётом сложившейся ситуации в нашей школе по предмету химии, ученики в подавляющем большинстве спустя рукава относились к этому предмету. Приглашаемые же преподаватели по химии это понимали, и закрывали глаза на никаковское отношение учеников к предмету…
      Несмотря на то, что я был круглым отличником, входил в состав комитета комсомола школы, но всё же я был хулиганистым юношей, любящим порой подурачиться, в том числе и на уроках, за что по поведению получал двойки и даже колы, разбавляющие пятёрки в моём дневнике, с сопровождением соответствующих записей, наподобие: «Уважаемые родители, Ваш сын сегодня дрался и в школе, и за школой», или «Вадим сегодня на уроке разбил стекло в кабинете истории, облокотившись на витрину с экспонатами», или «Ваш сын сегодня смешил класс и учителя, сорвав часть урока. Возможно, ему нужно поступать в театральный ВУЗ или в институт культуры», или вот этот перл: «На уроке физики Вадим издавал ртом неприличные звуки, имитирующие пуки. Зачем?! Прошу с ним провести беседу, что «пукать» – не красиво!» Мои родители, помню, похохотали над этим замечанием.
      А ещё одной записи я был очень даже обрадован: «Отчислен из школьного хора за то, что на генеральной репетиции к районному смотру художественной самодеятельности громче всех спел: «И Сыван – такой молодой! И юный Октябрь не пердит!» Ваш сын думал, что я, заслуженный деятель культуры РСФСР, не расслышу отдельного голоса в хоре!.. Это возмутительно!»… Отец, прочитав запись, усмехнулся: «А что, остальные хористы это тише пропели, что ли?..» Ах, как я тогда обрадовался, что больше не надо будет посещать хор с его скучным репертуаром, разрываясь между этой общественно-принудительной нагрузкой и любимой лёгкоатлетической секцией десятиборья…
      …В 1974 году в продаже появились первые фломастеры – этакие толстые футлярчики с толстым стержнем. Когда фломастеры высыхали (если вдруг надолго не закрыл колпачок) или в них кончалась пропитка, то их можно было дозаправлять либо спиртом, либо одеколоном. Для этого надо было открутить задний колпачок и капнуть несколько капель на стержень, и – пишите, товарищи дорогие, дальше в своё удовольствие! Эти первые фломастеры пропитывали бумагу до такой степени, что на обратной стороне листа бумаги оставался приличный след. Набор фломастеров состоял из пяти цветов: красного, жёлтого, зелёного, синего и чёрного (чуть позже появился и коричневый цвет). Других цветов у фломастеров в те времена ещё не существовало.
      Вот именно такими фломастерами я на полях учебника по химии нарисовал смешные мордочки, и вдруг обратил внимание на свои вены на руках: они отчего-то вздулись и сильно выделялись синими ручейками на телесных полях кистей рук. В мою голову пришла толковая мысль: «А если вены обвести синим фломастером, то, наверное, прикольно получится?..» Долго себя уламывать о хорошем и полезном деле не пришлось. На обеих кистях я провёл синим фломастером. Критически осмотрел руки: ерунда! Какой-то неестественный цвет у вен получился… Поверх синих линий я провёл и зелёным фломастером. Ого! Цвет стал почти как у натуральных вен. Положив руки на стол перед собой, я стал их разглядывать: Обалденно! Но – необычно сочно. И ладно!.. Я стал показывать одноклассникам свои вены. Не зря же я старался! Кто-то ведь должен восхищаться и восторгаться таким творчеством, такой необычной живописью, похожей на татуировку!..
      И вдруг сзади сверху раздался недоумённый голос химички (и когда она там очутилась?!):
      –Сыван, это что у тебя с руками? – Увидев лежащие на столе фломастеры, учительница взяла их: – Марш в лабораторную комнату мыть руки! Там белизна в бутылке и сода в стеклянной банке у умывальника стоят. А свои фломастеры заберёшь после урока.
      Химичка пошла вдоль рядов со скучно-монотонным рассказом о взаимодействии химических веществ друг с другом, а я, вставая из-за стола, и сам не знаю зачем, прихватил из папки (тогда мода у старшеклассников была – ходить не с портфелем, а с папкой) красный и жёлтый фломастеры, которые сунул в карманы брюк… Проспиртованные фломастерные краски не сразу, но всё же поддались более едким по химическим свойствам веществам – соде и белизне, хотя и пришлось поскрести ногтями, счищая краски, отчего мои вены теперь были не синими, а розовыми. Отмыл, слава Богу!.. Но тут в мою светлую голову прилетела очередная шальная мысль, которую я тут же реализовал: достав из кармана красный фломастер, я провёл по контурам ручейков-вен… Фу-у! Страшно-то как! Будто кровь на руках застыла. Я уже и не рад был, что нарисовал красным. Если химичка увидит, то мне, разумеется, попадёт… А вот он, тут как тут, и её голос:
      –Сыван, ты скоро там отмоешь свои художества?
      –Да, да! Ещё минуточку! Въедливая краска какая-то…
      А почему бы не смягчить эти кровавые линии? Жёлтым фломастером я быстро нанёс линии поверх красных; получились оранжевые вены. Всё не так кроваво-страшно! Оглядевшись по сторонам, я положил фломастеры на самый верх навесного шкафчика, куда мало кто дотянется (на перемене заберу), и вышел из лабораторки в класс. С первых парт раздались смешки одноклассников, увидевших мои ставшие оранжевыми вены. Их я и не скрывал, а наоборот, пока учительница стояла у своего стола и смотрела в окно, демонстрировал всем желающим и нежелающим. И тут своим баском заржал Лёшка Полонников. Химичка резко обернулась и увидела меня, медленно шествующего меж рядов на свою «камчатку». Она подошла к моему столу:
      –Покажи руки!
      С тупым видом обречённого я вытянул руки перед ней. От вида оранжевых линий её лицо вытянулось, и она хрипло спросила:
      –Странно, это что – такая реакция фломастеров на белизну?
      Пришлось пожать плечами, мол, наверное, это такая реакция… В её глазах мелькнуло подозрение:
      –Доставай-ка из брюк всё, что есть!
      Мой глупый вид и последовавший вопрос с артистически неподдельным изумлением развеселил одноклассников:
      –Из брюк?!.. Всё, что есть?!.. Прямо при всех?!..
      –Не умничай, Сыван! Из карманов доставай!..
      –А-а! Так бы сразу и сказали… Но у меня там – только носовой платок и три монетки (достоинством по 2 копейки – играть в «трясучку» на переменах; у меня эта азартная игра очень хорошо получалась, и я почти никогда не оставался в проигрыше).
      –Удивительно! – Учительница с многолетним опытом работы в школах не растерялась: – Вот, ребята, смотрите: ваш одноклассник наглядно показал взаимодействие различных химических веществ. По всей видимости, органическое химическое вещество, известное всем нам под бытовым названием «Белизна», вступило во взаимодействие с синим и зелёным спиртовыми красителями фломастеров, что и привело к такой реакции. Вполне вероятно, что если такой же эксперимент проделать на обычной бумаге, то мы не получим такого же эффекта, а вот на человеческой коже (тут она для наглядности показала на меня, мол, что человек – это я, в чём я как-то и не сомневался до этого), имеющей свои химические свойства, получилось интересное цветовое сочетание. Учите химию! Она вам пригодится. На следующем уроке у нас с вами будут как раз лабораторные работы по смешиванию различных веществ.
       В это время прозвенел долгожданный звонок на перемену. Народ ринулся из класса, а небольшого росточка химичка, пока её не сшибли рослые восьмиклассники-акселераты, успела юркнуть в помещение лабораторки. Мда! Теперь при ней фломастеры не достанешь. Ладно, на следующем практическом занятии через три дня заберу их.
      …Через три дня я пошарил рукой по шкафчику, но фломастеров так и не обнаружил. Плохо! Кто-то, похоже, случайно их нашёл и стырил. Они стоили дорого – рубль пятьдесят комплект из пяти фломастеров. Придётся теперь поэкономить на школьных обедах, чтобы восполнить потерю. А старые – синий, зелёный и чёрный фломастеры отдам младшему брату; он будет рад такому щедрому подарку. Мои мысли прервал саркастический голос химички:
      –Что, Сыван, не нашёл своих красного и жёлтого фломастеров? Интересно, где же они? Куда же они могли подеваться со шкафчика? Наверное, вступили во взаимодействие с другими веществами и бесследно испарились?.. Давай свой дневник! Надеюсь, он у тебя ещё не испарился!?.. А фломастеры свои заберёшь после урока.
       Делать нечего. Учительница почему-то оказалась умнее и проницательнее меня. За свои проказы и шкоды я давно привык отвечать… Я протянул химичке дневник, и в нём появилась очередная запись, сделанная химическим веществом – красными чернилами: «На уроке химии сначала обрисовал свои вены на руках фломастерами синего и зелёного цвета, чем смешил учеников. После сделанного замечания и отмывки рук вновь обрисовал вены красным и жёлтым фломастерами, в результате чего получились оранжевые вены, чем ввёл в заблуждение учителя. Прошу родителей провести беседу на предмет необходимости приличного поведения на уроках! Он ведь у вас уже взрослый парень!..»
      …Теперь я уже давно стал взрослым дедушкой. Недавно мне вспомнилось, как лет десять назад в квартире своей матушки я случайно наткнулся на свой дневник за восьмой класс, и с ностальгическим любопытством стал его разглядывать… Господи! И чего я только не творил в школе!.. А ведь далеко не все мои проделки и хулиганства нашли отражение в школьном дневнике. По прошествии многих десятков лет уже и не всё вспомнишь, но вот эта запись учительницы химии (а я даже и не помню, как её звали-то) об оранжевых  венах ярко проявилась в моём сером веществе.
      Воспоминания об этой юношеской шалости на уроке химии повлекли за собой физическую реакцию в моём организме – рот расплылся в широчайшей улыбке. Если бы я поступил в институт культуры, то тамошний преподаватель точно поставил бы мне за такую улыбку отличную оценку. Но не сложилось у меня с поступлением в культурный институт. То ли гены не те. То ли – вены. То ли – сам не захотел быть слишком культурным… Скорее всего – последнее. Ведь по венам творческих людей, а также имеющих непосредственное отношение к искусству, скорее всего, бежит голубая кровь. А у меня – оранжевая. Что даже официально зафиксировано в школьном документе с указанием даты: 15 марта 1975 года. Это была суббота (по субботам в те времена мы учились, а наши родители работали по шестидневке)… Заглянул в годовой аттестат в конце дневника: по химии у меня выставлена пятёрка, хотя за третью четверть (когда и произошли описываемые выше события) стояла четвёрка.
                02.12.2016г.