О нравственности Горлиты в России заменили Советы

Игорь Чупров
               
                В качестве открытого письма к авторам и читателям Проза.ру мое обращение к Губернатору НАО И.В. Кошину               
               
   Уважаемый Игорь Викторович, в марте 2015 года я в установленном порядке обратился  в  Совет по вопросам редакционно-издательской деятельности исполнительных органов государственной власти и государственных учреждений при  Департаменте образования, культуры и спорта НАО с просьбой: рассмотреть возможность издания книги «Все что в сердце отложилось».
 Эту книгу я написал к 80- летию школы №1 г. Нарьян- Мара, которую окончил в 1958 году, и  дважды  издавал её малыми тиражами за свой счет ( в 2012 и 2013 годах), чтобы вручить в качестве памятных подарков   не только школе, бывшим одноклассникам, Окружной библиотеке и музею, но и многочисленным  родным и знакомым. Экземпляр своей книжки вручил Вам, Игорь Викторович, во время торжественного собрания, посвященного 80- летию школы №1.
К просьбе, направленной в Совет,   приложил:
- экземпляр книги  «Все что в сердце отложилось» в традиционном бумажном исполнении и в электронном варианте (файл, с которого она печаталась);
- положительные рецензии директора школы №1 Ю.В. Канева и  зав. Отделом истории ИКМ, канд. исторических наук М.М. Коловангиной, рекомендующие издать книгу;
- сообщение о том, что издание книги потребует минимальных затрат, т.к. стоимость изготовления её макета я уже оплатил, и что он находиться в Коммерческом отделе газеты «Наръян Вындер»;
- многочисленные положительные отзывы от  прочитавших книгу.
     Совету, в который я обратился, потребовалось  девять месяцев, чтобы ответить мне отказом в издании книги по следующим причинам (цитирую выдержки из  Решения Совета и мои комментарии к ним):
- «Текст по-прежнему нуждается в редакции и корректуре…» - при том,  что мою книгу отредактировала  едва ли не лучший редактор НАО  - Л.Ю. Корепанова;
-  « Текст представлен в немакетированном виде» - это после того, как я уведомил Совет, что готовый для печати макет книги находится в коммерческом отделе издания «Наръяна вындер».
  Несогласие с таким  Решением Совета я  изложил  в  официальном ответе на него (см. Приложение к обращению).   Коль скоро, в Решении ни слова не было сказано о содержании книги, неактуальности или нецелесообразности издания моих воспоминаний, полностью проигнорированы мнения, изложенные в рецензиях и отзывах на книгу. И это был уже не первый  отказ – отписка (иначе я его назвать не могу) на мои просьбы издать книгу, свой официальный ответ дополнил эмоциональным ответом, который   прилагаю в виде главы «Письмо мое последнее домой» в книге «Как утес мрачна ирония моя».
   Свой официальный ответ завершил словами: оставляю за собой право продолжить оспаривать  правоту Решения Совета в других инстанциях НАО. Не дождавшись реакции на свой ответ, делаю это сегодня, так как считаю, что Совет:
1.  Без объяснения истинной причины, лишил меня  возможности донести до читателей информацию о нашем, далеко не во всем идеальном прошлом, а  читателей с ограниченными финансовыми возможностями: пенсионеров, школьников и студентов  лишил права получить эту информацию и нравственные напутствия, из этой информации вытекающие. В то время, как  мои, по мнению Совета не достойные публикации  воспоминания,  вызывают у читателей следующие отклики (см. на стр. 92 книги «Как утес мрачна ирония моя»): «Прочитал, восхищен  разносторонностью взглядов на жизненные проблемы….Задевают до глубины души!»   
2. Проигнорировал  призывы Президента РФ В.В. Путина усилить работу по идейно  нравственному воспитанию подрастающего поколения России.  Словами, произнесенными  21 января 2016 года: « При Ленине заложили атомную бомбу под здание, которое называется Россия», В. Путин уточнил в каком направлении сегодня надо вести эту работу, чтобы упомянутая бомба, уже  развалившая  СССР и Украину,  не развалила  Россию.
3. У меня создалось впечатление, что составители Решения Совета  забыли (или не знали) значение слова «культура» в названии Департамента, в котором они трудятся. Поэтому, надеюсь через Вас  напомнить им, что одной из основных составляющих понятия «культура»  чиновника  является вежливость (тактичность) в общении с просителями и готовность оказать им помощь. А не умение  составлять отписки типа: «текст по-прежнему нуждается в редакции и корректуре…», тем самым посылать просителя: иди туда, не знаю, куда. Так как, всем известно, что редактировать и корректировать тексты можно до бесконечности. Составители Решения Совета могли бы поучиться культуре общения с просителями  у сотрудников Коммерческого отдела издательства «Наръяна Вындер». Они не за 9 месяцев, а за несколько часов 18 марта сего года выполнили мою просьбу: распечатали  сигнальный экземпляр книги «Все что в сердце отложилось» с текста, который по утверждению Совета, «представлен в немакетированном виде».
Игорь Викторович, может быть работу чиновников  Департамента также  перевести на коммерческую основу для лучшего  усвоения ими понятия «культура» чиновника?
4. К вопросу идейно – нравственного воспитания, о котором завел речь в пункте 2,   я  пытался привлечь внимание руководства и читателей НАО  своей   книгой «О жизни в СССР,  причинах его распада и последствиях». Книгу  напечатал за свой счет в марте 2015 года, чтобы вручить её экземпляры родной школе, Окружному музею, библиотеке  и ряду чиновников Нарьян – Мара, имеющих отношение к воспитательной работе в области идеологии и нравственности.
     На стр. 255 – 265  этой книги  опубликовал  отзыв на книгу Л.Ю. Корепановой «Записано на небесах», в котором еще в апреле 2013 года (за  год до свержения националистами законного Президента Украины) рассказал  читателям, какие бомбы замедленного действия под СССР заложили продолжатели дела Ленина.
    На стр. 200 -203  опубликовал обращение к господину Коткину С.Н., которое вручил ему в 2012 г. по случаю избрания его председателем Собрания депутатов НАО. Вот цитата из этого обращения:   «Больше всего бросается в глаза то, что если батька А. Лукашенко,  образно выражаясь, поднял до небес уровень идеологической работы с населением, то властные структуры РФ после ликвидации идеологических отделов КПСС опустили ее ниже пола. Создается впечатление, что в России сегодня вопросами идеологии занимается только партия товарища Зюганова. При этом в НАО на протяжении ряда лет ярым проповедником идей Зюганова был А. Михин – главный редактор газеты «Нарьяна Вындер», которая по своему статусу, казалось бы, должна была доносить до народа идеологию правящей партии «Единой России», а не Компартии Зюганова».
   Далее, на стр. 210 – 211  написал:  «казалось бы, кому, как не вновь избранным и молодым губернаторам поддержать призыв Президента. Поэтому решил посмотреть в газете «Наръяна Вындер», как отреагировал на выступление Путина перед Федеральным собранием (в декабре 2014 года) присутствовавший на нем губернатор НАО И.В. Кошин.  Хотя В. Путин половину своего выступления  посвятил вопросу нравственного становления,  Игорь Викторович, либо сотрудники газеты, бравшие у него интервью, не сочли  нужным посвятить важнейшему, по мнению Путина, вопросу более пяти слов: «развитие страны зависит от нас самих».
      Приблизительно также в НАО (и не только в нем) обстоят дела с публикацией материалов о событиях на Украине, сводящихся в основном к репортажам с митингов протеста и гневных осуждений Киевской хунты. Хотя мыслящую часть населения России (жителей НАО  - в том числе)  волнует не только, что  происходит на Украине, но и что привело её к этим событиям. Никаких пояснений на этот счет в газетах НАО я не обнаружил.  Приняв во внимание выше изложенное, хочется еще раз пожелать руководителям регионов России в повседневных заботах о хлебе насущном,  не забывать  о необходимости идейного и нравственного воспитания тех, кто  избрал их своим руководителем. Ибо «свято место (в нашем случае – души людские) пусто не бывает».  Как брошенное поле зарастает сорняками, так и брошенные на произвол судьбы души покрываются коростой. Если их не считают нужным засевать власть предержащие, то займутся этим  кто–нибудь другие. Точней, уже занимаются другие. США выделили 5 млрд. дол. на идеологическую обработку населения и подготовку майданов на Украине. Еще большие суммы они выделили на это «благое дело» и для России.»
5. Ну и  получилось так, что на стр. 297  более чем за год до принятия отрицательного Решения Советом, дал развернутый ответ на  главную причину отказа: «Текст по-прежнему нуждается в редакции и корректуре…»,  процитировав кое-что из своей переписки с Л.Ю. Корепановой на эту тему. В частности, вот это: «Вы, Людмила Юрьевна,  не только редактируете, но и как сами написали: думаете, «в первую очередь, о читателе, чтобы ему было все предельно ясно.» Тем самым взваливаете на себя нелегкую ношу не только редактора, но и нраво учителя, канувшего в лету  Горлита и бог знает, кого еще. Но, почему вы уверены, что ставшее «предельно ясным» вам, будет таким же ясным  для читателя?  Не возражаю, что с этими мерками следует подходить к редактированию энциклопедии. Однако, воспоминания, если их и можно отнести к литературе, то литературе особого свойства. Они должны давать читателю представление не только о тех событиях, которые автор описывает,  его стиле изложения, но и о самом авторе со всеми его положительными и отрицательными свойствами.  В результате  же ваших трудов по редактированию воспоминай, читатель получает очередную «Малую землю» автора Л. Брежнева,  написанную тем, кто числится в ней редактором.»
Не в этом ли кроется основная причина отказа опубликовать мою книгу, что я не стал искать путей превращения моих воспоминаний в очередную «Малую землю»? – Более подробно об этом, в упомянутой выше главе «Письмо мое последнее домой» книги «Как утес мрачна ирония моя».               
         Очень надеюсь, что Вы, Игорь Викторович,  найдете время вникнуть в суть моего обращения и ответить   мне (на E-mail: chuprov1940@mail.ru), хотя бы по пункту 5 и на вопросы:
6. Если сегодня в России  сотни книг издаются, подготовленными к печати авторами без участия редакторов. То, на каком основании Совет по вопросам редакционно-издательской деятельности исполнительных органов государственной власти и государственных учреждений, возглавляемый   руководителем Департамента образования, культуры и спорта НАО - госпожой Медведевой Г.Б.  отказался издать мою, хорошо или плохо, но отредактированную Л.Ю. Корепановой, книгу «Все что в сердце отложилось»? 
7. Кем и где сформулированы критерии оценки уровня редактирования книг, которыми руководствуется Совет?
                С уважением                Игорь Чупров

            Приложения:
1. Ответ  на Решение Совета от 23.12.15 по рассмотрению исправленного варианта книги И.И. Чупрова «Все что в сердце отложилось».
2. Книга «О жизни в СССР, причинах его распада и последствиях».                3. Книга «Как утес мрачна ирония моя».               

          Обращение к  Руководителю Департамента образования,   
                культуры и спорта НАО Медведевой Г.Б.
                от Чурова И.И.
               
      Уважаемая Галина Брониславовна, получив вчера выписку из протокола заседания упомянутого выше Совета, я не сдержался и отправил  на имя  И.В. Коткиной  эмоциональный ответ на решение  Совета, Председателем которого Вы являетесь. 
А сегодня решил довести до Вас мой официальный ответ:
          1. Я согласен, что «окончательный вариант книги И.И. Чупрова не отличается от 2х         предыдущих».
2. Вполне допускаю, что «Текст по-прежнему нуждается в редакции и корректуре…». Но, думаю, что  это всего лишь повод, а не  причина  для отказа принять книгу к изданию, так как  более 80% текста представленного мной варианта книги один к одному из её первого варианта, который был отредактирован, не кем попало, а составителем и редактором Энциклопедических словарей НАО Л.Ю. Корепановой.
           Хотя мы и придерживаемся  с Людмилой Юрьевной разных взглядов на положение        дел в России и Нарьян - Маре, это не меняет моего мнения о ней как о лучшем и самом добросовестном редакторе в НАО.         
3. Потому позволю себе привести её мнение про  «Текст по-прежнему нуждается в редакции и корректуре..». Которое она пару лет назад выразила так: « Игорь Иосифович, даже после многократного редактирования текста, я нахожу в нем огрехи». 
4. Смею возразить сказанному в Решении Совета:  текст «представлен в немакетированном виде». По той причине, что я официально сообщил Совету: макет книги, готовый для использования, уже сверстан профессионалом. И указал, где он находиться.
5. На сколько мне известно, необходимые для издания книг критерии оценки их уровня редактирования и корректуры в ГОСТах РФ  отсутствуют. Если же они членами вашего Совета сформулированы, то не мешало бы их сначала обнародовать. А уж потом ими руководствоваться. А пока, о Решении Совета можно сказать лишь одно: сколько людей, столько и мнений.
       6.Чтобы не отвлекать вас  надолго от дел государевых, не буду,  в подтверждение своего несогласия с  Решением Совета,  приводить другие - сугубо положительные отзывы профессионалов от литературы на «Все что в сердце отложилось», прочитавших её. Это: писатели Дмитрий Криушов (РФ) и Альбинас Валантеюс (Литва), дочь заведующей Ненецкой окружной библиотекой в 1953-1978 гг. Т.Т. Хатанзейской, - И. Шарапова и другие.
7. Позволю лишь напомнить членам Совета, что даже во времена СССР, когда вся и все было регламентировано, при оценке качества редактирования и корректуры мемуаров  пенсионеров, их не стригли под одну гребенку с художественными произведениями. 
  8.   Учитывая изложенное выше, оставляю за собой право продолжить оспаривать  правоту Решения Совета в других инстанциях НАО. О чем считаю своим долгом сообщить Вам.
                Доктор техн. наук, профессор,
                лауреат Госпремии СССР,
                уроженец Нарьян - Мара          И.И. Чупров
Увы и ах,  мои надежды, что  Игорь Викторович Кошин  найдет время вникнуть в суть моего обращения, не оправдались.

                О доброте и нравственной глухоте

      Или "Эхо прошедшей войны-2":            
   Мой земляк, представитель старшего поколения жителей Нарьян - Мара, назову его З., прочитав на Проза.ру мою публикацию «Эхо прошедшей войны», обратился ко мне:  «Убедительно прошу удалить про эхо войны. Я об этом знаю и ты знаешь , а другим знать не к чему. Война  грязное дело, а мы не воевали, нам ли судить». А представитель среднего поколения, прочитав о самостийном Нарьян –  Мара, обиделся на мои слова о том, что стремление НАО быть регионом федерального уровня не только экономически нецелесообразно, но и аморально. Хотя я и объяснил, почему: в результате этого бюджетные затраты на одного жителя в НАО сегодня в десятки раз выше, чем у их соседей, проживающих в Архангелькой области.
 Единственно в чем он согласился со мной, цитирую: «А насчет сокращения чиновников, я с Вами согласен».
Это был его ответ на мои предложения: «Уточняю свои ранее присланные  предложения:
  Если бы в период с 2000 по 2013 годы руководство НАО вместо того, чтобы разбазаривать миллиарды рублей сверх доходов налево и направо, предусмотрительно вложило  их в добычу  алмазов в Мезени или, например, в развитие лесообрабатывающей промышленности, чтобы область отправляла за бугор не лес кругляк, а обработанную древесину. То сегодня, глядишь бы, и дыра в бюджете НАО была поменьше, и соседи мезенцы имели бы кое что с этого. А еще, для того чтобы  частично заткнуть дыру в бюджете, можно половину изнывающих от безделья чиновниц Нарьян  - Мара переквалифицировать в швей и организовать пошив спец постельного белья типа смирительных рубах для клиентов пенитенциарных учреждений (шучу), формы и рабочей одежды для работающих вахтовым методом нефтяников, газовиков, работников МЧС России и т.д.  Для этого не только миллиарда, а даже десятка миллионов может  не потребоваться. Если ваши деятели от экономики не знают, как это организовать, то пусть поедут перенять опыт в женскую колонию Орла, тюрьму Курска, или  в Боровуху -2, в которой я в данный момент нахожусь, и каждый вечер  наблюдаю, как швейная мастерская трудится в две смены, чтобы выполнить все заказы».    

Прочитав их отзывы, я невольно воскликнул: как все запущено (шучу). Потому счел необходимым продолжить разговор на эту тему. 
Я много раз своим оппонентам говорил и не один раз писал, что Россия страна огромная. И что в ней обитают  различные народы не только по национальности, вероисповеданию, но и нравственным укладам. Не буду говорить про все народы и народности, скажу только о русских. По моим наблюдениям,  русские на моей родине - Нарьян-Маре и русские центральной полосы России (Курской области и её окружающих), как говорят в Одессе, две большие разницы. Я имею в виду, не  отдельных личностей и тех, кто стал жителем Н-Мара за последние 20 лет, а  коренное население этих регионов. 
Северяне в массе своей добры, отзывчивы на беды других и не вороваты. Чего не могу сказать о жителях Курской области.    Чтобы не быть голословным,  позаимствую из своей книги «Все что в сердце отложилось» рассказ о том, как я переезжал из Литвы в Курск:
 «В конце 1991 года четырёхкомнатную квартиру в новом доме я получил. Что
это была за квартира! Ни  электросчетчика, ни газовой плиты, ни сантехники, ни балконных дверей не имелось: в момент между сдачей дома в эксплуатацию и заселением её навестили грабители и украли всё, что смогли унести.
Начались морозы. В квартире гулял холод и ветер. Чтобы не разморозить систему отопления, было необходимо срочно где-то достать и установить балконные двери. О фирмах по изготовлению и установке окон и дверей  мы ещё и не мечтали. На заводе «Маяк» работал деревообрабатывающий цех, и я обратился к одному из руководителей с просьбой изготовить двери. Ответ руководителя потряс меня до основания: «Зачем изготавливать, пойди и укради нужные тебе двери из соседнего, ещё незаселенного дома. Даже директор завод не смог помочь мне изготовить двери. И не потому, что заказ казался им очень сложным. Просто все вокруг искренне считали, что коль украли у меня, я должен сделать то же самое. Меня сердобольно проинструктировали, как это сделать: после работы нужно подойти к людям, охраняющим еще не заселённые дома, дать им денег на бутылку спиртного, а ещё лучше ; саму бутылку, и появятся двери.
Не оставалось ничего, кроме как выполнить инструктаж. Приготовив определённую сумму денег, я вошел в будку к охранникам и изложил свою просьбу. Они совершенно ей не удивились и велели подняться на второй этаж охраняемого ими дома, чтобы в одной из квартир выбрать, снять и унести требуемую деталь интерьера. Я тут же представил себе, как завтра в вечерних теленовостях Курска появится сообщение о том, что доктор технических наук, лауреат Госпремии СССР, тащил к себе домой украденную дверь.
Поэтому я объяснил «доблестным» сторожам о готовности заплатить не только за дверь, но и за её доставку. Они радостно согласились доставить дверь по указанному адресу. Впоследствии, я уже не удивлялся, когда на вопрос, где купить те или иные стройматериалы или сантехнику для восстановления ободранной квартиры, слышал ответ: украсть на стройке».
Мог бы еще привести примеры того, как по разному относились к учету и сохранению комплектующих (радиодеталей) во времена СССР на заводах Вильнюса в Литве и Курска в России,  выпускавших радиоизмерительные приборы, но не буду, чтобы не утомить читателей.
Но вот, что у  жителей Курска и Нарьян-Мара я заметил общего, так это нравственную глухоту, хотя она и проявляется  у них не в равной мере  и по разному . 
Попробую обосновать свое утверждение. В Курске из нового микрорайона  на работу в начале 2000-х годов я ходил пешком. Мой маршрут по новому микрорайону пролегал  по его главным магистралям, носящих имена выдающихся сынов не только Украины, но и Курской губернии: проспект им. Хрущева и проспект им. Брежнева. Не знаю, когда проспектам были присвоены эти гордые названия, но застраивались то они уже в годы, когда стало известно, как Никита Хрущев в 1937 году был руководителем партийной организации, которая требовала от  Политбюро ЦК ВКП большевиков дополнительные лимиты на расстрел врагов народа.   А добрейший Леонид Ильич не считал грехом украсть  в колхозе пару мешков зерна. Он, похоже, искренне считал, что в руководимом им СССР:  если «не украдешь, не проживешь». 
 В книге « О жизни в СССР, причинах его распада и последствиях», изданной в Н-МАре на стр. 261 я написал : «В  Западных Белоруссии и Украине, бывших окраинах Российской империи, также произошли  большие изменения к лучшему (в смысле материального обеспечения населения и нравственного становления его.) Другой вопрос, что их понятие о нравственности  не совпадало и не совпадает сегодня с нашим.  Я  в 60-80 е годы проехал и не один раз всю Беларусь,  несколько раз бывал на Украине, в том числе Западной, и видел это собственными глазами. В Западной Украине сельский люд жил в аккуратно побеленных хатах, перед каждой из которых стоял журавль – колодец, многие из которых  можно было причислить к произведениям искусства. По праздничным и воскресным дням улицы были запружены нарядно одетыми жителями, идущими в костел или на базар.
   А в центральной России (Курской, Орловской, Брянской  и других областях) даже в 80е годы в деревнях грязь беспролазная и бездорожье, избы-развалюхи. Порой единственный колодец на всю деревню и пьяные грязные бабы в разорванных галошах на босу ногу на улице. В 1992 г. в одной из деревень  Курской области  эти бабы меня чуть не избили за то, что я попросил ведро воды помыть свою машину. В  деревне колхоза, куда, любопытства ради, я повез свою семью помочь колхозу тяпать (пропалывать) сахарную свеклу,  был всего  один колодец и вода была на вес водки. Выкопать хотя бы еще один колодец было некому, т.к. все мужики от беспробудного пьянства отошли в мир иной.»
  К счастью,  в Н-Маре до этого не доходит. Хотя, как для курян Брежнев  был  одно время писанной торбой, так и для  Нарьян-Мара писанной торбой сегодня является Т.И. Сядейский. О котором, в книжке «Как утес мрачна ирония моя» я написал:
«В своих  же мемуарах Т.И. Сядейский характеризует Н.И. Корепанова  как руководителя колхоза  исчерпывающе коротко и ёмко:  истинный коммунист! И этот "истинный коммунист", говорят, сегодня собирает пустые бутылки в мусорных ящиках родного города. Похоже, Тихону Ивановичу и сегодня не в домёк, что уже в 70-е годы прошлого века эти слова в народе  были  ругательной, а не положительной оценкой деловых качеств руководителей хозяйств и предприятий. Не только в Москве и Ленинграде, но и в Ненецком округе народ знал, что истинный коммунист будет любой ценой  выполнять все  указания райкома партии, какими бы абсурдными они не были. И кукурузу будет сеять в Заполярье, и тунеядцев перевоспитывать. Вместо того чтобы  лучшим образом хозяйством управлять. Потому колхозники и не хотели принимать  в председатели колхозов кандидатур из рядов истинных коммунистов, навязываемых  им Т.И. Сядейским. 
        В Послесловии к своим мемуарам стойкий коммунист Т.И. Сядейский с болью в сердце восклицает: «Богатырскую страну разграбили... Хлебные поля забросили…Промышленность заглохла…Нравственность и совесть отменили…»
Все верно, товарищ Сядейский! Только с небольшими уточнениями:  в первый раз с нашей страной  сделали это большевики в 1917-1920 годы, которые, выражаясь их собственными словами, разрушили Российскую империю до основания.  Повторно сделали это в 70-80 годы прошлого века коммунисты, руководимые Л.И. Брежневым, присвоившим себе  за развал СССР  звание четырехкратного Героя Советского Союза, плюс Героя Соцтруда и Лауреата Ленинской премии. Да и вы, товарищ Сядейский,  тоже стали  героем Окружного масштаба: были трижды награждены орденами. Это под вашим с Брежневым  руководством страна пришла к краху в экономике, который наступил в 1990 году, и как  в годы войны - к карточной системе  на продукты, трусы и носки.  Ну, а завершили все это в 90-е годы идейные внуки большевиков – комсомольцы типа Гайдара, Березовского  и Ходорковского."
 На этих мемуарах тов. Сядейского, переиздавая их многократно рекордными тиражами, сегодня воспитывают молодежь НАО.
  Упомянутый выше  З. попросил меня удалить с Проза. ру статью «Эхо прошедшей войны», и я сделал это.
Хотя и напрасно. Так как считаю, что «народ должен знать своих героев в лицо». Жителям Нарьян – Мара много пишут о героическом прошлом их земляков – участников ВОВ. Только местный историк Ю.В. Канев опубликовал не одну книгу о них. Но как говорится, идеальных героев в реальной жизни не бывает. В подтверждение своих слов приведу пару примеров.  По случаю  65-и летия или 70-и летия окончания ВОВ, один из участников её в  воспоминаниях  в местной газете  рассказал, как его бойцы в качестве сувениров забирали кое что у жителей Латвии, после того, как их освободили.
 А дочь погибшего политрука в воспоминаниях об отце, с гордостью сообщила о посылках с фронта, которые присылал им отец. Когда они об этом писали, видимо, не знали, что если в 1941 году Сталин  приказом «Ни шагу назад» остановил отступление наших войск. То, кажется, в начале 1944 года, когда наши войска начали освобождать Европу, Сталин был вынужден принимать меры, чтобы остановить стремительно нарастающую волну мародерства.  Иначе, как нравственной глухотой авторов приведенных выше воспоминаний,  упоминание о том, что их герои имели отношение к  тому, что еще при жизни Сталина именовалось мародерством,  назвать не могу. Можно понять героев их воспоминаний, которые буквально ошалели, увидев после нищеты в СССР, как жили люди в буржуазной Латвии, не говоря уже о Восточной Пруссии. В результате не могли удержаться, и присваивали кое что из увиденного. Но  не авторов воспоминаний. Хотя и их понять можно, если учесть, что они выросли в стране, одной из любимых песен которой была песня со словами: « и все вокруг мое».
До них не дошло, что бойцы, позарившиеся на безделушки,  политруки, отправляющие посылки с фронта домой, и тем более те, кто как:
- знакомый мне по Каунасу командир дивизии «Катюш», вывезший из Германии столько ящиков  барахла, что  даже в середине 80-х годов не все их распаковал;
-  муж  певицы Руслановой, будучи генерал – лейтенантом Советской армии, отправлял на Родину из Берлина барахло эшелонами,
 в той или иной мере уподобились фашистам. Дав тем самым  повод для разжигания  на Западе и в республиках Советской Прибалтики волны русофобии еще в 50-60-е годы прошлого столетия. Которая, буквально захлестнула меня, прибывшего в 1963 году в центр национализма Советской Прибалтики Каунас в качестве молодого специалиста после окончания Ленинградского университета.
Более подробно о том, как эта волна формировалась в после военные годы, читатель может найти в Интернете, хотя бы, в трудах  Льва Копелева.
   P.S. Прежде чем опубликовать выше изложенное, решил заглянуть на сайт «Наръяна Вындер». И  там обнаружил статью «О казне и зарплатах», в которой нашел, думаю интересные не только для меня, сведения:
«По данным статистики, чиновники НАО, согласно данным Росстата, получают самую большую зарплату по России – 92 208 рублей. В Москве средняя зарплата работников органов исполнительной власти в первом полугодии составила 39 080 рублей, в Московской области – 35 699 рублей, в Санкт-Петербурге – 43 279 рублей, в Ленинградской области – 41 868 рублей.»