Как жили древние

Ефим Блувштейн
Судя по моей подборке, жизнь менялась очень медленно, если бы темпы и далее сохранились, мы бы и сейчас лаптём щи хлебали и хлеб верёвкой резали, а так  скорую помощь можно по сотовому вызвать или, если  вшит чип она сама  найдёт, а если не успеет, то телоуборочная служба доставит заинтересованным  лицам урну с прахом
Давайте посмотрим   как  изменилась жизнь простых людей за последние несколько тысяч лет.
Как  жили древние египтяне?
Bыйти из дому без браслетов и других украшений было немыслимо.  На пальцы надевались бесчисленные кольца, шею украшали несколько рядов бус. Сандалии были большой редкостью и ценились очень высоко.  Плели обувь чаще всего из папируса,  реже из кожи,  иногда ее даже изготовляли из золота. Простой египтянин основной путь проделывал, неся свои сандалии в руках.  Как мужчины,  так и женщины носили парики,  в которых блестели украшения. В одно из головных украшений вкладывали благовония.
Кухня древних египтян отличалась разнообразием.  Они любили мясо и ели его достаточно много.  Добывалось мясо в основном охотой. По праздникам употребляли жертвенных быков и коров. Египтяне разводили уток, гусей и кур.  Из овощей больше всего ценился чеснок. Египтяне любили дыни и бананы.  Бедняки же часто вынуждены были жевать сердцевину стеблей папируса. Самой ценной и сытной пищей был хлеб с разными добавками. В пирожки и булочки добавляли фрукты или яйца. Мука тоже была разной: ячменная, полба и пшеничная. Лидером среди напитков было пиво.  Его делали из ячменя или пшеницы.  Любили египтяне и вино, особенно в районе дельты Нила,  где выращивали виноград.
Египтяне очень любили устраивать пирушки,  на которых обычно забивали быка.  На вертелах жарили гусей, выстраивалась целая вереница кувшинов с винами и ликерами.  Фрукты раскладывали в корзины и на подставки, вода заранее охлаждалась в кувшинах.  Гостей встречал и провожал сам хозяин дома.  Самым почетным гостям предлагали кресла,  инкрустированные золотом и серебром. Людям попроще доставались простые табуретки,  а беднякам — циновки.  Обычно мужчины и женщины садились друг против друга, супругам дозволялось сидеть рядом. Красивые молодые служанки в прозрачных одеждах разносили угощение,  и начиналось пиршество.
Ни один праздник  не обходился без музыки.  Когда музыкальных инструментов еще не существовало,  ритм отбивали ладонями.  Уже в эпоху Древнего царства появились арфа, флейта и гобой.
Понятие «семья» для египтянина означало «дом».  Выражения «взять в жены» и «построить себе дом» — синонимы.  Если молодые люди были влюблены друг в друга, то родители чаще всего не препятствовали им.  Свадьба для египтянина — это переход невесты из дома отца в дом мужа.  Свадебный кортеж старались украсить побогаче. Брак заключался по строгим правилам. Чиновник записывал имена супругов и регистрировал их общее имущество.  В общее имущество муж вносил две трети, жена — одну.  После этого устраивался пир,  на который приглашались родственники.  После смерти одного из супругов оставшийся в живых мог пользоваться всем имуществом, но продавать или дарить только одну его часть.
Египетское общество к женщине относилось сурово.  За супружескую измену женщину ждала смерть. Если муж был неверен,  его за это никогда не карали,  мужчинам разрешалось иметь наложниц,  которые считались членами его семьи.  По египетским законам,  муж имел право бить свою жену,  брат — сестру.  Если разошедшийся муж поколотил супругу так, что она стала инвалидом,  он вызывался в суд,  где давал клятву,  что больше никогда ее не тронет.  Если же супруг не держал данного обещания,  то получал сто палочных ударов и навсегда лишался права на совместно приобретенное имущество .
Египтяне любили детей,  но особенно радовались рождению сына-наследника. Если в семье не было сыновей,  то обращались за помощью к жрецам.  Дети бегали нагишом,  лишь с бусами на шее, и ели стебли папируса. Сын обязан был достойно похоронить отца и продолжить его дело.   
Египтяне хорошо относились не только к детям,  но и к старикам.  Каждый мечтал дожить до старости, сохранив при этом ясность мысли и физическое здоровье — такими людьми восхищались.  Достигший звания «имаху» («почитаемый») имел не только пищу каждый день,  но и рассчитывал на пышные похороны.  Старость уважалась даже фараонами,  которые переводили своих состарившихся верных слуг на более легкие должности.

Быт древних греков
Нынешнюю европейскую цивилизацию невозможно представить без Древней Греции.  Именно в ней возникли те духовные ценности,  которые дороги нам сейчас.  Демократия,  свобода, европейский театр,  поэзия драматургия – всё это было заложено в те далёкие времена.  Не нужно также забывать философию,  математику,  астрономию, Олимпийские игры.  Тут перечислять можно до бесконечности.
В сельской местности большинство людей жило в глиняных мазанках.  В городах только немногие богатые купцы и землевладельцы имели большие двухэтажные дома с внутренними двориками,  вокруг которых располагались жилые помещения.  Окон в нижних этажах не было. В сумерки и ночное время комнаты освещались светильниками,  в холода отапливались переносными жаровнями.
В домах у греков было много глиняной посуды.  В больших глиняных сосудах с плоским или заостренным дном —пифосах.— хранили вино, масло, зерно, соления.  Вазы с двумя ручками и узким длинным горлышком называются амфоры.  Многие сосуды искусно разрисовывались.
Длительное время древние греки допускали роскошь в своих городах лишь для общественных построек.  Простота частного быта показалась бы современному человеку невероятной.  Постепенно роскошь начала проникать в частный быт, но ещё во времена Перикла (V в. до н. э.)  богатые афиняне не дерзали выставлять состояние напоказ в стенах города. Более свободно они чувствовали себя в городских предместьях.
Обстановка внутри дома была исключительно простой. Из мебели греки классического периода знали складные стулья без спинки,  деревянные постели, для изготовления которых использовали сосну,  клён и бук,  а также квадратные, круглые или овальные столы,  которые служили только для приёма пищи — за ними никогда не писали и не читали книг.  Почти все вещи греки хранили в деревянных сундуках самого разного размера.
Деревянная основа для ложа напоминала удлинённый стул.  Нет ни одного упоминания о том,  чтобы эллины использовали подушки для сна. Сам предмет был им известен, но назначение его считалось иным. Подушки подкладывали под спины и локти во время пиршеств.  А постель состояла из толстых шерстяных покрывал,  которые постилали как матрац.  Люди победнее использовали вместо них овечьи шкуры. Спали эллины обнажёнными, накрывались плащами и снятой одеждой. В классическую эпоху появился матрац в виде полотняного чехла, набитого шерстью или перьями.
Для освещения и обогрева дома с гомеровских времён использовали жаровни на высоких ножках, где горели сухие дрова либо стружки.
Эллины обожали воду,  плавание, морские купания,  горячие и холодные ванны.  Спартанцы ежедневно купались в студёных водах реки Эврот. Но вымыться подогретой водой разрешалось у них лишь в случае болезни.
В общественные купальни стремились не только для того, чтобы ополоснуться,  но и чтобы поесть,  поговорить,  заняться спортивными упражнениями.  Там проводили досуг.  Кроме общественных существовали немногочисленные частные бани в богатых домах.  В качестве моющих веществ использовали жирную глину и соду,  знали губки и пемзу.  После омовения натирались маслом,  которое предохраняло кожу от пялящих лучей солнца.
Свободные мужчины в Греции имели много досуга.  Они рассматривали и обсуждали картины и статуи, выставленные художниками и скульпторами,  занимались музыкой и гимнастическими упражнениями, участвовали в научных спорах.
Греческая одежда в Древней Греции походила на нашу. Основной частью мужской одежды был кусок ткани с отверстиями для рук — хитон.  Поверх его,  выходя из дому,  надевали плащ из плотной материи. Один край плаща укреплялся на груди, другой забрасывался за спину. Голову греки обычно не покрывали и только, отправляясь в дальний путь, надевали круглую войлочную шляпу без полей или с очень маленькими полями.  Теплый климат позволял обходиться без обуви или носить круглый год кожаные или войлочные сандалии.
Греки были умеренными в пище. Обычная их еда:  ячменная лепешка, маслины,  козий сыр,  рыба и фрукты. Мясо было дорого и доступно лишь богачам.  Оливковое масло служило не только пищей.  Его наливали в глиняные или металлические светильники для освещения жилища.  Оливковым маслом натирали кожу,  чтобы предохранить ее от ожога солнцем.  Ни ножей,  ни вилок греки не употребляли.  Имелись ложки, но их часто заменяли коркой хлеба.
В богатых домах для развлечения гостей во время обеда выступали певцы и танцоры.  Пели и сами гости.  Самый распространенный напиток греков — вино.  Вино пили,  смешивая его с водой. Пить чистое,  не разбавленное водой вино считалось варварским обычаем.
Вечером мужчина приходил домой и мог привести с собой компанию друзей. Располагалась она в специальной комнате,  где стояли кушетки.  На них хозяин и гости возлежали.  Именно в таких позах люди ели, пили вино и вели философские споры.  Подобные собрания назывались симпосиями. Именно оттуда пришло современное слово "симпозиум".
Большое внимание греки уделяли воспитанию детей.  До семилетнего возраста о мальчике в Афинах заботились женщины.  С семи лет его отдавали на попечение педагогу.  Это обычно раб,  сопровождающий ученика в школу.  Педагог следил за поведением своего питомца,  обучал его хорошим манерам,  помогал ему готовить уроки. Девочки в школах не обучались.  Они учились у матери домоводству и рукоделию.
Школы в Афинах принадлежали частным учителям.  Там учили чтению,  письму, счету,  рисованию,  музыке,  заучивали наизусть стихи Гомера и других греческих поэтов.  Писали на дощечках,  натертых воском,  острым концом металлической или костяной палочки.  В случае ошибки слово можно было тотчас же стереть. Употребляли также папирус, привозимый из Египта, и специально выделанные шкуры животных (пергамен).  Приходили в школу очень рано и оставались в ней до заката.  За лень и недисциплинированность  ученики подвергались телесным наказаниям.
В школах с 12 лет дети начинали заниматься гимнастикой.  Они тренировались в борьбе,  беге,  прыжках, метании диска и копья.  К шестнадцати годам образование считалось в основном  законченным.  Сыновья бедняков начинали работать. Юноши, родители которых обладали достатком, посещали более опытных наставников, совершенствуясь в науке и ораторском искусстве.  Умение хорошо говорить было необходимо каждому гражданину для участия в народном собрании или в работе суда.  Афиняне считали,  что гражданин,  не участвующий в общественной жизни, бесполезен для государства
Девушек выдавали замуж в возрасте пятнадцати лет.  Отец обладал полной властью над судьбой своей дочери.  Он сам выбирал для нее мужа среди нескольких претендентов,  добивавшихся ее руки.  Отец приглашал их всех в одно и то же время к себе и наблюдал за их манерой вести себя,  за их характером, выносливостью,  для чего устраивали различные спортивные состязания.
Роль женщины в семье,  ее свобода были ограничены.  Она не могла принимать участие в управлении государством,  ей не разрешалось наследовать собственность,  защищать себя в суде. Почти все дни афинянки проводили на женской половине дома, где занимались домашним хозяйством,  ткачеством, воспитывали детей.
Рождение ребенка было для семьи торжественным событием. Если рождался мальчик,  двери дома украшали оливковыми ветвями,  а если девочка – шерстяными нитями.  На десятый день жизни младенцу давали имя.  Девочки находились под опекой матери или няньки,  а мальчики с семи лет переходили под опеку отца.
Судя по тому,  сколько жили известные люди,  продолжительность жизни в Древней Греции была довольно высокой. Сократ прожил 71 год, а Платон 79 лет. Знаменитый врач древности Гиппократ дожил до 90 лет.

 Немного об одной проблеме Парижа и
всей Европы в средние века.

«В Лувре и вокруг него, – писал в 1670 году человек, желавший строить общественные туалеты, – внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми – практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же – продукта естественного отправления живущих здесь и приходящих сюда ежедневно». Периодически из Лувра выезжали все его знатные жильцы, чтобы дворец можно было помыть и проветрить.

БУДУЩЕЕ БЕЗ ЗАПАХА

Леонардо да Винчи был настолько напуган парижским зловонием, что спроектировал для короля Франсуа Первого туалет со смывом. В плане великого Леонардо были и подводящие воду трубы, и канализационные трубы, и вентиляционные шахты, однако... Как и в случае с вертолетом и подводной лодкой, Леонардо поторопился и с созданием туалета – всего-то на каких-нибудь пару сотен лет. Туалеты построены не были.
В те же времена среди знати был популярен некий вид «портативного унитаза» – банкетки с дыркой сверху и вынимающимся изнутри резервуаром. Мебельщики изощрялись, вуалируя стульчаки под стулья, банкетки, письменные столы и даже книжные полки! Все сооружение обычно богато украшалось деревянной резьбой, тканевой драпировкой, позолотой.

В те времена помпезность туалетных процедур могла означать действительно реальную власть. Король Франсуа (правил с 1515 по 1547 год) был первым, кто придумал «королевские приемы на горшке». Королева-мать Екатерина Медичи также устраивала у себя подобные приемы, а когда ее муж умер, сменила бархат на стульчаке на черный. Следуя моде, вся французская знать также ввела в свой обиход «тронные приемы». Но наконец впереди забрезжило будущее без запаха. В 1775 году некий британец по имени Александр Каммингс догадался-таки согнуть отводную трубку унитаза в виде буквы «V», чтобы небольшое количество воды не выпускало запах испражнений. Каммингс – тот самый человек, перед которым за изобретение современного туалета со смывом человечество должно склонить голову.
(История туалета Консьержъ 2 февраля 2004 года)

Не имевшие канализации средневековые города Европы зато имели крепостную стену и оборонительный ров, заполненный водой. Он роль «канализации» и выполнял. Со стен в ров сбрасывалось дерьмо. В дождливые дни потоки дерьма неслись по улицам, бурля под десятками никогда не пустовавших виселиц - мрачного украшения города - от Гревской площади до Круа дю Тируар, от моста Сен-Мишель до Нового моста.


Иногда Париж пытались от говна чистить. Первый такой «коммунистический субботник» в Париже был произведен в 1662 г., и это событие так поразило современников, что по его поводу была выбита медаль.

«Руанский сифилис и парижская грязь исчезают только вместе с теми, кого они коснутся», — говорит старинная пословица. Необходимость вдыхать удушающий запах этой грязи вынудила монсеньора Альфонса дю Плесси де Ришелье, кардинала-архиепископа Лионского, примаса Галлии, который, не дрогнув, лечил больных чумой в своей провинции, отказаться от поездок в Париж даже тогда, когда его призывали туда важные дела, связанные с религией».
(Эмиль Мань Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII)