Преображенское. Часть 1. Дворец на Яузе

Наталия Гурина-Корбова
                Дворец на Яузе

     В самом начале Электрозаводской улицы находится площадь Журавлёва, ранее называвшаяся Введенской.На этой площади и находится красивое здание с колоннами, которое несколько раз с начала своего существования меняло названия, но смысл его предназначения оставался неизменным -обитель искусства,театра,культуры для народа.

          По решению городской думы в 1903 году  на берегу Яузы был возведен Введенский народный дом. Здание Народного дома было спроектировано архитектором И. А. Ивановым-Шиц – известным деятелем позднего модерна.
         Илларио;н Александрович Иванов-Шиц - русский и советский архитектор, родился 28 марта 1865года в селе Михайловка Павловского уезда Воронежской губернии.

          Учился в Воронежском реальном училище, затем в 1883 году поступил в Институт гражданских инженеров, где учился на одном курсе с Виктором Величкиным, Львом Кекушевым и Николаем Марковым, которые также стали известными архитекторами, тогда как большинство выпускников после окончания института выполняли разнообразные инженерные работы. Во время учёбы Илларион Александрович неоднократно награждался золотыми медалями; он окончил институт первым в выпуске с золотой медалью.
           После окончания ИГИ стажировался за границей, изучал современную архитектуру Германии, Австрии и Швейцарии.
             Переехав в Москву в 1889 году, два года работал помощником городского архитектора М. К. Геппенера, одновременно состоял сверхштатным техником Строительного отделения Московского губернского правления.
       Мастер стиля модерн, Иванов-Шиц разработал собственный узнаваемый почерк на основе Венского Сецессиона и греческой классики.

       Приверженец лаконичности, рациональности и выразительности в модерне, он был автором проектов  таких известных домов, как Купеческий клуб на Малой Дмитровке (ныне театр Ленком) и торговый дом Хомякова на Петровке (ныне Федеральное агентство морского и речного транспорта).
 И.А. Иванов-Шиц работал в Москве, он строил преимущественно банковские и общественные здания (больницы, учебные заведения, народные дома). В советский период, среди прочего, перестроил Большой Кремлёвский дворец под зал заседания Верховного Совета.
        Умер И.А Иванов-Шиц 7 декабря 1937года в Москве.

      Ремарка в сторону. Подробно знакомясь с биографиями выдающихся русских -советских архитекторов проглядывается некая закономерность- время смерти у большинства приходится на 1937-1939гг и часто сопровождается словами "место захоронения неизвестно". Выводы напрашиваются сами собой.

         
         Но продолжим тему. Подобного рода Народные дома были открыты всего в десяти окраинных районах Москвы, они призваны  были стать «храмами настоящего искусства» для рабочих и бедного населения.
             Во Введенском Народном доме известный меценат и покровитель театра Алексей Бахрушин  собрал театральную труппу, которая с энтузиазмом представляла в прекрасном классическом зале серьезный репертуар от Шекспира и Островского до Ибсена и Чехова. При Народном доме была открыта библиотека, где простой люд мог просвещаться, читая книги или  отдохнуть и поесть в чайной для бедного населения.
             После революции  Введенский Народный дом продолжал работать без перерыва как «рабочий дворец» до 1947 года.
        Невысокое здание Введенского народного дома  было надстроено и перестроено по проекту Б. В. Ефимовича в парадный дворец в стиле сталинского ампира. С тех пор его торжественный облик, напоминающий по конструкции Большой театр, не изменялся.
           В 1947 году здесь обосновался Театр имени Моссовета, руководимый выдающимся режиссёром Юрием Завадским.
           В 1959 году театр переехал в сад «Аквариум», где располагается и по сей день.
         Затем тут находился «Телевизионный театр»,из которого много лет вплоть до ввода в строй Останкинского телецентра велись телетрансляции концертов. Здесь же снимались популярные телепередачи, в том числе «Голубой огонёк», первые выпуски КВН и др.
        В бурные 80-е этот дом, бывший тогда Дворцом культуры «МЭЛЗ», за одну неделю превратился в знаковую точку Москвы: в нем проходил грандиозный арт-рок парад, сопровождавший премьеру фильма Сергея Соловьева «АССА». Здесь выступали Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Петр Мамонов, в фойе и на лестницах выставлялись художники андеграунда.В разное время ДК «МЭЛЗ» руководили: известный московский бард С.Я.Стёркин, журналист и продюсер А.Л.Вайнштейн.
           В 2008 году площадку возглавил музыкальный
продюсер    Григорий Папиш (генеральный директор в 2008-2012 гг.).
         Бывший Введенский Народный дом  был отремонтирован и возрожден. Создана инфраструктура современного культурного центра, он получил новое название – Театрально-концертный зал «Дворец на Яузе»
          Сегодня это универсальная прокатная площадка с широким репертуаром.
          Во Дворце четыре зала разной вместимости.
          Большой зал на 814 мест с великолепной акустикой выдержан в традиционной стилистике парадного театрального зала. Самые разные жанры: драма, опера, балет, академическая музыка, мюзикл, танец, джаз, эстрада— органично смотрятся на этой сцене. Система трансформации партера и сцены предполагает варианты изменения пространства зала и расположения публики и исполнителей.
     Три малых зала— Сиреневый, Розовый и Зеленый (на 70 мест каждый)— предназначены для камерных программ, детских спектаклей, поэтических и творческих вечеров, а также для презентаций и конференций.
         В 2016 году во Дворце на Яузе ставит свои спектакли театр "Современник", который обосновался здесь на время ремонта собственного помещения, а там- кто знает.
        Во всяком случае,  Дворец на Яузе уже больше ста лет радушно принимает зрителей и служит на благо народу, неизменно оправдывая своё изначальное предназначение.
          

На фото Введенский народный дом 1910г.




P.S.При подборке материала использованы статьи, сведения, фотографии из интернета без обязательной ссылки на источники. Приношу огромную благодарность авторам.