Взгляд принца Глава 8. 3

Алекс фон Джаго
За заботами лето пролетело мгновенно, и мне следовало приступать к учебе в мореходке. А предкам наводить конституционный порядок на Землях Рупперта, окаймляемых бывшими английскими колониями. Удачно доставшимися нам малой кровью, в основном за резаную бумагу. Жадный же южный сосед, получив предоплаченный кэшем крупный заказ на рельсы, локомобили, косилки и даже пароход (китобойную базу), постарался не заметить, что творится северней 49 параллели и даже своё военное производство переориентировал - за наши деньги любой каприз. Ведь и на бывшую метрополию камушек за пазухой греться у экс-колонии не переставал.

   Совсем недавно у братьев по крови войнушка чуть не разгорелась по причине нелегального перехода границы английской свиньёй (не в переносном смысле) и её смертоубийстве американским фермером, чьё картофельное поле скотина потравила. Пришлось янки 6-й полк разворачивать против корпуса Королевских морских пехотинцев. А тут невесть откуда взявшиеся кАзаки с этими морпехами за все обиды рассчитались скопом, заставив пленных красномундирников железку к Юкону прорубать в воспитательных целях. И судя по заказам на металл, и впредь дороги настроились они прокладывать на английский манер, а не как на исторической родине. Очевидно и дураков среди этих поменьше, ибо понимают, что делать сразу качественно - много выгодней.

    Не знают янки, что за строительство схватились мы по причине того, что в ТОЙ истории уже хорошо усвоили, во что бездорожье обходится. Да и нынче не слепо копируем ту Трансканадскую магистраль, что до нас строили. Нет пока нужды особо спешить и по голой степи рельсы класть, хоть эту целину так  поднимать и проще получится. Только зачем? Терпя невзгоды и природу уничтожая кризис перепроизводства приближать? ... чтоб было некуда деваться тем кто прячется в кусты? (это частушка хрущевских времен вспомнилась, её дед иногда напевает). Пусть уж и в кустах, и по степи с тайгой зверушки разгуливают. Большие и маленькие. Поезда останавливать, чтобы бизоньи стада расстреливать, не станем. Просто рельсы не по звериным тропам проложены окажутся. И надо то на сотню километров северней трассу разметить - дабы путь уже по лесостепи пролег. Совсем не трудно выбирать было - в 21-м веке проехать и сравнить трансканадские шоссе №1,5,16 и некоторые не столь знаменитые грунтовки, и вехи в 19-м на "правильных" расставить. Так кстати и нынче шпалы дешевле обойдутся, и разумные лесоразработки в будущем - ведь пока и на деревянное домостроение ориентация.

   Увидев, как легко валится гнилая стена Британской империи, у франконов Квебека так же гордость проснулась и присоединились те к нам скопом "батьку бить" - дойдя до границ Манитобы, то есть уже наших. Создав тем самым миленькое буферное государство, с которым тут же был заключен ВКА договор о ненападении, позволяющий обеим договаривающимся сторонам перейти к мирному труду. А северная Америка ОФИЦИАЛЬНО  заговорила на трёх языках, с позывами расширить лингвистический список.

   Но раз гордые бритты наш ультиматум продолжали игнорировать, то состояние войны с ними пролонгировалось. Хотя бы на водах. "Варяг", миновав Огненную Землю, подобрался к Австралии. Крейсируя вдоль южного побережья он дважды уже брал "золотые караваны" англичан, как некогда те проделывали аналогичное с испанцами.

   Самое смешное, что эта колония загодя готовилась в Восточной войне и даже изрядно подрядчиков обогатила, что форты строили. Но вот пушки там стояли даже не бомбические Пексана, на 5 км достреливавшие, а выделенная по остаточным принципам бронзовая древность. Так что Мельбурн оказался плотно заперт одним орудием нашего рейдера. А вскоре ему на смену пришёл только что спущенный систершип "Корсь" и продолжил нагонять страх на просвещенных мореходов, соответствуя своему названию. Ибо в период расцвета викингов, молитвы в датских и свейских церквях заканчивались просьбой к Богу уберечь их от набегов куршей. Да и слово "корсар" от этого смелого морского люда произошло, ныне вошедшего в семью народов Российской империи. Стоит ли добавлять, что и экипаж в основном на судне укомплектован был из рыбацких сынов с куршских дюн. А капитанствовал то же курш, прозванный в 20-м веке японскими браконьерами "Акулой". Пограничный кап.3, после развала СССР даже позаседавший в латвийской Доме, но умереть как викинг, решивший с мечом в руке на хорошо ему знакомых тихоокеанских волнах.

    Загруженный же золотом "Варяг" взял курс к российским берегам. Совсем не обязательно было для этого тащиться в Санкт-Петербург, минуя множество узостей, где наверняка заготовлена была ни одна засада. Сибирь ведь тоже русская земля, потому неожиданно для всех бушприт покрытого славой судна указал строго на север. Как пастух, подгоняя так же пару взятых абордажем английских пароходо-фрегатов. На призовые команды которых употреблены были все сверхштатные моряки обоих наших яхт. Да ещё нанятые при заходе в Гонолулу как гавайцы, так и ошивавшиеся на архипелаге разноплеменные, оказавшиеся  "безлошадными" китобои - гарпунёры, жировары, мастера по разделке китов. Закупили там же и необходимое для промысла снаряжение и оборудование вплоть до не дорогой там соли, бочек и котлов. Грех было не поучаствовать в не менее выгодной, чем золотая, китобойной лихорадке. Но добавлялась и ещё одна миссия - требовалось завершить переговоры с Японией о границе.

    В ТОЙ истории, отправленному для этой цели Путятину фатально не везло. Вроде бы исправные, вначале "Диана", а следом и "Паллада" Тихоокеанских штормов не выдержали, хоть и скопированы были с крепкого американского фрегата "Адмирал".
   Может древесина сырой оказалась, может ручки подрядчиков кривые или вороватые, а может просто непозволительная для моряка невезуха, но на реноме России в глазах японцев это отразилось. Да в добавок, в ТОЙ истории Крымская война для нас плачевно закончилась, а битому хоть как щёки не раздувай - уважухи не нагнать. Вот и завершилась взаимная разводка (поскольку отсутствовала водка) мутным Симодским трактатом, о совместным владении Сахалином и массой прочих неясностей, приведших в итоге в войнам, погубившим обе империи.
 
   Намеренно ведь российский канцлер-англофил Несельроде послом для переговоров назначал женатого на англичанке Путятина. Дабы ссылаясь на совладение Сахалина с японцами, впредь не очень обижать отказами в предоставлении баз на острове-рыбе английским и американским китобоям. Не замечая жадного взора, до того закрытых от всего мира самих азиатов, и забыв слова великого адмирала и государственника Крузенштерна: "Кто владеет гаванью Анива - тот владеет океаном".  А вот английский губернатор Гонконга и как бы славянофил Бодринг не стал недооценивать пробуждавшегося Восточного Тигра. И очень грамотно завещал представлять хищнику, посредством английских кредитов, возможность лакомиться мясом с кровью. Вначале китайским, потом русским и корейским, а под конец и на американский бифштекс замахнувшимся, пока тот сам в ядерном костре бока не опалил.

   Даже упирался от владения "северными территориями" очень не глупый японский сановник Кавадзи. Ведь проживавших на южных Курилах айнов ещё в 1713 году казак Иван Козыревский православными сделал да царский ясак наложил. А как попытался даймо (феодальный князек) с Хокайдо на Эторуфу гарнизон поставить, так Румянцев на "Юноне" с "Авосем" подплыл, самураев разогнал, а рис с прочим барахлом с гарнизонного склада единоверным рыбакам-айнам раздал.

    Но без "Трактата" с русскими не получалось чиновнику исполнить приказ сёгуна и сладить скопированное с американского "Поутхатана" европейское судно. Им построенная без чертежей "Хоо - мару" плавать  не могла. А вот шесть сотен русских моряков с разбитой цунами "Дианы", чтобы домой добраться, и шхуну себе собственноручно создали, и местным мастеровым корабельное ремесло преподали, да ещё за съеденный рис и срубленные окрест Симоды деревья изрядно должны остались.

    Вот и заявился "Варяг" отдавать царский долг прямо в Нагасакскую бухту, хотя для российских и американских судов дозволялось заходить только в Симодо и Хокодате. Но нам ведь ничего от Вас не надо - для Вашего же удобства золотишко в столицу доставили, а не нравится - так можем и отчалить. Да и вообще - поскольку мы казаки-красноармейцы с собственным стягом, то нас-рать!  Наш калибр - круче! Научил же вас коммодор Пэрри пушки Пексана уважать, так упаси вас Будда от продолжения обучения башенным орудием.

     Упомянутый уже нами Кавудзи-сан при дворе имел сан "бугё", то есть являлся министром финансов, причем весьма старательным и преданным. В добавок получившим хороший опыт общения с "варварами", как американскими, так и российскими. Но больше всего его, как и всю Страну Восходящего Солнца волновали варвары французские и особенно обосновавшиеся после Опиумной войны в Гонконге английские. Тот сокрушительный разгром Великого Соседа наглядно показал застывшему в многовековой спячке острову вариант насильственного пробуждения. А ведь до того, в японской письменности слова "война" и "подавление бунта" имели один иероглиф.

     Стальные черные американские пароходы эскадры Пэрри Мэтью Кэдбрейта, разумеется, страху нагнали, и наша белоснежная яхта, имевшая всего одно накрытое брезентом орудие, на таком фоне смотрелась элегантной до хрупкости. Но с привезшего ратифицированный президентом САСШ договор "Поутхатана" передана была свежая пресса, в которой описывалось, как "Варяг" гоняет британский флот, а в "Мэгэзин Ревью" имелся даже снимок в целую журнальную развертку самого знаменитого боя и текст песни "Врагу не сдаётся ...". Разум мудреца, сознававшего что совершенное - прекрасно, дОлжно оценил нашу военную мощь и даже не став мучить обычно долго тянущимися на Востоке церемониями, подвигнул министра ответить на приглашение посетить судно для оприходования долга.

     Из золотых, на острове в ходу были только китайские слитки красного металла - чан кин. Наш, взятый у Мельбурна драгметалл несколько отличался, потому министра для согласования пригласили внутрь хранилища. Лицезрение содержимого трюма, смахивающего на пещеру Аладдина, чуть не повредило крепкий разум много видевшего старца. Дворцовая сокровищница смотрелась много беднее и ясно казалось из какого источника возможно её пополнить. Тем более, что мы и не жались - счет за рис и бревна оплатили не торгуясь за каждый медный бу, как это случалось с американцами. Ведь даже удвоив расценки, сумма оставалась скромной, и от соблазна понтов наши не удержались, предложим ещё бугё и взаймы. ХОТЬ СКОЛЬКО! И под разумный процент с залогом - на что-нибудь не нужное. "Икура дес ка"(Хау матч или Сколько стоят) островки Эторофу и Кунасири или японская доля на право совладения Сахалина-Карофуто?

    Более того, проценты за кредит погашать возможно не деньгами, а работой отправленного на заложенные территории быдла, хоть безземельного крестьянства, именуемого как  "питающиеся одной водой"  - мы их прокормим. Но за плотников, кузнецов и медников, что недавно русским шхуну строить помогали, их дайминам отдельно доплатим. Сами видите - есть чем, а золотишко требуется не только сегуну с императором. Мы же ещё привезем – знаем, где его много.

    На Востоке все дешево! Так что упомянутые острова меньше чем в полтонны драгметалла обошлись. Пока на 5 лет, но в долг берут чужое, а отдавать то своё, как коллекторам действовать знаем. Или не отдавать! Договор сам сёгун персональной печатью закрепил, а мы на своих пароходах первую тысячу работников на стройки пятилетки перевезли - пусть для начала лес валят, его на Сахалине много. А питаться будут деликатесной "кужирой" - китовым мясом, смахивающим на старую говядину, но японцам (после одной воды) пришедшуюся по вкусу. В обмен на этот белок, купцы с метрополии обещали и рисом на гарнир завалить, а нам и не жалко - в Гонолулу забирали только ус, жир да амбру морских млекопитающих.