Зарисовки с чердака. Книги. История первая

Эльвира Панфилова
Зарисовки с чердака.
Официально это мансарда, по сути – чердак. Здесь собраны вещи, которые периодически хочется выбросить, но… берешь в руки и не можешь, не можешь расстаться с вещью, как с воспоминанием.
Книги.
Те, что читаются и перечитываются постоянно – внизу. Здесь…
С каким трудом они доставались! Горы макулатуры в обмен на книгу, очереди на получение.
У меня был ученик. Давно. Кажется, Паша.
Его перевели на домашнее обучение. Или нет?
По какой-то причине, мне нужно было заниматься с ним дома, у него дома, у них дома.
Семья неблагополучная, четверо детей.
Звоню в дверь. На пороге девочка – челка, очки, косички и… серая крыса.
- Держи.
Беру, думая, раз она держит, то ничего страшного.
Проверку прошла.
И меня, с явным удовольствием начинают знакомить с остальными жителями и питомцами квартиры.
Там была еще одна крыса – белая. Они жили в ящике письменного стола.
Из-за дивана дети пытались вытащить кошку: «Она слепая». С ней еще что-то было не так, не помню. Еще другая кошка, собака, кажется, еще какие-то птички. Животных находили на улице, приносили в дом и уже не могли расстаться.
Дети втянули меня в экскурсию по квартире, задвинув цель моего прихода.
Выдохнув, я окунулась в этот дом, как в омут, наплевав на осторожность и брезгливость. Нужно было «выживать».
Такое количество животных не могло не повлиять на запахи и порядок в квартире.
Вскоре я познакомилась и с матерью семейства.
Когда-то это была красивая женщина. Сейчас пьющая, но с остатками былого величия. Она показала другую сторону этой квартиры. В ней было очень много книг – собрания сочинений и отдельные сборники. Книжные полки находились в идеальном порядке, контрастируя с остальной обстановкой. На одной из полок стояла фотография мужчины в форме.
- Это отец, он был генералом. Он приучил меня к книгам, - поведала она, с одинаковой нежностью поглаживая портрет и корешки книг.
Она и дети много читали.
Но, Павла нужно было подтягивать по математике, чем мы и занимались, сидя за столом, в ящиках которого проживали две крысы, периодически выходившие на прогулку и требующие ласки, разбазаривая и без того нестойкое Пашино внимание.
Постепенно он втянулся, ему даже понравилось решать задачи и примеры. А отрицательные числа вызвали полный восторг. Он поделился им с матерью. Они поспорили. Паша мне рассказывал, а я смотрела на его перевязанную голову. Кстати, в споре прав был он. А голова… может просто совпало.
От них я узнала, где и как в этом районе обменивать макулатуру на книги и получила в подарок книгу Владимира Тендрякова «Покушение на миражи».