Лоренцо Лотто. Портреты супругов Лауры и Феба

Алина Алексеева-Маркезин
  Лоренцо Лотто. Портрет Лауры да Пола 1543-1544гг.Пинакотека Брера.Милан.
 Лоренцо Лотто .Портрет Фебо де Брешиа .

           Лоренцо Лотто (1480-1556)—один из выдающихся итальянских художников эпохи Возрождения. Его судьба складывалась драматично. Лотто родился в Венеции, но был вынужден покинуть этот город в достаточно юном возрасте. Впоследствии его жизнь, беспокойная и неустроенная, была связана с Ломбардией, Венето, Марке.

  Творчество Лоренцо Лотто—это уникальное явление не только на фоне венецианского, но и всего итальянского искусства эпохи Возрождения, вобравшее в себя наиболее существенные черты художественной культуры Северной Италии первой половины ХVI века.В творчестве Лотто, работавшего в эпоху кризиса искусства Возрождения, своеобразно переплелись традиции венецианской и ломбардской школ, живописи Рафаэля, Корреджо, мастеров Германии и Нидерландов.

            Лоренцо Лотто много работал в жанре портрета. К началу XVI столетия в портретной живописи Италии происходят значительные перемены. Еще в 1470-1480 годах на смену господствующему типу профильного портрета, унаследованному от медальерного искусства, приходит поясное изображение модели в трехчетвертном повороте на фоне пейзажа, либо интерьера. Все чаще помимо лица художники дают изображение рук, жест которых, в сочетании с использованием дополнительных атрибутов, усиливает выразительность образа.

     Лоренцо Лотто создал более сорока портретов, в которых отразились особенности духовной жизни Италии. Представленные  парные портреты Фебо да Брешиа и Лауры да Пола написаны в 1543-1544 годах и принадлежат к числу наиболее известных произведений художника.

  Фебо де Брешиа и Портреты были заказаны в 1543 году самим Фебом, главой знатной семьи из Тревизо провинции Венето. Фебо де Брешиа и Лаура да Пола были на момент создания портретов супружеской парой, и в будущем их портреты станут воплощением идеи вечной любви и верности. Через несколько лет после создания портретов Феб погиб, а Лаура воспитает его троих детей.

       Супруги изображены лицом к зрителю, с которым они находятся в своеобразном диалоге. Известно, что заказчику портрета, Фебо да Брешия, к моменту написания было около сорока лет, его жене—около двадцати.

        Семья Фебо, обосновавшаяся в Тревизо еще в XIV столетии, принадлежала к провинциальному дворянству. Выбор художественного решения этой работы заставляет вспомнить портреты знати, написанные Тицианом: это и формат изображения, и изящество поз, выразительность немногих аксессуаров, подчеркивающих социальное положение моделей, изысканность палитры, построенной на тонких тональных переходах.

           Сохранилась книга расходов Лоренцо Лотто, которая показывает, что творческий путь художника был нелегким и не принес ему финансовой удачи. Одаренный портретист, мастер, способный вдохнуть жизнь в трактовку различных сюжетов, он уехал из родной Венеции и работал в различных городах Северной Италии. В последние годы жизни Лотто нашел приют в монастыре.