Портреты сестер Браницких. Портрет невесты

Нина Ершова
1. ПО СЛЕДАМ ОДНОГО ПОРТРЕТА.

   Интересуясь работами миниатюристов,  в частности французской миниатюристки  Марии Виктуар Жакото, создавшей серию великолепных миниатюр на слоновой кости, я обнаружила, что влюбленный граф Воронцов заказал у нее портрет своей невесты - Лизы Браницкой.

   В познавательной статье, посвященной  творчеству Марии Виктуар Жакото, автор рассказывает о миниатюрном портрете молодой Элизы, к сожалению, не приложив в качестве иллюстрации ее изображения. Только словесное описание миниатюры говорит нам о красоте молодой девушки.

   Вот выдержка из этого материала:


" Царствуй на страх врагам "

Миниатюры на фарфоре Марии-Виктуар Жакото.

Из дневника, тогда еще графа, Михаила Семеновича Воронцова: "Сопроводив... корпус до границы России..., я вернулся в Париж в январе месяца 1819 года. Там я познакомился с графиней Лизой Браницкой и попросил её руки у матери. Получив согласие, в феврале я отправился в Лондон к отцу, чтобы получить его благословение на брак..."  Благословение было получено, однако старый граф Семен Романович Воронцов попросил сына выслать ему с оказией портрет его невесты. После возвращения в Париж послушный сын выполнил волю отца и заказал у лучшей на тот момент художницы Парижа Марии-Виктуар Жакото (Jaquotot Marie Victoire) портрет -  прелестную миниатюру на фарфоре будущей графини Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой. Той самой, что спустя годы покорит сердце А.С. Пушкина и станет хозяйкой Крыма на много лет. Фарфоровый портрет вероятно сохранился и по некоторым сведениям находится в Шведском национальном музее, украшая собой одну из самых богатых коллекций миниатюр в мире. Может быть когда-нибудь мы и увидим изображение прелестной Елизаветы Ксаверьевны на одной из выставок или на просторах Интернета ..."

    Мне это показалось интересным, поскольку я давно восхищаюсь миниатюрами Жакото, среди которых есть замечательные изображения Екатерины II и Петра I и множество других.
   Очень хотелось увидеть это  малоизвестное, но тем более ценное изображение молодой Елизаветы Браницкой, будущей графини, а затем сиятельной княгини Воронцовой.

   Великолепная Елизавета Воронцова навсегда осталась в истории благодаря бессмертным стихам Александра Сергеевича Пушкина. Поэтому каждое ее изображение, несомненно, интересно для любителей его поэзии.И тем более я рада была встретится с ним на просторах интернета, как того пожелал предыдущий автор.

    Сначала я обнаружила портрет  в черно-белом изображении на сайте "Старая Ялта".
   Позволю себе процитировать этот материал с указанием автора.

2. ОДНА ИЗ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЙШИХ ЖЕНЩИН.

По материалам Г.Г. Филатовой, ученого секретаря АДПМЗ.

" Художественное путешествие в мир красоты графини Елизаветы Воронцовой."

Прошло уже более 220 лет со дня рождения первой владелицы Алупки графини Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, урожденной Браницкой, вдохновлявшей поэтов, писателей, ученых мужей своей красотой и неповторимым очарованием.

Яркая и одаренная личность, она проявила себя в различных сферах общественной и культурной деятельности. Е.К.Воронцову современники называли «одной из привлекательнейших женщин своего времени», восхищались ее мягкой, женственной грацией, приветливостью, «неукоснительным щегольством».
Ее обаятельный облик воскрешают и многочисленные портреты. Исполненные в различной манере и технике знаменитыми и менее известными мастерами, они позволяют нам, по словам писателя В.А.Сологуба, «легко объяснить себе, как такие люди, как Пушкин, герой 1812 года Раевский и многие, многие другие, без памяти влюблялись в княгиню Воронцову». Предлагаем читателю совершить неповторимое путешествие в мир художественной красоты графини Елизаветы Воронцовой...

Женой прославленного генерала, героя войны 1812 года графа М.С.Воронцова Элиза Браницкая станет в Париже в мае 1819 года. К этому периоду относится ее миниатюрный портрет, историю которого проясняет письмо русского посланника в Лондоне графа С.Р.Воронцова, написанное 6 марта 1819 года в Париж сыну Михаилу:

«...вчера на обеде у лорда Гарраби я оказался рядом с герцогом [Веллингтоном], он много говорил мне о вас с той заинтересованностью и дружбой, которую всегда к вам проявляет. Он спросил, красива ли ваша суженая? Я сказал, что никогда ее не видел, но что она слывет красавицей, и что я просил ее мать прислать портрет моей будущей снохи, прося выбрать художника».

Герцог Веллингтон рекомендовал обратиться к «первому живописцу по фарфору», придворной художнице Мари - Виктуар Жакото, искусством которой полстолетия восхищалась вся Европа.

Изящная миниатюра, которая в настоящее время хранится в частном собрании в Стокгольме, исполнена на севрском фарфоре. Графиня изображена в нарядном, расшитом золотом платье, с жемчужным ожерельем. Она молода, нежна, очаровательна..."
    Это описание в данной публикации подтверждает приложенная черно-белая фотография с миниатюры работы Жакото. Как говорится, уже ближе к делу, то есть к портрету графини.Но черно-белая фотография все же не передает всей прелести облика молодой красавицы.
     И вот совсем недавно я нашла репродукцию в цвете того же портрета, то есть миниатюры Жакото!
     На этой чудесной миниатюре молодая Елизавета действительно привлекает внимание какой-то завораживающей свежестью, миловидностью и нежностью облика.
     Как писали о ней современники," будучи невысокого роста и с довольно крупными чертами лица", т.е не обладая совершенной красотой , графиня завораживающе действовала на окружающих изысканностью облика, аристократизмом манер, чарующим голосом.
     Все это нашло свое отражение на миниатюре Марии Виктуар Жакото, хотя графиня изображена на нем молодой невестой, еще не успевшей приобрести светского лоска. Не совсем юной по тем временам, ведь Елизавете было уже двадцать семь лет, но безусловно, очень привлекательной и выглядевшей очень молодо. Моложавость Елизаветы отмечали  в дальнейшем ее современники в своих воспоминаниях о ней.
      

3.  ПОРТРЕТЫ СЕСТЕР.

     Но тут стоит рассказать и о других миниатюрах той поры, изображающих Елизавету и ее сестер, чтобы понять, что художница Жакото нисколько не приукрасила облик девушки.

     Дам следующую ссылку на сайт, доказывающий это:

  " В 1819 году, в Париже, миниатюрист Фредерик Милле(Миллет-Н.Е.) выполнил большой заказ семьи Браницких. К счастью, большая часть этой семейной коллекции сохранилась. На сайте варшавского музея мое внимание привлекли несколько портретов работы Милле, в частности представляющие двух сестер Софию Потоцкую и Елизавету Воронцову (обе урожденные Браницкие), двух внучатых племянниц князя Потемкина. В том же музее находится и еще одна миниатюра Милле, более поздняя, представляющая Софию Потоцкую с дочерью Марией

   Ссылка на этот сайт позволила мне обнаружить совершенно прелестный портрет Елизаветы Браницкой Воронцовой, который датируется 1822 годом, то есть тогда, когда она с мужем была в Париже. Известно, что после свадьбы в 1819 году Елизавета с мужем оставались в Европе четыре года, и лишь затем покинули ее, вернувшись в Россию. Но от тех времен осталось несколько миниатюр, запечатлевших облик молодой графини.

  Портрет совершенно другого по стилю художника удивительным образом перекликается с портретом, созданным Жакото. То же ощущение очарования юности, свежести и грации молодой женщины. Также поражает внимание портретное сходство. Известно три достоверных изображения Воронцовой тех лет: миниатюра французского художника Ф. Милле(Миллет), литография Г. Энгельмана, напечатанная в Париже в 1820 годах, и акварель венского живописца И.Тельчера.

  Ученик знаменитого Изабэ Милле (1786-1859 гг.) пользовался громким успехом. Его миниатюры отличались большим сходством, как и доказывает сравнение этой миниатюры с портретом Жакото.
  Интересно, что благодаря этому портрету было установлено, как показал сравнительный иконографический анализ, авторство художника Петра Федоровича Соколова, изобразившего Елизавету Воронцову на известной миниатюре в зеленом платье.
  Портрет Соколова, вероятно, был сделан в начале лета 1823 года в Петербурге, перед отъездом Воронцовой в южные поместья. Осенью Елизавета Ксаверьевна переехала к мужу в Одессу, где и познакомилась с Александром Сергеевичем Пушкиным. Летом  1824 года,  по настоянию Воронцова, Пушкин был выслан в свое псковское имение - село Михайловское.
   Таким образом, нашлось сразу несколько изображений молодой Воронцовой, а также и портреты ее старших сестер, менее известных и знаменитых, чем Элиза.
Но миниатюры хорошо выполнены,тонко передают облик молодых женщин.
Они, безусловно,привлекают наше внимание.Например,изображение старшей сестры Елизаветы - Софьи Браницкой, выполненное Фридериком Милле.

   О сестрах Елизаветы не сохранилось так много сведений, как о ней самой. Известно, что у племянницы Потемкина Александры Браницкой было три дочери: Екатерина, Софья и Елизавета.Елизавета, будущая графиня Воронцова- самая младшая из них.

  Вот краткие сведения о старших дочерях:
 
  Софья с Браницких Потоцкая (родилась 11 января 1790 в Варшаве, умерла 6 января 1879 в Krzeszowicach) – польская аристократка, жена Артура Потоцкого, за которого она вышла замуж в 1816 году, занималась благотворительностью.
  Артур Станислав Потоцкий - сына писателя Яна Потоцкого.
 Мать Адама Юзефа Потоцкого.
  Была поклонница искусства,коллекционировала  живопись итальянскую.Занималась   благотворительностью, членом общества Милосердия и Общества Призрения. Основала госпиталь и приют для бедных в Krzeszowicach и назвала его именем мужа Артура Потоцкого. Патронировала акции оказания помощи раненым в январском восстании. Была инициатором перепланировки часовни Святого Леонарда на Вавеле, основательницей часовни Потоцких в Вавельском Соборе и основателем Отделения неотложной помощи для оказания помощи в краковском дворца под Баранами.
Была похоронена в Krzeszowicach 9 января 1879.

   Екатерина Branicka – (род.1781,умерла в 1820 в Krzeszowicach. Была старшей дочерью Франциска Ксаверия Браницкого и Александры Engelhardt. Около 1800 года вышла замуж за Константина Сангушко (1781-1808) сына Януша Модеста Сангушко. Двое детей от этого брака умерло в детстве (сын Григорий умер в 1813, в возрасте 6 лет, дочь Klementyna в младенчестве.
  В 1813 вышла замуж за Станислава Потоцкого, с которым у нее была дочь Александра (1818-1892), будущая жена последнего из виляновских Потоцких.

   Семья  Екатерины  Ксаверьевны оказалась связана не только с именем ее блистательной сестры, но и с именем Александра Сергеевича Пушкина.

4. ПОРТРЕТ ЕКАТЕРИНЫ КСАВЕРЬЕВНЫ.

    Конечно, интересно знать, как выглядела сестра знаменитой красавицы Элизы Воронцовой. К сожалению, миниатюрист Фредерик Милле не запечатлел, по всей вероятности ее облик. Но сохранился миниатюрный портрет работы другого известного миниатюриста - Жана Анри Беннера.

    Безусловно, он обращает на себя внимание тонкостью работы и обаянием изображенной на нем молодой девушки. Вот буквально все, что написано об этом портрете:

" Жан Анри Беннер (1776 - 1836). Екатерина Ксаверьевна Потоцкая, урождённая графиня Браницкая, в 1-ом браке Сангушко (1781 - 1820). 1812 год. Кость, акварель, гуашь. 7,1 х 5,1 см. Национальный музей в Варшаве."

  Но и немудрено, что портрет создан с таким мастерством. Ведь написал его известнейший придворный миниатюрист, создатель 24 портретов представителей династии Романовых, затем гравированных.
  Писал он также и портреты - миниатюры знатных дам. В их число вошла и Екатерина Ксаверьевна, сестра Елизаветы Воронцовой. Почему же нам могла быть интересна эта миниатюра, кроме того, что изображенная на ней молодая девушка очень изящна и привлекательна? Тем, что ее семья также связана с именем великого поэта Александра Сергеевича Пушкина, посещавшего их дом.

  Вот что можно об этом рассказать, следуя интересным материалам о семье Екатерины Ксаверьевны Браницкой, впоследствии Потоцкой:

"  ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ / ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА В ОКРУЖЕНИИ А.С. ПУШКИНА
Царскосельская газета 6 июля, 2014
На набережной реки Фонтанки в доме № 6 проживала семья генерала от инфантерии графа Станислава Потоцкого (1752-1805), одного из богатейших людей своего времени.

На русской службе он находился с 1793 г. и был сторонником польско-русского сближения. Потоцкий владел огромным поместьем в Тульчине, основал знаменитый парк "Софиевка" в Умани, названный именем его второй супруги Софии Витт.

От первой жены Юзефины Мнишек у Потоцкого было 9 детей. Среди них выделялся своими способностями Ярослав Станиславович Потоцкий (1784-1838). В 1812 г. он в чине прапорщика завершил обучение в Институте Корпуса инженеров путей сообщения и с 1812 по 1816 год служил в Корпусе и даже стал одним из директоров-управляющих, получив в 1815 г. высокий чин подполковника по водным коммуникациям. Его деятельность высоко оценил Августин Бетанкур и привлек его к работе в Комитете по делам строительства и гидравлических работ. В 1823 г. Ярослав вышел в отставку и перешел на придворную службу, став гофмаршалом Двора.

Младший брат Ярослава Станислав Станиславович Потоцкий (1787-1831), флигель-адъютант Александра I в 1810-1812 гг., участник Отечественной войны 1812 г., генерал-майор, был женат на Екатерине Ксаверьевне Браницкой, сестре Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, что, естественно, вызывало интерес Пушкина к семье Потоцких. Портрет С.С.Потоцкого работы Дж.Доу находится в Военной галерее Зимнего дворца, и Пушкин, встречаясь с героем Отечественной войны, мог получить интересные сведения о сражениях с армией Наполеона. Вот почему поэт часто посещал в конце 1820-х годов дом С.С.Потоцкого на Английской набережной, где познакомился и с его братом Ярославом. Кроме того, с 1834 г. Пушкин неоднократно встречался с Ярославом и при Дворе.

Известно (по воспоминаниям А.О.Смирновой-Россет), что граф Потоцкий устраивал в своем доме балы и вечера, на одном из которых была Елизавета Ксаверьевна Воронцова. Возможно, А.С.Пушкин, еще не женатый, мог встретиться с Елизаветой, вспоминая близкие с ней отношения в Одессе.

Историк и писатель Владислав Михайлович Глинка в своей книге "Пушкин и Военная галерея Зимнего дворца" в разделе "О тех, кого Пушкин знал лично" по каким-то причинам не назвал С.С.Потоцкого. Тем более важно отметить, что герой Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1814 гг. входил в круг интересов великого поэта.

Потоцкие названы в Пушкинской энциклопедии, где отмечено, что поэт был хорошо знаком и с дочерьми С.С.Потоцкого Александрой и Екатериной, которые тогда еще были незамужними.

Все это еще раз подтверждает сведения о широком круге знакомых и друзей поэта.

Владимир ПАВЛОВ,
профессор Петербургского государственного
университета путей сообщения ".

    Поистине, Александр Сергеевич обессмертил имена всех знакомых своего круга общения, особенно таких блистательных аристократок, как Элиза и ее сестра!


5. ХУДОЖНИЦА МАРИЯ -  ВИКТУАР ЖАКОТО.

  И теперь стоит немного рассказать о знаменитой миниатюристке Марии Виктуар Жакото, с поисков портрета Элизы Воронцовой работы которой я  начала свой рассказ.

  Краткая биографическая справка: Мария-Виктуар Жакото родилась 15 января 1772 года в Париже. Ее творческий путь начался во времена правления во Франции короля Людовика XVI. Затем было безумство Великой Французской революции, правление Наполеона и опять монархия во главе с Людовиком XVIII. Однако благодаря своему таланту художница приходится "ко двору" каждого из этих правителей и получает звания, то "Художник на фарфоре кабинета короля" (1800-1801), то "Первый художник короля по фарфору" (1816, 1828). Она успешно расписывает сервизы и панно в мануфактуре Севра, выставляет свои работы на знаменитом парижском Салоне, а чуть позже в 1816 году даже открывает школу в Париже по росписи фарфора, которая проработала около двадцати лет и постоянно в ней учились около 30 студентов-женщин по цене 20 франков в месяц. В настоящее время работы на фарфоре этой художницы украшают Лувр, музеи Швеции и США. Умерла Мари-Виктуар Жакото 27 апреля 1855 года в Тулузе.

  Всегда интересно найти изображение исторического лица, особенно такого, каким была графиня Елизавета Воронцова. Но не все тайны раскрыты...
     Конечно же, с ее именем связаны прекрасные пушкинские строки, известные, пожалуй всем, кто хоть однажды интересовался его поэзией:

 Это строки пушкинского «Талисмана»:

Там, где море вечно плещет
На пустынные скалы,
Где луна теплее блещет
В сладкий час вечерней мглы,
Где, в гаремах наслаждаясь,
Дни проводит мусульман,
Там волшебница, ласкаясь,
Мне вручила талисман...

   Известно, что Елизавета Воронцова на прощание подарила Александру Сергеевичу перстень -печатку с сердоликом, который он никогда не снимал. Но ведь еще она подарила ему золотой медальон со своим портретом.
Интересно бы знать, как сложилась судьба этого портрета...


НА КОЛЛАЖЕ: ВЕРХНИЙ РЯД:ФОТОГРАФИЯ С ПОРТРЕТА ЕЛИЗАВЕТЫ вОРОНЦОВОЙ,
            МИНИАТЮРА фРЕДЕРИКА МИЛЛЕ 1822 ГОДА
            МИНИАТЮРА-ПОРТРЕТ ЕЛИЗАВЕТЫ БРАНИЦКОЙ РАБОТЫ МАРИИ ВИКТУАР ЖАКОТО

            НИЖНИЙ РЯД:МИНИАТЮРА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СОФЬИ БРАНИЦКОЙ ПОТОЦКОЙ                фРИДЕРИКА МИЛЛЕ;РЯДОМ МИНИАТЮРА ЖАКА АНРИ БИННЕРА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЕКАТЕРИНЫ БРАНИЦКОЙ САНГУШКО-ПОТОЦКОЙ НА ШКАТУЛКЕ: РЯДОМ ПОРТРЕТ ЕКАТЕРИНЫ ПОТОЦКОЙ.