Стиль Чехова. Рассмотрение собственного стиля

Анна Политова
«Стиль – органическое единство всех составляющих литературное произведение компонентов, как психо-идеологических (тематика, образы и т.д.), так и технологических (жанровых, языковых и т.п.)», - такое определение предложил В.М. Фриче.
Анализ стиля должен включать в себя детальное рассмотрение всех основных сторон произведения: раскрытие отраженной в нем исторической действительности, социальных коллизий, идейной проблематики произведения путем анализа его тематики, сюжета, типических обстоятельств и характеров его героев, примененных в нем методов типизации, его композиции, используемых в нем средств поэтического языка (со стороны его лексического состава, синтаксиса, интонаций, ритма, фонетики, тропов, фигур и т. д.).
Проанализируем стиль А. П. Чехова на примере его произведения «Тоска» согласно указанной последовательности составляющих.
1. Раскрытие отраженной исторической действительности
На протяжении целого века Чехова либо укоряли за отсутствие четкой идейной позиции («публицистическая» критика), за «безгеройность» и излишнее внимание к быту (символисты). «Демократически ориентированный» и стремящийся к внутренней свободе писатель игнорирует многие пласты действительности в отличие от своих великих предшественников и современников — Тургенева, Достоевского, Толстого. Даже через десять лет после смерти Чехова в «Энциклопедическом словаре» Ф.Ф. Павленкова, пользовавшемся в ту пору огромным успехом среди широких читательских масс, напечатана все та же оскорбительно лживая формула, преследовавшая Антона Павловича всю жизнь: «Отсутствие определенного миросозерцания, определенных требований и взглядов - вот отличительные стороны творчества Чехова». Тем не менее, время все расставило по своим местам. После смерти А.П. Чехова Л.Н. Толстой сказал: «Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще, а это главное». В рассказах Антона Павловича решалась проблема, которую он ощущал для себя как главную, — проблема психологизма,  изображения внутреннего мира человека. Один из ярких социально-психологических рассказов Чехова «Тоска» с данной тематикой был написан в 1886 году.
2. Раскрытие социальных коллизий
В своем произведении Чехов изобразил горе и одиночество извозчика Ионы Потапова, которому некому поведать своей тоски, некому рассказать о своем несчастье - смерти сына.  Он затерян в этом городе, никому не нужен, никем не понят. Мы особенно ясно чувствуем одиночество извозчика, когда слышим одни и те же простые, печальные слова его о сыне, обращенные к разным людям, и видим, как горе его оставляет равнодушными и холодными окружающих, от которых он ждет участия. Впечатление об несчастье особенно усиливается в финале рассказа: «Иона увлекается и рассказывает…все» своему единственному преданному другу – лошади.
3. Раскрытие идейной проблематики
Иногда говорят, что Чехов впервые изобразил обыкновенного человека. Художественное видение Антона Павловича было направлено прежде всего на индивидуальность, со всем ее багажом - не только типическим, но и второстепенным, случайным. Чехову недостаточно показать человека в кругу его мыслей, идей, верований, изобразить героя в чертах физического облика. Антону Павловичу надо запечатлеть особость всякой личности в преходящих, мимолетных внешних и внутренних состояниях, присущих только ей сейчас и в таком виде неповторимых. Во всем этом заключается тематика, сюжет и типические обстоятельства его произведений, в том числе и рассказа «Тоска». Если говорить о характере главного героя, то извозчик Иона – это скромный человек из народа, простой и добродушный, его не обижают колкие и резкие слова баринов и господ, которых он возит. Удерживая в себе свою большую тоску и горе, Иона на их издевки лишь грустно хохочет и все же надеется на понимание и сочувствие.
Основными методами композиции являются: отсутствие обширных вступлений и фабульных концов, детально разработанных предысторий персонажей (мы не знаем ничего об истории жизни Ионы, лишь то, что он вдовец и у него умер сын), емкость произведений (в малом объеме большое количество деталей и информации).
Средства поэтического языка:
3.1 А.П. Чехов - мастер короткого рассказа. В его письмах, высказываниях, записях появились по-суворовски лаконичные и выразительные изречения, формулы стиля: «Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок. Краткость - сестра таланта», «Искусство писать - это искусство сокращать», «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен» «Писать талантливо, то есть коротко», «Умею коротко говорить о длинных вещах». Таким образом, Чехов добился в своих произведениях емкости, вместительной формы, научился несколькими штрихами, особенно посредством сгущения типичности, своеобразия языка, давать исчерпывающие характеристики людей, обстоятельств. Например, довольно краткое описание пейзажа (всего в двух предложениях) в начале рассказа дает цельную картинку зимнего вечера: «Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким, мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки».
3.2 Антон Павлович использует меткие, неизбитые сравнения: «как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить», «бел, как приведение», «врет, как скотина», «похожа на копеечную пряничную лошадку».
3.3 Герои рассказов Чехова раскрываются в самом действии, в поступках, в мыслях, в чувствах. Так на протяжении всего произведения «Тоска» мы слышим диалог Ионы с господами, барином, дворником, который сменяется внутренним монологом, мыслями извозчика о себе, своем горе, о жизни и смерти. Таким образом, происходит раскрытие характера Потапова и его внутреннего состояния.
3.4 Поэтика заглавий и зачинов, которые задают тон всему произведению. Эпиграфом к рассказу «Тоска» послужили слова из Евангелие «Кому повем печаль мою?». Совместно с названием произведения они изначально задают определенное настроение и состояние читателю.
3.5 Чехов использует описание природы как одно из средств языка. Рисуя в начале рассказа «Тоска» зимний пейзаж, Антон Павлович создает грустное настроение.
3.6 Чехов использует повторы близких по смыслу слов: «неподвижно», «не шевельнется», «не двигается с места». Таким образом, передает состояние главного героя через поведение, подчеркивает полную отдачу тоске и отсутствие его чувствительности к внешним проявлениям.
3.7 Применяет противопоставления: глубокая, тихая печаль скромного человека из народа на фоне суматошной жизни городских обывателей - «…омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей…».
3.8 Насыщенность рассказа деталями:
- лошадь повторяет движения и жесты Ионы: «…Потапов весь бел, как привидение…сидит на козлах и не шевельнется», «…лошаденка тоже бела и неподвижна…»; «…извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею…», «…лошаденка тоже вытягивает шею…». Данный прием использован, чтобы подчеркнуть близость единственного существа для Ионы – его лошади;
- просторечные слова в речи Потапова;
- сравнения-ассоциации для усиления впечатления «…упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег…», «…лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно…».
***
Выполняя анализ собственного стиля по предложенной выше последовательности составляющих, обнаружила отсутствие некоторых компонентов. Например, раскрытие исторической действительности, единство методов композиции. На основании этого, считаю, что еще, как автор, «не почувствовала» до конца свой стиль.
Могу лишь на основании написанных произведений выделить использованные мной приемы (средства языка), тематику, особенность композиции некоторых рассказов:
- близка тема внутреннего мира человека, его психологических проблем. Во всех рассказах («Патроны с правдой», «Украденное счастье», «Правдолюбка», «Белый журавлик», «Записки Маруси из Рябиновки») есть один, ярко выраженный герой, как правило, человек в чем-то несчастный и глубоко это переживающий;
- некоторые произведения написаны в жанре женской прозы («Правдолюбка», «Записки Маруси из Рябиновки»);
- любовь к диалогам, посредством которого происходит раскрытие персонажей (внешность, образ мыслей, поведение, душевные переживания);
- простой, порой разговорный язык произведений. Использован, как попытка быть ближе к читателю, сделать рассказы более понятными (например, в рассказе «Записки Маруси из Рябиновки», «Правдолюбка»);
- использование сравнений;
- кольцевая композиция произведения (рассказ «Просто Пята»);
- использование описания природы для передачи настроения (начало рассказа «Белый журавлик»);
- стремление к краткости, компактности. Все произведения либо рассказы, либо миниатюры.