Первый раз на Арарат

Ашот Левонян
Силы, казалось, покинули меня: самочувствие было хорошим, ничего не болело, но для продолжения восхождения сил больше не осталось. «Все, ребята, идите без меня», - проговорил я. «Да ты что! - набросился Павел, - осталось-то всего ничего, пошли!» В ответ я лишь устало мотнул головой: «Нет, не могу».
Они – Павел, Карен и проводник Джума, продолжили путь, я же медленно снял с себя опостылевший рюкзак, глотнул воды и вяло пожевал урюк. Вершина Арарата сверкала на солнце совсем близко, казалось, можно дотянуться до нее рукой. И, что странно, не было никаких угрызений совести: «Ты же так долго мечтал подняться на библейскую гору, видя ее каждый день из Еревана. И теперь, когда до нее осталось метров двести, ты встал...»
Нет, сил не было даже на такие мысли.
С Павлом мы знакомы давным-давно, с института. Сейчас он живет в Латвии, директор крупной компании. Именно он стал инициатором этого восхождения. Впрочем, не только инициатором – финансирование он тоже взял на себя. Но, главное, о чем мы с ним молчали все предыдущие дни: мы шли на Арарат за всех тех ребят, которые сейчас тоже очень хотели бы оказаться рядом с нами, но по разным причинам были очень далеко. Но зато их мысли были прикованы к ледяной макушке Арарата...
Вот так и стоял я на леднике минуты три или целую вечность. Сознание постепенно возвращалось ко мне, откуда-то появились исчезнувшие было силы и я, находясь еще в некотором оцепенении, машинально продолжил путь: «пойду, сколько смогу, а спуститься всегда сумею».
Метров через 30, за перегибом, увидел ребят, которые, сняв рюкзаки, отдыхали. На мой «героизм» отреагировали буднично: «оставь рюкзак на снегу, пойдем налегке». Я переоделся в легкую куртку – на солнце было довольно тепло, от ночного пробирающего насквозь холода не осталось и следа. Оставшийся путь до вершины прошел на автопилоте, бормоча какую-то незатейливую песенку.
За 33 года, что хожу в горы, десятки раз приходилось испытывать на себе магию вершины: враз уходит куда-то усталость и появляется необъяснимое чувство счастья. Прибавили бодрости и чересчур оживленные иранцы. Все еще находясь в некой прострации, обнялись и сфотографировались с ребятами.
Лишь через несколько дней, уже дома, уютно устроившись в мягком кресле, приходит осознание сделанного – для альпиниста высота 5165м – не ахти какое достижение, но все-таки в 50 лет взобраться на нее тоже может не каждый. К тому же это не просто высота, а гора Арарат – красивейшая из вершин!
Девять лет назад мне уже приходилось стоять на склоне величавой горы, но тогда турецкие власти не разрешили подъем восходителям из семи стран. Причин отказа не было, но всё и так было ясно: в группе есть граждане Армении...
Долгих девять лет мы пытались получить официальное разрешение и, наконец, получив подтверждение партнеров, что все члены экспедиции получат сертификаты, мы вновь решились на штурм Арарата. К счастью, на этот раз все было взаправду: и вершина – 4 августа 2009 года, и сертификаты.

На снимке: Арарат из Армении. Фото автора.