Фильм Тень

Павел Захаров 2
Фильм "Тень" - просто пример гениального фильма, где гениально в общем все. Тот самый случай, когда режиссер рассказывает не просто сказку, а притчу о том, каково быть людьми в этом мире, где проще и выгоднее оставаться тенью. Гениальная пьеса была гениальна адаптирована для экрана Дунским и Фридом. Любая фраза в картине наполнена смыслом, и это тот пример, когда, конечно же, притча будет интересна всем, но вот до конца оценить эту мудрость могут только взрослые. Даже история с заменой имени - это просто гениально, ведь главного героя зовут Христиан, то бишь христианин, и он меняет это имя, и христианство уходить на второй план.
В этом фильме вообще много христианского. Собственно, даже начало вполне себе христианское. В некое неведомое королевство приезжает некий ученый с неведомой целью. Не очень понятно, он ученый по какой части, и вообще цель визита в это королевство неведомо. Королевство населено разными персонажами, но опять же по Библии, среди них только один праведник - дочь трактирщика Анунциатта. Исследовать имена - одно удовольствие, но оставим это тем, кому интересно. Анунциатта влюбляется в главного героя, а он находит принцессу, и в ту же ночь теряет собственную тень. И сам влюбляется в принцессу. И та вроде бы любит его.
Это история двух праведников в крайне неправедном мире. Концовка довольно печальная: главные герои покидают королевство. Они не в силах ничего исправит. Но в других королевствах не такие ли дела творятся. Кстати, есть какая -то параллель с "Мастером и Маргаритой", где в аду гораздо лучше, чем в современной Москве.
Кстати, в фильме очень хорошо показано главное современное зло - коррупция. Вряд ли зрители 1971 года смогли оценить диалог двух министров, которым не надо проговаривать слова до конца. Они все понимают с полуслова.
В фильме очень хорошо показано, что коррупция - зло, но оно может породить еще большее зло. И не коррупция виновна в том, что не плохие в общем - то люди, начинают прислуживать злу. Зло есть в них самих, то есть, и в нас самих, просто часто мы бессильны с ним бороться, и всегда ожидаем того, кто победит, кто окажется сильнее, что бы стать сторону сильного.
В фильме, и в пьесе, заключена мысль против философии непротивления. Ведь главный герой и победил, когда он восстал, воспротивился злу. И он не победил его до конца, но он победил зло в самом себе, он оказался правым, и вышел из поединка победителем. А другие пусть задумаются над тем, как они живут. Печальным кажется тот мир, где гениальные ученые не делают своих открытий, просто потому что эти открытия никому не нужны, ведь живая вода может оживить только хорошего человека, значит, плохим людям она совершенно не нужна. а это и есть всесильные люди.
Фильм сделан в нарочито театральной манере, когда нет съемок живой натуры. От этого мир кажется еще более гротесковым. И еще более неживым, и от того страшным. Фильм хоть и наполнен юмором, хоть и смешной, но в общем -то и грустный.
Наверное, только из-за авторитета режиссера Надежды Кошеверовой и разрешено было снимать этот фильм, который, конечно же, проходил по разряду детской сказки. Режиссер сумел собрать гениальный актерский состав. И тут была своя драматургия. Марина Неелова вытеснила Анастасию Вертинскую из театра, точнее, та сама ушла из театра. В картине Неелова снималась, будучи штатной ленфильмовской актрисой. Гениальны, впрочем, все. Людмила Гурченко вернулась в этой картине к зрителям после нескольких лет забвения. Олег Даль подтвердил свою репутацию гениального актера. Андрей Миронов, Владимир Этуш, Зинофий Гердт, Георгий Вицин, Сергей Филлипов - все эти актеры сыграли в этой картине свои лучшие роли. Подчас не очень большие по объему, но очень важные и интересные. И необычные.
Можно сказать только спасибо режиссеру, которая сумела создать сложный и интересный фильм про то, что тени боятся всегда правды и света.