Скромный обзор на фильм Ледокол

Вячеслав Штопель
Внимание! Сколько людей, столько и мнений. Автор высказывает свою точку зрения, чего и вам желает. Никаких рекламных, либо антирекламных целей не преследую, да и не собираюсь.

В своём обзоре на фильм “Территория” я уже ссылался на то, что современному отечественному кинематографу очень не хватает фильмов о романтике золотоискателей и полярных путешественников, которые являются настоящими супергероями. Что ж, очень приятно видеть то, что фильмоделы наконец стали смотреть на этот жанр истинно советского кино всё чаще и чаще. 20 октября 2016 года в России состоялась премьера фильма “Ледокол”, режиссёра Николая Хомерики, который как раз и повествует нам о трудной жизни экипажа ледокола. Давайте разбираться, есть ли в этом фильме “советский романтизм”, или же это очередной типичный российский блокбастер.

Немного о сюжете:

1985 год. Навстречу ледоколу «Михаил Громов» движется огромный айсберг. Уходя от столкновения с ним, судно попадает в ледовый плен и оказывается в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды. Вокруг зловещая тишина и жуткий холод. Горючее на исходе… Нервы на пределе… И даже если можно было бы уйти – деваться все равно некуда. У командования ледокола нет права на ошибку. Одно неверное решение – и тяжелые льды раздавят судно…

Для начала разберёмся с правдивостью. Сразу стоит отметить, что фильм всего лишь основан на реальных событиях, но не является настоящим отражением истории дрейфа ледокола “Михаил Сомов” (даже название в фильме отличается от настоящего). Так что если вы любитель полярных исследований и идёте в кинотеатр для того, что бы посмотреть документально – художественную историю, то будете крайне разочарованы, ибо от реальной истории здесь остался только каркас. Но не будем ругать за это создателей, ибо нам изначально ничего и не обещали, поэтому будем рассматривать “Ледокол” только с художественной стороны.

Кто же снялся в данном фильме. Ответ прост – здесь нет того, кого бы вы ещё не видели. Есть более известные актёры, есть менее известные, но всех их мы так или иначе уже наблюдали на экранах в разнообразных картинах. Стоит сказать, что актёров подобрали с умом. Главную роль исполняет Пётр Фёдоров, и что лично для меня слегка неожиданно, сыграл он хорошо и вообще не надоедает. Пётр часто играл свои роли весьма пафосно, однако в данной картине этого совершенно нет. Отчасти это произошло потому-что изначально по сюжету его героя убирают на задний план и перекрывают другим, ещё более лучшим актёром, но Фёдоров со своей ролью, тем не менее, справился хорошо, что сильно меня радует. Более лучшего актёра зовут Сергей Пускепалис, для которого съёмки в подобного рода фильме уже не есть что-то новое, ибо ранее мы могли наблюдать его в “Как я провёл этим летом”.  Что и говорить – сыграл Пускепалис отлично, больше и сказать нечего.

Про остальных актёров говорить не буду, ибо их здесь много и снимались они все немало. В фильме мы увидим  Александра Яценко, Александра Паля, Виталия Хаева, Анну Михалкову, Ольгу Филимонову, Алексея Барабаша, Дмитрия Муляра и Алексея Шуплецова. Все сыграли хорошо и сносно, однако на них фильм особо не зацикливается.

Теперь можно и перейти к самому фильму.

Сразу скажу, что лично для меня картина не стала каким-то откровением для глаз и души, в отличии от той же “Территории”. Произошло это по одной весомой и справедливой причине – показывать в Антарктиде особо нечего, ибо пейзаж там один на многие тысячи километров. Главное в фильме было – показать людей, которые оказались в ледовом плену и их старания выжить. Отчасти это получилось, отчасти нет. Скажу честно – за время просмотра я ни разу не подумал о том, что люди действительно оказались в опасности. Этого не скажешь не по лицам, не по атмосфере. Я сам, конечно, никогда не оказывался в подобного рода ситуации, но даже мне кажется, что обстановка там была бы чуть менее другая, похуже что ли. Атмосфера у фильма есть, но хромает, и из-за этого и невозможно полностью погрузиться в кино.

Ещё одна интересная загвоздка. Повторюсь, я не сведуч в полярных делах и не знаю всех возможностей нашей природы, но сам факт того, что айсберг преследовал ледокол, кажется мне немного бредовой и не правдоподобной. Раздражает даже да не то, что возможно ли такое вообще, а сам факт данного противостояния. Складывается впечатление, что айсберг, которому дали нескромное прозвище “Семён Семёныч”, посчитал своим долгом потопить ледокол. Это выглядит странно и ну очень натянуто. Ведь нужна же фильму какая то интрига и масштабное противостояние…

А вообще, опуская все эти “неприятные” подробности, “Ледокол” – это хороший фильм о профессионалах своего дела, которые рискуют всем и двигают свою страну вперёд. Лично я начал обращать внимание на недочёты уже после просмотра, ибо во время него мне было абсолютно всё равно, какие у него минусы, ибо смотреть фильм было интересно. А что ещё нужно нам, простым зрителям?

С технической части у фильма, лично для меня, тоже есть недочёты. Графика довольно средняя и это заметно очень хорошо, что несколько расстраивает. Однако декорации были взяты настоящие – для съёмки был использован знаменитый атомный ледокол “Ленин”, поэтому всё, что есть в фильме  от корабля – настоящее, во всяком случае это касается съёмок внутри ледокола. Музыка в фильме подойдёт скорее для блокбастера, хотя, данный фильм имеет все его черты, однако ничем не примечается и ни одна композиция мне не запомнилась и не запросилась в личный плейлист.

Операторская работа – вот то, что стоит отметить. Как я уже говорил выше, в Антарктиде особо снимать нечего и какой план не бери, получиться всё одно – серое, белое и скучное. Однако оператор Фёдор Лясс сумел заинтриговать своей работой и подарить радость глазам. Это касается как натурных планов, так и съёмки непосредственно внутри самого ледокола. 

Бюджет фильма составил десять миллионов долларов, однако отбил только четыре, не смотря на хорошую пиар компанию фильма, что в очередной раз доказывает, что наша публика не особо ходит на такого рода картины, что очень жаль.
 
Что сказать в итоге? Не смотря на все “но” и недочёты, “Ледокол” не стал плохим фильмом. Фильмом на один раз – возможно, но не плохим. Он снят не по советскому ГОСТу, его вполне можно назвать российским блокбастером, однако это хороший и очень необычный фильм для нашей аудитории. Посмотреть его нужно хотя бы из уважения к полярникам и морякам – они этого заслуживают.

С вами был Вячеслав Штопель - скромные обзоры от нескромного человека.