Теневая коррупция

Валентин Семенов 858
Уже прошло больше семи лет как действует на Российской земле Федеральный закон «О противодействии коррупции». Можно ли констатировать упадок этого несчастья? Я думаю на этот вопрос однозначного ответа нет. С одной стороны, количество уголовных дел по такому направлению растет, с другой стороны, как мы можем говорить о соотношении фактов коррупции с уголовными делами, если раньше такого ажиотажа вообще не было.

Заглянув в Закон о коррупции и пробуя разобраться в этом явлении мы видим расплывшееся определение. Коррупция – это и злоупотребление служебным положением и полномочиями, и все проблемы со взятками. Даже не способы коррупции и не цель ее заставляет задуматься, а сама сущность фиксированного определения, где законодатель пытается соотнести способ, цель и ответственность за нее.

Сначала смешанное перечисление противоправных действий (уголовно, административно и дисциплинарно наказуемых деяний), потом странная формулировка: «Иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства», а после всего этого совершенно непонятная цель: «получение выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».

С обывательской стороны: «ничего не понятно», с государственной: «Все в опасности», и только с юридической мы можем с уверенностью сказать, что: «все настолько неграмотно, что можно легко вывернуть в ту или другую сторону».

Так что же такое коррупция?

Коррупция, по своей логике, – это несправедливые действия лица, имеющие публичные отношение к неопределенному кругу лиц, в сфере оказания конкретных услуг (коммерческие или государственные лица). И когда мы говорим несправедливые действия, то не имеем ввиду «я владею этим, и могу этому дать, а этому не дать», мы подразумеваем правовые отношения, где каждый участник таких отношений имеет равные права на услуги. Важно уяснить, что публичные отношения к неопределенному кругу лиц – это как раз ключевая особенность, а именно публичный субъект оказывает услуги в соответствии с публичным договором, где не может отдавать предпочтение одним к другим. Дальше, после указанной основной особенности коррупции, хотелось бы отметить, что получение вознаграждения за несправедливое действие является не самым главным элементом. Да, в Законе совсем иначе и это очередной минус данного определения. Куда же тогда отнести лоббизм, панибратство, родство и т.д., где не требуется ответной реакцией (где-то я тебе, где-то ты мне). Мы должны понимать, что важным элементом коррупции является статус лица. Человек имея два мешка картошки может продать их кому пожелает, отказать одному и дать его другому. Но когда мы говорим о коррупции, то это лицо обладает публичным статусом на неопределенный круг лиц, и не может сделать предпочтение тому, кому больше захочет.

С приходом нового начальника, в большинстве случаев, меняется весь его аппарат. Но ведь это не коррупция в соответствии с «Нашим Законом», а по факту именно это коррупция. Хочу повторится, ключевым словом коррупции является не деньги, не власть и даже не против интересов общества и государства. Ключевое слово здесь несправедливость действий. Когда из-за прихоти начальства человека убирают, чтобы на его место поставить «своего», когда при выборе кандидата на работу выбирают не лучшего специалиста, а своего человека, когда поступаешь в университет, а на твое место уже «проплатили» другого.

Под конец, хочется и даже очень хочется порадоваться тому, что борьба с этим ужасным явлением идет, но самое страшное в этой войне, что она идет с врагом, на которого составили неправильный фоторобот.