Разговор с бесконечностью

Сергей Долматов
Земля - голубой шар в черной пустоте… Крошечный, словно песчинка на пляже у лазурного моря. Вокруг этой крупицы происходит бесконечное множество событий, а она даже не догадывается.

Я люблю эту планету. Иногда Земля манит меня, как драгоценность, которой жаждешь обладать. Синий топаз на чёрном холсте, переливающийся сочным цветом в лучах горячей звезды. Он мерно описывает круг за кругом по своей орбите миллионы лет в пугающей кромешной тишине.

Безусловно, в бесконечной Вселенной есть иные миры, привлекающие меня. Например,  планета Кеплер-10б. Ваше название звучит серо, словно выдержка из статистической отчетности. Я этого не приемлю - люблю красоту, утонченность. Этот мир получил от меня имя Медулла. Однажды я всматривался в причудливое вращение этого небесного тела десятки лет. Забавно… Я просто потерял им счет. Представьте, в центре - маленькая желтая звезда, лишь немногим меньше Солнца, но значительно старее. Звезде более двенадцати миллиардов лет. И вот, совсем близко от нее, бесчисленные тысячелетия летает Медулла. Она так близко от своего светила, что поверхность, обращенная к нему раскалена добела, до рези в глазах. Ближе к теневой стороне, остывая, белый слепящий цвет уступает место красноватому оттенку. Вся планета состоит из железа. Приближаясь к поверхности совсем близко, я видел, как по расплавленному морю металла проходит волна за волной - безумно похоже на Земные моря. Но настолько же безумно смертоносней, опаляюще враждебней… Так кажется. На самом деле Медулла безучастна к Вам. Ей настолько же безразлична Ваша судьба, насколько Вам безразлична судьба звездной системы, поглощаемой Черной дырой в миллионах световых лет от Млечного пути. Вселенная поражает безразличием к своим детям…

Или нет? Безразлична ли Вселенная к Вам? К Кеплер-10б? И если нет, то можно ли услышать ее голос? Как говорил мой знакомый: “Conceptus est revelatum in fine”. Для Вас: “Замысел раскрывается в конце”. Кто сможет сразу осознать, являются ли частые дожди преддверием последующей засухи или же затопления? Ведь в самом деле, невозможно понять насколько глубока река, не войдя в нее… Или возможно? Интересно...

Я часто наблюдаю за Вами - людьми. Из любопытства.
У тебя нет вечности в запасе, но ты ведь не откажешь мне в беседе? У меня много историй...

ххх

Я сижу на стуле. Он напротив меня - в кресле. Вижу ему удобно. Кресло обволакивает, погружает в мир комфорта. Берет дорогие сигареты, закуривает и немного закатывает глаза от удовольствия. Он - политик большого масштаба. Пристально смотрю на него, вижу отсутствие желания говорить, но он не может просто уйти и для приличия терпит.
- Добрый вечер, уважаемый Х!
Я буду называть его “Х”. Только не поймите меня неправильно…
- Добрый.
- Ваш друг, точнее наш общий друг, - поправил я сам себя - помог мне организовать эту встречу. Без его участия ничего не вышло, - а я действительно в течение нескольких месяцев пробовал из любопытства, его у меня не отнять.
- Очевидно. Я не могу разговаривать с каждым. У меня нет желания тратить на Вас много времени, давайте перейдём к сути.
- Да, конечно. У меня есть идеи. Идеи способные вовлечь каждого гражданина в жизнь государства, в процесс принятия решений.
Х затушил сигарету.
- Зачем?
- Разве Вы против?
- …Пока нет. Продолжайте…
- Используемые способы волеизъявления людей безнадежно устарели. Как услышать каждого, если сказать могут только некоторые?
- И?... - он смотрел на меня безучастным взглядом, ибо для него разговор уже был закончен.
- Я хочу чтобы каждый был услышан.
- Это невозможно...
- Какая вещь сейчас есть практически у каждого человека на Земле?
- Не вижу связи… Таких вещей много: одежда, машины, дом в конце-концов.
- Вы правы, но я имею ввиду мобильные устройства.
По его глазам я видел, он уловил направление. Возможно даже, я был не первым с этими мыслями для него. Но что поделать? Жизнь такова - не успеешь запереть дверь за первым сбившемся с пути, второй - лезет в окно.
- Мобильные устройства, - продолжил я - с помощью них каждый может быть идентифицирован.
“Вы же и так это делаете, Х, не так ли? Только Вы не говорите об этом идентифицируемым...” - эта шутка пронеслась в моей голове, но я благоразумно придержал язык:
- А затем через это устройство человек может выразить свое мнение по любому вопросу, любой теме и транслировать его Вам.
- Все не так просто.
- Что я упускаю?
- Обладает ли волеизъявляющий необходимой компетенцией в отношении вопросов самого разнообразного характера?
- А Вы?
- Для меня информация обрабатывается десятками профессионалов.
- Они непогрешимы?
- Иногда ошибается каждый. Это компенсируется множеством ответственных за конкретный вопрос.
- Разве всеобщая ответственность не есть по своей сути отсутствие ответственных?
- Я так не считаю.
- Тогда почему этот принцип не применим к моей системе? Множество мнений. Кто-то прав, кто-то нет… И что есть правильное решение?
- Уточните.
- Разве Вам не приходилось принимать непопулярные решения? Непопулярные решения часто выглядят ошибочными.
- Приходилось.
- Они были правильными?
- Безусловно.
- Как это проверить?
- Самый простой способ - убедиться, что государство все еще существует. Сейчас это бесспорный факт.
- Не думал ли также Цезарь? Кто знает, когда начнет раскручиваться маховик событий, ведущих к распаду или упадку стран, империй, государств, союзов? Всегда ли идентичны эти события?
На секунду Х задумался, затем обратился ко мне:
- Я хочу тогда спросить Вас.
- Да?
- Если следовать этой логике, то деградация и распад множества объектов, в том числе представляющих собой социальные объединения, в будущем неизбежен. Верно?
- Полагаю так.
- Хорошо. Тогда зачем вообще думать об эффективности решения? Разве мне не должно быть все равно, если результат предопределен?
Это был хороший ход.
- Думаю, дело в следующем, - я сделал паузу, такую, которая придаст необходимые вес и окраску словам, - Есть две основных причины, по которым люди вроде Вас задумываются над результатом прежде, чем принять решение. Первая - желание сохранить или приумножить власть и те блага, которые она дает. Вторая - совершить благо для тех, кто Вас выбрал. В зависимости от личности, они смешиваются в разных пропорциях.
- Только ради этого?
- Другие варианты занимают ничтожно малую долю…
- Решения, принимаемые большим множеством людей, будут лишены этих недостатков?
- Трудно сказать… - откровенно прокомментировал я.
- Почему?
- Нет живых примеров.
Некоторое время мы сидели молча. Х закурил. Дым сигарет и мягкое кресло заговорили: “Зачем тебе все это? Эти мысли?”. Х встал, подошел ко мне. Я поднялся и мы пожали руки. Он сказал:
- Спасибо за идею. Обдумаю.
Я вышел. Больше никогда он не вернется к этим мыслям…

ххх

В далекой галактике, расположенной в миллионах световых лет от Млечного пути погасла звезда. Она израсходовала свое топливо. В бесконечной Вселенной нередкое явление. Звезда была огромна. Как только прекратились процессы термоядерного синтеза (являющиеся причиной выделения тепла и света), хрупкое равновесие нарушилось. Давление внутри звезды, существовавшее при термоядерных процессах, исчезло. И вот, жизнь в ней угасла. Под действием собственной гравитации более ничто не мешало ей становится все плотнее и плотнее. Огромное светило сжалось так сильно, что все вещество, которым оно обладало сконцентрировалось в маленькой точке. Образовалась Черная дыра. Завораживающее, прекрасное зрелище. Беспросветная чернота этого объекта околдовывает. Гравитационное поле не отпускает даже частицы света, по неосторожности приблизившиеся слишком близко, искажая пространство вокруг себя. Любая материя, попав в этот капкан притяжения, с аппетитом затягивается в самое сердце забвения. Смерть и рождение нового часто идут рука об руку во Вселенной.

Наслаждение от наблюдения за слепым неразборчивым хищником, поглощающим близлежащие планеты, омрачалось пониманием неизбежного заката эпохи малой звездной системы, находящейся по меркам космоса совсем рядом. В той системе жил мой друг. Точнее существо. Я испытывал к нему дружеские чувства. Но оно слишком отличалось по уровню развития. Скорее это похоже... на общение с домашним питомцем.

Этот вид существ крайне интересен. Планета не баловала их. Трудно понять те причудливые метаморфозы эволюции, венцом которых и стали они. Я прозвал данных существ - Борги. Почему “Борги”? Атмосфера планеты характеризовалась буйным нравом. Воздушные массы постоянно находились в движении. Из-за этого в воздухе, а точнее сочетании других газов, постоянно находилась взвесь мелкой пыли. Боргам не оставалось ничего другого, как найти путь выжить там. Они его нашли. Их органы дыхания представляли собой извилистые каналы, пересекаемые органическими по своей сути фильтрами. Часто, я не шучу, действительно часто, этим ребятам приходилось очищать свои фильтры. Они силой мышечных сокращений выбрасывали пыль наружу, издавая при этом смешной звук - “борк!”. Отсюда для меня пошло их имя.

Боргов никак нельзя назвать милыми. Однако, они обладали глазами поразительной красоты и глубины. Закрытые плотным прозрачным колпаком-наростом для защиты, эти глаза выражали столь редко встречаемые чувства - миролюбие и усидчивость, готовность идти дальше сквозь трудности бытия. Возможно, всему виной мое богатое воображение. Может я видел несуществующее? Борги совершенно не владели речью. Поэтому выводы проистекают исключительно из моих умозаключений.

И вот однажды, наблюдая оранжево-фиолетовый закат, красота которого подчеркивалась полным штилем, а значит отсутствием пыли, со мной рядом присел Борг. Он поджал под себя все три пары ног, как это обычно делают у Вас кошки, и наблюдал. Его взгляд блуждал между мной и закатом. В один миг мне показалось, что я увидел в глазах Борга, обычно таких же красивых, но пустых - искру. Словно он пытался сказать: “Приятель - смотри, я понимаю! Это действительно красиво!”. Что это было? Трудно сказать… Первые вспышки разума или иллюзия? Где проходит граница между разумной формой жизни и неразумной?

Вы, на основе опыта десятилетий и тысячи научных трудов, обычно проводите эту границу посредством определения реакции организма на окружающий мир. Степень способности воздействовать на окружающую среду и приспосабливать ее под себя. Построение социальных структур изучаемыми видами. Наличие письменности. Но Вы не можете ответить на вопрос о четком местоположении этого мистического рубежа между разумным и неразумным.

Разве глаза не являются этой границей?... Разве не очевидно без опытов, что бездушные глаза змеи не говорят с Вами в отличие от глаз преданной собаки? Должен ли слон, которого убиваете ради пары бивней, лично сказать каждому, что он против, чтобы каждый из Вас считал это убийством?… Размышляя над этим, глядя на закат, как тогда, я понял - глаза не единственный критерий разума. Поступки существ - вторая переменная. Ваши глаза более чем разумны, но останетесь ли Вы в группе видов, обладающих разумом, если принять во внимание поступки?

ххх

Рано или поздно, как я уже рассуждал, всему приходит конец. Нить времени, извиваясь, неизбежно увлечет вслед за собой в вечное забвение и Землю. Отсюда, с поверхности Луны, вид не неё особенно прекрасен. Прекрасен и необычен. Знаете, по ощущениям для Вас это, как наблюдать закат прямо с Солнца: непривычно, дико, странно, противоестественно и невозможно.

Только обладая домом, в широком смысле этого слова, можно оценить красоту чужого края. Потеряв Землю и основав новые колонии на других планетах, сможете ли Вы быть счастливыми? По настоящему счастливыми? Подумайте над этим. Ведь исчезновение этой крупицы лишь вопрос продолжительности наблюдений… Или нет? Неизбежно ли ее исчезновение? Некоторые из существ, способные мыслить, в том числе и Вы, скажут - многое зависит от воли случая. Но что есть случай в своей сути?... Например...

На другом конце вселенной, так далеко, что нет смысла вести подсчёт этому расстоянию и надеяться посетить эти прекрасные звезды, есть жизнь. Она представлена неразвитой цивилизацией. Цивилизация огромна. Деление на страны отсутствует. Большая численность населения с его непомерными потребностями обуславливают неутолимую жажду этих биологических видов к различным ресурсам. Собственная планета давно не способна утолить их голод, приходится разрабатывать близлежащие планетарные системы. Проще говоря - истощать другие миры, а иногда и отнимать чужое. Долго, затратно, трудно, опасно, не слишком эффективно, но это лучшее, что им удалось придумать, о чем смогли договориться их лидеры. Естественно, любая добыча полезных ископаемых или выращивание необходимых культур на новых планетах возможны только после проведения разведывательных операций.

Кетар руководил одним из разведывательных полетов. Рутинная работа. Цель - изучение планеты Флос. Экспресс анализ ее поверхности посредством автономного зонда свидетельствовал об обилии фруктов, овощей и иных растительных форм. Стояла задача подтвердить данные, полученные зондом, и возможность безопасной добычи.

Посадка корабля, разведка экипажем территории, обустройство временного лагеря прошли успешно. Местная флора враждебности не проявляла, а животные отсутствовали как класс. Ничего кроме растений. Планета поражала разнообразием этих растительных видов. Каждый метр ее плодородной почвы занимало дерево, кустарник, цветочные поляны, травы самых невообразимых форм и размеров. Пробы показали, что восемьдесят процентов природных запасов этого мира пригодны к употреблению. Огромный успех! Кетар передал столь важное сообщение на родную планету так быстро, как только смог. К сожалению ни он, ни члены его команды больше на связь не выходили… Спасательная операция не принесла результатов. До разрешения загадки исчезновения миссии, какие-либо работы на поверхности данной планеты приостановили.

Возвращаясь к заданному вопросу, явилось ли исчезновение разведывательной экспедиции Кетара случайностью? Ничто не предвещало такого развития событий, особенно по завершению самых опасных, как считается, этапов - высадки и разведки. С этой точки зрения произошедшее нельзя назвать закономерностью, а значит это воля случая или один из вариантов реальности, который не может быть предопределен. Но что есть прогнозирование? Не более чем выбор нескольких переменных, способных по мнению наблюдателя оказать ключевое воздействие при заданных условиях задачи, с последующим построением одного или нескольких вариантов будущего. Это самый распространённый алгоритм среди тех, кто живёт во Вселенной… или когда-нибудь жил… Но если устремить свой взгляд глубже? В самое сердце миллионов крошечных условий-частиц, которые при определенном взаимодействии способны низвести ключевые переменные до уровня никчемного мусора.

Я наблюдал за жизнью планеты Флос миллиарды лет. На каком-то этапе своего существования она была вместилищем для сотен тысяч видов живых организмов.  Не самыми многообещающими с точки зрения развития, но наиболее интересными представителями этого пира жизни явились Иллюзионисты анагаллиса. За громким именем скрываются забавные и не очень симпатичные насекомые, напоминающие слизней с Земли. Только меньше, примерно в два раза. Иллюзионисты выбрали интересный путь существования. В период взросления, пока слизень еще мал, он усиленно искал растение - анагаллис. Небольшие сиреневые цветы обладали слабым, но устойчивым сладковатым запахом. Как только Иллюзионисту удавалось найти заветное соцветие, он приступал к трапезе. Цветы обеспечивали его необходимыми веществами для полноценного развития. Но это только начало. Слизень занимал место съеденного цветка. Тело насекомого, переработав растение, вырабатывало специальный фермент. Вещество связывало клетки Иллюзиониста и жертвы. Более того, сам слизень вскоре приобретал форму и цвет утерянного растением соцветия. Стоит отметить, что цветком это все же не становилось. Трансформации приводили к появлению хищника, питающегося другими насекомыми, опыляющими бескрайние луга планеты Флос.

Прошли годы и десятилетия пока наметились перемены. Небольшая мутация Иллюзионистов повлекла необратимые изменения. Растение, получив дозу фермента, само поглощало слизня, отращивая новый цветок. Пыльца же с такого нового соцветия переносилась опыляющими насекомыми словно вирус среди растительного мира. Ничего личного, просто эволюция. Бесконечная передача фермента от одного вида к другому ускорила его трансформацию многократно. Итогом чего стала чудовищная ирония. Фермент, коснувшись животного или насекомого, немедленного проникал внутрь, связываясь с его клетками. Постепенно живая ткань жертвы превращалась в растение, от которого пошло заражение. Нередко в организм проникало сразу несколько видов таких катализаторов. Они, смешиваясь, вели к новым мутациям и мир свидетельствовал появление нового представителя растений. Именно это - страшная основа разнообразия растений планеты Флос. Здесь просто нет места другой жизни…

Нетрудно догадаться, что стало с экспедицией Кетара… Зная все сказанное, можно ли продолжать считать наступившее будущее стечением случайных обстоятельств? Вы можете возразить, обратившись к случайной метаморфозе фермента Иллюзионистов анагаллиса. Но была ли она действительно случайной?

ххх

Я прибыл в космический порт МАС-15. Он связывал столицу империи Рубрум небула с далекими мирами спиральной галактики Боде. Транспортный узел любой столицы всегда наполнен тысячами пассажиров, МАС-15 не исключение. Огромные корабли весом в миллионы тонн, видимые сквозь панорамное остекление залов, прилетая словно пух одуванчиков, мягко и бесшумно устилали терминалы космопорта. Периодически этот пух, как будто увлекаемый сильным ветром, уносился в бесконечную черную даль...

Вам доводилось проходить входной контроль по прибытию в Рубрум небула? Если нет, то Вы не знаете, что такое бюрократия. Чтобы Вам стало ясно: мексиканцу легче официально пересечь границу Соединенных Штатов Америки, чем негражданину войти в чертоги империи. Для начала Вас подвергают допросу с видео- и аудиофиксацией. Затем берут медицинские пробы на всевозможные виды бактериологической опасности. Ну а финалом выступает изучение спецподразделениями Вашего родового происхождения. Достаточно большой объем проверок, верно? Задумайтесь, как искушенным умам империи удалось встроить этот бюрократический кошмар в конвейерную ленту работы космического порта? Как они смогли добиться быстрого исполнения этих рутинных операций? Ну же, ответ очень прост… Эта задача не имеет решения.

Сотни тысяч пассажиров проживают в зоне входного контроля бессмысленные месяцы пустых ожиданий. Чтобы управлять этим потоком, построен колоссальных размеров жилой квартал. В нем, с минимальным набором удобств, приезжие отсчитывают дни до момента, когда их вызовут в заветный кабинет контроля миграции. К тому времени им решительно все равно одобрят въезд или нет. Главное - скорее покинуть этот лагерь.

Рубрум небула повторяет путь развития несчетного количества цивилизаций. Каждое новое государственное подразделение, созданное в целях улучшения механизмов работы огромной системы, растет и множиться, привнося что-то новое в существующие правила игры. Очередной закон укрепляет фундамент для следующего кирпичика. Вследствие такого развития, в империю перестали приезжать, сократились деловые и политические взаимодействия. Но запустив это огромное колесо, его трудно остановить…

Вы спросите меня, можно ли избежать подобного? Наверное нет. В особенности, если цивилизация поверила, что в этом мире все можно регламентировать. Еще хуже, когда целые народы и расы не просто верят в абсолютную власть слов на бумаге, но и в способность этих документов привести их к процветанию, защитить… Какие чудовищно ошибочные в своей сути выводы. Разве не видят они сколь быстро теряют значения слова, если на их изучение и понимание требуется почти вечность?... Ответьте честно, способны ли Вы сопоставить каждое происходящее вокруг Вас событие с буквой закона? То, что происходит - разрешено или нет? Скорее Вы сопоставляете то, что видите со своим внутренним фильтром, отвечающим за понимание добра и зла, справедливости и ее отсутствия. Неужели хоть кто-то неспособен во Вселенной отличить добро от зла? Только существа, лишенные разума.

Следует сделать важное отступление. Помню один народ, чей успех основывался на скрупулезном описании норм и правил. Но их соблюдение и исполнение во всех сферах жизни этого биологического вида контролировали машины. Роботы. Только они способны безоговорочно, несмотря окружающие обстоятельства, исполнить любой приказ, любое распоряжение. Машины бездушны, безэмоциональны - в этом сила… и в этом же слабость. Робот нажмет на спусковой крючок глядя Вам прямо в глаза. У него нет принципов, нет предрассудков, нет предубеждений. Не имеет значения кто перед ним: другая машина, животное, Иллюзионист анагаллиса, ребенок. Но программе также все равно кто нарушил закон - бездомный или представитель элиты. Они для машины неразличимы. Если правильно программировать. Но возможно ли построение таких систем контроля без вложения в них принципов диверсификации контролируемых? Не думаю, что тот, кто платит деньги за эти системы готов отвечать за свои поступки наравне с бездомными.

ххх

- Добрый день, Сэниел, - я поприветствовал лидера нации Кюр.
- Здравствуй, - он указал в сторону стула, приглашая присесть.

Я испытывал к предметам мебели Кюр самые теплые чувства. Эти высокотехнологичные изделия оценивали параметры пользователя: вес, рост, многие-многие другие, даже настроение, и регулировали свои свойства в зависимости от всех этих переменных.

- Чем обязан нашей новой встрече, Сэниел?
- Хочу поговорить с тобой. Слышал за прошедшее время твой опыт стал еще ценнее.
- Ты льстишь мне, великий предводитель Кюр. Просто я давно живу и много путешествую. Не более…
- Скромность… она всегда нравилась мне.
- Так о чем разговор? - мне было любопытно.
Сэниел вздохнул и начал рассказ.

Он президент республики, которая занимает половину планеты Хелен - богатый, красивый мир. Вам она известна как Гидра-Б в созвездии Гидра. Всего сто семьдесят световых лет от Вас... Сэниел вел свое государство вперед, уверенно и напористо. Технологии Кюр развивались, население росло в геометрической прогрессии. Экономическая система представляла собой смесь Вашего капитализма и государственного планирования. Вместо денег начислялись баллы. Они рассчитывались в зависимости объема выполненной работы, ее качества, сложности, стажа и многого другого. Баллы использовались в дальнейшем при покупке товаров или услуг. Все начисления реализованы электронно - на чип, вшиваемый каждому гражданину при рождении. Это полностью исключило оборот физических аналогов денежных единиц, документов гражданского статуса.

Ученые республики знали свое дело. Технологии совершенствовались, производительность труда возрастала. Минуло не так уж много лет  до момента, когда машины потеснили реальных сотрудников. Роботы способны выполнять любые обязанности не жалуясь на перегрузку и не требуя ежегодного повышения вознаграждения за свой труд. Легко понять причины перехода промышленности Кюр на автоматизированное производство. Прогресс идет вперед, работа машин привлекательнее эксплуатации живых существ. Но не все так просто... Вирус, вызвавший дальнейшую деградацию экономики, проник в республику на этапе становления производственных отношений.

Везде, где бы мне не пришлось побывать, я часто видел у развитых рас постепенный переход к роботизированной форме производства. Однако спрос на блага не бесконечен, даже в бесконечной Вселенной. Особенно это актуально для малых или отдаленных цивилизаций, изолированных от межгалактических связей. Соответственно, со временем отпадает необходимость наращивания объемов выпуска, а то, что производиться - делают машины. Живые работники вытесняются из процесса. Объем вознаграждения, получаемый реальными покупателями падает. Параллельно происходит рост населения, которому просто негде работать. С годами эта диспропорция между необходимым объемом живой рабочей силы и реальным количеством жителей  усиливается. Расслоение доходов общества нарастает. С ним приходит агрессия и неправильные жизненные ориентиры…

С сожалением я рассказал это Сэниелу. В его глазах читалась печаль:
- Но что мне сделать?
- Если ли бы ты позвал меня раньше… Так много времени упущено. Разве готов ты остановить научный прогресс? И правильно ли его останавливать?
- Нет…
- Тогда, готовы ли владельцы производств поделиться своим богатством с безработными? Или еще хуже, потерять все, что удалось им накопить за эти годы?
- ...
- Сэниел, проблема в выбранном пути развития…
- Мы будем пытаться выбраться сами, раз ты не в силах дать совет!...

На этой мысли мы расстались. Ибо невозможно в мире, где властвуют накопления, построить экономическую систему, производство и общественные отношения, направленные не на рост этих накоплений. Это все равно, что сказать ребенку: “Ты сможешь сделать в этом мире все, что захочешь! Отправится в самые далекие путешествия, попробовать самую вкусную еду, жить в красивом и удобном доме… Но... Только если у тебя будет больше кубиков, чем у остальных!”, а потом добавить: “Готов ли ты отдать часть своих кубиков с другим детям?!”. Как Вы думаете, сколько детей поделиться кубиками? Уверяю, по мере взросления, все меньше существ будут готовы пожертвовать личным счастьем ради других. Это неотвратимый результат существования в таких системах.

ххх

Вселенная… Бесконечная, бескрайняя бездна, делающая бессмысленными единицы измерения расстояния и времени, к которым Вы привыкли. Я даже не знаю, существует ли еще Земля, где-то там на окраине Млечного пути. Все - любой народ, любая цивилизация, планета или галактика рано или поздно канет в пучину безвестности. Даже самая красивая звезда рано или поздно погаснет…
Или нет?

Ответ на этот и другие вопросы зависит от каждого. От того, что Вы делаете каждый день, о чем думаете и мечтаете, куда идете и чего хотите достичь. Мыслите будущим, радуйтесь настоящему, будьте разумными.