Сожжённая книга

Тамара Сароян
    Когда-то давно во Франции жили две подруги – Жаклин и Флорет. Они были лучшими подругами, их отношения были настолько коротки, что они считали друг друга сёстрами. Они выросли вместе, в одном саду. В детстве они играли здесь и лепили куличики, а в юности просто встречались на лавочке. Каждая из них знала свою подругу, сколько помнила себя.

    Однажды летом, встретившись на лавочке, девушки целый час обсуждали перчатки, только что вошедшие в моду. На следующую встречу они условились принести  все  свои имеющиеся  перчатки, чтобы обсудить их и решить, какие  им лучше носить. Автором этой идеи была Жаклин, обожающая различные модные аксессуары. Она еле-еле дождалась следующей встречи, и, прихватив сумку со своей коллекцией перчаток, побежала в сад, на их любимую лавочку, назначенную местом встречи. Странное дело, но сегодня Флорет опаздывала. «Наверное, что-то случилось, и Флорет не успевает прийти вовремя»,-думала Жаклин, нетерпеливо расхаживая вокруг дерева. Наконец, появилась Флорет. Она выглядела рассеянной, как будто только что спустилась с неба.

-Здравствуй, Флорет,-сказала Жаклин, обнимаясь с подругой,-ты принесла свои перчатки?

-Какие перчатки?

-Ну мы же условились принести свои коллекции, чтобы обсудить их и выбрать самые лучшие…

-Ой, правда,-вспомнила Флорет.-Ты знаешь, я про них забыла… Извини, Жаклин, придётся в другой  раз.

    Жаклин, ждавшая с таким нетерпением этой встречи, очень расстроилась, и нахмурившись, спросила:

-Да что с тобой сегодня такое? Какая-то рассеянная, забывчивая сегодня… И ещё опоздала!

-Извини,- сказала Флорет,- просто мне в руки попалась эта замечательная книга, я начала её читать и забыла обо всём, даже о времени…

    Только сейчас Жаклин заметила, что Флорет прижимает к себе локтем какую-то книгу. Сперва она не расстроилась: «Ничего, она скоро её дочитает». Но, присмотревшись, она поняла, что книга толстенная, и Флорет вряд ли дочитает её в ближайшее время.
-Это только первый том,-добила она Жаклин.- Это такая замечательная книга! Я думала, что мы будем обсуждать её, поэтому я взяла её с собой и забыла про перчатки.

    Жаклин до боли стиснула зубы. Неужели Флорет всё это время будет читать эту книгу в двух толстенных томах  и вести себя так, как будто только что с Луны свалилась!

-В таком случае, обсудим перчатки, которые я взяла с собой,- сказала Жаклин, с трудом натягивая на себя улыбку и стараясь загладить ситуацию.

-Знаешь, я подумала, зачем заниматься ерундой?

-Но я тебя не узнаю! Ты ведь ещё вчера поддержала эту идею!..

-Да. Но во мне произошла перемена. Тем более, что обсуждать книжные события куда интереснее, чем какие-то неживые перчатки…

-Но я не читала эту книгу.

-Хочешь, я дам тебе почитать?

-Я не читаю книги,- сказала, как отрезала, Жаклин.-Раз уж нам не о чем разговаривать,  я пошла домой.

    Жаклин надеялась, что Флорет подумает, что она обиделась и начнёт просить прощения. Жаклин думала, что после такого выпада Флорет сама предложит обсуждать эти пресловутые перчатки, но она сказала:

-Если ты хочешь домой, я тебя не держу. До встречи, Жаклин.

    Жаклин опять улыбнулась, что далось ей ещё сложней и пошла по направлению к своему дому. Флорет проводила её взглядом, вздохнула и побрела по тропинке сада.

    Ночью Жаклин не могла заснуть. Она вертелась с боку на бок, думая о своей подруге и о книге, в один момент изменившую её.

    «Может быть, она дочитает эту книгу и всё будет как раньше,-думала она.-Но она её будет читать очень долго… Тем более два толстенных тома!» В три часа ночи Жаклин, наконец, решила, что завтра сходит к подруге и постарается замять ситуацию. «Может, всё не так сложно? Может, я поспешила с оценкой ситуации?»-подумала она. Слегка успокоенная, девушка заснула. На следующее утро она поспешила к подруге. Флорет сидела за столом, положив голову на руку. В подсвечнике догорал огарочек свечи.

-Доброе утро, Флорет,-сказала Жаклин.
Флорет вздрогнула и обернулась. Она не заметила прихода Жаклин.
-Доброе утро!
-А что же у тебя свеча горит?- спросила Жаклин подругу.
-Я читала вечером, а потом увлеклась и прочитала всю ночь.
-Боже мой, Флорет, ну нельзя же так издеваться над собой!
-Я не издевалась над собой. Я просто читала.
-Неужели за всю ночь ты ни разу не захотела спать?

    Флорет удивлённо смотрела на Жаклин.

-Нет, сказала она.

-Я хотела обсудить с тобой эпизод в саду. Со вчерашнего дня ты какая-то не такая.

-По-моему, такая, как всегда.

-Я хотела попросить у тебя прощения.

-За что? Ведь мы не ссорились?

    Жаклин поняла, что выдаёт лишнее. Ведь она не хотела рассказывать подруге о том, что на неё вчера обиделась. Девушка закашлялась.

-Да, ты права. Я просто хотела спросить,  откуда у тебя эта книга?

-Я нашла её в библиотеке у моего отца. Мне кажется, что до этого времени я занималась ерундой, обсуждая с тобой моду да перчатки. Я перестала видеть в этом занятии смысл. Мы не видели вокруг себя ничего прекрасного. Оказывается, его много, надо только это увидеть.

-Ну неужели ты считаешь,-слегка дрогнув, спросила Жаклин,-что смысл жизни заключается в чтении книг?

-Даже не в чтении книг. Главное в жизни узнавать что-то новое. Ведь узнав что-то из этой книги, ты сама увидела, как я изменилась!

-Ну хватит философии!-не выдержала Жаклин.- Нельзя же так относиться к книгам!

-Почему?-улыбнулась Флорет.- Книги даны нам в помощь.

-Может, поговорим о новой причёске? Никто ещё не умеет её делать, кроме меня! Хочешь, ты будешь первой, кого я научу?

-Жаклин, - сказала Флорет.-голова человеку дана не для причёсок.

    Жаклин сжала челюсти: она приняла фразу Флорет за оскорбление.

-Если так, - сказала Жаклин,- То я сожгу твою книгу в двух томах и развею пепел по саду!
-Нет, не сожжёшь и не развеешь, - рассмеялась Флорет.-У тебя глаза добрые.

    Не попрощавшись, она ушла. Ей хотелось плакать. «Она предпочла моему общению какую-то истертую книгу! - думала Жаклин, идя по улицам Парижа.-Ну я этого так не оставлю! Она поймёт, что если так углубляться в чтение, можно сойти с ума! Ух, она у меня наплачется!»

    Придя домой, она села за стол, обхватила голову руками. Она уже точно решила, что выполнит своё страшное намерение, но она не знала, как украсть у Флорет книгу.

    А Флорет долго думала о Жаклин и долго не ложилась спать. Она ходила по комнате, останавливаясь у окна и смотря на звёзды, будто они могли дать ей какой-нибудь полезный совет.

  «Может быть, она на меня обиделась?-думала девушка.-Может, действительно, я зря отказалась от её причёски? Ведь она хотела меня развлечь, научить этой причёске меня первую, а я её поучать начала!.. Ещё книгу сжечь грозилась…Но я знаю, Жаклин на это не способна. Определённо, я виновата, и завтра я попрошу у неё прощения»

    Успокоенная этими мыслями, Флорет легла спать и быстро заснула. Посреди ночи она проснулась из-за шороха в комнате. Открыв глаза, Флорет увидела фигуру, стоящую рядом со столом. Призрак протянул руку, взял что-то со стола и таинственно исчез. «Приснится же такое»- подумала Флорет и снова заснула.

    А Жаклин бежала по ночным пустынным улицам Парижа с похищенными двумя томами книги в руках. Добежав до дома, она сразу прошла к себе в комнату и бросила сразу два тома в горящий камин. По бумаге медленно пополз огонь, сжигая драгоценные слова, фразы, сворачивая страницы. На мгновение Жаклин вздрогнула. Ей захотелось вытащить из камина остатки книги, но она удержала себя: «Половина книги уже сгорела, спасать мне уже нечего». Когда книга полностью сгорела, успокоенная, Жаклин легла в кровать. Но она не могла заснуть. Жаклин вертелась по всей кровати. Ей стало жарко, она со злостью сбросила одеяло. Но потом ей стало холодно и страшно, Жаклин укуталась в одеяло с головой. Впервые в жизни она начала бояться темноты. Ей казалось, что на неё кто-то смотрит и словно говорит: «Зачем, зачем ты это сделала?!.» Жаклин встала с кровати и подошла к камину. В нём догорали остатки книги. Слёзы полились из её глаз. Ей стало одновременно страшно, грустно, стыдно. Она понимала, какой мерзкий поступок совершила. Если бы можно было промотать время хотя бы на час назад, Жаклин бы не за что так не поступила. Но дело было уже сделано , и исправить нечего было уже нельзя.

    Жаклин поняла, что уже не заснёт. Она оделась и попыталась отвлечься. Она попробовала почитать, но чтение напоминало ей о книге, которую всего несколько часов назад она держала в руках. Отбросив книгу, Жаклин посмотрела в окно. Город просыпался, начинался новый день. Тут её  сморил сон, она положила голову на руки и задремала. Её разбудил стук двери. Жаклин подняла голову и увидела служащего, стоящего в дверях.

-К Вам мадмуазель Жюльен.

    Жаклин узнала фамилию Флорет, холодный пот выступил у неё на лбу, сердце забилось быстрее.

-Скажите, что я не принимаю,-глухо проговорила, побледнев, Жаклин.

  Служащий поклонился и вышел. Девушка облегчённо вздохнула. Но тут открылась дверь и на пороге появилась Флорет. За её спиной стоял служащий, который не смог удержать девушку.

-Доброе утро, Жаклин, - сказала, улыбаясь, Флорет, которая ни о чём не подозревала.-Что у тебя произошло с самого утра? На тебе лица нет! Почему слуги не пропускали меня к тебе?

    Жаклин сделала знак служащему, и он удалился, закрыв за собой дверь. Девушка показала Флорет на кресло, и она села. Жаклин очень хотелось броситься в ноги подруге, но она сделала над собой усилие и присела в своё кресло.

-Жаклин,-начала Флорет,-я пришла попросить у тебя прощения за нанесённую тебе вчера обиду.
    Жаклин молчала: она не могла ничего ответить. Оказывается, Флорет пришла просить у неё прощения!
-Наверное, ты не можешь меня простить,-погрустнев, сказала Флорет. – Я вчера не могла заснуть, думала о тебе. Я знала, что ты меня не простишь. Ещё этот странный сон…
-Какой сон?- живо спросила Жаклин.
-Мне приснилось, что я услышала шорох в комнате. Во сне я открыла глаза и увидела какую-то чёрную тень. Она что-то взяла со стола и исчезла. Конечно, это был сон, но всё было так реалистично!
    Жаклин становилась всё бледнее и бледнее. Флорет это заметила.
-Что с тобой, Жаклин? Может, позвать прислугу? Выпей воды.
    Жаклин упала к ногам подруги.
-Флорет, это был не сон. Это я проникла этой ночью к тебе в дом, похитила два тома твоей книги и сожгла их у себя в камине. Прости меня.
-Так ты всё-таки на это способна?..-тихо проговорила Флорет.
    Она быстро выбежала из комнаты. Жаклин побежала за ней, но она споткнулась и упала на крыльце дома. Девушка лишь увидела, как Флорет села в свой фаэтон и уехала со двора.

    Вернувшись домой, Флорет прошла в свою комнату и с ужасом обнаружила, что, действительно, два тома книги исчезли. Почувствовав, что не может стоять, она опустилась в кресло. До самого последнего момента Флорет не могла поверить, что Жаклин, которую она знает с детства, решилась на такой поступок.

     А Жаклин встала с пола и подумала: «Что же делать? Мне нужен совет Франка». Она пошла в комнату своего брата Франка, который всегда мог ей помочь и делом, и наставлением. Жаклин  поведала брату свою печальную историю.

-Почему же ты не посоветовалась со мной?-спросил Франк, который тоже знал Флорет и общался с ней.

-Да потому, что знала, что ты запретил бы мне так поступать.-,и, подумав, Жаклин добавила:-И правильно бы сделал. Теперь я не знаю, как поступить, поэтому и пришла к тебе.

-Ну что теперь могу сделать я?-ответил Франк.-Я ведь не могу из пепла восстановить ту книгу, которую ты сожгла! Тебе остаётся только попросить у Флорет прощения.

-Я просила!-огрызнулась Жаклин.-На колени перед ней становилась, унижалась!

-И как это на неё подействовало?

-Ты хочешь знать, как это на неё подействовало?

-Да.

-Она вспыхнула и ушла! Я побежала за ней, но запуталась в платье, и упала, как последняя дура!

-И всё-таки, ты сама виновата, Жаклин,-помолчав, сказал Франк.-Я бы тоже обиделся и ушёл.

-Франк! Я хотела попросить у тебя помощи, а ты наоборот, только вгоняешь меня в тоску!

-Может быть, это был просто шок? Дай ей время оправиться и попробуй ещё раз.

-Ещё?! Ещё раз?! Я никогда ни перед кем так не унижалась, как пред ней!

-Жаклин. Ну ведь ты действительно виновата.

    Спокойствие Франка взбесило Жаклин, но сделав усилие, она успокоилась.

-Хорошо, я пойду просить у неё прощения. А если она меня не примет?

-Тогда ворвись к ней сама, как она к тебе.

-Ну, допустим, попрошу я у неё прощения… Но с книгой что делать?

-Ну что делать?-пожал плечами Франк.-Что-нибудь придумаем.

    На следующий день Жаклин собралась и поехала к Флорет.
Флорет сидела за столом, обхватив  голову руками и смотря в одну точку. Из задумчивости её вывел голос служащего:

-К Вам Мадмуазель Вебер.
-Пусть войдёт, -вздохнула Флорет.

    В комнату вошла Жаклин.
-А Вы заметили, мадмуазель Вебер, что я не преграждаю Вам дорогу в мой дом, в отличие от Вас?-холодно спросила Флорет.
Жаклин вздрогнула: Флорет никогда не называла её по фамилии и не говорила ей «Вы».

-Вам стало страшно?-спросила она Жаклин, сверля её глазами.

-Да,-упавшим голосом ответила Жаклин. Она действительно боялась гнева Флорет.

-Всего один вопрос: зачем Вы это сделали? Я не ожидала от Вас такого.

-Флорет, давай общаться на «ты». Я считала нас лучшими подругами, до тех пор, пока не увидела у тебя в руках эту проклятую книгу. Я боялась, что ты уйдёшь в мир фантазий, будешь редко появляться в саду. Я боялась тебя потерять, поэтому и предупредила тебя о том, что сожгу твою книгу. Ты ведь знаешь, я словами не бросаюсь. Я выполнила свое обещание, но теперь жалею об этом, потому что этим я лишь ускорила потерю твоей дружбы.

    Зацепило. Флорет сидела, опустив глаза.

-Спасибо,-улыбнулась она,-что ради моей дружбы ты отважилась на такое. Но на этот раз ты явно переборщила.

-И что теперь делать?- растерянно спросила Жаклин.-Ведь ты так и не дочитала книгу.

-Ты ошибаешься, я прочитала все два тома.

-Как?! -удивлённо вскрикнула Жаклин.-Как ты прочитала эти два толстенных тома так быстро?!

-Ну ведь ты видела, что я читала и день, и ночь. Я дочитала эту книгу и не думала с тобой ссориться. Ты сама напросилась на это.

-Прости меня,-простонала Жаклин.-Если б ты знала, как я намучалась, добывая тебе это!

    И она бросила на стол два тома книги, которую всего два дня назад читала её подруга. Флорет удивлённо на них смотрела.

-Так ты всё-таки её не сожгла?

-Нет, я её сожгла. Но я стала искать способы решения проблемы, когда поняла, что сожгла твою книгу зря. Я обратилась за помощью к Франку. Это он посоветовал мне попросить у тебя прощения и найти эту книгу. Я обошла все книжные магазины Парижа, но не встретила её нигде. Тогда , отчаявшись, я пошла в библиотеку. Эта книга стояла на самой видной полке. Я спросила библиотекаря, можно ли эту книгу купить. Мне ответили, что она не продаётся, потому что это самая дорогая книга в библиотеке, которую невозможно  найти в Париже. Тогда я предложила библиотекарю за неё 700 франков. Библиотекарь долго колебался, и, наконец, книга досталась мне. Теперь она лежит у тебя на столе.

-Ну зачем такой ценой?.. Верни её в библиотеку,-сказала Флорет, пододвигая книгу к Жаклин.

-Нет, я её обратно не возьму,-отказалась Жаклин.

-Где же ты взяла такие деньги?
-Это неважно.

-Ты что, их украла?

-Флорет, как ты могла так подумать?! Я продала все свои перчатки, до последней пары. Тем более, эту сумму мне помогли собрать Франк и мои родители. Я им всё рассказала, они заметили, что, действительно, я виновата, и помогли мне исправить мне свою вину. Прости меня.

-Я на тебя и не обижалась,-сказала Флорет.- Просто я не знала, что и думать. Мне стало тебя жалко, потому что до этого времени ты думала только о причёсках и перчатках. Когда же ты лишилась почти всех своих перчаток, ты можешь понять, как иногда бывает тяжела жизнь. И поэтому нам дана книга, что бы мы могли отвлечься от этой суеты. Ты была неправа. И тебе повезло! Теперь ты можешь так же, как и я, измениться и увидеть жизнь с другой стороны. Приходи завтра в восемь часов в сад, не забудь взять эту книгу. Будем читать вместе.

    Девушки весело засмеялись. Ещё два часа назад они были в ссоре, но жизнь двигалась всё дальше и дальше, унося Жаклин и Флорет от этого неприятного события. Они продолжали  встречаться каждый день на любимой лавочке в саду, только обе девушки начали смотреть на жизнь по-новому.