SKIF ские юбилейные мистерии

Мари Долгорукова
25 ноября на Новой сцене Александринского театра состоялся международный фестиваль SKIF. Центр современного искусства им. Сергея Курехина в данный момент находится на реконструкции, поэтому местом действия в этом году стала Новая сцена Александринского театра.

Фестиваль стараниями его организаторов несколько изменил формат. Наряду с традиционной музыкальной и видео программой был оборудован медиазал, из которого в прямом эфире на городские каналы вещали о проблемах будущего культурной жизни и творческом поиске в современную эпоху.

Сам фестиваль уместился на большой и малой сцене. В этом году фестивалю исполнилось  20 лет. Поэтому торжественному случаю все пространство Новой сцены была забито под завязку. Как и программа фестиваля: дискуссии у круглого стола, музыкальная часть, театральные представления, а также показы мод.

Руководитель проекта Анастасия Курехина начала программу круглого стола с реконструкции самого первого фестиваля: были показаны кадры легендарной в советское время телепередачи «Музыкальный ринг»  1987 года, в котором участвовали музыканты «Поп-механики». «Вы не задумывались над тем, что существует элементарная этика поведения на эстраде?» – возмущался в той знаменитой передаче усатый мужчина в пиджаке. «А что такое «этика»? Мы делаем что-то неэтичное?» – парировал Курёхин. «Музыка, которую вы играете, располагает к нездоровым ассоциациям», – настаивал он. «Какого рода нездоровые ассоциации у вас возникают?» – улыбался Сергей, и зал начинал хихикать. Мысли  Курехина в подобном контексте не только уместны, но и злободневны.

А в это время, жаждущие необычного наблюдали за модным показом известного петербуржского дизайнера и лауреата премии Сергея Курехина, Андрея Бартенева. В тандеме с группой «Месячные», на большой сцене происходило нечто схожие с содомией Пазолини. Высмеивая российскую «поп-сцену» и интересы молодых обывателей, поэт повергал публику в шок.  В красном лифчике на брутальной волосатой груди и с модными трусами, на которых болтался огромный мешок с изображением фаллоса, артист яростно исполнял свои стихи в стиле реп, разбрасывая фрагменты костюма в зал. С чувством юмора у российского авангарда, по-видимому, все хорошо!!! Некая сатира прослеживалась и в отсутствии сидячих мест в обоих залах. Возможно, это был очередной квест связанный с сюжетом романа «Двенадцать стульев», в котором мы явно не добились успеха.

Следующим на большой сцене был франко-ливанский музыкант мульти-инструменталист Bachar Mar-Khalife. Впервые посетив Россию со своим ансамблем, Башар творил на сцене уникальное виртуозное музыкальное действие, напоминающее утяжеленный рок с восточной мелодичностью. Собравшиеся меломаны не скрывали своего восторга перед музыкальным гением из Франции.

Стоило немного отойти в сторону малой сцены, как перед нами открывался совсем иной мир. Проект под названием Phurpa, что означает с санскрита ритуальный кинжал, имеющий форму рукоятки в виде трех голов гневного божества, предназначенный для закалывания жертвы во время обрядов. Нечто схожие со значением слова «Пхурба» явно происходило в этот вечер. Способность медитативно внимать горловое пение на полу, в 4-ом часу ночи у питерских интеллигентов иссякало с космической скоростью. Некоторые не понимая смысл происходящего, возмущенно орали из толпы, кто-то разворачивался и уходил, лишь только взглянув на сцену. Трио из Москвы добились признания на западе, исполняя тибетские мантры, но на Новой сцене Александринского театра они были явно не уместны в ту ночь.

Отдельное внимание также заслуживает выступление норвежского трио Splashgirl. Их музыку можно назвать dark jazz, но это будет очень поверхностно. Великолепно исполненные фортепианные соло, с томным звучанием контрабаса, переплетались с неторопливым ударным ритмом. Вживую музыканты создают невероятную атмосферу. Музыкальное эссе будто передает некую историю о загадках народов Скандинавии.

Данный фестиваль вот уже 20 лет доказывает нам то, что современное искусство в России достойно существует и многие из наших творцов заслужили признание во всем мире.