Девятый Б

Евгений Гущин
От автора: нечто похожее случилось с одноклассниками моей мамы, но этот рассказ больше выдумка.
*
Безоблачное утро середины семидесятых годов ХХ века обещало ещё один жаркий и длинный июльский день. Каникулы! Но они - для городских, на селе никогда нет времени на отдых - уж Сашка-то знал. Тем не менее, всегда находил и часы для прогулок под луной, и покататься на отцовской лодке. А когда тебе всего пятнадцать, то те, сорокалетние, кажутся развалинами, отягощённые семьёй, работой... чем-то рутинным и грустным.
А у него - лодка. Чтобы попасть в соседние селенья, просто на другой берег... и, может быть, когда-нибудь - к морю. Сашка часто перевозил других людей, почти всегда бесплатно - зато можно было узнать все новости, слухи, домыслы. Иногда кто яиц давал, кто молока, а однажды - две банки сгущённого молока. Вот это вкуснятина! Ну и советами тоже баловали...
А ещё можно было катать Светку! Когда она не пропадала на соревнованиях. Вот уж лихая девчонка! Бегает, прыгает, все у неё - друзья, учителя - закрывают глаза на промахи в учёбе. Ведь Светка уже несколько раз прославила их рабочий посёлок на весь Союз! Сашка же думал, что, даже если бы ей ставили пропуски да «пары» - она всё равно бы не унывала.
Он понял, что влюбился в неё в прошлом году. После очередных соревнований она приехала... другая. Больше похожей на стройную девушку, чем на нескладного подростка. О чём Сашка и сообщил ей, залившись краской. Она - пару месяцев поулыбалась ему. Потом - очередные соревнования, областные, разумеется, первое место. Сашка же понял, что нужно делать. И, после катания на лодке на закате, решился поцеловать её. Сладость того первого поцелуя вонзилась в его память на всю жизнь.
Его мать только качала головой, когда Светка сама приходила к их дому и стучалась во входную дверь. Ей было больше по нутру соседка через дом - отличница Маринка, тихая, хозяйственная. И по дому-хозяйству всё успевала делать, и учиться, и за старенькой бабкой ухаживать. Отец её пропал в тайге больше десяти лет назад, а мать - спилась и сошла с ума, увезли в «дурку». Маринка после того, как лишилась родителей, поначалу ходила в старье и рванине. Но потом - стала помогать другим неуспевающим, кто не понимал на уроках. И захотела пойти в учительницы. Благодарные родители приносили кто что мог - отрез материи (сшила себе симпатичное платье, а потом - и майку, и шорты), продукты, а некоторые - помогали по хозяйству: дров наколоть, в избе прибраться, воды натаскать...
Сашка курил, лёжа за прибрежными кустами. Светка не одобряла его увлечение табаком, но парень никак не мог бросить. Лодкой отец научил управлять, когда ему лет семь было. Или уже восемь? Вообще, в посёлке редко кто не умел работать вёслами или плавать. За исключением Иринки с другого конца села, с крайнего дома - та воды боялась с детства. Официально никто из сельчан не верил ни в Бога, ни в ч рта. Поэтому они и посмеивались над предсказанием случайной цыганки-гадалки:
- Смерть тебе от воды, а беда - от блондина!
Светловолосых в посёлке много - и все седые дедушки.
Танька с Валькой как только не бесились на речке - ныряя дольше минуты и купаясь с утра до ночи. Первая всё на Сашку засматривалась, да только он Светку боготворил. Ну, Танька и ответила взаимностью Ваньке, что с Васькой Беззубым дружил. Последний удостоился клички после драки со своим же отцом - алкоголиком и бывшим военным. Любил орать на весь посёлок, что после Великой Отечественной чуть ли не один воевал с китайцами. Или монголами. А, может, узбеками, он каждый раз по-разному вспоминал. Когда другие парни и девушки втихую от родителей пили алкоголь, Беззубый даже не мог смотреть на это - хотя, как он признавался, пару раз пробовал. Он и дома всё, что представляло хоть какую-то ценность - кроме книг, отец его клялся, что никогда не продаст ни одну (удивительно, но клятву эту сдержал и в будущем) - попрятал, везде замков навешал, врезал...
Но пьянство бывшего военного иногда было выгодно соседям - то огород за бутылку перекопает, то старенький забор подправит, а то и ягод принесёт - полведра за «четвёрку». А Беззубому за папашу было и стыдно, и страшно. Он ведь ещё помнил его трезвым, заботливо вырезающим деревянные игрушки...
Вот Ванька - этот поинтереснее парень был: и на гармошке, и на гитаре, а уж историй знал - будто не пятнадцать ему, а все сорок-пятьдесят лет! Может, выдумывал? Но так красиво рассказывал - хочешь не хочешь, а поверишь. Дом большой у них, в семье - четыре брата, две сестры. Ванька - второй по счёту. Самый старший - уехал учиться в военное училище. Остальные помогали полуслепому (из-за какой-то редкой болезни) отцу. Мама Ваньки тоже не очень хорошо себя чувствовала - заработала астму на тяжёлой работе (правда, никому не рассказывала, на какой - ходили слухи, что во время Великой Отечественной на производстве каких-то снарядов по двадцать часов в полуподвальном помещении вкалывала). Теперь каждый год правительство отправляло её на море - и в Сочи была, и в Ялте, и в Алуште - по месяцу-полтора дышала солёным воздухом.
И все у них в семье улыбались с каким-то прищуром.
Ванька робел перед Танькой - и она это видела, хоть он и пытался скрыться за напускным весельем. Посовещавшись с Валькой, решила - надо подтолкнуть паренька к свиданию, упомянув про отличный новый фильм в клубе. И он тут же позвал её на вечерний сеанс. И... гуляли - аж до рассвета. Но пока не целовались. Танька сделала себе пометку в уме: надо у Вальки поинтересоваться, как это вообще делается и стоит ли оно того, чтобы этим заниматься. Подружка-то уж пару лет встречается с Пашкой-трактористом с соседнего села и, похоже, дело к свадьбе идёт. А, может, и нет - парень как-то обмолвился, что ему нужно сначала научиться управлять всей наземной техникой - потом, может, и специальной - кранами, подъемниками... Валька пару дней дулась. Но потом решила: до двадцати лет ещё ой как долго - глядишь, и Пашка передумает. Да даже если и нет - можно и работать, и учиться.
*
Разглядывая себя в зеркале, Танька постаралась убедить себя, что Сашка точно обратит своё внимание на её практически идеальную фигуру, блестящие глаза, причёску по последней моде. И собственноручно скроенное платье, что вызвало бурю негодования у семидесятилетней бабули. Пока та отвлеклась на пришедшую за солью соседку, Танька успела спрятать его. Потом клялась, что уже искромсала на куски и выбросила.
Вот жалко Валька не может так кроить и шить - глядишь, Пашка давно бы на ней женился и перестал рваться учиться - лучший тракторист в посёлке! Зато мамка так её готовить научила - только в ресторане работать! Эх, ей бы Танькину фигуру! С другой стороны, Валька уверена, что влечение между ней и Пашкой - обоюдное, не то, что у подружки. На Сашку-лодочника запала - все видят. И знают, что бесполезно - матери с отцами уже обговорили их свадьбу. Ждут, пока молодые сами созреют и решатся.
А Беззубый к Вальке и Таньке относился как к сёстрам, да и дружили они с самого детства. По посёлку одно время ходил слух, что Васька влюбился в учительницу английского языка. Но он никак не давал повода утвердить или опровергнуть подобное о себе мнение - и всё забылось.
Вальке же до сих пор иногда мерещилась морда приблудного пса, что с явно недобрыми намерениями мчался к ней «на всех парах». Девочка судорожно вспоминала: стоять, не двигаться - псина или свернёт, или пробежит мимо. Подбежавший Васька так не думал и со всей дури пнул собаку под брюхо. А потом ещё раз - и та, заскулив, мотнув головой, скрылась и больше в посёлке не появлялась. Валька же - закричала, заревела. Беззубый взял её на руки, обнял - она зажала его как в тиски. Так и дотащил до её дома. Объяснил родителям, что случилось. Валькин отец взял ружьё, патроны. Пса он не нашёл.
После этого Ваську Вальке в невесты записали - да только он сказал, что сестёр замуж не берут...
*
И манили летние вечера, и было ожидание больших перемен - мальчишки старались становиться серьёзнее и ответственнее, девчонки - расцветали стройностью. Мир казался идеальнее, чем есть на самом деле.
Смотря на лес, Ванька думал об утре, что наступит завтра. И вечере, что будет сегодня. Что-то никак не могло отпустить Таньку от него. В то же время Ванька прекрасно понимал: девушка влюблена в Сашку-лодочника.
А сколько раз они почти уже поссорились... но в последний момент находили те самые слова - и снова гуляли вместе.
Ванька решился: нужно разорвать с Танькой! Как только подвернётся подходящий момент, случай... Или сразу - в лоб. В соседнем селе сегодня танцы в клубе - глядишь, и он, и она замену подыщут... Ох, лучше ещё пару огородов лопатой перекопать, чем разбираться, кто кому нравится!
*
Сашка и Светка сидели на завалинке родительского дома парня. Разговаривали, лузгая семечки. В одно из окон пару раз выглядывала мать, сердитая. Хотя приветствовала девушку с улыбкой. Светка засмеялась шутке Сашки, взъерошила ему волосы и хотела поцеловать. В избе кашлянул отец. Девушка хихикнула и предложила уйти к речке...
А там - Танька с Ванькой... наверное, поссорились. Валька уже у лодки - к Пашке торопится. Женились бы уже, а то только время тратят на походы друг к другу. Ничего, ещё немного - и Валька официально... Иринка! Ну, опять будет трястись всю дорогу - Сашка с детства катает её туда-сюда, а страх перед водой никак не пройдёт. Но на танцы тоже хочет. Вон Маринка - отличница! А и то - плавать только в прошлом году научилась. Беззубый тоже здесь - в траве лежал, сразу и не заметили.
В лодке расселись как обычно - только Танька с Ванькой смотрели в разные стороны. Беззубый рассказал анекдот о медведях, хохотнули...
*
На середине реки заглох мотор. Пока Сашка разбирался с ним - кто-то стал раскачивать лодку, в шутку вроде как.
И вдруг - он в воде. Такое случилось с ним лет пять назад - пьяный дядька тогда вывалился в местный пруд, хватаясь за борта - и его заставил нырять, перевернув лодку поменьше. Сашка смог вынырнуть и в этот раз.
Только он.
Сашка стал нырять - смог вытащить только Иринку и Беззубого, но - поздно...
*
Когда спустя несколько месяцев Сашка рассказывал в суде, что произошло, то его не покидало чувство, что ему не верят. Или не хотят это делать. А он и правда не видел, кто перевернул лодку. И уж - тем более - знать не знал, почему поссорились Танька и Ванька. Валька же, как оказалось, вообще зря к Пашке ехала - парня послали на эту, как её... «повышение квалификации», за пару сотен километров, в областной центр.
Никто вслух не вспоминал предсказание гадалки.
Когда хоронили тех, кого отдала река - не стеснялись креститься и молиться.
Сашка - пока был на свободе - каждый день прочёсывал реку, берега. Но тела Светы и Ивана так и не нашли - ни он, ни другие...
Потом... Суд, приговор. Пятнадцать лет. Но тюрьмы он не страшился.
Гораздо хуже действовало осознание того, что смерть одноклассников была внезапной и случайной. После дурацкой шутки.
В его камере оказалась верёвка - крепкая, с одним завязанным узлом. Намекали...
Но она не понадобилась - однажды под утро у Сашки остановилось сердце.
Родителям как-то удалось уговорить односельчан и тюремное начальство похоронить его рядом с остальными. Другие же одноклассники стали совершенно по-иному относиться и к себе, и к чужим. Жизнь оказалась ценнее и дороже.
Даже в пятнадцать лет...
(апрель-июнь, 2016 г., 27.08-02.09.2022г.)