Оранжевая облепиха. Сатирическая драма

Вадим Александрович Климов
Вадим Климов.
vadimklimov@yandex.ru

«Оранжевая облепиха».
Сатирическая драма в двух актах.

Надежда – женщина старше 50 лет
Борис – мужчина старше 50 лет.
Дочь.
Зять.
Светлана.
Шурик.
Вера.
Бывшая.
Святитель.
Директор.
Подрядчик.
Министр.
Замминистра.
Олигарх.
Вован.
Зоя.
Предприниматель.
Водитель.
Экспедитор.


(На сцене большой экран. На экране «Экономика. Отчет и контроль».)
 
МИНИСТР. Кто говорит: кризис? Неудачники говорят. Мы видим, как локомотивы    экономики несутся вперед. «Нас не догонишь», -  говорят конкуренты. Мы отвечаем им: «Шевелите мозгами. Внедряйте инновационные механизмы».  Сегодня, когда все забыли, что такое плановая экономика, только мы можем видеть перспективу. И контролировать потоки.  Механизм контроля прост: разрешить или запретить в рамках существующего законодательства.  От нас зависит много, и мы это осознаем. Пусть либеральные эксперты говорят, что мы много на себя берем. Да, мы много на себя берем, они правы, потому что мы знаем зачем, потому что мы видим перспективу.

ЗАММИНИСТРА. (Тихо даме сидящей рядом) Нам надо пить, есть, любить.

НАДЕЖДА.  (Тихо.) Да.

ЗАММИНИСТРА. (В микрофон.) Можно рассматривать нашу сегодняшнюю встречу как итог большой структурной реформы, которую мы провели. Это открывает нам перспективы, что соответственно упрощает принятие стратегических решений.

НАДЕЖДА. (В микрофон.)  Это структурная реформа позволит эффективно выявлять те направления, в которых наметились конструктивные изменения. Важно понимать, что руководство четко сформулировало в Указах задачи и сроки их исполнения. 

ЗАММИНИСТРА. (В микрофон.) Процессы оптимизации бюджетного обеспечения основных направлений развития должны четко контролироваться компетентными специалистами нашего министерства. 

МИНИСТР.  Спасибо за дополнение, все отчетливо видят, что наша работа имеет позитивный настрой, что эффективность работы отрасли напрямую зависит от намеченных руководством задач. Мы должны четко понимать: наша слаженная и компетентная работа - это будущее. Сегодня мы закладываем основы процветания наших детей и внуков. Жить и работать надо как в песне поется -   достойно. Сегодня мы завершаем большой отчетный период. Поздравляю. Давайте работать на  процветание. Спасибо все свободны. (Аплодисменты.)

НАДЕЖДА. Шампанского.

ЗАММИНИСТРА. А мне Бурбон.

НАДЕЖДА. Вытри нос.

ОЛИГАРХ. Полетели на море, Надь.

НАДЕЖДА. Двадцать пять лет пролетели.

ЗАММИНИСТРА. У меня позитивный имидж?

ОЛИГАРХ. Не осталось тех, у кого был негативный имидж, кончились.

НАДЕЖДА. Исправились.

ОЛИГАРХ. Ты нас обличаешь?

ЗАММИНИСТРА.  Хочу в баню.

ОЛИГАРХ. У меня встреча.

НАДЕЖДА. Ты должна?

ОЛИГАРХ. Ха-ха два раза.

ЗАММИНИСТРА. Расслабится надо.

ОЛИГАРХ. Устал товарищ.

НАДЕЖДА. Воли хочется.

ОЛИГАРХ.  За тобой приказ, решение, виза министра.   

НАДЕЖДА. Вы мне надоели.

ОЛЕГАРХ.  Понятно, 25 лет вместе.

ЗАММИНИСТР. Время такое.

МИНИСТР. Понимаю, возраст. У нас два сценария. Работать до семидесяти пяти или переворот. Девочка, ты с нами двадцать пять лет. Ты специалист. Ты - Надя Крайняя. Надо держаться. (Замминистру.) Вытри нос. Машину мне. 
 
ОЛИГАРХ. Мы элита. Аминь.

(Затемнение.)      
   
(Скамейка в центре города.)

 
НАДЕЖДА. Ждешь?

БОРИС. Здравствуй. Все электрички прошли, а я жду. Ты приехала.

НАДЕЖДА. Приехала. Обнимешь?

БОРИС. Пойдем? А где вещи? Какая нарядная.

НАДЕЖДА. Пошли в гостиницу.

БОРИС. Зачем в гостиницу? Дома ждут. Я обещал.

НАДЕЖДА. Пойдем, у меня там вещи, я номер сняла. Посидим в кафе, поговорим. Я посмотрю на тебя.

БОРИС.  Может, сразу домой?

НАДЕЖДА. Давай кофе выпьем, поговорим. Не спеши. Айда?

БОРИС. Ну, ладно.

(Кафе в гостинице. Три столика.)

Первый стол.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ. Я пиво делаю, а ты его не берешь.

ЗОЯ. Дрищут с твоего пива.

(Входят Надежда и Борис.)

НАДЕЖДА.  (Проходит к столу.) Тут сядем, Протрите стол. Амерекано. А ты что будешь?

БОРИС. Сок, если можно. (Наклоняясь к Надежде.) Тут неприлично как-то.

НАДЕЖДА. Почему?

БОРИС. Это же гостиница.

ВОВАН. У нас три в одном.
 
НАДЕЖДА. Два сока. Томатный есть?
 
ВОВАН. Только березовый.

НАДЕЖДА. Два.

ВОВАН.  На разлив не продаем. Банку берите.
 
(Второй стол.)
         
БЫВШАЯ. Чего там, а? 

ВОДИТЕЛЬ. Сок.

ЭКСПЕДИТОР. Вот это тёлка.

БЫВШАЯ. Смотрит?

ВОДИТЕЛЬ. Ага?

НАДЕЖДА. Давайте банку.

ВОВАН. Сок.

НАДЕЖДА. Спасибо.

БОРИС. Стесняюсь спросить, ты как приехала?

НАДЕЖДА. На такси.
 
БОРИС. Да!

НАДЕЖДА. Что-то не так? Я думала, как лучше. Расскажи про себя, про городок этот. Познакомимся, прогуляемся. В театр сходим, музей.
 
БОРИС. Правила. Неприлично у нас в гостиницу заходить. А ты еще на такси. Я работаю всю жизнь, живу с дочкой. Я писал в анкете. Рост, вес, телосложение спортивное. Летом на велосипеде катаюсь, в баню каждые три дня хожу, чтобы в форме быть. 

НАДЕЖДА. Глаза голубые.

БОРИС. Да. На пенсию по выслуге вышел, но работаю, не сократили. Перевели в архив, но там даже интереснее, чем на оперативной работе. Меня тут все знают.
 
НАДЕЖДА.  А я портниха, в ателье работала. Да вот решила, что устала.

БОРИС. Город-то у нас небольшой, и далеко от центра, но я же не дурак. Ты лучше не говори, что портниха. Я понимаю, с кем не бывает, поехала в столицу не поступила, трудно одной-то было, вот и решилась. Понятно, что теперь-то немолодая уже. А там на каждой трассе и в каждой гостинице молоденькие. Скажешь, что бухгалтером была. Можно сказать, что с севера приехала.

НАДЕЖДА. Как скажешь. Я постараюсь. Сюда нельзя, а в театр?

БОРИС. В театре у нас избирательный участок, а в музее центр Святителя. Пойдем домой, дочь пирог испекла. У нас комната есть, тебе приготовили.

НАДЕЖДА.  Счет подайте.
 
БОРИС. Извините. (Выходят.)

(Второй стол.)

БЫВШАЯ. Сучка.

ВОВАН. Ты смотри у меня. Закрыто! Санитарный день. (Все выходят.)

(Затемнение.)

(Дом Бориса.)

ДОЧЬ. Видел?

ШУРИК. На такси приехала, старухи до сих пор пустырник пьют.

ЗЯТЬ. Опоздала на электричку. Отец проститутку привел. Конец света. Может, она давно сутенерша.

ШУРИК. Они все заразные. Я с ней за стол не сяду.

ДОЧЬ. Тебя и не зовут, иди отсюда.

ШУРИК. Налей. Побегу, они же в гостиницу зашли. Она там номер сняла. Сам не видел, говорят.

ДОЧЬ. Я же комнату приготовила, и пирог готов.

ЗЯТЬ. Сами разберутся, не дети.

ДОЧЬ. (Шурику.) Выпил, иди. Он как ребенок. Зачем сайт знакомств этот? Пожил бы на всем готовом с нами. Я ему: пап да пап. Ты к нему, как родной. А если правда заразит чем?

ЗЯТЬ. Нормальная она, перебесилась. Женщине на старости лет, ей покой нужен и семья. Пожалеть ее надо.

(Входят Борис и Надежда)

БОРИС. Проходи. Знакомься - дочь моя, муж ее.

НАДЕЖДА. Меня зовут Надежда. Зовите, по-домашнему, Надя, или по фамилии – Крайняя.

ЗЯТЬ. Здрасти.

ДОЧЬ. Проходите, присаживайтесь.

ЗЯТЬ. У нас пирог праздничный.

БОРИС. Вы тут познакомьтесь, я ненадолго выйду, у меня дело есть. День-то рабочий. Извини Надя.
 
НАДЕЖДА. Понимаю, мы пообщаемся с молодыми.

(Борис уходит. Пауза.)

НАДЕЖДА. Спрашивайте.

ДОЧЬ. Может, умыться с дороги?

НАДЕЖДА. Спасибо. Я в гостинице умылась.

ДОЧЬ. Переодеться хотите, я комнату приготовила.

ЗЯТЬ. Не стесняйтесь, у нас по-простому, мы без предрассудков.

НАДЕЖДА. Без предрассудков. Тогда договоримся. Ты где работаешь?

ЗЯТЬ. На заводе. Компьютеры, программы всякие.

НАДЕЖДА. Завод секретный? Есть у меня иностранец знакомый, шпион ему нужен. Пойдешь?  Деньги хорошие даст.

ДОЧЬ. Так расстреляют.

НАДЕЖДА. Не бойся. Не поймают, деньги будут в швейцарский банк переводить. Главное, чтобы он секреты передал. Не Родину же продает? А коррупционеров, правительство это воровское?  У них дети за границей, думаешь, они Америку собираются бомбить? Кому завод принадлежит?

ЗЯТЬ. Олигарху, наверное, начальству.

НАДЕЖДА. Олигарх твой с президентом дружит, на яхте катается, а ты вкалываешь, посмотри в окно, что видишь? А будут деньги, будет море. 

ДОЧЬ. Что вы говорите!

НАДЕЖДА. Помолчи, дочка, вы о чем мечтали? А что имеете? В папиной квартире живете. Ты Родину любишь. А Родина тебя имеет. Помоги мужу, он же не для себя, а для тебя и детей ваших. Пока все равны, войны не будет. Вот и поможешь делу мира. Что смотришь? Мир надо спасать, семью. Отца пожалейте, сидит в архиве, пыль глотает. А ему бы в белых штанах с бокалом мартини смотреть на закат. Ты, милая, на море была?

ЗЯТЬ. Мы собирались, но пока так. На пруд ходим, там пляж.

НАДЕЖДА. Мало олигарх платит, а я дело говорю, иностранец деловой. Миллион даст, на всю жизнь хватит. Счастье не за горами, а за морем.

ДОЧЬ. Не предатели он. Мы пионерами были.         

НАДЕЖДА. Действуйте, пока молодые. Я жизнь знаю. Бухгалтером на севере работала.

ДОЧЬ. Бухгалтером?

ЗЯТЬ. По Вам так и видно, что бухгалтер.

(Входит Борис.)

БОРИС. Отпросился. Все к празднику готовятся - День независимости. На театре президента повесили. Вы что, так и молчите?

НАДЕЖДА. Мы поговорили, такие рассудительные дети. Дочь у тебя красавица, зять умница. Воспитанные дети.

ДОЧЬ. Хорошо, пап.

ЗЯТЬ. Пирог будем есть?

ДОЧЬ. Давайте за стол, по-семейному, вы же теперь, тетя …, ой, Надя, не одна, чувствуйте себя как дома. Чай, мед.
 
БОРИС. Мед у нас сладкий как поцелуй.

НАДЕЖДА. Так сразу?

(Затемнение.)      

(Парикмахерская. Входит Надежда)

НАДЕЖДА. Здравствуйте.

СВЕТЛАНА. Вот ты какая, значит. К Борке приехала. Сколько ему маяться? Бывшая его в город свалила, корова.

НАДЕЖДА. Да?

СВЕТЛАНА. Он у нас скромный. Как бывшая загуляла, он сразу разошелся, дочку забрал. Кого она могла воспитать? Шалаву, как сама. Да ты не стесняйся. Что желаете, уважаемая?

НАДЕЖДА. Коготки подточить.

СВЕТЛАНА. А вон дочь моя. Обучила ее в городе на маникюршу, подружки теперь прибегают. Замуж хочет, да не может.

НАДЕЖДА. Да?

СВЕТЛАНА. У нас парней нет. Они после армии не возвращаются, а те, кто приходят, на завод идут, а там радиация. Они через пятилетку лысеют.

НАДЕЖДА. И что?

СВЕТЛАНА. Ну того. Успела, родишь. А как полысел, так к Святителю идут. Чуда ждут.

ВЕРА. Я так не смогу. Я такого не видела еще.

СВЕТЛАНА. Звать тебя как? Ты мне кем будешь, невесткой, ага?    

НАДЕЖДА. Надежда.

СВЕТЛАНА. Ты где это, Надюшенька, делала? Круто, на севере у вас.

ВЕРА. Вы, тетя Надя, не переживайте, меня все хвалят, я не испорчу.

СВЕТЛАНА.  Все будет как в столицах. Мужиков на севере много? Я Верунчику говорю: вот смотри, как люди живут. Заработала, вернулась в кружевах и в золоте.

НАДЕЖДА. Да.

СВЕТЛАНА. Праздник скоро, пойдем на демонстрацию, потом на пруд. Погуляем. Племянница пирог приготовит. Ела.

НАДЕЖДА. Да.

СВЕТЛАНА. Ты зря в гостиницу  пошла. Живи у Бориса. Он правильный. До свадьбы не полезет. Ты приличнее оденься. Каблуки сними. Вот косынку возьми. Борьке спокойнее будет. Он у нас скромный.

НАДЕЖДА. Хорошо.

СВЕТЛАНА. Вон мой Шурик. Всех обошел. Он у меня газетенку воскресную выпускает. Крепкого не пьет, только бражку. К вечеру смирный становится, безотказный. Увидимся, невестка, Надежда мой компас. Чмоки.

НАДЕЖДА. Ты, девочка, не бойся, я не обижу.

ВЕРА. А Вы с дядей жениться приехали? Вы в большом городе живете? Я в город ездила, училась. Там ресторан, но мы побоялись с девчонками туда зайти, дорого, наверное. Музыку надо заказывать. В кафе-то магнитофон. А в ресторане - ансамбль. Это она при вас говорит: едь. А на самом деле не пускает. В город отпустила учится, потому что тут надо работать. А кто у нас маникюр-то делать будет? Я еще мужиков и детей стригу. Она прически делает на юбилей, на свадьбы и красит, если надо. Ну, кто сам не может. Папа говорит, мама - повелитель  фиолетовых старушек.
Мы с девчонками на танцы в пятницу. В субботу в баню. Вы, тетя Надя, баню любите? Мы такого жару дадим, что волосы под мышками трещат. Вы, наверное, много где были? Я не поеду на север за мужиками. Если Бог даст мужа, то и тут даст. Вот Вы к дяде Боре приехали. Девчонки говорят, что ради такого, как наш дядя Боря, можно даже из столицы уехать, там таких нету. Там все министры, да олигархи всякие, а он у нас добрый.
Девчонки говорят, что Вы крутая, потому что ради любви приехали. А мама думает, что зря. Взяла бы к себе, говорит, и жили бы как в сказке. Ради себя. А тут лезут все. Еще бывшая, она доброты не помнит. А все после того, как ее на курорт отправили. Вернулась и давай перед дядей Борей концерты показывать. Мне там цветы дарили, а ты не понимаешь красоты женской, не ценишь. А разве можно так с мужчиной? Как говорит Святитель, нужно любить любовь, а не фыркать, как шалава. Святитель говорит, что придет любовь, Господь не обделит. И не надо в себе искать любовь, потому что любовь рождает любовь. А я вот пока не полюбила.
Дядя  Боря, он такой добрый. Он вас полюбит. Ему Господь много дал. А бывшая поддалась соблазну, а соблазну противна любовь. Вот как в город ехать? Там столько соблазна всякого. Все. Нравится? Аккуратно? Я старалась.

НАДЕЖДА. Хорошо, милая. Спасибо. Возьми.

ВЕРА. А сдачи нет.

НАДЕЖДА. Не надо, это тебе.

ВЕРА. Это много. Я маме скажу, она вернет сдачу. Вы же придете к нам? Папа хотел про вас написать в газете.               

НАДЕЖДА. Приду.

(Входит Бывшая.)

БЫВШАЯ. Ну-ка, сродственница, выйди, мне ей сказать надо.

ВЕРА. Зачем это ты?

БЫВШАЯ. Не твое дело. Иди, постой там, я разберусь, зачем она приехала.

НАДЕЖДА. Женщина ведите себя прилично.

ВЕРА. Это она, бывшая.

БЫВШАЯ. Это я, а ты, значит, приехала к нему! В дом мой, к дочери моей, в кровать мою с ним!

НАДЕЖДА. Выйди, девочка, мы с женщиной поговорим.

ВЕРА. Если что, я маму позову. (Вера выходит)

БЫВШАЯ. Тети поговорить хотят. Подстилка артельная, какого хрена приперлась на все готовое! Я тебе! Поняла, да? Расчешу щас!

НАДЕЖДА. Садись.

БЫВШАЯ. Да ты кто такая? (Садится.)

НАДЕЖДА. Я тебя услышала. Хочешь в больницу или в полицию. Выбирай.

БЫВШАЯ. Каво?

НАДЕЖДА. Вопрос простой. Я устрою. Недорого, качественно и быстро. Схема ясна, есть вопросы?

БЫВШАЯ. Пугать, да? Такие у вас методы? Да? 

(Перед парикмахерской.)
 
ВЕРА. Мам там бывшая, она же ее того. Иди скорей.

СВЕТЛАНА. Не бойся, главное, чтобы зеркало не разбили. Сучка-то крепкая. Но и эта опытная.

ВЕРА. Побьют все. Она хорошая, мне понравилась, а эта откуда взялась?

СВЕТЛАНА. Давно пасет. В засаде, ждала. Мне Зойка сказала. Я думала, она пойдет при дочке разбираться. Забоялась при Борьке. Но я ей покажу, если что сломает.

ВЕРА. А если она уедет? Как же дядя Боря? Ты ей скажи. (Входят.)

СВЕТЛАНА. Что тут происходит, гражданочки? Очередь у нас.

НАДЕЖДА. Мы закончили, у Вас прекрасный мастер. Я обязательно зайду, запишите меня на четверг в полдень.

СВЕТЛАНА. А Вам чего, женщина? Укладку, стрижку? Интимных не делаем.

БЫВШАЯ. Ну, смотри. (Светлане.) Отойди. (Надежде.) Косынку дай, моя. Все мое себе значит! На все готовое, еще позавидуете мне! (Выходит.)

ВЕРА. Она бешенная, все могла разнести тут. Хорошо, что мы пришли.

СВЕТЛАНА. Она за тобой следила. Зойка говорит, что в кафе электрический разряд был.

НАДЕЖДА. Больше этого не повторится. Вера прекрасно справилась. Рада знакомству.

СВЕТЛАНА. На праздник косынку надень. Ты уж прости, я не специально, не подумала, дала тебе.

ВЕРА. Смотрите, дядя Боря.

(Затемнение.)

(Скамейка в центре города.)

БОРИС. Прости, пожалуйста, не усмотрел. Не думал, что так выйдет. Все говорили, что не приедет она, постесняется. Бесстыжая совсем стала. Не верит она. Вот и наказывает ее жизнь.

НАДЕЖДА. В Бога?

БОРИС. Просто не верит никому. Сама не верит, и ей не верят. Живет в зависти. И приехала из зависти. Испугалась?

НАДЕЖДА. Думаю, испугалась.

БОРИС. Не бойся.

НАДЕЖДА. Я?

БОРИС. Что от нее ждать дальше?

НАДЕЖДА. Ты, дорогой, не жди. Она осознала, что решение по ее вопросу окончательное. Не беспокойся, радуйся. Как у вас говорят, живи в любви.

БОРИС. Рано про это пока.

НАДЕЖДА. Хорошо перенесем обсуждение.

БОРИС. Ты, если что, бухгалтером можешь работать?

НАДЕЖДА. А надо?

БОРИС. Директор просил поговорить, человек ему нужен.

НАДЕЖДА. У вас речка есть?

БОРИС. Пруд.

НАДЕЖДА. А удочка есть?

БОРИС. Нет.

НАДЕЖДА. Хотела рыбачить научится. Пойдем на закате, на воду посмотрим. Уху сварим. Работа не волк. А козы у вас есть? Хочу козу подоить.

БОРИС. Коз не держат. У нас с работой тяжело, для женщин особенно. Директор спрашивал, что ты собираешься делать?

НАДЕЖДА. Пошли к директору.

БОРИС. Он вон ждет.

НАДЕЖДА. Давай директора.

(Подходит директор.)
 
ДИРЕКТОР. Здравствуйте, с приездом, в наш, так называемый, город. Рад знакомству. С вашего позволения, спросить хочу… Борис, не оставишь нас на минутку?

БОРИС. Пожалуйста. (Отходит.)

ДИРЕКТОР. Говорят, вы в бухгалтерии работали, если не шутят. О том, как работали, я спрашивать не стану. Не мое дело, значит. Да и не важно. Расходник знаете, как заполнить, счет фактуру выписать… Боря сказал, что у нас с работой непросто, и без помощи друзей никак. Я Борьку давно знаю, он мужик слова. Как ему не помочь, если к нему такая женщина приехала. В трудовую книжку смотреть не буду, по договору возьмем. У вас с ним серьезно все, ага? Если что, у нас в лесу заимка есть, от предприятия, можно туда, если что. Не в гостиницу же возвращаться.

НАДЕЖДА. Конкретнее к делу.

ДИРЕКТОР. Вот как, значит. Дело такое: приехал из области подрядчик, надо оформить документы. Бумаги заполнить, печати поставить, подписать, отчет там составить в налоговую и пенсионный… Сделаешь, а потом и на заимку, отметим. Получишь за работу как положено. Договорились?

НАДЕЖДА. Когда приступим?         

ДИРЕКТОР. Сейчас и пойдем в контору. Борис!

(Подходит Борис.)

БОРИС. Договорились? Это хорошая работа, не пыльная. Перед людьми за такую не стыдно.

НАДЕЖДА. Борь, иди домой, вернусь, все расскажу. Можешь не встречать, директор проводит. Проводишь, директор?

ДИРЕКТОР. Да, конечно, прямо до дома провожу, а как же - такая дама. Борис, все отлично. Пройдемте, пожалуйста, Надежда, нас ждут.

НАДЕЖДА. Веди.

(Кабинет директора.)

ПОДРЯДЧИК. Здравствуйте. Рад, очень рад такому случаю, говорят, вы хороший специалист, опытная. На севере работали. У нас дело простое, вот приход, вот расход, надо свести баланс. Я сам только подписать.

НАДЕЖДА. Показывай.

ПОДРЯДЧИК. Вот все тут в папке. А вы надолго приехали, если не секрет? Где жили? Я-то всю страну объехал, последнее время с местными, сами они теперь не строят. Хорошо стало с местными - куда им деваться? Тут хороший процента корячатся. Ну, вы Наденька... Ничего, если я вас так буду называть? Нам же теперь работать вместе. Главное, наряды закрыть: сколько щебня привезли, столько цемента, трубы, вот накладные. Может, кофейку хотите? Я думаю, тут можно развернуться. Там и второй конкурс выиграем. Так что без работы не останемся, начальство далеко, а деньги осваивать надо. Надя, я не обижу.

НАДЕЖДА. Помолчи.

ПОДРЯДЧИК. Ты знаешь, как я верчусь, какие люди со мной работают. Я с такими за одним столом ужинаю, у меня прямой телефон зампредседателя области есть. У нас одного зама взяли, там взятка-то с оклад ежемесячный, а не брезговал. Я по-другому работаю. Сам не заношу, для этого человек обученный есть. Я деловой, сказали – сделал. Нужно инициативу проявить, три раза разрешение спрошу. Сам без спросу не полезу, не я эту схему внедрил? Мне сказали взять подряд. Отделить вершки от корешков. Мы с тобой свое заработаем. Директор счастлив, а те, высоко сидят, на нас не глядят.

НАДЕЖДА. Воды принеси.

ПОДРЯДЧИК. Да, как прикажете. Минеральной с газом или без?

НАДЕЖДА. Внимательно слушай. Воду обыкновенную. Стакан помыть, проконтролируй лично. Секретаршу отпусти. Жди в приемной. Молча делай. 

ПОДРЯДЧИК. Ладно. (Выходит.)

(Затемнение.)

(Дом Бориса.) 

НАДЕЖДА. Борь. Ты такой добрый, я посмотрю. Все про тебя говорят: он очень добрый. Живешь открыто. Ты видный. А кто у вас тут не видный? Я понимаю, жить надо по правилам. Это верно - как же по-другому? Но я, пока, ваших правила не знаю. Надо было отказаться от этой работы, но по вашим правилам нельзя. Я лучше козу пойду доить, чем так. Директор твой по правилам живет. И подрядчик по правилам. И я жила по правилам. Но мне хочется жизнь изменить. Ты хороший человек, нравишься мне. Надо потерпеть немного, не дави на меня. Я столько сделала, чтобы жить начать в тишине. Боря - Боря, не твое это горе.

БОРИС. Какое ж горе? Это счастье, что ты решила жизнь свою наладить. Ты не спеши выводы делать. Правила наши простые. Нет тут ничего противного, живи по-человечески, помогай людям, работай. Ну, не хочешь с директором работать, давай в детский сад, в школу или в поликлинику устрою.

НАДЕЖДА. Милый, я работать не хочу. Я хочу дома сидеть. Суп варить, котлеты жарить. Выйти во двор белье повесить. Трава зеленная, небо синее. Я счастливая. Мне с тобой хорошо. Дочь у тебя красавица, зять умница. На праздник вместе пойдем. Пусть люди смотрят, радуются, что нам хорошо. Деньги у меня есть. Я откладывала. А если понадобится, я найду, тебе этого лучше не знать. Ты посмотри: какой я бухгалтер с севера? Я министрами рулила.
 
БОРИС. Министрами?

НАДЕЖДА. Иди ко мне, я тебя поцелую.

БОРИС. Спокойной ночи. Поздно уже.               

(Затемнение.)

БОРИС. Доброе утро.

ДОЧЬ. Доброе утро, отец.

БОРИС. Не смотри на меня так.

ДОЧЬ. Спит?

БОРИС. Уехала.

ДОЧЬ. Совсем?

БОРИС. Не знаю.

ДОЧЬ. Не расстраивайся, праздник сегодня. Пойдем на митинг? Песни попоем. Вы долго вчера?

БОРИС. Ладно тебе.

(Входит Шурик.)

ШУРИК. Около пяти вышла, опять на такси. В платье и в косынке. Очки солнечные. А еще сумочка. Таксист из области. Я выяснил, я профессионал. Если без вещей, то вернется. Тебе что сказала, Борь?

БОРИС. Тебе какое дело?

ШУРИК. Я же по-человечески. Ты совсем, что ли? Брага есть? А я хотел интервью взять. Она по делам? Дайте бражки. Зойка сегодня акцию благотворительную организовывает. А заводские колонной пойдут. У них корпоративная культура. Налей что ли?

ДОЧЬ. Да пей на здоровье.       

БОРИС. Иди, на митинге увидимся.

(Область. Отель.)

НАДЕЖДА. Театр есть?

ПОДРЯДЧИК. Три. Драма, оперетта, ТЮЗ.

НАДЕЖДА. Что сегодня?

ПОДРЯДЧИК. «Гамлет», «Летучая мышь», в ТЮЗе «Калина красная» экспериментальный спектакль, говорят, шедевр.

НАДЕЖДА. Музей есть?

ПОДРЯДЧИК. Есть. Картины местных художников за последние 300 лет.

НАДЕЖДА. Клуб есть?

ПОДРЯДЧИК. Только для малолеток. Пиво, водка и колеса, местные ди джеи. Ни кокса, ни приличного шампанского.

НАДЕЖДА. Сначала драма, потом ТЮЗ посмотрим. В музей зайдем, директора пусть вызовут. По городу гулять можно?

ПОДРЯДЧИК. Только в сопровождении.

НАДЕЖДА. Пригласи массажистку.

(Город. Митинг.)

СВЕТЛАНА. Борь. Вон завод идет, ракету несут.

ШУРИК. Да здравствует независимость, дорогие заводчане! Ура!

ЗОЯ. Борь. Хочешь, дочь твою в магазин возьму работать, сутки через трое?

СВЕТЛАНА. Спасибо, Зой. Ты заходи, я тебе концы поправлю.

ВЕРА. Школьники пошли.

ШУРИК. На площадь выходит наше будущее, растет достойная смена. Да прибудет с ней сила! Ура, планета!

ЗОЯ. Накатил.

СВЕТЛАНА. Бац-бац! Открываешь глаза, а он уже навеселе е-е.

ЗОЯ. Работа у него такая. Верка, поедешь на север, писать будешь?

ВЕРА. Я еще не решила. С тетей Надей посоветуюсь.

ВОВАН. Ага, так она и вернется. Свет, где твой брагу брал?

СВЕТЛАНА. У наших.

ВОВАН. Еще есть?

СВЕТЛАНА. Есть. Будешь?

ВОВАН. Спрашиваешь!

ШУРИК. Я с тобой родной. Граждане трудящиеся, трудитесь во имя великих свершений. За свободу и независимость ура-а-а-а! Вован, будь здоров.

БОРИС. Пойду я.

ВОВАН. Друзья, не дадим пропасть нашему дорогому горячо любимому товарищу. Поддержим уважаемого Бориса. Выпьем за его счастье.

ШУРИК. До дна товарищи. Ура! Ура! Ура-а-а-а.

БОРИС. Спасибо.

(Область. Музей.)

НАДЕЖДА. Прекрасное собрание, хорошая экспозиция, необыкновенные произведения местных художников. Вы проделали огромную работу, вам памятник надо поставить. Сеятели вечного. Столько лет положили на алтарь сохранения культуры. Не ожидала, обязательно сообщу об этом в коллегию министерства, буквально на следующем совещании подниму вопрос финансирования. Вы говорите, новое здание десять лет строят? Запишите мне фамилию кто из местной администрации ответственный, кто курирует стройку по линии министерства.
Да как же вы в таких условиях работаете? Удивляет меня провинция, могут наши люди на совесть работать даром.
Надо обратить пристальное внимание на содержание таких важнейших объектов культуры, как музеи. Заметьте, не школа, именно музеи - хранители ключа от культурного кода.
Обязательно обсудим вопрос финансирования реконструкции. Пятьдесят лет без ремонта! Как вы тут держитесь?
Какие смелые у вас молодые авторы, надо показывать их работы в столице. Необходимо настаивать на выставке в центральном музее.
Это высокий уровень, вам есть чем гордиться. Всего доброго.
Все подготовили? Передайте ему документ. (Подрядчику). Возьми. Удивили. Пора в театр. Ждут.             
 
(Город. Митинг.)

ШУРИК. Горожане. Дайте слово!

ВОВАН. Пустите независимую прессу.

СВЕТЛАНА. Эх песню бы спеть. (Громко вызывающе поет)

ДИРЕКТОР. (В микрофон с трибуны) Граждане, горожане, соседи! Сегодня на нашей улице праздник! Сегодня страна, в едином порыве встав в единый строй. И смотрит вперед, что там? Вы меня знаете, я зря не скажу. Впереди нас ждет мировое господство, нам не надо чужого, но и своего мы не отдадим, как говорил великий Александр

ШУРИК. (Кричит) Македонский.

ДИРЕКТОР. Попрошу не перебивать выступающего! Великий, святой, патриот Александр Невский. Мы в едином строю должны защищать Родину-мать! Сегодня, когда мы свободны и независимы, наше справедливое правительство готовит новые реформы, которые еще больше дадут нам свободы и независимости.
Посмотрите на меня, я тут вырос, я врать не стану. Есть у нас еще проблемы, как говорит президент, не мы это начали. Мы строим, мы вооружаем страну, мы готовы дать отпор врагу. А враг не дремлет, а когда спит, то видит, как поработил нашу великую Родину. Так встанем же за единство страны, единым фронтом, потому что не время, стоять без великого дела! Не стоит ждать милости от государства, когда оно в опасности. Да здравствует единство народа и государства! За независимость, сограждане!

ШУРИК. Налил и незамедлительно выпил.

БОРИС. Пойдемте на пруд.

ДОЧЬ. Пап, еще концерт будет, потом сразу пойдем.

(Область. Драмтеатр.)

НАДЕЖДА. Интересно. Спорно, далеко от реализма. Вы верно заметили. Режиссер имеет право на творческие эксперименты. Признаться, я как наш президент думаю, что нашему народу ближе традиционный театр с его понятными доступными решениями. Где все доходчиво, творческий коллектив говорит со зрителями доступным языком, а не ставит себя выше публики. Мне этот снобизм художника понятен, но он раздражает зрителя, который видит в этом оскорбление.
Понимаю вашу озабоченность. Необразованная публика требует простого зрелища, поэтому у нас популярна эстрада и массовое искусство.
Надо отвечать на зрительский запрос. Театр, как заметил министр, не частное предприятие, а государственное учреждение.
Где у вас сегодня представитель управления по культуре? Разве они не должны присутствовать на каждом спектакле? Спектакль ставят на государственные средства, а вдруг режиссер внесет изменения после сдачи спектакля, или актер что лишнее скажет. Кто будет отвечать?
Вы, как директор, должны это понимать. На вас ответственность, вы формируете общественное мнение.
Хорошие пирожные, у вас в буфете. Я точно такие пирожные ела в детстве.
Поймите, мы не против экспериментов в театре, иначе мы бы не имели великого русского театра.
Прекрасные артисты! Гамлет у вас очаровательный. Бедный мальчик. Только перегаром пахнет. Офелия прекрасная девушка, наивная! Трогает ваша постановка за душу, заставляет задуматься.
Только спектакль у вас не о любви, опять о государстве, о преемственности власти. Трудно представить, что станет с народом, если страной станет управлять этот впечатлительный молодой человек.
Вы же руководитель, вам даны права. Свобода творчества возможна в рамках законодательства и министерских инструкции.
Понравился мне ваш театр. Председатель ваш, видно, любит театр.
Передайте режиссеру мои поздравления. Спасибо за пирожные. Вся коробка мне? Рада, что не ошиблась в вас. Машину подали? Не провожайте. Идите. (Обращаясь к Подрядчику.) Где режиссер?

ПОДРЯДЧИК. Уехал. Он приезжий. У нас местным не дают.

НАДЕЖДА. Неэкономно.
            
(Город. Митинг.)

ВЕРА. Классно попами крутят! Школьный ансамбль.

ДОЧЬ. Им нужно на фестиваль ехать, в городе конкурс народного творчества проводят.

ВЕРА. Только костюмы надо хорошие. Стринги новые.

ШУРИК. Надо чтобы завод автобус дал. Еще бы мужскую группу, все бы обалдели.

СВЕТЛАНА. Ты совсем чокнутый.

ШУРИК. Свобода блин. Свобода блин, свобода. За такой танец раньше расстреливали, потом просто садили всех на 10 лет без права переписки. Еще недавно выгнали бы учительницу за 101 километр. А сегодня на митинги показывают. Хорошо теперь бабам, сиськи показала -  и сразу популярная артистка, задом крутишь - уже танцовщица.

БОРИС.  А правда! (кричит.) Свободу! Даешь легализацию проституции!

(Подходит Зять.)

ЗЯТЬ. Папа, зачем?

БОРИС. Сегодня день независимости. Можно.

ЗЯТЬ. Мне не надо, но я поддержу Вас. Надежда вернется. (Кричит.) Нет домашнему сексуальному рабству! Проститутка - член общества!

ДОЧЬ. Оппозиция.

(Область. Театр юного зрителя.)

НАДЕЖДА.  Что сказать? Вы заметили, как последнее время народ поднялся? Художнику в такое время трудно ответить на вопрос: что ты этим хотел сказать.
У вас председатель часто бывает? Рассказывали, он «Ревизора» два раза смотрел. Отчаянный. 
У вас Прокудин не положительный герой. А ведь он стремится исправиться, не зря же в исправительной колонии был.
Герой тянется к родным местам, к матери. В нем, наконец-то, появилось чувство ответственности. А у вас что? Кто он у вас? Бродяга.
Не понимаете автор, все ищете другой смысл. Нет у Шукшина другого смысла. Напрямую он ведет героя к раскаянию, к переоценке ценностей.
Отвратительна ему уголовная жизнь, после встречи с настоящим чувством. Противна ему богема всякая после того как показали любовь.
Надо за душу зрителя брать, а люди в глубине души правильные, добрые, честные.
Была я недавно в прекрасной стране, в небольшом городе. Там сохранились настоящие отношения.
Не надо дешевых эффектов: березы плывущие в кровавой реке, рожи бандитские.
Враг - он завистливый. Завидуют они герою. Вольный он, а они временно свободны. Вам надо в тюрьме побывать, спектакль с осужденными поставить.
Мой вам совет: не разукрашивайте жизнь, а покажите ее глубину.
Любовь. Какая она смелая. Отца, мать, брата, мужа бывшего ни кого не боится.
Вот сцена в бане? Плесни кипятка. Взрослый мужик, рецидивист, сам деревенский, куда в бане плеснуть не знает. Думайте, зачем Шукшин это написал. А вы выкинули.
Критику надо понимать, как оценку работы. Вы понимаете, что это работа, а не ваши художества? Как ваше имя? Митя? Режиссеров принято по имени-отчеству величать. Пирожные возьмите. Артистов угостите. (Подрядчику.) Отдай. Передайте труппе, что мне понравилось.

(Город. Пруд.)

БОРИС. Все, что ни делает Господь, все - на благо. Смотрю на вас и думаю: хорошо живу. Она письма хорошие писала. Устала от города, от жизни суетной. Думал, заживем, как добрые люди. Все есть: дом, работа, семья, друзья.

СВЕТЛАНА. Выпей бражки сладкой, грусть пройдет.

ШУРИК. Все вернется, только надо верить.

ВОВАН. Все вернется, так устроен свет.

ЗОЯ. Все пройдет, только верить надо, что любовь не проходит, нет!

ДОЧЬ и ВЕРА (Поют.) Как бы тебе повезло, моей невесте.

(Все поют.)

Конец первого акта.

Акт второй.   
       
(Дом Бориса. Входит Надежда, на голове косынка.)

НАДЕЖДА. Мир дому.

БОРИС. Доброе утро.

ДОЧЬ. Здравствуйте, я так рада.

ЗЯТЬ. Здрасти.

НАДЕЖДА. Тебе косынка. Смотри, какая нарядная. Борь, ты же рад? Тебе планшет, будешь книги читать, документы хранить.

БОРИС. Спасибо. Сейчас заплачу.

НАДЕЖДА. Я вернулась. А тебе (зятю) спиннинг. Будешь на рыбалку ходить.

ЗЯТЬ. Я не умею рыбачить.

НАДЕЖДА. Научишься. Проголодалась я. В электричке нет ресторана.

(Затемнение).
 
(Скамейка в центре города.)

БОРИС. Сейчас все про одиночество пишут. Я думаю, что одиночество от лени. Не хочешь быть полезным, отзывчивым, люди отворачиваются. Вот тебе и одиночество. Я все время думаю, чем я могу помочь людям.  Директор спрашивал тебя.

НАДЕЖДА. Ты хороший. Давай жить вместе. С директором сама разберусь. Не сбегу. Боря, я ваша на веки, обними меня. (Уходят.)

(Кабинет директора.)

РАДИО. Освоено 120 процентов бюджета. Инвестиции выросли на 46 процентов. Как сказал наш уважаемый председатель, первоначальная задача развитие региона, поддержка промышленности, сельского хозяйства и частного сектора экономики.
 
НАДЕЖДА. К вам едет ревизор! Завод, оказывается, принадлежит председателю, директору и моей подружке! (Кладет руки на стопку папок.) Что, сестренки, запылились? Почистим, причешем, подошьем. Как же все запущенно! Директор не украсть, не покараулить. За такие откаты медные трубы можно проложить и хрустальную башню построить.

РАДИО. Председатель поздравил передовиков, вручил грамоты и обратился к трудящимся с напутствием. «Уважаемые труженики! Сегодня наша страна, смотрит вперед. Впереди нас ждет мировое господство и благоденствие. Нам не надо чужого, но и своего мы не отдадим. Мы в едином строю должны защищать Родину. Сегодня наше правительство готовит реформы, есть у нас еще проблемы, но это все происки недобросовестных конкурентов. Мы готовы дать отпор врагу. Враг не дремлет. Не стоит ждать милостыни от государства, когда оно в опасности. Нужно трудиться ради процветания»

НАДЕЖДА. Как скажешь. 

РАДИО. Для тружеников села прозвучит песня. (Песня.)
    
(Комната Святителя.)

БОРИС. Он не говорит, что он Святитель, он говорит:  все Господь. Семьи у него нет, есть только Господь.

НАДЕЖДА. А дети?

БОРИС. В нем доброта есть. Мы его любим, ты новый человек, тебе обязательно надо к нему. Надо просто знать, что есть Святитель, и он свят, и свет от него. И от этого хорошо. Мы разговариваем о жизни, и спокойно становится, светлее на душе. В душе есть потемки. Надо раскрыть душу и свет прольется. И главное, не поддаваться соблазнам. Соблазны кругом.

НАДЕЖДА. Да.
      
БОРИС. Он обычно жил. Работал в ГАИ, а потом стал жить по правилам. Мы сначала не поняли, кто он, а потом все стали уважать его. Так и живет, освещает.

(Входит Святитель)

СВЯТИТЕЛЬ. Здравствуй. Как праздник прошел, все ли спокойно в городе? Хороша Надежда твоя. Ты не бойся меня, я не сектант. Молиться не заставляю. Бражку пью только по праздникам. Простой старик, без претензий. Слышал я, ты на севере работала. Я мало где был, мало видел. В молодости уезжал в большой город, думал счастье там. А нет счастья, есть гармония. Женщины думают, что счастье замуж выйти. Заблуждение. А если бить начнет? Счастье даже не в любви. Полюбит парень девушку, а она - другого, разве счастлив он? Так что счастье - это обман, хорошо человеку, когда он в гармонии живет, запросы и возможности свои соразмеряя, тогда и зависти нет. Борис, сходи, в огород там старушки картошку окучивают, поговори с ними. (Борис выходит.) Борис мужчина правильный. Не завидует, не боится, от этого доброта в нем. Тебе помочь хочет, видит, места ты не нашла. Суетно жила, как все. Поступки его простые, открыта душа его свету. И тебе нужно открыться, мы поможем.

НАДЕЖДА. Спасибо, отец.

СВЯТИТЕЛЬ. Не называй меня отцом. Отец - это ответственность перед чадами своими, а мне перед вами не за что отвечать. Называй отцом папу родного. Я взял за правило жить правильно, и более ничего. И про Господа много говорить я не люблю. Хочешь, верь, хочешь, не верь, мне все равно. Ты правил не нарушай, Борю не обижай, детей прими, людей пойми и помоги им. Будем жить по правилам, не будет зла. Не ври, не кради, не убивай. 

НАДЕЖДА. Если за родину или во имя спасения?

СВЯТИТЕЛЬ. Родина - это кусок земли, город этот, страна эта? А если завтра ученые докажут, что наша Родина – Марс? Сегодня тут живешь, вчера жила на севере, завтра в Палестины поедешь, где Родина? А что тебе спасать? Жизнь свою, а кому она нужна? Детей у тебя нет. Боря вот с детьми живет, по доброте тебя позвал, что дети его думают, знаешь? Чужая душа потемки. Свет надо пустить в душу, раскрыть ее людям. Сестра его, думает, что вам уехать надо, для себя жить в любви и радости. Так она гармонию понимает. Бывшая его поддалась соблазнам и завидует всем. Я простую жизнь прожил, и тебе надо просто жить. Трудно это, непривычно. Но человек ко всему привыкает, приспособишься. И свет в душу придет, поймешь, как все просто, когда не врешь да не крадешь. Ты Надежда будь среди нас. Иди, Господь с тобой. Сама живи и не проси милости у него. Да будет свет. (Уходит.)

(Входит Борис.)

БОРИС. Пойдем.

НАДЕЖДА. Уедем, Борь. Будем гулять, разговаривать. Вдвоем побудем.

БОРИС. Поможет?

НАДЕЖДА. Попробуем. (Уходят.)
 
(Набережная курорт.)    

БОРИС. Бога нет.

НАДЕЖДА. Смелый какой.

БОРИС. Дело не в смелости, а в делах. Проще всего свалить все на Бога. Если Бог дал заповеди, то почему не следит за их исполнением?

НАДЕЖДА. Потому что у людей и Бога время по-разному идет. У человека все мериться сменой дня и ночи и кончается все смертью. А у Бога нет времени. Мы крутимся, земля вертится. Что мы видим, кусок вселенной. А у Бога другой взгляд.

БОРИС. Тогда мы зря уповаем на него.

НАДЕЖДА. Хочешь, молись, хочешь не молись. Сегодня пошел по улице, кирпич с крыши упал - и не попал. Бог помог. А если бы попал. Может, тебе Бог легкую смерть готовил, потому что дальше тебя искуситель поджидал. Девка продажная - вот и грех.

БОРИС. И я говорю, все есть Бог и Бог есть все.

НАДЕЖДА. Любуйся. Перед тобой синее море. Скоро суббота.

БОРИС. Бражки бы выпить.

НАДЕЖДА. Ты почему на бриллиантовую биржу не хочешь?

БОРИС. Глупости это. Зачем они человеку? Кто придумал, что этот камень стоит дорого, а другой - дешево. Хлеб для меня дорог, потому что без него я умру. Не люблю богатство. Хотя жить с видом на море красиво.

НАДЕЖДА. Слава, Господи.

БОРИС. Я не спрашиваю, почему мы сюда приехали. Будем считать, ты на севере заработала.

НАДЕЖДА. Красота.
    
(Выходит олигарх.)

ОЛИГАРХ. Здравствуйте. Как живая.

НАДЕЖДА. Здравствуй, милая моя.

ОЛИГАРХ. Простите, можно мы с подругой отойдем?

БОРИС. Лучше я отойду. (Уходит.)

НАДЕЖДА. Что скажешь?

ОЛИГАРХ. Зачем ты сюда поехала? Земля обетованная не выдает? Знаешь ты много. Документы за собой прибрала? Мы же подруги. Я понимаю -  стресс, кризис. Отца кинулась искать, мужа захотела не испорченного. Мальчики боятся, что сдашь их. Меня послали.

НАДЕЖДА. Сдавать не буду, если поможешь.

ОИГАРХ. Что?

НАДЕЖДА. Там заводик есть, одна часть за тобой числится. Отработаем обыкновенно. Поделимся. Я остаюсь, присмотрю.

ОЛИГАРХ. Всё?

НАДЕЖДА. Всё.
    
ОЛИГАРХ.  Чего тебе не хватало? Надежда Крайняя, прачка центрабанка.

НАДЕЖДА. Распорядись. Мы все обсудили.

ОЛИГАРХ. Приличный мужчина. (Подходит Борис.) Вам тут нравится?

БОРИС. Нам тут спокойно.

ОЛИГАРХ. Мы вместе работали. Смотрю знакомая.

НАДЕЖДА. Передавай привет.

БОРИС. До свидания. (Олигарх уходит.) Какая дама серьёзная. На заведующую столовой похожа.

НАДЕЖДА. Треста.

БОРИС. Ухоженная. Ворует.

НАДЕЖДА. Милый полетим домой. Ты не против?

БОРИС. А можно еще несколько дней побудем?

НАДЕЖДА. Прелесть моя!

(Затемнение.)

(Кабинет директора.)
 
ДИРЕКТОР. Что происходит? Да кто ты такая?!

НАДЕЖДА. В другом месте объяснят, кто я такая.

ДИРЕКТОР. Меня нагнули!

НАДЕЖДА. Там секретарь. Все через него.

ДИРЕКТОР. Тридцать пять лет на заводе, верой и правдой, не ради себя все для людей. Начальству не перечил, отчислял в срок. Что делать?

НАДЕЖДА. Будешь отчислять на другой счет.

(Директор выходит, входит предприниматель.)

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ. Разрешите? Я пивом занимаюсь. Готов обсудить условия.

НАДЕЖДА. Я услышала. С тобой свяжутся.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ. Спасибо, что уделили время. Всего доброго. Извините. (Выходит.)

(Входит Борис.)

БОРИС. Дорогая, ты занята?

НАДЕЖДА. Родненький.

БОРИС. Там пивовар нервничает. Пиво у него дрянь. Я говорил: делай мороженное. У нас своего мороженого не делают, из района Зоя возит.

НАДЕЖДА. Какой ты умный. Мороженое и пирожные.

БОРИС. Я тебе пирог принес с капустой. А может пойдем домой, поедим, полежим, почитаем.

НАДЕЖДА. Пойдем. Я подумала хочешь дом построим на берегу? Из спальни вид будет, на воду. 

(Входит Подрядчик.)

ПОДРЯДЧИК. Вызывали.

БОРИС. Угощайся.

ПОДРЯДЧИК. Спасибо. Еще три посетителя. Какие будут распоряжения?

НАДЕЖДА. В рабочем порядке решай. Скажи пивовару, пусть мороженое и пирожное делает. Кредит дадим.

(Подрядчик выходит.)

БОРИС. Лучше кабинет с видом. Ты сама детям скажи, а то не так поймут. Как ты все устроила правильно, все по полочкам. Порядок. Я жду.

НАДЕЖДА. Пошли. Возьми меня за руку, дорогой. (Выходят.)

(Затемнение.)
 
(Дом Бориса.)

ДОЧЬ. Папа счастлив.

ШУРИК. Да на него весь город молится. Ты смотри как все поменялось. Мостовые подмели, гостиницу покрасили, окна в администрации помыли. Флаг на заводской конторе новый. Наконец-то к нам цивилизация пришла.

ДОЧЬ. Добавку будешь?

ШУРИК. Бражки налей. Дел столько, упарился. Прямо предчувствие перемен у меня. Я с Борькой говорил, он обещал пустить в архив, тогда ежедневную газетку выпускать начну, а ты сайт сделаешь.

ЗЯТЬ. Ага.

ШУРИК.  Вот жизнь.

(Входят Борис и Надежда.)

БОРИС. У нас гость.

ШУРИК. Привет.

НАДЕЖДА. Сиди, сиди.

ШУРИК. Да я уже на посошок, и пошел.

БОРИС. Иди.

ШУРИК. До свидания. (Выходит)

НАДЕЖДА. Борь, сходи к Святителю он переживает. Ты у него любимый, он старый, трудно ему. Сходи.

ЗЯТЬ. Записку передали. Меня завет.

НАДЕЖДА. Иди.

ДОЧЬ. Он решил, что ты ему вредишь.

НАДЕЖДА. Да какой же я вред ему?

ДОЧЬ. Теперь все на тебя молятся.

БОРИС. Надеются на тебя. В городе стало лучше. Даже в поликлинике процедурный кабинет покрасили. Старушки радуются.

НАДЕЖДА. Дети, мы решили построить дом на берегу.

ДОЧЬ. Мы что-то не так делаем? Вам неудобно с нами, да?

ЗЯТЬ. Может, я виноват.

НАДЕЖДА. Вы хорошие дети. Хочется вид из окна, чтобы папа работал и любовался.

ДОЧЬ. Ради папы -  хорошо.

(Входит Святитель.)

СВЯТИТЕЛЬ. Не ожидали? Решил выйти ради вас. Здравствуйте, мои хорошие. Свет вам. Не помешал?

ДОЧЬ. Святейший. Присаживайтесь, откушаете с нами пирог, бражки. Разрешите, я поухаживаю за Вами.

БОРИС. Какая светлая радость.

НАДЕЖДА. Приятная неожиданность, только что говорила, чтобы Борис обязательно к вам зашел.

ЗЯТЬ. Я после обеда собирался к Вам.

СВЯТИТЕЛЬ. Отрадно слышать, не забывайте меня. Люди быстро забывают. А потом изменяют, а измена страшна. Она губит человека, все самое гиблое из него выходит. Такого человека даже не жалко наказать. Господь с ним.

ДОЧЬ. Человек имеет право наказывать?

СВЯТИТЕЛЬ. А кто накажет, проведение что ли? Ты в проведение не верь, верь в человека. В человеке свет есть, в изменнике он гаснет. Измена – большое  предательство. Изменник людей за собой увлекает, и они не замечают, что свету изменяют. Тут соблазн их и настигнет. Что думаешь, Борис?

БОРИС. Думаю, мир меняется и мы с ним.
 
НАДЕЖДА. Отец о другом говорит.

СВЯТИТЕЛЬ. Не зови меня отцом. Нищим сделала. Постаралась. Отхватила завод.

БОРИС. Ну, что вы говорите, да при детях!

СВЯТИТЕЛЬ. Пусть знают. Как мы жили? Все делили от завода. Кто делил? Я. Всем доставалось. Всех уважали, и меня, и директора. Кто сейчас директора уважает? Никто. Потому что она теперь все решает. Тротуары выложила, красоту наводит. А на черный день есть? А у меня все рассчитано. Умру - все в книге моей записано, кому сколько. На все правила есть. А у нее какое правило?

НАДЕЖДА. Это претензия?

СВЯТИТЕЛЬ. Да, только при своих пока, в семье. Мать твоя такая же была, командовала всеми. Говорил ей: живи по-моему, не лезь. Все, нет у нас теперь завода. Заграбастала. Думал, тебе Борис все оставить. Свет ты в людях видишь.

БОРИС. Ты его дочь?

НАДЕЖДА. Посмотреть хотела на него. Бросил нас, когда я маленькая была. Да, завод теперь мой. Мне много не надо.

СВЯТИТЕЛЬ. Дом строить собралась? А все начнут строить виллы да коттеджи, или только тебе позволено? Тут тебе тесно. Три комнаты, туалет, кухня. Хоромы. Я в музее живу, там и людей принимаю и хватает. Тебе, Борь, хватает?

БОРИС. Внуки пойдут, на старости лет хочется в удовольствие пожить.

СВЯТИТЕЛЬ. Соблазн в вас прокрался. Ты изменница! Приехала, хвост распушила. И ты изменник! Подавай ему вид из окна! Говна, прости Господи. Детей соблазнили. Получишь свое, сожрет она тебя, Борис. (Выходит.)

(Яркая вспышка света.)
 
(Скамейка в центре города.)

БОРИС. Устала? Такой шок. Все волнуются. Шурик листок подготовил с призывами. Директор успел в город съездить, вернулся расстроенный. Люди шепчутся. Вера хотела с тобой поговорить, я пока не разрешил.

НАДЕЖДА. Борь, все хорошо. Ослепило чуть. Успокойся дорогой. Я со всеми поговорю.   

БОРИС. Они ждут.

НАДЕЖДА. Зови.

(Борис уходит. Подходит Вера.)

ВЕРА. Здравствуйте, как вы себя чувствуете?

НАДЕЖДА. Спасибо.

ВЕРА. Мы так переживали. Страх прям.

НАДЕЖДА. Не причитай.

ВЕРА. Я должна сказать. Меня уполномочили. Наша группа приняла решение объявить бойкот. Мы против его старых правил. У нас есть программа. Референдум и выборы.

НАДЕЖДА. Да?

ВЕРА. У нас все по пунктам. Два участка: в театре и на заводе. Вас выберем. Что мы, при нем видели? Даже в ресторан нельзя. Я уже косынку сняла, видишь? У него все соблазн. Надо быть современными. У нас инициативная группа, мы за Вас.

НАДЕЖДА. Да?

ВЕРА. Мы провели агитацию, отец листок написал. Все понимают, настало время. А его после выборов выселить. Так что?

НАДЕЖДА. Какие выборы?

ВЕРА. Мы Вас ждали. Как скажете, так и будет. Когда вам удобно?

НАДЕЖДА. Ты приходи в гости, поговорим. Не спеши. Нам политические события не нужны.

ВЕРА. Понимаю. Не привлекаем пока внимание. И комитет не собирать?

НАДЕЖДА. Не собирай.

ВЕРА. Мы все распланировали. Я им скажу, что мы должны работать нелегально. Конспирация. Я передам. А к вам как родственница буду приходить домой и сообщать, как идут дела.

НАДЕЖДА. Приходи. Но дел никаких не надо. Послушай. Все будет как прежде.

ВЕРА. Как прежде? То есть десятину ему нести? Он что, так и будет.

НАДЕЖДА. Все будет как раньше.

ВЕРА. Тогда что получается, Вы, как бы вдвоем будете? Я думала, что мы по-новому заживем. Как везде.

НАДЕЖДА. Живи как все.

ВЕРА. Святитель, отец твой. Ты, значит, и так наследница если дядя Боря на тебе женится, то тем более наследница. Он же дядь Борю в приемники определил. Тогда как получается?

НАДЕЖДА. Так и получается, что жить надо по-прежнему. А это обряд был особый. Освятил он меня так.

ВЕРА. Точно. Это же милость такая. Так, значит, всем и скажу. Не революция это, а свет сильнейший. Вот оно зачем. О Господи, дура.

НАДЕЖДА. Так и скажи, милая. Передай отцу, чтобы пришел.

ВЕРА. Сейчас. (Убегает.)

(Подбегает Шурик)

ШУРИК. Вызывали.

НАДЕЖДА. Где Борис?

ШУРИК. В архив пошел. Сказал, когда понадобится, чтобы прислали за ним.

НАДЕЖДА. Пошли.

ШУРИК. Как прикажите. (Кричит.) Борю кликни.

НАДЕЖДА. Поручаю тебе ответственное дело, человек ты инициативный, исполнительный, преданный. Профессионал, одним словом.

ШУРИК. Не сомневайтесь. Я понимаю ответственность.

НАДЕЖДА. Ты принесешь все, что успел написать, я посмотрю. Ты сайт хотел открыть?

ШУРИК. Да и зятек согласился сайт сделать. Это будет такой мощный сайт, рупор!

НАДЕЖДА. Делайте. Ты, как редактор крупного информационного ресурса, должен понимать, что сегодня информация - это влияние.

ШУРИК. В чьих руках информационные потоки, тот вооружен. Я понимаю.

НАДЕЖДА. Слышишь меня?

ШУРИК. Да. Я готов.

НАДЕЖДА. Тогда принимаем стратегию. Детали потом.

ШУРИК. Материалы готовы, я только ждал, когда надо. Посоветоваться хотел.

НАДЕЖДА. Про меня не пиши. Нет меня. Понял?

ШУРИК. Да. Ни слова.

НАДЕЖДА. Даже намека. Про Святителя пиши как хочешь.

ШУРИК. Я о нем не писал. Он не хотел.

НАДЕЖДА. Задача: создать позитивную атмосферу. Заслуженные ветераны. Инициативная молодежь. Предприниматели за здоровый образ жизни. Возрождение завода, городской праздник, открытие памятника.

ШУРИК. Какого памятника?

НАДЕЖДА. Какой надо? Павшим войнам, первопроходцам. В городе есть памятники?

ШУРИК. Вождю.

НАДЕЖДА. Выясни, какой памятник народ хочет. Как профессионал ты знаешь, нужна долгосрочная стратегия развития. Это писатели - инженеры человеческих душ, а ты главный редактор. Ты конструктор современного мира.

ШУРИК. Мы будем рулить глобальными процессами! Может, даже на областном уровне. Мы выстроим новый информационный поток. Всего доброго.

(Подходит Борис.)

БОРИС. Пойдем?

НАДЕЖДА. Как на работе?

БОРИС. Подбираю материалы. Дело старое, интересное.

НАДЕЖДА. Да?

БОРИС. Указ нашел о земле. Там нет границ города. Городу тысяча лет. Столько царей поменялось, реформы разные были, а где наша земля не указано.

НАДЕЖДА. Извини, глупую женщину, зачем границы?

БОРИС. Если кто их перейдет, начнутся неприятности. Нам они не нужны. Ты меня поддержишь?

НАДЕЖДА. Я, родной, теперь всегда за тебя! Веди домой. Пусть видят, как мы счастливы. Что твои старушки?

БОРИС. Старушки в восторге. Ты обрела свет. Я обрел любовь. Город обрел тебя. Святитель обрел дочь. Разговоров, на сто лет вперед. 

НАДЕЖДА. Дай я тебя поцелую у всех на виду. (Уходят.)

(Дом Бориса.)

ДОЧЬ. Надо отвлечь ее. Она говорила, рыбалку любит. Удочку тебе подарила. Пойдете рано, на рассвете клюет, я узнавала. Папа не пойдет ему рыбу жалко.

ЗЯТЬ. Ты меня не втягивай. Вдруг что случится, я отвечай. Что будет, если Святитель умрет? Ей все достанется или суд решит?

ДОЧЬ. Тебе какая разница?

ЗЯТЬ. Если они поженятся, по закону ты наследница. Так получается?

ДОЧЬ. Прикинул, да? Она может завещание напишет и все Верки отдаст? Тебе мало, живешь на всем готовом? К Святителю сходи. Господи, а если родит?

ЗЯТЬ. Пока не прикажет, не пойду. Страшно. Идут. Спрячусь. (Выходит.)

ДОЧЬ. Удочки готовь.

(Входят Борис и Надежда.)

БОРИС. Вот мы и дома. Правда, спокойно?

НАДЕЖДА. Здравствуй, красавица. Хорошо у тебя, вкусно. Муж где?

ДОЧЬ. Здравствуйте. Как здоровье? Муж удочки готовит, на рыбалку собирается, стесняется Вас. Позвать?

НАДЕЖДА. Стеснятся не надо, мы же семья. Налей бражки.

БОРИС. Отобедаем позже.

НАДЕЖДА. Ходили к нему?

ДОЧЬ. Мне некогда, а этот ждет.

БОРИС. Что ждет?

ДОЧЬ. Когда прикажете.

НАДЕЖДА. Мы не приказываем, а просим. Не бросайте его. Надо мирно жить, общими делами. Дело у нас обыкновенное, чтобы нам хорошо было. Сходи, милая, мужа возьми, пирог отнеси. Бражки налей. А то смерть придет, и не услышишь от него совета. Борь, ты тоже сходи, пока без меня.

БОРИС. Не думай о смерти своей, не думай о смерти чужой. Мы живем, как положено. Богом положено, или кто другой начертал нам жить, сказано надо жить.

(Входит Шурик.)

ШУРИК. Кончился. (Пауза.)

БОРИС. Когда?

ШУРИК. Зойка у него была, сказал, что-то ей и отослал. Старушки музейные пришли прибираться, а он прибрался.

ДОЧЬ. Собирайся.

БОРИС. Надежда, мы оставим тебя. Распорядиться надо.

(Затемнение.)

(Комната Святителя.) 

ВОВАН. Будет свет, я говорю, буду с тобой брат. Верь мне. Нет страха, нет страдания, есть жизнь.

БОРИС. Спасибо. Всем нужен свет, чтобы не блуждать во тьме. Останься. Будь с нами.

ВОВАН. Благодарю. За мир, за свет. Все, вроде, почтенно, но не могу постичь смерти. Опасаюсь, что ли.

ВЕРА. Прими свет наш.

СВЕТЛАНА. Освяти.

БОРИС. Прибудет свет в душе вашей, да освятит путь вам.

ЗОЯ. Освяти. Будь светом. Он сказал, кланяться тебе.

БОРИС. Так быть.

ШУРИК. Прибыли. Пустить?

БОРИС. Да.

(Входят директор и подрядчик.)

ДИРЕКТОР. Надо сказать, я думаю, теперь так и будет. Значит, так жизнь устроена, тому и быть. Свят свет.

ПОДРЯДЧИК. Всегда с глубоким почтением относился к Вам  и к Вам и особенно - к отцу Вашему. Если позволите, я готов.

ДИРЕКТОР. Тридцать пять лет верой и правдой за общее наше, за тебя, за семью твою, за него. Сам видел, я всегда вовремя, все от и до.

БОРИС. Так и будет. На дела прольет свет Надежда. Она моя поддержка.

ДИРЕКТОР. Ясно.

ПОСРЕДНИК. Можно мне остаться с вами?

БОРИС. Будь с нами, будь при Надежде.

(Входит Шурик.)

ШУРИК. Ждут.

БОРИС. Не держи.

(Входят министр, замминистра и олигарх.)

ОЛИГАРХ. Здравствуйте. Борис, Надежда, примите наши искренние соболезнования, мы сочувствуем вашей утрате.

МИНИСТР. Прискорбно, что мы знакомимся в столь непростое время для Вас и всех жителей города, которые так тепло провожают своего уважаемого патриарха. Не просто ветерана, гражданина, а человека, долгие годы охранявшего нравственный облик жителей города.

ОЛИГАРХ. Мы решили поддержать.

МИНИСТР. Все необходимые распоряжения дал.

БОРИС. Этим займется Надежда.

ЗАММИНИСТРА. На это мы и рассчитывали.

МИНИСТР. Достойное решение.

БОРИС. Надя, ты хотела сказать?

НАДЕЖДА. Мы поможем вам преодолеть трудности. Можете рассчитывать на понимание. Присоединяйтесь к нам.

ШУРИК. Можно начинать?

ЗЯТЬ. Все готово.

ДОЧЬ. Отец?

БОРИС. Не называй меня отцом. Я для вас друг, могу совет дать, могу выслушать. Постараюсь помочь. Я буду с вами. В каждом есть свет. Есть доброта излечивающая. Святой ушел, оставил освещенным нам путь. Сохраним свет его.

ДОЧЬ. Папа. Просится.

БОРИС. Пусти.

(Входит Бывшая.)

БЫВШАЯ. Прости. Позволь остаться.

БОРИС. Нам жалко тебя. Увлек тебя соблазн. Ищешь помощи, поможем. Если кто примет, оставайся.

БЫВШАЯ. Куда пошлете, пойду.

ЗОЯ. Живи, помни доброту нашу, старушкам помогать будешь.

БЫВШАЯ. Дай урок.

БОРИС. Вот тебе и урок. Зоя проследит.

БЫВШАЯ. Спасибо. В музее свечи зажигать буду. Масло в лампады подливать.

БОРИС. Людские просьбы тебе выполнять. Будет свет с нами. Начинайте.

ЗЯТЬ. Давай.

ШУРИК. Готово. Раз, два, три!

(На улице вспыхивает яркий свет. Тишина. Пауза.)

БОРИС. Миру свет.

НАДЕЖДА. Будет с нами.

ДИРЕКТОР. Завтра дела.

ДОЧЬ. Облепиха поспела. 

ЗОЯ. Будет масло и брага.

ШУРИК. (Вносит стаканы с брагой.) Будьте счастливы.

ВСЕ ХОРОМ. Совет да любовь.

БОРИС. Да будет свет. (Кланяется. Свет в зале.)

Конец.


2016 г.