агенство Высшая лига

Устюжанин Александр
Нам щедро платят за ложь. За создание иллюзий. Кроме того, на нас так велик спрос, что времена жестокой конкуренции уже сменились дилетантским безвременьем. Всё больше нигде не востребованных и бесталанных разбавляют наше тонкое ремесло подделками. Искусство подлинной иллюзии уже давно держится на воспоминаниях и на нескольких настоящих психопатах. Профессионал он лишь увлечён и трудолюбив. Мы же – одержимы. Пока любители имитируют реальность, мастера фотографически отражают, мы создаём свою. И как знать, какая из реальностей – реалистичней?

Мы плохо спим, понимая - для завтрашней иллюзии сюжет или декорации не безупречны. Зная: не все реплики обладают остротой бритвы и рассекут любые сомнения. Мутится в животе от мысли, что и единственный из зрителей заподозрит что наша лучшая игра нечто ненастоящее. Ложь портится если она не совершенна, и холодеют руки под одеялом, когда остаётся подозрительной лишь одна деталь к предстоящему шоу. Одно несоответствие, но оно нарушит все старания. Запустит детектор сомнений, тогда пиши-пропало. Все усилия для поддержания чуда будут похожи на жалкие оправдания, а слова мастера иллюзии на лепет кокетки, перепутавшей имена своих любовников.

Одна неточная деталь – одна улика. Одна ниточка и свежий живой ум, несомненно за неё потянет. Изощрённая запутанность только разожжёт азарт следователя и пусть в этом клубке будут хитрые узелки! А потому всё продумано, проверено, отрепетировано, снято-придирчиво-просмотрено на видео. Именно нам нельзя ошибаться. Мы действуем без ошибок, запутываем без ниточек, обманываем без улик.  Мы – актёры детских представлений. Правда из-за наплыва дилетантов-любителей нас всё чаще путают с аниматорами. Живыми куклами. Впрочем, многие помнят, а некоторые всё ещё понимают разницу.

Какая скука этот ваш театр для взрослых! Тоскливее может быть только кинематограф. Все зрители заранее знают, что всё в понарошку. Актёры надёжно укрыты от живых зрителей и их действий неприступной сценой: игра отдельно, зрители отдельно. Они не только не вмешиваются в сюжет, но и вообще молчат. Достаточно просто выучить роль и отдать свой талант на волю режиссёра. Никогда не придётся ответить, спросить, сыграть ничего из не написанного в сценарии. Про актёров кино лучше вообще вежливо промолчать. Там самое место для аниматоров, да и тех скоро заменит компьютерная графика. Дешевле, без хлопот с трюками и характерами звёзд.

Взрослые зрители добровольно выбирают потреблять эмоции, переживания, мысли сюжета, опыт персонажей, искушённость режиссёра. Это может быть качественно или наивно-примитивно, но всегда искусственно. И самый великий спектакль ценен эффектом присутствия, а не участия. Но детские спектакли – совсем другое.

1. Дети их не выбирают осмысленно, а попадают к нам по воле родителей. Родители ищут выгоду и выбирают сюжеты, вынуждающие детей к определённому поведению. Дед Мороз, например, должен научить бессмысленному подчинению.
2. Самыми интересными окажутся не линейные сюжеты, а целые большие игры в полном контакте детей и персонажей. Никакого пассивного присутствия, только энергичное участие. В этом случае мы не только актёры, но и активные сценаристы, режиссёры, приходится смело импровизировать.
3. Суть сюжета и интенсивность контакта с персонажами иллюзии может и будет иметь прямое воздействие на мышление наших зрителей. Мы можем заставить их поверить в дракона-людоеда, перешедшего на морковку, чтобы не съесть друга жирафика Мариуса [1]. Кто сомневается, что мы научим неизбежно верить во что угодно?
4. Дети мгновенно видят фальшь, а нам верят. Похоже мы - безумны. Разве желание виртуозно обмануть чьих-то детей может говорить о твёрдом разуме? Какую жизнь мы пытаемся скрыть самоотверженным воплощением в несуществующих персонажей феерических иллюзий? Из-за чего не сыграть, а прожить жизнь Чиполино может стать ценнее, чем заниматься своей?

Кто из нас не может рассказать подобную историю. Как-то в костюме Волка-зубами-щёлка, я пошёл по зданию школы к директору, за гонораром. Между спектаклями был почти час, а на двойное переодевание могло уйти около сорока минут. На обратном пути возникли какие-то дети. Говоря «какие-то», я не лукавлю, потому что даже небольшая группа детей — это скорее коллективный разум, а не собрание индивидуальностей. Там каждый влияет на всех и все на каждого, поэтому актёр ориентируется на группу, на общее настроение. Конечно, живой волк вызвал у них интерес. Конечно, нужен был сценарий и строгая логика происходящего. Волк оказался заложником правил дорожного движения, знаков, стрелочек и светофоров, а потому заблудился. Но когда он идёт на свой любимый цвет – красный, на него пытаются наехать машины, приходится убегать и вот теперь он здесь прячется от всего этого. Что за нелепые правила такие! Ведь красный, он и красивый, он и выше всех, значит должен обозначать: иди! Обманутые дети начали горячо выяснять, что назначали ПДД для каждого цвета, один мальчик был согласен с волком. Самое время рассказать, что красный свет видно лучше других в плохую погоду. Можно без длинны волн и прочих нюансов. Но пойти против волшебной сказки? Настоящий мальчик, по-настоящему поверивший понарошечному волку с настоящими кулаками бросился на настоящих мальчиков. Воевал за веру! По-настоящему получил от них, пока разнимали завучи. Осталась настоящая религиозная распря, из-за веры же. Но кто из нас стыдится таких историй? Никто, мы ими хвастаемся. Как и любой понарошечной иллюзией, более реальной, чем всамделишной. Несомненно – мы психи. И, конечно, делаем это не ради денег. Вот только заказов всё больше и больше.

Каждый из нас изучает не только обман на профессиональной основе. Жесты, паузы и так далее. Но и средства защиты от обмана. Самое опасное в нашей профессии это – детектор ошибки. Мы так называем часть мозга или психики, что пропускает через себя весь поток входящей в человека информации. Как нос должен нюхать пищу перед тем как положить её в рот, так и этот детектор блокирует обман. Но если нос говорит языком аппетита\отвращения, то этот орган эмоциями любопытства\подозрительностью. Если сомнения нарастают, то такому человеку скормить что попало уже не получится, в крайнем случае, его просто вытошнит вашей болтовнёй. Поэтому мало уметь обманывать. Важнее ловко зажать детектор ошибки, как делают с носом при приёме рыбьего жира. Мы знаем об этом практически всё, иначе дети от семи лет просто не будут нам верить. Останемся без работы и возможности прятать за яркие постановки свою пустоту.

Мы изучаем каждого, видим едва ли не насквозь. По словам, мыслям, действиям. Каждый из нас может перехитрить любого взрослого, например, создать ему ощущение любимости, понятости и наоборот. Что и говорить о детях? Мы проникаем под кожу, за детектор ошибки, а там уже можно действовать свободно. Мы можем вдохновлять. Оздоравливать.  Высокоэффективно обучать. Воодушевлять. Нам, психам ценно само создание иллюзий, а не то как она будет использоваться. Но никто не заказывает обучение и развитие. Нам никто не заказывает веру в себя, ориентацию на свою волю, умение делать выбор. Не было и заявок на умение отличить внутренний порыв от внешнего правила. Мы можем направить созданные иллюзии на что угодно, но заказы умещаются в короткий спектр между: поразвлечь, и чтобы безропотно слушался. И никогда. Ни одного раза. Ни один родитель не заказал самый ценный сценарий из возможных, где можно научить ребёнка не обманываться. Где можно распробовать неуязвимость и для самых ловких хитрецов. Мы можем и ждём таких заказов, ведь в них и наше спасение.

- А есть у вас спайдер-мен? /
- А сколько ведьм Винкс может приехать?
- Нам чтобы от снегурочки табаком не пахло!
- Сколько всего будет длится активность?
- да не так важно, чем именно будет наполнено, лишь бы детям весело и фотографий побольше.

Да, конечно, есть. От трёх до семи. У нас все актёры – профессионалы, без вредных привычек, вам видимо попались какие-то дилетанты. Минимальный заказ сорок пять минут до шести часов. Понятно. Как скажете. Весело так весело. И фотографии. Сделаем в лучшем виде. Ну и что, что постарше. У нас все верят. Мы же – высшая лига.

Самые мелкие ещё не имеют детектора ошибки, но и осознать, что этот персонаж – сказочный тоже не в состоянии. Что кикимора, что курящая мамина подруга, всё одно. От четырёх до восьми, вот наши клиенты. Уже воображение, уже мышление. Возраст уместных сказок. В любой игре понимают где понарошку, где всамделишно. Если мы будем играть не достоверно, то так и останемся в понарошку. Так, развлечение и забытый через месяц фотоальбом. Но наша жажда требует перейти рубеж достоверности-всамделишной. Потрясти, обжечь, изумить. Пока они верят, мы существуем и наполняемся ощущением смысла. Вы правы: ощущением, а не смыслом.

Самые умные из них раньше и упорнее всех заявляют, что Дед Мороз ненастоящий, драконов не существует, а динозавры вымерли. Требуют заморозить кого-то посохом, чтобы убедится в его волшебности. Без блефа вызываются на эксперимент сами.  Против команды знатоков иллюзий все красивее играет детектор ошибки, совместно с образованностью и здравым смыслом. Если срочно не принять меры, рассыплется вся сказка. Нельзя выпускать вирус скепсиса. Последствия эпидемии сомнений станут фатальны. Ведь если один догадается: участвовать и в самой весёлой волшебной, но чужой затее всегда скуднее, чем затевать что-либо настоящее, но своё… Топорные аниматоры тогда скажут: ну и играй тогда один! С детства показывают противостояние просвещённого меньшинства и верующего большинства, видимо. Мы говорим, не переживай, это всё понарошку, это игра. Поиграй с нами. Подыграй нам. Чаще соглашается. Далеко пойдёт. Быть может даже осилит комплексные числа. [2] Ведь он уже вырвался.

Даже нам странно, что смешивают всех детей вместе, но стоит ли переживать? Это вредно для всех. Тем, кто уже способен на трезвое виденье приходится задерживаться в кругах «да они маленькие ещё. В Деда Мороза верят». Это обесценивает их прорыв и интеллектуальный подвиг. Какой смысл быть умным и смелым, если по факту ты только выпадаешь из сообщества? Тем, кто ещё не разгадал логику всех обманов, тоже нелегко. Глядя на прорвавшихся, они чувствуют себя обделёнными, второсортными. Как дети мигрантов, глядя на таких же детей, но местных. Так что у временно отстающих остаётся два пути: или ускорять свою эволюцию или запойно провалится во всё новые иллюзии. Как научить думать, сопоставлять факты, распутывать клубки за ниточки-улики не знают даже взрослые. А у школьников вообще нет способа поделится со сверстниками своими разоблачениями. Так что шоу будет продолжаться [3].
Мы не работаем с детьми старше одиннадцати лет. Не за какие деньги и не по какой дружбе. Если такой малыш всё ещё не умеет отличать сказку от реальности ему нужна помощь, а не ещё одно качественное представление. Иначе его детектор ошибки заржавеет от не востребованности. Или он сгорит от перегрузки в самый обычный молодёжный кризис. Мы не тормозим взросление. Мы не способствуем инфантильности. Мы препятствуем появлению таких же психов, как мы. Это не забота, лишь попытка сделать наши страдания ненапрасными. Если он не научился думать или боится этого, избегает связанных с умозаключениями разо-чар-ований, а ему уже одиннадцать мы называем его буратино. Эмоциональный, безответственный, деревянный в своей вере. Находка для топорных проходимцев типа Базилио и искусной лисы Алисы. Для зачумленных сектантов и для официальных священнослужителей. Для экстрасенсов, что не могут выиграть лотерею. Для не знающих своей судьбы астрологов. Для психологов, что вместо науки говорят о душе, а суть трагедий объясняют через карму. Для аниматоров всех сортов, но никогда не для себя.
Многие уже покинули профессию под разными предлогами. Одни говорят, я уже так изучил обман других, что не могу обмануть себя! Другие говорят, что исцелились. А тот, что рассказал историю про Волка ушёл, когда понял: ни после одиннадцати. Ни с четырёх до восьми. Никогда вообще нет уместного возраста для сказок.

Устюжанин

Обязанности скептика тесно сопряжены с риском. Скептицизм бросает вызов традиционным институтам. Если приучить к скептическому мышлению всех, в том числе старшеклассников, вряд ли они ограничатся разоблачением НЛО, рекламы антидепрессантов от проблем, вредности всех генно-модифицированных организмов, аутизма от прививок, магов и предсказателей, суеверий и предрассудков, национального шовинизма. Они начнут предъявлять требования экономическим, социальным, политическим и религиозным структурам. Они, того и гляди, бросят вызов тем, кто у власти. И что тогда?

Карл Саган

[1] https://dbelyaev.ru/p/15384/
[2] http://elementy.ru/posters/fractals/complex_numbers
[3] https://music.yandex.ru/album/295708/track/2758009