Следы медвежатников

Федор Быханов
Братья-рецидивисты использовали весь свой немалый опыт для совершения очередных преступлений, но всегда оставляли после себя улики, позволившие изобличить обоих.
…В то лето, когда по торговым сетям Бийска и пригорода буквально прокатилась волна  взломов замков, решеток и сейфов, совершенных ради краж материальных ценностей, ни днем, ни ночью не было покоя сыщикам, занимавшимся поисками медвежатников, как в криминальном мире называют тех, кто специализируется на воровстве подобного рода. При солнечном свете криминалисты собирали вещественные доказательства на очередном месте происшествия, а по ночам выезжали туда, где еще могли не остыть «горячие» следы взломщиков. Но те успевали исчезнуть, оставляя после себя только покореженное железо, не сумевшее достойно противостоять их дерзкому нашествию.
Так было и после кражи в заречной части городского поселения, где при лунном свете побывав в кабинете директора  коммерческого предприятия, расположенном на втором этаже здания офиса, на крышу более низкой пристройки прямо из окна, ставшего им входом, неизвестные выбросили распотрошенный сейф с пропавшими из него почти двумя десятками тысяч рублей.
И суток не прошло, как снова содержимое несгораемого шкафа стало поводом для ночного визита в магазин. Теперь уже в поселке Нагорном, куда по сигналу, поступившему во втором часу после полуночи на пульт тревожной сигнализации, сначала выехал экипаж частного охранного предприятия, а потом уже от них вызов поступил в «Дежурную часть» отделения полиции.
К приезду оперативников, там уже ждало, извещенное о постигшем их несчастье, руководство торговой розницы. Только все собрались не у главного входа с не потревоженными замками, а  у запасного, оборудованного воротами для приема грузового транспорта. Потому что двери именно в них, выполненные по принципу ставни на роликах, обреченно зияли рваным металлом дверной коробки и безжалостно погнутым ригелем встроенного замка.
Но за ними – в подсобном помещении и на торговых площадях  ничего визитеры не тронули. Зато из кабинета управляющего исчез небольшой, менее метра, как  в высоту, так в и ширину, сейф светло серой окраски. Прежде он был встроен под столешницу, а вот теперь его укатили с собой злоумышленники, воспользовавшись колесиками, имевшимися у хранилища ценностей. Внутри, по словам старшего продавца, лежали трудовые и медицинские книжки персонала, а также около 160 тысяч рублей наличными.
Всю процедуру кражи можно было посмотреть прямо теперь, прокрутив записи с видеокамер, установленных на объекте. Вот только эти кадры нисколько не проясняли личности двух медвежатников, укативших свою добычу в неизвестном направлении. Потому что свет они не зажигали, управляясь при лучах карманных фонарей. К тому же лица были закрыты капюшонами кофт.
И только еще в двух местах они оставили следы, приобщенные теперь к материалам расследования. У взломанного замка на дверном косяке имелся отпечаток руки в нитяной перчатке, а в нескольких шагах от ворот, на грязной поверхности бетонной площадки, четко проявился след обуви. Возможно, одного из неуловимых взломщиков.
Все те данные, что оказались в распоряжении сотрудников уголовного розыска, тут же были переданы постам, дежурившим в этот ранний час на улицах Бийска.
Получив такую ориентировку, один из патрульных экипажей ГИБДД, предположил исходя из логики вещей, что с такой тяжелой ношей, каким является сейф, преступники пешком скрыться не могли. Наверняка у них имелось транспортное средство, для которого в округе не так уж и много маршрутов к укромным местам, где бы можно было вскрыть стальной ящик с деньгами.
Проехав большинство из таких направлений, но так и не заметив там ничего подозрительного, инспекторы ДПС направились в лесную чащу, раскинувшуюся на окраине Приобской промышленной площадки. Там, под сосновыми кронами, некогда стояли корпуса оборонного предприятия, ныне уже не существующего. И полное безлюдье не могло не заинтересовать медвежатников.
Однако и здесь, проехав почти километр по узкой лесной дороге, полицейские не встретили никого. Разве что в зеркале заднего вида мелькнули красного цвета «Жигули», выехавшие с опушки следом. Оставалось только для порядка поинтересоваться намерениями автомобилистов в этом глухом уголке. Но те, видимо тоже заметили, что не одни в лесу. Не желая приближаться к служебной машиной с проблесковым маячком над крышей салона, «Жигули» сначала остановились, а потом начали сдавать задним ходом, не имея возможности совершить разворот.
И у полицейских, оказавшихся в таком же самом положении, не оставалось иного выбора, кроме того, чтобы пятиться к «Жигулям». Что и делал водитель, тогда как старший патрульной группы бросился бегом за красной легковушкой, надеясь, что вид его табельного оружия охладит пыл неизвестных лиц и те остановятся.
Так и получилось. Но совсем по иному поводу. Просто красная малолитражка наехала на пень и застряла. После чего, ранее сидевшие в ней двое молодых людей – водитель и пассажир, тоже выбрались наружу и  бросились наутек в разные стороны.
Догнать их в густом лесу не удалось. Зато осталась брошенной машина, изучение которой могло вывести и на ее владельца. Тут же последовало сообщение начальству и через считанные минуты на месте происшествия уже занимались своим делом представители службы расследования преступлений.
С соблюдением всех полагающихся формальностей, они досмотрели «ВАЗ-2108» красного цвета, в багажнике которого мирно лежал на боку тот самый сейф, похищенный минувшей ночью из магазина в поселке Нагорном и опознанный прямо тут торговыми работниками. Более того, «родным» ключом отперев дверцу вернувшейся к ним пропажи, они убедились, что внутри все на месте – и деньги, и документы.
Кроме того, криминалисты отыскали в «Жигулях» отвертку, монтировку, а в желтом пластиковом пакете – пару кроссовок с протектором, похожим на тот, что отпечатался у обворованного магазина.
Владельцем машины являлся Юрий Смолин, проживающий почти рядом с подразделением правоохранительных органов этой части наукограда. В его квартире полицейские и дождались появления сначала хозяина, а потом и его старшего брата Валерия, обитавшего с ним под одной крышей.
Оба прежде уже имели по три судимости за кражи. А теперь признались в похищении сейфа. Старший брат заявил, что идея была его, тогда как младший брал на себя роль водителя, наблюдавшего за обстановкой и согласившегося помощь с транспортировкой груза.
Но к той поре, найденные в «Жигулях» предметы изучили эксперты и установили, что отпечатки кроссовок из желтого пакета, принадлежавших Валерию Смолину, фигурируют и в материалах уголовных дел, возбужденных по факту ряда других краж из торговой сети. Там же «засветилась» и обувь, снятая с ног его младшего брата. Перчатки оказались идентичными тем, в которых обчищались магазины. Их монтировка и отвертка оставили свои неповторимые следы на взломанных дверях, оконных рамах и решетках магазинов и офисов, где побывали взломщики. А директор предприятия, из чьего кабинета за сутки до этого выбросили на крышу пристройки опустошенный сейф, опознал в Смолине-старшем того человека, который приходил устраиваться к нему на работу, а получив отказ, успел, видимо, рассмотреть всю окружающую обстановку, использовав эти знания для совершения кражи.
Тут уже пришлось братьям каяться и по поводу их остальных похождений.
Прежде чем начать обчищать объекты с наличными деньгами внутри, они на автомобиле Юрия объехали весь Бийск. Присматривались в основном к небольшим торговым точкам, опасаясь нарваться на охрану в крупных торговых центрах. Здесь же, иной раз, сами портили охранную систему, если часть ее оказывалась снаружи. В темноте пользовались навигатором в незнакомых селах. Кроме сейфов, искали в магазинах и тайники, в которые персонал прятал выручку после очередной торговой смены. Ими могли быть и хитроумная щель в стене, и укромное место в холодильной витрине, а то и просто ящик письменного стола.
При этом использовали любые знания обстановки. Так, младший из братьев, страдающий наркотической зависимостью, не погнушался тех денег, что оказались в бюджете их воровской семьи после кражи из специализированного лечебного учреждения.
Всего, где поодиночке, но в основном совместно, Смолины совершили, чуть ли не десяток  краж, причинив потерпевшим материальный ущерб, исчисляющийся десятками тысяч рублей. В итоге, по всем этим эпизодам их обвинили в тайном хищении чужого имущества, совершенного с незаконным проникновением в помещение. 
По совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, Юрий Смолин получил три года лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. В тех же условиях на три месяца дольше будет перевоспитываться его старший брат. Тем же приговором с них взыскан материальный ущерб, причиненный владельцам обворованных торговых предприятий.