Ленинградские уроки

Анатолий Аргунов
Часть 3.

  Чистая и прохладная вода залива, нагретый солнцем воздух и песок, привлекали целые толпы отдыхающих на самопально созданные пляжи, чем то напоминающие  необихоженные районы южного берега Крыма. Купаться официально здесь было запрещено-с войны остались не разорвавшиеся мины и бомбы, но народу хотелось позагорать и покупаться. Где  это сделать, как не на песчаном заливе,совсем рядом с городом.
Мы с Витькой просто  балдели каждый раз ныряя в холодные воды залива , потом кидая свои тела на разгоряченный песок. Вокруг нас были такие же пацаны и девчонки, кое-где встречались взрослые парни со своими девушками, забредших сюда побыть наедине от всех и позагорать.
Время пролетело как один миг.Солнце пошло на убыль,стало прохладно и народ потихоньку стал расходиться.
- И нам пора.  Тебе Витька к пяти и мне надо до шести домой успеть, а то тетка панику тоже поднимет – сказал я Витьке. Еще раз окунемся и по коням.
В это время, где -то над заливом раздался едва слышный вскрик "Помогите" И всё стихло.
- Витька, ты слышал?
- Да, слышал, слышал!  Только не пойму, кто кричит?
Мы вскочили на ноги и стали всматриваться в серебристую гладь финского залива. В метрах ста от берега мы заметили небольшой островок,который едва возвышался над поверхностью воды.
- Кажется, это оттуда, - сказал я неуверенно.
- Айда, проверим. Может, кто-то тонет, а мы дрыхнем...
Доплыть до островка, нам не стоило большого труда. И вот мы у кромки песчаной отмели островка, с которого в воду неожиданно нырнул какой-то здоровенный парень, явно старше нас и поплыл стремительныи "кролем" к берегу.
- Он, что ли кричал? -  задал мне Витька вопрос. Я пожал плечами. В это время мы вдруг почувствовали, что где-то рядом плещется вода, словно кто-то подает нам знак.
Мы бросились на звук и  наткнулись на утопающего, он почти весь с головой ушел под воду, лишь изредка появлялась рука над поверхностью воды, шлепающая ладонью по ней.
В доли минуты мы поднырнули под утопающего и вытащили его на поверхность, а потом приволокли к берегу островка. Это был молодой парень, весь голый.  Перевернув лицом вниз, Витька подставил колено под грудь парню, я стал стучать кулаками по спине. Из рта парня полилась вода, он захрипел  и потихоньку стал приходить в себя. Наконец, он туманным взглядом окинул нас и заплакал.
- Ты чего? Всё! Мы спасли тебя, ты жив! – стал теребить его за плечо Витька, но парень продолжал плакать, его тело содрогалось от судорог и страха, и пена с водой еще долго выходила через рот.
Наконец, он окончательно пришел в себя и рассказал, что с ним произошло.
- Меня зовут- Вадим, я пришел покупаться на залив с соседской девочкой, Никой.  К нам пристал парень, он  старше меня и стал прикалываться ,типа, если тебе девушка нравится, то кто первый доплывет до островка, тот с ней и дружить будет. Я согласился- плаваю я неплохо.  Он, видимо,спортом занимается и как пошел «кролем», где мне за ним угнаться. Но, дело не в этом, когда мы к острову стали подплывать, парень нырнул под меня и стал стаскивать с меня плавки. У меня заграничные плавки, дядя моряк из Канады привез. Красивые, тянутся, хорошо облегают тело. Вот из-за этих плавок, он меня и решил утопить... Я стал сопротивляться... В общем, остальное вы знаете. Если бы не вы, пошел бы на корм рыбам.
- Неужели из-за плавок можно утопить человека? – удивленно спросил я,  не веря рассказчику.
- Тут у нас в Питере уже не один такой случай произошел.На отдаленных пляжах за ними устроила  охоту местная шпана ... Импортный купальник на барахоловке можно за 100 рэ толкнуть, а за 50- оторвут с руками...
Мы помогли парню подняться и потихоньку доплыли с ним  до берега.Потом  пошли с ним туда, где он раздевался и загорал с девушкой. Там ничего и никого не было: ни одежды, ни девушки, ни самого грабителя...
- Вот так ,Толян, питерская шпана действует, если не украдут деньги, то утопят из-за трусов.-сьязвил Витька.
Отдав свои штаны  и рубашку "утопленнику", мы с Витькой довели спасенного парня до ближайшего отделения милиции. В отделении к нашему рассказу отнеслись очень серьезно. Оказалось это не первый случай грабежа, с утоплением потерпевших,так выразился усатый милиционер в звании капитана. Следователи долго допрашивали Вадима, показывали ему какие-то фотографии,тот всё мотал головой или отвечал:- Не этот. Допросили и нас с Витькой. Мы рассказали зачем приехали в Ленинград и что делали на пляже. Следователь записал адреса наших родственников,попросил поставить подписи в протоколе и отпустил.
В Ленинграде стоял теплый летний вечер,  кругом шумела, кипела жизнь большого города, но нам было грустно.В городе-герое за один день мы столкнулись с двумя жуткими преступлениями: воровством и посягательством на жизнь человека.  От этого нам было совсем не до хорошего настроения.
- Ладно, Витек, идем ко мне, я думаю, что тетка нас не выгонит, переночуешь у меня,  а завтра берем билеты и едем в нашу Веракушу. Хватит нам городской жизни...
-А крейсер «Аврора», а морской музей-  мы же должны их посмотреть? – не согласился со мной мой друг. – Волков бояться, в лес не ходить! А мы с тобой и не такое видели! Пока не выполним программу полностью ,никуда не поедем!
Тетка Лена нас встретила приветливо, мы ей обо всем подробно рассказали. Она лишь покачала головой  и посочувствовала. - После войны приехали в разоренный город разные люди: и хорошие,и плохие.  Хороших больше, но с плохими встречаться приходится. Трудно после войны жить начинать, не все имеют свой угол или квартиру,видите ,живем в коммуналках. Не все  могут одеться, как следует,отсюда и преступления. Но, все пройдет, хорошие люди всегда побеждают плохих. Время нужно для перевоспитания,и подготовленные кадры,а их-то и нехватает.  Но люди найдутся,так было, так будет всегда!- решительно сделала вывод тетушка .Потом мы позвонили Нинке в общежитие,  и Витька сказал, что остается переночевать у меня. Нинка и слушать не хотела, но переговорив с теткой Леной, успокоилась. - Ладно, но завтра, чтобы был у меня и никакой самодейтельности,понял!, - приказала она Витьке в конце разговора.
Утром, выходя из подъезда, мы столкнулись все с теми же двумя пацанами, которых я увидел в первый день.
- Ну чего, другана с собой привел? – спросил невысокий и нахальный  парень.
- А тебе, что за дело? – ответил за меня Витька.
Два на два- драка для нас с Витькой была нестрашна и мы к ней были готовы.
- А то! Сказано за вход во двор  нужно платить -плати, - ослабился в ухмылке всё тот же невысокий парень.
- А что двор твой,купленный? – подскочил к нему Витька. У него давно чесались кулаки, еще вчера ему хотелось намылить кому-нибудь рожу, за пережитую несправедливость,а тут сами просятся.
- Во,смотрика, еще один "костыль" из шпалы! – засмеялися низкорослый парень, напирая грудью на Витьку.
- Увянь, не твой уровень баланду травить, -вмешался второй пацан, явно старше всех нас, с папиросой во рту. -Значит, так- платите деньги и дуйте на все четыре стороны...Но не успел он договорить,как Витька,оттлкнув низкорослого, возник перед парнем с папиросой.
– Еще одно слово и я тебе засуну цигарку в одно место, - резко взял инициативу в свои руки Витька.
- Что ты сказал? -  завопил высокий парень.
- А что слышал?
Взмах руки верзилы, мой друг, явно ожидал. Он присел, кулак просвистел мимо. Витька ловким движением футболиста подсек потерявшего равновесие парня и тот со всего маху,по инерции,упал и ударился лицом в грязный асфальт.
Низкий ,проворно подскочил  с зади  к Витьке и отработанным движением замхнулся, чтобы ударитьего кассетом по голове. Но тут уж  не сплоховал я ,и опеределил его. Мой удар ногой пришелся ему в пах, парень присел, сжавшись в комок от боли. Я подошел, вытащил кассет из ослабленной кисти нападавшего.
- Еще раз махнешь, череп разнесу самому – пристрастил я его. – Мы вас предупредили, надо будет, сам Лешка, мой брат, приедет сюда. Тогда не только рожи и носы побьем вам, но  всех кто встанет нам на пути повяжем и в ментовку отведем. Теперь все! Мы с Витькой гордо вышли со двора и направились в город на экскурсию.
Крейсер «Аврора» нам понравился больше всего. Особенно,  когда мы ходили  около главной пушки, которая стреляла по Зимнему Дворцу. Гладили её по холодному гладкому стволу,охали от мощи орудия.Потом спускались в кают-компанию,посмотрели выставку фотографий революционеров и матросов защищавших блокабный Ленинград.  Выстрел из пушки на Петропавловской крепости- полдень!-Нам пора ,-сказал Витька. Нужно дальше город посмотреть... Под вечер уставшие,  едва переставляя ноги, мы снова оказались у вокзала.
- Ну, тебе на метро,Витька, а я на свою четверку побегу, - сказал я другу и попрощавшись, расстались до следущего дня.
На четвертый день нашего пребывания , наконец-то, попали в Морской музей, о котором мечтали в Веракуше.Он оказался совсем рядом с Невским,но мы почему-то искали его в другом месте-в морском порту,куда нас не пустила охрана.  Из жаркого летнего пекла улицы мы оказались  в прохладных и  полупустых залах музея.  Начали осмотр с  древних лодочек и ладей на которых наши предки ходили  в походы по рекам и морям нашей огромной страны. На одном огромном щите, так и было написано: Лодочный путь из Варяг в Греки.
Витька, как всегда, пробежал мимо.
- Толян, нам это уже неинтересно. Смотри, вон там, целый крейсер стоит,может настоящий? идем к нему.
Но, что-то остановило меня.
-  Витька, а нашей лодки, которую мы нашли в Веракуше, здесь случайно нет?
Витька сделал недоуменное выражение лица.
- Откуда? Она где-то в Сосновском музее стоит.
- А ты ее видел там?
- Нет! А я туда и не ходил, может и стоит себе, где-нибудь в уголке, пыль собирает – отшутился Витька.Я предложил:
-А давай здесь посмотрим, может, её найдем.
И  каково же  было наше изумление, когда под толстым стеклом мы увидели свою полусгнившую лодку, добытую со дна Веракуши и тот знаменитый якорь. Надпись так и гласила: Древний баркас для перевозки товаров по водному пути из Северного моря в Черное, найденное в реке Веракуша, у села Малое Кунино, Сосновского района,  школьниками из Веракушенской школы. Приблизительная дата создания судна- 957-959 годы.
- Ты видишь, наша лодка, Витек!
- Да, вижу, вижу, только почему наших имен нет. Мы же нашли?
- Да, какая разница, кто нашел. Главное, что наша Веракуша прогремела на весь мир. Ты смотри, сколько иностранцев, туристы со всех стран и все подходят, и смотрят...
Мы еще долго стояли около экспоната и не могли насмотреться на нашу полусгнившую лодку.
- Как-будто дома побывали -  сказал Витька.
- Пора, идем смотреть дальше,-ответил я. Время прлетело как один миг.
Из музея мы вышли в Летний сад и долго бродили по тенистым аллеям, обсуждая увиденное. Около домика Петра I мы с Витькой отчаянно заспорили, да так громко, что к нам подошел милиционер.
- Ребята в чем дело? Почему нарушаете, кричать здесь не положено и особенно руками размахивать.  Это же летний сад!  А кстати, вы откуда такие ершистые будете?
- С Веракуши, - ответил я.
- Документы есть? -  строго спросил милиционер.
- Нет. Вот только ключи от квартиры тетки, я к ней в гости приехал. Она на фабрике имени Горького работает. Ударник труда, на Доске Почета висит, - выдал, не зная, то еще сказать. - А Витька, мой друг, тоже с Веракуши, он к сестре Нинке приехал, она на Савушкина живет, учится в ФЗО на Кировском заводе.
- А что у твоего друга язык отсох, сам за себя сказать не может?
Витька обиделся.
- Ничего не отсох. Я просто не знаю, что говорить ...
Милиционер подвел нас к будке постового милиционера и попросил набрать номер телефона  фабрики Горького,что на Васильевском острове.
Вскоре  после коротких гудков,  соединили с проходной фабрики и милиционер  поинтересовался, есть ли у них на фабрике:
- Как фамилия, имя и отчество твоей тетки? – прижав трубку рукой, спросил милиционер меня.
- Александрова Елена Александровна, она в бумажном цехе работает...
Через какое-то время милиционер вышел из будки.
- Ну что путешественники, все верно. Елена Александровна все подтвердила и попросила обоим явиться к ней домой. Она  сегодня по раньше придет с работы и пойдет с вами в цирк, у нее уже билеты куплены...
Милиционер нас отпустил, крикнув в догонку: - ведите себя спокойнее, здесь город...  Мы, перебежав улицу, оказались на набережной Невы.
- Что делать-то будем? – спросил меня Витька.
- Билеты в цирк куплены, пошли, - ответил я.
- Ты иди, а я то каким боком, тетка тебе купила билеты, а не мне – ответил Витька.
-  Ты чего? Если не купила на тебя,  сами купим, прямо с рук у входа...
- Да, нет Толян, тетка просто хочет с тобой побыть, поговорить, ну, как это у взрослых принято, а я не вмасть буду. Извини, но я пошел к себе, Нинка тоже обещала со мной куда-нибудь сходить. Давай до завтра. Встреча в тоже время на том же месте.
Но нашим планам не суждено было сбыться. К вечеру резко подул северный ветер,  небо покрылось по низкими черными тучами, грянула гроза с молниями,громом и сильнейшим дождём с ветром. В городе началось наводнение. За одну ночь Васильевский остров стал действительно островом. Метро закрыли,мосты развели и редкие трамваи и троллейбусы проползали сквозь огромные лужи.
Нинка, сестра Витьки, созвонилась с теткой и они договорились немедленно отправить нас обратно в Веракуши, пока еще не все дороги перекрыты из-за новоднения.
Мы едва успели к поезду. Запыхавшаяся Нинка с авоськой, набитой какими-то покупками и Витька подошли к воротам вокзала ,почти одновременно с нами: мной и теткой.
- Идёмте в вокзал, нужно еще билеты оформить – бросила на ходу тетка Лена.
Нинка отдала сетку Витьке:
- Вы идите на перрон № 7, а я в кассу билеты прокомопостировать побежала, до поезда осталось десять минут,может успею....
Так и закончилось наше совместное с Витькой путешествие в Питер.  Я так и не смог встретиться со своим двоюродным братом,  не посетил еще одну тетку Серафиму и своего деда Сашу ,и еще много чего не успел сделать, и все из-за наводнения.
Зато Витька был рад возвращению домой.
- Ты знаешь, Толян, -  когда мы остались одни на полке поезда. Хорошо, что  наводнение случилось, а то я совсем заскучал, хотел даже вчера вечером  на вокзал один податься, так домой захотелось Надоела мне Нинкина комендантша, ее строгости: то не делай, туда не ходи... Все,баста, не поеду больше в Питер, сыт по горло!
- А я вот хотел бы еще побыть, но видишь – стихийное бедствие помешало, - ответил я, как-то совсем грустно.

PS: Та первая поездка в Ленинград отложилась в памяти на всю жизнь, я полюбил этот город, так же ,как свою Веракушу. После школы поступил учиться  именно в этот город и всегда вспоминаю случаи из детства, когда мы открывали для себя все новые и новые сложности жизни, людей, их непростые взаимоотношения. Спасибо Ленинграду, ленинградцам, через него, через их добрые сердца, он стал мне родным городом и сделал меня человеком.