Челядь - этимология

Сергей Колибаба
Тенью (ивр. ЦЕЛ защита) руки (ивр. ЙАД рука)
Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою
изостренною; в колчане Своем хранил Меня
Исаия 49:2

Общественные и семейные отношения в Древней Руси - историческая проблема окончательно не выясненная до настоящего времени. По отношению к «челяди» у историков существует два мнения: одни считают, что челядь – это рабы, другие, понимают под этим термином людей с неполной зависимостью, а также слуг и домочадцев.
Известно, что в древнем мире семьи были большими, наряду с полными индивидуальными семьями в большую семью входили: одинокие родственники и дети, потерявшие родителей, прижившиеся военнопленные и специалисты-ремесленники (не рабы), пришельцы, патриархальные рабы, слуги и пр.

* Екклесиаст 2:7: «приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы (ивр. БЕН сын, потомок) были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме».

1) Существующая этимология

а) Викисловарь
Корень: челядь. Встречается также вариант написания: чадь. Значение: истор. дворовые слуги помещика (в Российском государстве до отмены крепостного права); собир. любые слуги. Этимологии нет, статья не оформлена.

б) Этимологический словарь Макса Фасмера (ст. сокращена)
Челядь ж., род. п. -и, челядинец, укр. челядь, челядин «слуга», челядина «служанка, девушка», блр. челядзiн «слуга», др.-русск. челядь, челядинъ, ст.-слав. челядь греч. therapia (Мар.), болг. челяд ж. «семья», сербохорв. чeлaд ж. «челядь, домочадцы, люди», чеш. cеlеd ж. «семья, челядь», совр. «прислуга», слвц. cеlаd ж. «челядь», польск. czeladz «челядь, слуги», в.-луж. celedz, н.-луж. сеlаz «челядь».
 Праслав. *cеlаdь родственно др.-инд. kulam «стадо, рой, род», ирл. cland, сlаn «потомство, род, клан», лит. kilti;s «род», греч. telos «толпа»; … (перечень авторов).
Далее пытаются установить родство с колено, лит. kelys «колено», лтш. сеlis — то же. Невероятно Махек (ZfS, I, 1956, стр. 39 и сл.). — Т. чем. Из др.-русск., ст.-слав. чимь, тв. п. ед. ч. от чьто, под влиянием цемь, тв. п. ед. ч. от къто. Впервые др.-русск. чем в Дух. грам. Дмитр. Донск. (ум. в 1389 г.); см. Соболевский, Лекции 187 и сл.; Дурново, Очерк 293. Праслав. тв. п. *cimь заменил более древнее *ci под воздействием окончания тв. падежа -mь других типов склонения; *ci соответствует лат. qui «чем», англос., др.-исл. hvi «как, для чего, почему»; …

2) Применение термина в русском языке
а)  Повесть временных лет (XII в.), под 911 г.
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869

«О том, аще украденъ будеть челядинъ рускый, или ускочить, или по нужи проданъ будет, и жаловати начнуть русь, да покажеться таковое о челядине, да имуть и; въ Русь».

б) Национальный корпус русского языка

* Никоновская летопись (1176–1362 гг.) (1526-1530): «Новогородци же пришедъше въ Новъгородъ, и сотвориша вече по своему ихъ обычаю изстаринному на посадника на Дмитреа и на братію его, … а братьи его дворы разграбиша, и именіе и богатство ихъ поимаша, и села ихъ, и люди и челядъ ихъ изпродаша, и потаеныа сокровища ихъ изыскаша, и поимаша безъ числа кождо себе, …».

* Из Степенной книги царского родословия. Житие святой блаженной и равноапостольной... княгини Ольги… (1560-1563): «И в Киеве Святославъ рече матери своей и боляром своим: «Не угодно ми есть жити в Киеве, но хощу жити в Переславцы, иже на Дунаи, яко той есть среди земли моея, и ту вся благая мне сходятся: от греков;злато, и паволоки, и вино, и овощие различнии; от чахов же и угров;сребро и кони; а из Руси;белки, и мед, и воск, и челяд»».

3) ЕЭБЕ/Семья/Род и родовой быт (по Библии)

* Семья. В древности у евреев было два рода семьи: "большая" и "малая", или индивидуальная. Так, Яков со всеми своими сыновьями и внуками (70 душ) составлял большую С. (Быт. 46, 31), между тем каждый из его сыновей со своими женами и детьми составлял, в свою очередь, индивидуальную семью (Исх. 1, 1). "Большая семья" является подразделением рода (см. Род и родовой быт) и представляла родственный союз индивидуальных семей. Состав "больших" семей подвергался еще в большей степени изменениям, чем род; случай, когда две таких семьи слились в одну вследствие малочисленности членов, упоминается в I Хрон., 23, 10, 11. К семье присоединялись рабы и члены других семей и родов. …
Старшина, по-видимому, был представитель самой могущественной индивидуальной семьи, входившей в состав "большой" семьи, и наследовал свою должность по праву первородства. …
Во главе семьи стоял отец (Иош. 7, 14), который имел большую власть над детьми, мог продать свою дочь в рабство, подвергнуть смертной казни провинившуюся невестку (Быт. 38, 24). Вообще все права членов семьи определялись по отношению к отцу как к главе семьи: родство, принадлежность к данному племени, право наследства — все это направлялось по отцовской линии.

* Род. Род (клан), является самой крупной (после колена) общественной единицей в древнем Израиле. Род мог состоять из нескольких сотен членов (Суд. 18, 11) и из нескольких тысяч (Чис. 26); … Организация рода покоилась на кровном родстве членов (Числ. 27, 11). Но члены рода связаны между собою не только узами родства, но и общностью интересов. …
Общими делами рода управлял совет "глав семейств" (старейшины), которые, в свою очередь, были в зависимости от вождей племен (Чис., 36, 1). Представители рода имели власть над жизнью и имуществом сородичей, но впоследствии центральная власть царя могла вторгаться во внутренние дела рода и мешать выполнению приговора родовых начальников (II Сам. 14, 7, 8). Рода, в свою очередь, распадался на семейства. Организация рода сохранилась до очень позднего времени.

4) Обобщение и вывод

а)  Комментарии и историко-религиозная обстановка

Этимологи  не объясняют термин в связи с его графикой и фонетикой, Макс Фасмер считает термин «праславянским» и ищет родство с «др.-инд. k;lam «стадо, рой, род», ирл. cland, сlаn «потомство, род, клан»». Исследователи  игнорируют идеологию (религию), организация племенного славянского общества в IX-XI вв. претерпела коренные изменения, на базе иудеохристианства образовались новые этнические сообщества.

Надплеменное формирование на Днепре – Русь, появляется по утверждению летописца в период 882 (захват Олегом Киева) по 904/11 (поход на Константинополь, точной даты нет), христианство принято в 988 г. Древняя русская письменность ориентируется на сюжеты Ветхого Завета, Соломон строит Иерусалимский Храм, а князь Владимир – Десятинную церковь (996). Развитие  Руси шло по библейской модели, соответственно: традиции, обычаи, образ жизни, система экономики и лексикон евреев - стали образом жизни и языком русского народа (и не только русского).

б) Образ зависимого человека в древнерусской лексике

Согласно древним письменным источникам «челядь» - это категория зависимого  в разной степени населения (по договору, долговой раб, смерд, холоп).  Правда Русская (XI в.): «11. Если челядин скроется или у варяга, или у колбяга, и его в течение трех дней не выведут, но обнаружат его хотя бы на третий день, то взять ему <господину> своего челядина, а 3 гривны за обиду». Владелец (князь, боярин) в рамках Моисеева законодательства мог распоряжаться «челядью», в том числе согласно Правде … продавать и покупать «челядь».

Зависимость - власть одного человека над другим; термин «зависимость» (этимологии нет) зафиксирован в работе русского философа Я.П. Козельского «Философические предложения…», 1768 г. В древнерусском лексиконе термин найти не удалось, понятие «зависимости» формулировалось в виде речевого оборота (словосочетание) -  «быть под рукой» = зависеть от кого-то, быть во власти кого-то.
 
* Словарь русского языка XI-XVII вв., РАН, М., 1977, вып. 22, см. ст. Рука
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_22.pdf

«Под законными руками бытии», Ефр. Корм. XII в.
 
«От государевы высокие руки (покровительство) тех диких людей отгонили», Н.Головину, 1638.

«Се раба твоя в руку твою, твори еи, яко же ти есть годно». Библ. Геннадия, 1499, 1097 г.

«В руке Божьей бытии» - быть под защитой Бога.

«И держать их буду… под своею рукой», 1587 г. и т.д.

Итак, мы выделили словосочетание, образное выражение (образ - под рукой), которое применяли в древнерусской лексике для общего обозначения зависимого человека.

Вывод

Целесообразно рассмотреть связь термина «челядь» (образ – под рукой, защитой) с библейскими образами (под рукой, защитой) и терминологией (рука). Религиозные и общественные отношения  на Руси формировались на Программе иудеохристианства, обучением и воспитанием населения (проповедь, молитва) занималась Церковь.
 
5) Терминология иврита и библейский образ

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни составного слова  – ЧЕЛЯДЬ = ЧЕЛ+ЯДЬ.  У нас  моментально появляются, соответствующие ОБРАЗУ (под рукой, защитой) корни иврита; ЦЕЛ кров, защита + ЙАД рука.

а) Терминология

* Русск. ЧЕЛ = ивр. ЦЕЛ кров, защита.

См. стронг ивр. 6738, ЦЕЛ

См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_404.htm

* Русск. ЯДЬ = ивр. ЙАД рука.
 
См. стронг ивр. 3027, ЙАД

См. Еврейский и халдейский этимологический словарь…, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_174.htm

**  Общий вид
 
Русск. ЧЕЛЯДЬ (слуги, рабы) = ЧЕЛ + ЯДЬ = ивр. ЦЕЛ + ЙАД = ивр. ЦЕЛ кров, защита + ЙАД рука; т.е. находящийся под кровом властителя.

Составной древнерусский термин ЧЕЛ+ЯДЬ показывает, что члены семьи, рода  находились «под кровом», защитой (под рукой) бояр или князя. Очевидно, что жизнедеятельность человека без покровительства знатного лица (владельца земли) в то время была невозможна.

Пояснение. Википедия/ Чоканье. Цоканье (Ч-Ц)

* Чоканье — не различение звуков на месте аффрикат [ц] и [ч’] русского литературного языка, совпадение их в одном звуке, в мягком [ч’] или в твёрдом [ч].
* Цоканье — не различение аффрикат /ц/ и /ч’/, совпадение их в звуках [ц] и [ц’].

б) Библейский образ

* Судей 9:15: «Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью (ЦЕЛ защита) моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские».

* Екклесиаст 7:12: «потому что под сенью (ЦЕЛ) ее то же, что под сенью (ЦЕЛ) серебра; но превосходство знания в том, что мудрость дает жизнь владеющему ею».

* 1-я Царств 25:8: «спроси слуг твоих, и они скажут тебе; итак да найдут отроки благоволение в глазах твоих, ибо в добрый день пришли мы; дай же рабам твоим и сыну твоему Давиду, что найдет рука (ЙАД) твоя».

Таким образом, сравнив древнерусские и библейские тексты,  мы обнаруживаем тождественность образов и слов-понятий. Древнерусский термин ЧЕЛ+ЯДЬ составное слово из двух корней иврита – ЦЕЛ (кров, защита) + ЙАД (рука), передано на русский язык методом транслитерация (передача другим алфавитом).
 
* Примечание (у кого есть время)

См. ст. Игоря Фроянова.   Рабство и данничество у восточных славян
Источник:
30.11.2016 г.