Эссе. Святая наивность

Лариса Евсикова
Захожу в банк (заплатить кредит) и тут девушка-оператор, вглядываясь в фотографию в моём паспорте, спрашивает:
- А откуда мне так хорошо знакомо ваше лицо? Где я могла вас видеть?
Я пожала плечами. Зрительная память у меня хорошая, и по незнакомым для меня её чертам лица, явствует, что мы с ней нигде не могли видеться.
И тут меня осенила догадка!
- Вы, наверно, видели моё фото на обратной обложке моей книжки-малышки, которую я подарила одной из ваших сотрудниц.
- Аааа! Точно! - просияла девушка. - Так вы-писательница!
Я уже собралась было выслушивать её мнение о своём творчестве, надеясь, что оно будет восторженным, но не тут-то было. Вероятно, моя слава где-то заплутала в лабиринтах банковских счетов.:)))
- А Вы читали прогремевший на всю страну бестселлер одного монаха? - спрашивает она меня, и с радостью оповещает имя автора и название его книги. (Прошу прощения, что сейчас по памяти не могу восстановить эти данные).
Я пожала плечами. Она удивилась:
- Как? Вы не читали его книгу? Очень даже рекомендую!
И на клочке бумаги записывает: как называется книга и кто написал. Протягивая мне листочек, она горячо настаивает:
- Почитайте-почитайте! Не пожалеете. Очень хороший автор. Он - православный монах. В прошлом был таким биндюжником, каких свет не видывал. А вот встретился с Богом, получил просветление, и его мировоззрение полностью изменилось.

Вернувшись домой, я выхожу в интернет и открываю книгу расхваленного автора. Читаю и ничего не могу понять: а кто написал эту книгу? Монах?!
С первых же строк не покидает ощущение, что ты видишь перед собой работу опытного и высококвалифицированного лингвиста (филолога). Каков стиль-то? Пишет тонко, изящно, ажурно, одним словом - умнО! Ну так пишут только великие классики.
И сразу же пропадает желание вникать в сюжет. Откуда у малограмотного монаха классический стиль? Где он так научился писать? В какой-нибудь грязной забегаловке, когда пропивал свою молодость? А может у себя в келье, между постами и молитвами, пока исповедовался в своих грехах?

Боженьки ты мой, какой у нас народ-то наивный! Святая наивность! Люди, далёкие от религиозной теологии, понятия не имеют, что Бог даже если поцелует тебя в лоб, писать вместо тебя не будет. Слишком большая честь!
Да, Он даёт талант, вдохновение, идею книги, но писать Он за тебя не собирается.  И если ты не заканчивал академий и университетов, то на одном таланте далеко не уедешь. Талант тебе даётся в виде полуфабриката. И без профессиональной подготовки потребуются годы и десятилетия для взращивания своего таланта. О чём и говорит Иисус в притчи. (Матф. 25 глава)

Если бы Дмитрий Менделеев не был большим учёным, то вряд ли бы он во сне смог увидеть таблицу химических элементов. И если бы Пётр Чайковский не был большим композитором, то вряд ли бы он во сне слышал божественную музыку.

А тут малограмотный монах пишет в классическом стиле. Откуда у него такие данные?
Нетрудно догадаться - на этого автора работали литературные негры. Но тогда возникает вопрос: А откуда у бедного монаха такие деньги на оплату их труда?

Поймите меня правильно. Я не против того, чтобы монахи и игуменьи повествовали о своей греховной жизни до встречи с Богом; и о своей святой жизни, уже будучи с Ним. Но...
Если их "святое житие" становится бестселлером, а святой человек - раскрученным автором, то возникает вопрос: А при чём здесь Бог?
Трудно представить Мать Терезу, посвятившую всю свою жизнь служению заключённым, чтобы она ради пиара подробнейшим образом описывала это служение. И тем не менее её знает весь мир!