Взрыв

Милочка Шилова-Ларионова
В декабре 1919 года, 29 числа на железнодорожной станции Ачинск произошел  взрыв. Погибло 1400 человек.

Я РОДИЛАСЬ В АЧИНСКЕ, ПРОЖИВ ДОСТАТОЧНО ДОЛГУЮ ЖИЗНЬ, УЗНАЛА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ НАЗАД ОБ ЭТОМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПРОИСШЕСТВИИ, БЫЛА ОЧЕНЬ УДИВЛЕНА ТЕМ, ПОЧЕМУ НИ В ШКОЛЕ, НИ В ПЕЧАТИ, НИ В ВУЗАХ НИКТО НЕ ГОВОРИЛ, НЕ РАССКАЗЫВАЛ ОБ ЭТОЙ ТРАГИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ.
ГДЕ ЗАХОРОНЕНЫ ПОГИБШИЕ? ОБ ЭТОМ НИГДЕ НЕ УПОМИНАЕТСЯ.

"Дойдя до Ачинска, сибирские армии адмирала Колчака оказались зажатыми между двух огней: с запада наступали части 5-й армии красных, на востоке Транссибирскую железнодорожную магистраль перекрыл красноярский гарнизон, перешедший на сторону эсеров. Возникла реальная угроза окружения и уничтожения сибирских белых армий.
Одной из загадочных страниц нашего губернского прошлого остается ЧП на станции Ачинск 29 декабря 1919 года. И хотя об этом трагическом событии осталось огромное количество упоминаний — воспоминаний белых эмигрантов и красных повстанцев, причины взрыва доподлинно остаются неизвестными. Одни ставят на нелепую случайность, другие — на ужасную диверсию большевиков. В этой статье мы постараемся рассказать — так что же произошло в маленьком городке более чем 90 лет назад.
Ачинск с населением едва превышающим 10 тысяч человек в конце 1919 года был похож на «Вавилон». Солдаты нескольких армий (Русской, Чешской и ряда других), беженцы заполнили город. На Великой Сибирской магистрали скопились сотни эшелонов отступающих под натиском красных дивизий белых войск. Даже поезду Верховного правителя адмирала Колчака пришлось продвигаться по железной дороге со скоростью 3-5 километров час. В Ачинске же в эшелонах буквально жили тысячи людей. Их надо было спешно перебросить на восток — офицерам и их семьям приближавшаяся советская власть ничего хорошего не сулила. Железнодорожники были бы рады пропустить поезда, но мешали чехи — тысячи вагонов с их добром создали настоящую «пробку» на Транссибе. В итоге на станции оказались не только военные, но и огромное количество имущества, самым же опасным грузом были взрывчатка и боеприпасы.

Станция Ачинск. 29 декабря внезапно раздался оглушительный взрыв. Несколько поездов в одночасье «исчезли» с путей. От них остались только куски металла и дерева. И множество фрагментов человеческих тел. В этот морозный день бывший главнокомандующий Белой армией генерал Константин Сахаров вернулся из города на станцию. Он вошел в вагон, и в этот момент по ушам ударила звуковая волна. За звуком стеклянная крошка окон полетела в лицо, на полушубок. Схватив винтовку Сахаров бросился из вагона. На перроне столкнулся с новым главкомом Владимиром Каппелем, который с винтовкой в руках спешил взять ситуацию под свой контроль. Когда Сахаров огляделся, он увидел смятение на платформе у вокзала.
«Ничком лежали несколько убитых, и их теплые тела все еще содрогались последними конвульсиями. Бежали женщины с окровавленными лицами и руками; солдаты пронесли раненого, в котором я узнал своего кучера, только что вернувшегося со мной. В середине штабного эшелона горели вагоны, бросая вверх огромные, жадные языки ярко-красного пламени».
 
Правительственные части находились в шоке. Никто не мог сказать, что произошло. Ждали, что вслед за взрывом начнется нападение красных. Из города спешно вызвали добровольческие отряды, организовывали из уцелевших патрули. Однако большевистских атак не последовало. Красная армия вошла в город только в начале января 1920 года.

Последствия ЧП были страшными. От взрыва погибло несколько сотен людей. В том числе конвой главнокомандующего. Штабс-капитан Дмитрий Решетников из Красноуфимского кавалерийского дивизиона, попавший на станцию через несколько часов после взрыва, насчитал тысячу погибших. Многие пропали без вести. В том числе генерал-майор Голицын.
 Вот что писал «Красный стрелок» (газета 5 армии) 10 января 1920 года:
«В 3 часа дня на станции Ачинск произошел случайный взрыв вагона с динамитом, после чего загорелись цистерны с бензином и стали взрываться снаряды. В здании вокзала выбиты все стекла и снесена крыша. Трупы людей застряли в телеграфных проводах. Трупы лошадей были отброшены силой взрыва на полторы версты. Винтовки, выброшенные из вагонов, вкалывались штыками в крыши окрестных строений. Разбит поезд Каппеля. Пути исковерканы. Составы представляют собой какие-то массы».

В последующие дни окрестности железнодорожной станции Ачинск больше напоминали «царство» мертвецов. Вдоль путей были сложены погибшие, оторванные взрывом руки и ноги. Между этими пирамидами бродили мародеры, не брезговавшие снимать с человеческих останков драгоценности. Эта мрачная, зимняя картина ужасала очевидцев. И они пронесли память о трагедии через многие десятилетия.
До сих пор нет ясности в том, что стало причиной взрыва. Белый полковник Вырыпаев вспоминал о непонятном эшелоне из армии Пепеляева. Якобы «эшелон особого назначения» капитана Зубова грузил бочки с черным порохом. Они и стали причиной трагедии. А чуть позже взорвались три поезда с бензином. По другой версии теракт устроили агенты эсеров, большевиков, либо партизаны. Интересно, что еще в ноябре Реввоенсовет 5-й Красной армии, действовавшей против колчаковцев, направил енисейским партизанам директиву: действовать на участке железной дороги между Ачинском и Красноярском. Партизанам приказывалось «произвести крупные разрушения дорог, взрывая мосты, водокачки и производя крушения, с таким расчетом, чтобы исправление их требовало много времени». И, наконец, в качестве причины называли неосторожность при перегрузке мин в вагонах военно-морского арсенала.

КАЗАЧИЙ АРХИВ. О КАЗАКАХ ЕНИСЕЙСКИХ.
Шахматов Ананий Гордеевич — заметная личность среди енисейских казаков, был заместителем Председателя Войскового Управления Енисейского Казачьего Войска, на 4 Съезде ЕКВ был избран Кандидитом от казаков в Учредительное Собрание. Шахматов А.Г.погиб при взрыве поезда на станции Ачинск в декабре 1919 г. По информации советской газеты (за 1932 г.) он «при окружении красными, не сдался и взорвал эшелон...» Про взрыв поезда в Ачинске писали много, но нет полных сведений. Везде отмечают сам взрыв, но не указывают какие события этому предшествовали, не указывают причину взрыва. Кто может сказать: - Что произошло тогда в декабре 1919 г. на станции Ачинск? - Правда, что Шахматов А.Г. взорвал эшелон и что
произошло в декабре 1919 г. на станции Ачинск? Этот знаменитый взрыв на вокзале в Ачинске упоминается во всех мемуарах участников Белого Движения в Сибири. Версий взрыва существует как минимум две: от диверсии до халатности.

Все эти версии имеют свои «за» и «против». Так, член Ачинского совета, большевик П.Г.Ильченко, ссылаясь на воспоминания Н.С.Радченко, рассказывал, что белые при отступлении минировали склады рядом с железнодорожной станцией. На втором этаже склада боеприпасов колчаковцы разместили 350 арестованных солдат, не желавших воевать против красных. Чтобы их освободить большевики-подпольщики организовали подрыв. Два человека были убиты, еще двое ранены, но остальным удалось бежать. Но после первого раздался второй, намного более страшный взрыв, писал Ильченко. Интересно, что его сила могла быть и большей — если бы загорелся пороховой погреб. Но этого не произошло.
Однако окончательного ответа о причинах ачинской трагедии пока нет".

Немного добавлю о Каппеле Владимире Оскаровиче,генерал-лейтенанте царской армии, назначенного Верховным Правителем  командиром  корпуса.

"Во время оборонительных боев лета - осени 1919 г. корпус Каппеля, находясь на самых ответственных участках фронта и сражаясь против самых боеспособных частей противника, в том числе знаменитой 25-й стрелковой Чапаевской дивизии, прославившись "психическими атаками" в полный рост, практически был уничтожен. В начале ноября 1919 г. командовал корпусом, заменившим 1-ю Сибирскую армию на фронте. В середине ноября 1919 г. Каппель назначается командующим 3-й армии, составленной в основном из пленных красноармейцев, не прошедших достаточной подготовки. Они, в большинстве, при первой возможности, переходят на сторону красных. После оставления Омска именно ему Колчак намеревался передать полномочия "Верховного Правителя" во время "Великого Сибирского Ледового Похода" 1919 – 1920 гг. Находился на станции Татарская в конце ноября - начале декабря 1919 г., где принял решение сократить при отступлении дневные отходы. По воспоминаниям генерала Петрова, он был одним из немногих в то время белых военачальников, сохранявших оптимистическое настроение. В начале декабря 1919 г. подавил проэсеровское восстание полковника Ивакина. В это время Каппель пытался удержать Барнаульско-Бийский район. Во время крушения власти правительства Колчака – Главнокомандующий белыми войсками в Сибири (с 12 декабря 1919 г., с оставлением белыми войсками Новониколаевска). С непрерывными боями войска Каппеля отходят вдоль железной дороги, испытывая огромные лишения в условиях 50-ти градусного мороза, совершив беспримерный 3000 верстный путь от Омска до Забайкалья. По приказу Колчака, он объединил оставшиеся силы (30 тысяч человек) в кулак для прорыва. В последних числах декабря 1919 г. Каппель находился в Ачинске. Вызвал на дуэль командующего чехами и словаками в Сибири Сырового за поддержку большевиков и выдачу врагам белых Колчака, на которую тот не ответил, но вскоре его подчиненные отобрали у Каппеля паровоз, везший его состав. В это время Каппелю приходилось сражаться как с красными, так и с "зелеными" Рогова. Под Красноярском армия Каппеля окружена в результате измены и мятежа генерала Зиневича, потребовавшего от Каппеля сдачи в плен, но, обойдя город, он из окружения вырывается. Получив от Колчака телеграмму с приказом уничтожить бунт Зиневича, Каппель решил штурмовать Красноярск, под которым произошли ожесточенные бои 5 – 6 января 1920 г., в результате которых его силам удалось прорваться в обход города. Сил для уничтожения бунта у Каппеля не хватило. При этом Каппель разрешил желающим бойцам, которые не хотят или не могут идти в поход к Семенову, сдаться «эсеровско-большевистским» войскам под Красноярском, чтобы избавиться от лишней обузы и иметь под рукой только преданных Белой идее людей. При этом удобную для отхода железную дорогу пришлось оставить. Дальнейший путь армии Каппеля проходит по замерзшему Енисею, на который он выходит 7 января 1920 г., и по реке Кан, где провалился в полынью и отморозил ноги, из-за чего у него началась гангрена. Из-за сильного ухудшения состояния здоровья в результате ранее перенесенной операции и ранения, убедившись в невозможности дальше командовать армией, 21 января 1920 г. сдает командование войсками генералу Войцеховскому (по другим данным, 26 января 1920 г.). Перенес ампутацию ног, но продолжал выводить из-под вражеского удара армию верхом на коне".
 
Как назвать этих людей, бившихся на смерть за свою Родину? Героями? Недостаточно.