Записки дефектолога. Детские желания

Наталья Каблукова
Сегодня в детском саду дети делали кукол, которые исполняют желания. Каждый ребёнок в конце мастер-класса тихонечко шептал своё желание кукле. надо было видеть глаза детей в этот момент.
И я вспомнила историю, которая была несколько лет назад.
До Нового года осталось немного времени, и все будут загадывать желания. Очень хочется, чтобы желания детей были услышаны взрослыми... Пусть даже некоторые желания...

В летний период большая половина сотрудников в отпуске поэтому оставшиеся работают в две смены, подменяя ушедших.
Летом занятий почти нет, разве что остаются лепка, рисование, любые продуктивные виды занятий. И ещё детям много читают..
Сегодня Степановна работала в соседней группе.
Прочла детям сказку «Цветик-семицветик», выдала каждому шаблон – капельку и сказала загадочным голосом, что сейчас каждый нарисует свой собственный цветок, исполняющий желания.
Дети с радостью приступили к рисованию.

Цветные карандаши, лист бумаги и капелька. Обвёл капельку по контуру – вот тебе лепесток. Семь лепестков – цветок…
— Но чтобы наш цветок получился совсем волшебным, — сказала Степановна, — нужно зафиксировать на каждый лепесток желание. Кристина, что хочешь ты? — обратилась она к маленькой смешливой девочке.
Кристина вмиг посерьёзнела и спросила:
-Можно всё, что хочу?
-Конечно, это же твой цветок.
-Тогда я хочу дом! Большой и просторный. Свой, собственный. Мама думает, что я не вижу, а я знаю, как она плачет по ночам и переживает, что нам срочно нужно искать другую комнату. Снова снимать.
Степановна нарисовала над лепестком цветка схематично дом. С трубой и окнами.
Девочка изумлённо посмотрела на воспитателя.
-Тогда ещё сад, можно? Чтобы было где бегать и собирать яблоки.
— Пожалуйста! – Степановна нарисовала над другим лепестком несколько деревьев за заборчиком.
— Ой, ещё пять осталось! – захлопала в ладоши Кристина, а остальные дети с интересом разглядывали, как над лепестками появляются новые изображения. Девочка заказала новое платье , куклу, книгу, и на два лепестка один большой праздник.
-У меня скоро день рождения, — сказала она. – И я хочу праздник. Чтобы были дети, чтобы был торт, чтобы было весело.
-А разве тебе не бывает весело в этот день? – спросила воспитательница.
Девочка пожала плечами.
— Меня не слышат. Я говорю, что хочу свой праздник. А мама делает свой. Для взрослых. А я хочу для детей.
Степановна выдала девочке её рисунок с желаниями.
Кристина осторожно прижала его к груди и прошептала:
-Теперь нам не нужно будет снимать комнату! Я скажу маме, что моё самое заветное желание обязательно исполнится…
Надо было видеть, как светились глаза Кристинки.

— Ну, Дима, а чего хочешь ты? – спросила Степановна мальчика, стоявшего рядом.
-Я тоже могу просить всё, что хочу? – уточнил он.
И, получив утвердительный ответ, сказал:
— Я хочу, чтобы мама и папа никогда не ссорились! Чтобы они никогда не спрашивали меня, кого из них я люблю больше! Потому что я люблю их обоих! Я плакал и просил, чтобы они меня так не спрашивали, а они всё равно…
Степановна нарисовала две фигурки над лепестком. Фигурки крепко держались за руки и улыбались.
— А что ты хочешь ещё?
-Я хочу, чтобы у моей бабушки не болели ноги! Тогда я смогу с ней гулять подолгу и мы сможем пойти в лес. А там много места и тихо.
Степановна пририсовала фигурку бабушки, которая скачет через скакалку.
-Ой, как здорово! – обрадовался мальчик!- Да, это то, что надо! Ещё я хочу кухню, потому что мы живём в общежитии и мама не может готовить – кухни-то нет.
Пририсовали большую газовую плиту.
Для себя игрушки ребёнок заказал в последнюю очередь.

— Ирочка, иди ко мне, — зовёт Степановна очень застенчивую и крайне необщительную девочку. – Давай, твои желания зарисуем, огласим. Что ты хочешь больше всего на свете?
— Стол, — уверенно сказала девочка.
-Стол? – опешила Степановна.
-Стол, — ещё раз повторила девочка и пояснила. – Свой собственный стол.
Потому что стол есть у мамы. За ним она каждый вечер раскладывает бумаги и мне запрещено к ним подходить. И нельзя подходить к маме – она работает.
И я хочу свой стол, с высокими стенками. Я спрячусь за ними и буду рисовать. Долго. И никто не скажет: «Опять ты рисуешь!», — последнюю фразу девочка повторила со строгой, укоризненной интонацией взрослого. — А я так люблю рисовать. И хочу, чтобы мама сказала, хоть один раз: «Как же красивый рисунок у тебя получился!»
— Хорошо, — успокоила девочку Степановна, — смотри, я нарисовала твой стол. А что ещё будешь желать?
-Посуду, — снова очень уверенно сказала девочка.
— Какую посуду? –удивилась воспитательница.
-Красивую. Можно тарелку, чашку и блюдце. Потому что такая посуда только у мамы. Она пьёт чай из тоненькой кружечки, а мне даёт тяжёлую кружку, говорит, что всё равно разобью. А я так хочу пить чай из очень красивой посуды. Я не разобью, честно. Я просила у мамы на день рождения, на Новый год красивую чашку, а она купила мне платье. Длинное. Сказала – на вырост. Больше желаний у меня нет.

В последнее время взрослые жалуются на грубость и невнимание со стороны подросших детей. А не из детства ли это приходит? Не вот от таких ли неуслышанных в нужное время, но абсолютно несложных просьб? Как в отместку.

Были в группе дети с очень оригинальным подходом к желаниям.
— Костя, — обратилась Степановна к последнему ребёнку. – Что тебе рисовать в желаниях?
-Деньги, — тихо сказал ребёнок.
— Вот это да! – сказала Степановна и пририсовала над первым лепестком прямоугольник с надписью «Пять тысяч».
— Так? – спросила она мальчика.
-Да, — кивнул он. – И ещё.
— Что ещё?
— Ещё деньги, — потребовал ребёнок. – Над каждым лепестком.
Он терпеливо выждал, когда воспитатель закончит пририсовывать прямоугольнички с номиналом, бережно свернул лист и убрал его в карман.
-Костик, а почему только деньги? – спросила Степановна.- Других желаний нет?
— Если у меня будет столько денег, у меня будет и дом, и сад, и праздник, и игрушки, — спокойно пояснил ребёнок. – Я смогу купить лекарства для бабушки и мои родители никогда не будут ссориться. Потому что сейчас они ругаются из-за того, что папа мало даёт денег маме, а она много тратит.
Дети унесли рисунки в шкафчики.

-Надеюсь, что родители обратят внимание на рисунки детей, — сказала Степановна. – Ведь многое из этого можно выполнить, не затрачивая больших средств. Нужно только услышать своего ребёнка…